Исторический очерк подготовки педагогов-дефектологов Дореволюционная подготовка кадров для дефектологических учреждений (их было мало — они охватывали все вместе около 3000 детей) при недостаточном внимании со стороны государства — была очень трудным делом.
Велась скрупулезная и кустарная подготовка и переподготовка внутри школ для глухонемых и слепых детей; были краткосрочные курсы, проводимые попечительствами по очень узкой программе, рассчитанной на лиц с самым небольшим образованием. Из этих курсов сыграли некоторую роль курсы при Петербургском училище для глухонемых во время директорства А. Ф. Остроградского, была даже попытка этим курсам придать двухгодичный характер. При Петербургской вспомогательной школе, созданной при Психоневрологическом Институте, в 1912 г. под руководством проф. Л. Г. Оршанского были проведены курсы для нескольких десятков лиц, выразивших желание работать во вспомогательной школе. Вот почти и все.
На одной из первых страниц первого дефектологического журнала «Медико-педагогический вестник», в котором принимали участие И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт и другие, были запечатлена следующая мечта:
«Нескоро, но настанет время, разовьется новая отрасль — медицинская педагогика — эта будущая отрасль, заранее обеспечивая себе научное значение, будет владеть методом воспитания и обучения, имеющее научное оправдание».
Революция сделала возможным всеобуч детей с дефектами, и такое развитие специальной педагогики, какое предполагалось раньше через очень длительное время.
Педагоги-дефектологи и научные работники-дефектологи такие как В. А. Селихова и В. П. Кащенко, сыграли важную роль в развитии дефектологии.
Уже в 1918 г. в Народном Комиссариате Просвещения, в отделе, руководимом В. М. Бонч-Бруевич, остро был поставлен вопрос о подготовке новых кадров дефектологов. Этот вопрос был повторен на 1-м Всероссийском Съезде по просвещению в августе 1918 г., происходившем в стенах здания, занимаемого теперь Московским Государственным педагогическим институтом им. В. И. Ленина. Естественно, что усиленная подготовка кадров педагогов-дефектологов, осуществляющаяся с первых шагов советской власти, началась с краткосрочных курсов. Каждый дефектолог знает о тех первых курсах подготовки учителей вспомогательных школ. которые прошли под руководством проф. А. С. Грибоедова и оставили след в виде трехтомных записок.
Значение этих курсов было велико. Большое значение имели также, проведенные в Москве под руководством проф. Л. В. Занкова в 1925 г. центральные курсы для педагогов дефектологов всех видов специальной школы.
Но главным видом подготовки кадров педагогов — дефектологов и одним из проявлений широчайшего продвижения дела народного образования было возникновение высшего дефектологического педагогического образования.
В октябре 1918 г. открылся первый факультет детской дефективности в Петрограде при Институте дошкольного воспитания.
В 1920 г. этот факультет превратился в Институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка, возглавляемый проф. А. С. Грибоедовым, вошедший затем в состав Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена.
В этом же 1920 г. открылось сразу два дефектологических института в Москве; один был организован Наркомздравом, другой Наркомпросом. Оба института в 1923 г. слились в единый Московский Институт Дефектологии, который в 1925 г., в свою очередь влился во 2-й Московский Университет.
Чрезвычайно полезной стадией было слияние специальных дефектологических институтов с педагогическими институтами. Ленинградский институт детской дефективности, как было уже сказано, в качестве дефектологического факультета, влился в Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. Московский Институт Дефектологии, в качестве дефектологического отделения (ДЕФО), — влился сначала в педагогический факультет 2-го МГУ, а затем в Московский государственный педагогический институт, носящий теперь имя В. И. Ленина.
Нелегко было создавать новый специальный вид педагогического образования в этих институтах.
Зарубежный опыт построения дефектологического образования был незначителен, ибо попытки высшего дефектологического образования за рубежом начались, главным образом, только после первой империалистической войны. Кроме того, зарубежный опыт отличался крайней пестротой; в одной стране ограничивались годом подготовки, в другом — 2-мя годами и т. д.
Учебные планы этих зарубежных попыток высшего дефектологического образования отличались крайней неоформленностью, а программы почти отсутствовали.
Своего дореволюционного опыта у нас также почти не было. Не так много можно было почерпнуть из следующих фактов: 1) из того, что проф. А. С. Грибоедов читал курс педагогической патологии на Фребелевских курсах; 2) из того, что проф. А. С. Владимирский читал такой же курс в Психоневрологическом институте, открытом академиком В. М. Бехтеревым; 3) из того, что с 1910 г. проф. Г. И. Россолимо вел факультативно такой же курс для всех желающих студентов Московского университета.
Велики были трудности с формулировками профиля дефектологических факультетов. До 1932—33 гг. считалось, что дефектологические факультеты готовят и учителей специальной школы, и методистов отделов народного образования, и организаторов-инспекторов.
Конечно, это можно было делать в самом начале, когда на местах почти совсем не было новых и более квалифицированных кадров. В дальнейшем было справедливо установлено, что этими специальностями могут заниматься только лица, выделившиеся из массы педагогов-практиков.
Одно время допускалось, что, кроме высшего дефектологического образования, должно быть среднее, должны быть дефектологические педтехникумы или педучилища. Тогда перед дефектологическими институтами была поставлена цель — подготовить преподавателей специальной педагогики и специальных методик для этого среднего звена. Но эти дефектологические педучилища, а также дефектологические факультеты в г. Москве и др. городах, оказались нежизненными образованиями.
Первые учебные планы дефектологического факультета носили еще некоторые черты подражательства зарубежному опыту, того подражательства, от которого, к счастью, и притом очень быстро — высшее дефектологическое образование освободилось, что и стало залогом его успехов.
Эти первые учебные планы отличались следующими чертами: во-первых, не было большой и серьезной подготовки по предметам — русскому языку, литературе, физике и математике. Правда, знание некоторых предметов преподавалось, но в таких пределах, какие были нужны только для повышения среднешкольной подготовки. Во-вторых, особенностью учебных планов первого периода было то, что придавалось большое значение лечебной педагогике, которая зачем-то дополнялась курсами по сексуальной педагогике. В-третьих, давались для всех дефектологов в значительном объеме сведения, необходимые для социально-правовой охраны несовершеннолетних.
В-четвертых, все студенты готовились одновременно по всем трем видам специальной педагогики, что, конечно, было возможно, когда эти педагогики были еще почти совсем неразработанными и очень краткими курсами.
В 1932—33 г. начинается преподавание таких предметов, как русский язык, литература, математика, физика, но в начале в ограниченных размерах, применительно к возможности преподавания этих предметов в школе семилетке.
К этому же времени прекращается преподавание лечебной педагогики, которая быстро явилась пройденной ступенью для нашей специальной педагогики. Преподавание сексуальной педагогики, как ненужная дань зарубежному опыту, оборвалось еще раньше.
Студенты-дефектологи начали готовиться только по одной специальности.
В 1938 г. предметы стали преподаваться уже в объеме, необходимом для преподавания в средней школе. Это было большим событием, ибо педагогическая подготовка оформляется с достаточной полнотой и глубиной, когда она опирается в первую голову на диалектический материализм и основы марксизма-ленинизма, а затем на ту или иную группу предметов—словесных, математических, естествоведческих с их методиками.
Некоторым казалось, что подготовка педагогов-словесников, математиков, естественников, дающая право преподавания не только в специальной школе, но и в средней, приведет к разбазариванию кадров, но это предположение было ошибочным, так как преподавание в специальной школе обладает необычайно притягивающей силой.
1938 г. является, таким образом, действительно важной датой в истории дефектологического образования. Дефектологический факультет в этом году вступил в новый, высший этап своего развития.
В многотиражке того времени «Педвузовец» была посвящена специальная статья «Деффак на новом этапе». Сейчас дефектологический факультет пополнился кафедрой логопедии.
Бедой учебных планов дефектологических факультетов была многопредметность, ограничивавшая время на специальные дисциплины. Дефектологический факультет в сущности был, да отчасти и есть, двойным и притом очень трудным и сложным факультетом. Но эта беда дружными усилиями всех работающих на факультетах теперь в значительной степени устранена.
Когда-то была нужда — каждый год менять учебные планы и учить студентов всегда по переходным планам. С удовлетворением надо заметить, что учебные планы сейчас являются в основном откристаллизированными и в дальнейшем дело может идти только о детальных их усовершенствованиях. Все учебные планы деффака утверждены сейчас Министерством высшего образования СССР.
Как было уже сказано, нелегко было новому виду педагогического образования крепить себя, находить свой правильный путь. Нелегко было добиться у работников других факультетов и специальностей понимания и уважения к задачам столь необычайного факультета.
Прошло немного более 30 лет, но всем теперь эти задачи ясны и все относятся к дефектологическому факультету с заслуженным уважением.
Громадной трудностью на пути развития высшего дефектологического образования было замедленное оформление систематических курсов специальной педагогики и специальных методик. Приходилось студентам много учиться без книг.
Некоторая замедленность в оформлении систематических курсов, читаемых студентам-дефектологам, зависела от трудностей подведения методологического фундамента, от трудностей преодоления некоторых изживших себя традиционных установок. Имело, конечно, значение и малое, сначала, количество научных кадров.
Приходилось спешно и почти беспрецедентно создавать учебные пособия на совершенно новых основах. Теперь эти учебные пособия усовершенствуются в новых изданиях.
Кто может сказать, что в какой-нибудь другой стране имеется такая стройная серия учебных пособий по специальной педагогике, по специальным методикам, по истории дефектологии?
Но было естественно нетерпение студентов первых выпусков иметь скорее книги на смену запискам.
Отсутствие этих книг, хотя и было понятно и извинительно, тормозило высшее дефектологическое образование. Этот тормоз теперь почти отсутствует.
Слишком были отличны и своеобразны условия создания высшего дефектологического образования в нашей молодой, крепнущей и непрерывно поднимающейся в своем росте социалистической стране с очень большим спросом на педагогические кадры. Невозможно было думать о переключении на дефектологическую работу окончивших курс на других факультетах педагогических институтов. Нелегко было сколотить и перековать преподавательские кадры из практических работников и из талантливой вузовской молодежи. В этом отношении пионеры-преподаватели дефектологического факультета сделали очень много. Вот почему мы с благодарностью вспоминаем проф. А. С. Грибоедова, Д. В. Фельдберга, В. П. Кащенко, В. А. Гандера, Н. М. Лаговского, Н. A. Pay, А. Г. Граборова и А. А. Капустина.
Упоминая об этих фамилиях, нельзя не вспомнить одну телеграмму, присланную проф. А.С.Грибоедовым: «Приветствуем Дефектологическое отделение, дающее пример миру, пример возможности коммунистического строительства».
С благодарностью необходимо отметить и ныне здравствующих деятелей в области высшего дефектологического образования.
Необходимо отметить также и тех деятелей, которые сыграли очень большую роль в укреплении дефектологического образования — первых секретарей дефектологических факультетов.
Было бы несправедливо не отметить беззаветную и долгую работу, направленную на успешность высшего дефектологического образования представителей вспомогательного вузовского персонала.
На дефектологических кафедрах сейчас успешно играет видную роль целая плеяда преподавателей среднего поколения, а за этим талантливым средним поколением стоят ряды обещающей аспирантской молодежи.
Московский дефектологический факультет за первые 15 лет выпустил 300 человек, за вторые 15 лет — вдвое больше — около тысячи квалифицированных работников.
Если к этой тысяче прибавить окончивших курс в Ленинграде, на заочных — Московском и Ленинградском отделениях, а также те, которые закончили дефектологический факультет, существовавший одно время в г. Молотове и тех, которые выпущены дефектологическим факультетом Московского городского педагогического института, успешно работавшим под руководством С.С.Ляпидевского, то окажется, что за 30 лет дефектологические факультеты подготовили 2000 педагогов-дефектологов. Но дело не только в количестве.
В подавляющем большинстве случаев выпускники дефектологии — это энтузиасты, это передовики, это творческие педагоги, прекрасные патриоты, проявившие себя в период грозных испытаний Великой Отечественной войны.
Из числа выпускников вышло немало аспирантов-дефектологов, защитивших за 30 лет около 50 диссертаций.
Незабываема роль и научных студенческих кружков при кафедрах дефектологического факультета. Это они были теми оселками, на которых оттачивались научно-исследовательские инте-
ресы будущих аспирантов и диссертантов. Работе одного из кружков — кружку по психопатологии — исполнилось 15 лет.
Кафедры дефектологического факультета немало поработали в научно-исследовательской области дефектологии. Кроме учебных пособий, работниками кафедр Деффака написано большое количество статей, помещенных в «Вопросах дефектологии», в «Бюллетенях» научно-практических институтов спецшкол, в различных сборниках. Много ими создано также учебников для спецшкол. Нельзя пройти мимо, не отметив «Ученых записок», выпущенных дефектологическим факультетом.
Ученые записки Московского государственного
педагогического института.- М., 1950. — Т. LXI. — С. 143—148.
Д. И. Азбукин
|