Формирование целевой группы (целевой аудитории) Для большего эффекта планируемых рекламных кампаний часто необходимы данные не обо всей совокупности жителей опрашиваемого региона, а только о некоторой его части, а именно — о людях с определенными социально-демографическими характеристиками и с определенными предпочтениями. Целевая группа рекламного воздействия (целевая аудитория, или ЦТ) — это множество людей, объединенных по принципу близкого
отношения к рекламируемому товару, или часть населения, до которой необходимо довести рекламную информацию. Таким образом, ЦГ включает в себя ограниченное количество респондентов из генеральной совокупности, которое отвечает некоторым условиям. Например, вы можете создать ЦГ, состоящую из женщин, имеющих высшее образование. При выборе такой ЦГ все расчеты (распределения, пересечения, расчет аудитории и медиапланирова-ние) будут выполняться для ограниченного числа жителей региона, а именно — только для тех людей, которые составляют ЦГ.
Для установки ЦГ выберите в главном меню пункт -«Совокупность», подпункт «Целевая группа». На экране появится форма «СПИСОК ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП» (рис. 5.3), в которой вы можете выбрать ЦГ, а при необходимости также создать любое количество новых ЦГ.
Рис. 5.3. Определение целевой группы (целевой аудитории)
В расположенной на форме таблице перечислены ЦГ (наименование и количество респондентов, составляющих группу). Для выбора ЦГ переместите указатель в таблице на нужную строку и нажми-
те кнопку <Выорать>. Программа выполнит установку ЦГ; в заголовке главной формы появится ее наименование и количество относящихся к ней респондентов.
Внимание!Не создавайте и не используйте целевые группы, число респондентов которых составляет менее 10% от генеральной совокупности, так как это приведет к большим погрешностям при расчете распределений, пересечений и при медиапланировании! Для создания новой ЦГ и включения ее в список нажмите на кнопка' <Добавить>.
На рис. 5.4 показан вариант формы для режима корректировки целевой группы. В режиме добавления новой целевой группы заголовок формы меняется на «ДОБАВЛЯЕМ НОВУЮ ЦЕЛЕВУЮ ГРУППУ», а кнопка <Изменить ЦГ> меняет название на <Добавить ЦГ>.
Рис. 5.4. Форма для корректировки параметров целевой группы (целевой аудитории)
В таблице перечисляются вопросы, на которые ответили членыЦГ, и коды вариантов ответов на эти вопросы. Так, ЦГ «женщины с высшим образованием» формируется из респондентов, на вопрос «Пол» давших вариант ответа «женский» (2), а на вопрос «Образование» давших вариант ответа «Высшее» (4). Коды условий (в данном примере это «2» и «4») формируются автоматически при добавлении или изменении варианта ответа на вопрос.
Рис. 5.5. Добавление и изменение вариантов условий для целевой группы (целевой аудитории)
Добавление и изменение вариантов условий для целевой группы производится с помощью формы «ВЫБОР УСЛОВИЙ», показанной на рис. 5.5. Эта форма открывается после нажатия кнопки <Добавить вариант> или <Изменить вариант> (см. рис. 5.4).
В левой части формы «ВЫБОР УСЛОВИЙ» расположен список вопросов, использованных при анкетировании. Символом «+» отмечены узлы, включающие вложенные варианты ответов для табличных вопросов.
При перемещении по списку вопросов в таблице, расположенной в правой части формы, выводятся варианты ответов. Вы можете
отметить нужный вариант (пли несколько вариантов) одним из следующих способов:
• щелкнув мышью по флажку, расположенному справа от варианта ответа:
• щелкнув мышью по наименованию варианта ответа;
• нажав клавишу <Enter>.
Установка флажка «Все. кроме ответивших на вопрос...» приводит к исключению из целевой группы респондентов, ответивших на выбранный вопрос. В показанном на рисунке примере при установленном флажке в целевую группу не попадут респонденты, ответившие на вопрос «Профессиональный статус».
После нажатия на кнопку <Выбрать> выбранный вопрос и номер варианта ответа отразятся в соответствующей форме «ИЗМЕНЯЕМ УСЛОВИЯ ВЫБОРКИ ДЛЯ ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ* (или — при формировании новой целевой группы — в форме «ДОБАВЛЯЕМ НОВУЮ ЦЕЛЕВУЮ ГРУППУ»), см. рис. 5.4.
Для просмотра значений для кодов условий переместите указатель в таблице в колонку «Коды условий» и нажмите клавишу <Enter> или щелкните по полю правой кнопкой мыши. Появится окно, в котором будут перечислены значения кодов условий в том порядке, в котором перечислены их значения (рис. 5.6).
При необходимости вы можете изменить условия для существующей целевой группы. Для этого нажмите на кнопку <Изменить>. Для удаления целевой группы из списка установите указатель в таблице на строку с наименованием этой группы и нажмите на кнопку <Удалить> (см. рис. 5.3).
Использование логических операторов «И» и «ИЛИ» при формировании целевых групп
В приведенном примере формирования ЦГ «женщины с высшим образованием» был использован принцип «Я» (принцип пересечения), т. е. рассматриваемая ЦГ отвечает одновременно двум условиям: пол — «женский», образование — «высшее»; соответственно, женщины со средним образованием или мужчины с высшим образованием в формируемую ЦГ не попадают.
Рис. 5.6. Коды условий при фиксации целевой группы (целевой аудитории)
В данной работе может потребоваться сформировать целевую группу на основе одного, скорее всего — множественного вопроса, при котором респондент может дать не один, а несколько ответов. Например, исследуя людей, которые любят и кинофильмы, и телесериалы, в форме «ДОБАВЛЯЕМ НОВУЮ ЦЕЛЕВУЮ ГРУППУ» следует нажать кнопку <Добавить вариант>, перейти в форму «ВЫБОР УСЛОВИЙ» и выбрать вопрос «Предпочтения в просмотре телепередач» и вариант ответа «Кинофильмы» (код «3»). Затем снова из формы «ДОБАВЛЯЕМ НОВУЮ ЦЕЛЕВУЮ ГРУППУ» нажать кнопку <Добавить вариант>. перейти в форму «ВЫБОР УСЛОВИЙ» и выбрать вопрос «Предпочтения в просмотре телепередач» и вариант ответа «Телесери&ты» (код «2»). В сформированную подобным образом ЦГ войдут только те респонденты, которые, отвечая на вопрос о любимых телепередачах, указали одновременно два ответа: «Кинофильмы» и «Телесериалы». Результат представлен на рис. 5.7.
Если же нас интересуют все, кто смотрит кино по телевизору, то в нашу ЦГ войдут и те, кто смотрит только кинофильмы, и те, кто смотрит только телесериалы, и те, кто смотрит и то и другое. Таким образом, данная ЦГ будет строиться по принципу «ИЛИ» {принципу объединения). В этом случае в форме «ВЫБОР УСЛОВИЙ» нужно
Рис. 5.7. Одновременный ответ на вопросы (оператор «Я»)
выбрать одновременно оба варианта ответа: «Кинофильмы» и «Телесериалы». Как будет выглядеть форма «ДОБАВЛЯЕМ НОВУЮ ЦЕЛЕВУЮ ГРУППУ», показано на рис. 5.8.
Рис. 5.8. Выбор одного из вариантов ответа (оператор «ИЛИ*)
В некоторых случаях требуется сформировать ЦГ, в которой по принципу «ИЛИ» должны объединяться условия, заданные на основе нескольких вопросов.
Рассмотрим гипотетическую ЦГ «Женщины, имеющие детей, или бездетные мужчины». В эту группу должны попасть только женщины, имеющие детей, и мужчины, не имеющие детей. Формируем первый блок ответов, объединяемых по условию «И» (кнопка <Добавить вариант>): пол — женщины (2); наличие детей (1 - есть); включаем условие «ИЛИ». Для этого после ввода первого блока вариантов ответов нужно нажать кнопку <ИЛИ>.
Затем формируем второй блок ответов, также объединяемых по условию «И» (кнопка <Добавить вариант>): пол — мужчины (1); наличие детей (2 — нет).
Результат показан на рис. 5.9.
Рис. 5.9. Использование оператора *ИЛИ» при фиксации целевой группы
Работа со справочниками
Программа позволяет вам работать со следующими справочниками:
• «Перечень вопросов» — просмотр вопросов, использованных при опросе;
• «Газеты» — просмотр списка газет и возможность редактирования тарифов рекламных модулей и видов льгот'надбавок:
• «Радиостанции» — просмотр списка радиостанций и возможность редактирования тарифов на рекламные аудноролики.
|