Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лет высшего дефектологического

Образования в СССР и современные проблемы

Подготовки специалистов

Гуманные цели воспитания и обучения аномальных детей из­давна привлекали внимание прогрессивных деятелей России, ко­торые считали эту проблему актуальной среди других социальных

проблем народного образования. Они исходили из того, что ра­ционально организованная социально-адаптационная, коррекционно-воспитательная и лечебная работа позволяет приобщить аномальных детей к участию в общественно полезном труде.

Эффективность работы с аномальными детьми во многом за­висела от совершенства подготовки специалистов-дефектологов. Эта подготовка началась в нашей стране в годы гражданской войны и продолжается вот уже 70 лет. Система подготовки дефектологов развивалась в структуре народного образования в тесной связи с общей педагогикой на основе достижений дефек­тологической науки и смежных с ней наук, а также опыта рабо­ты учителей и воспитателей специальных учреждений для ано­мальных детей.

Немногочисленные специальные учреждения, существовавшие для обучения и воспитания аномальных детей в России до рево­люции, обслуживались персоналом, получавшим подготовку на краткосрочных курсах. История высшего дефектологического образования в нашей стране началась после Октябрьской социа­листической революции. Первые мероприятия по реализации программы борьбы с детской дефективностью включали подго­товку учителей-дефектологов. В 1918 г. были открыты краткос­рочные курсы учителей для работы с аномальными детьми в Пет­рограде, Москве, Киеве, Харькове и первый факультет детской дефективности при Институте дошкольного воспитания, кото­рый в 1920 г. был реорганизован в Институт социального воспи­тания нормального и дефективного ребенка, а позже объединил­ся с Ленинградским пединститутом им. А. И. Герцена.



В 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской де­фективностью, преступностью и беспризорностью было принято историческое для дефектологов решение: считать подготовку спе­циалистов для специальных учреждений важнейшей государствен­ной задачей, осуществлять эту подготовку в высших учебных за­ведениях. В Москве в том же году открылся Государственный институт дефективного ребенка Наркомздрава, а в 1921 г. — пе­дагогический институт детской дефективности Наркомпроса. Рек­тором последнего был назначен В. П. Кащенко. Подготовка де­фектологов в высших учебных заведениях Украины началась также в 1920 г. в Киевском высшем институте народного образования на медико-педагогическом отделении.

С целью повышения качества подготовки учителей-дефекто­логов и улучшения материальной базы в 1924 г. два московских института, готовящих дефектологов, были объединены и в сле­дующем году реорганизованы в дефектологическое отделение при педагогическом факультете 2-го Московского государственного университета, преобразованного в 1930 г. в самостоятельный фа­культет при Московском государственном педагогическом ин­ституте им. В. И. Ленина.

В высших учебных заведениях, готовящих дефектологов, на этом раннем этапе развития дефектологического образования работали замечательные ученые и педагоги: П. П. Блонский, А. Я. Вышинс­кий, М. И. Гернет, В. Я. Гиляровский, А. И. Граборов, В. П. Ка­щенко, Г. И. Россолимо, Ф. A. Pay, Н. М. Лаговский.

В этот период высшая школа осуществляла общую дефекто­логическую подготовку студентов без специализации в какой-либо одной области дефектологии. Это был период универсали­зации учебной подготовки. Однако развитие теории и практики воспитания и обучения аномальных детей, рост требований к квалификации дефектологов вызвали необходимость их диффе­ренцированной подготовки. В 1925 г. была введена специализа­ция по сурдопедагогике и логопедии, олигофренопедагогике и тифлопедагогике. Введение с 1931 г. всеобуча глухих, слепых и умственно отсталых детей немедленно сказалось на росте по­требностей в кадрах дефектологов. Среди преподавателей это­го периода подготовки дефектологов были Д. И. Азбукин, Л. С. Выготский, Л. В. Занков (позже в течение 6 лет работавший зав. кафедрой олигофренопедагогики МШИ им. В. И. Лени­на). Повышению качества подготовки дефектологов способ­ствовал созданный в конце 20-х годов Научно-практический институт дефектологии, где велась исследовательская и прак­тическая работа. Становление в 30-е годы новой специальной школы, опирающейся на научные теоретические положения, потребовало совершенствования качества и организации подготовки учителей-дефектологов. С этой целью в 1938 г. на базе факультета специальных школ МШИим. В. И. Ленина был создан самостоятельный Московский государственный педагогический дефектологический институт (МГПДИ), орга­низационно и территориально связанный с научно-практи­ческим институтом дефектологии. Директором института был М. И. Данюшевский, а позднее Т. А. Власова. МГПДИобъе­динил творческие усилия коллектива высококвалифицирован­ных профессоров и преподавателей, вписавших славные стра­ницы в историю высшего дефектологического образования: Д. И. Азбукина, В. В. Виноградова, Г. М. Дульнева, А. И. Дьячко-ва, С. Е. Крючкова, Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, А. Р. Лурия, Ф. A. Pay, Ф. Ф. Pay и др. Институт стал центром дефектологии, обеспеченным необходимым учебным обору­дованием, лабораториями, кабинетами. Он готовил педаго-гов-дефектологов и научных работников.

Было создано два факультета, готовящих специалистов для школ глухих и вспомогательных школ. Каждый факультет имел 3 отделения: русского языка и литературы, физико-математичес­кое и естественно-географическое. Окончившим присваивалась двойная квалификация учителя специальной и средней школы. Такая система подготовки обеспечивала учителями и предмет­никами старшие классы специальных школ.

Великая Отечественная война временно задержала развитие высшего дефектологического образования: прекратилась подго­товка специалистов в Ленинграде и Киеве, прервалась на год в Москве. Осенью 1941 г. МГПДИ был вновь присоединен к МГПИ им. В. И. Ленина на правах факультета.

Послевоенный период развития высшего дефектологического образования характеризуется совершенствованием специализа­ции и системы подготовки, расширением сети дефектологичес­ких факультетов и отделений.

С 1959 г. дефектологические факультеты работали по новым учебным планам, предусматривающим значительное усиление специальной подготовки студентов к работе в младших классах и воспитательной деятельности. Однако отказ от подготовки учи­телей-предметников математики, физики, биологии, географии для учащихся старших классов специальных школ в дальнейшем осложнил их комплектование специалистами.

Значительный вклад в разработку новых учебных планов, в дело организации и помощи вновь открывающимся дефекто­логическим факультетам внес (бывший деканом и завкафед­рой олигофренопедагогики МГПИ им. В. И. Ленина) профес­сор X. С. Замский.

В настоящее время подготовка учителей-дефектологов в стра­не осуществляется в 34 вузах страны.

С 1960 г. работает дефектологический факультет при Шяуляйс­ком педагогическом институте им Прейкшаса. В 1961 г. открылось дефектологическое отделение при Минском педагогическом инсти­туте им. А. М. Горького, в 1962 г. — дефектологический факультет Свердловского государственного педагогического института. В 1963 г. организован дефектологический факультет в Иркутске, в 1966 г. — в Славянске на Украине. С 1967 г. существует стационарное отделе­ние при Ташкентском пединституте им. Низами. В 1968 г. при исто­рическом факультете Тартуского государственного университета от­крыто дефектологическое отделение, а в 1969 г. при Лиепайском педагогическом институте им В .Лациса. В 1970 г. создано дефекто­логическое отделение при Кишиневском педагогическом институте им. Крянге. Затем был открыт дефектологический факультет в Алма-Ате в педагогическом институте им. Абая. С 1951 г. заочную подготовку специалистов-дефектологов с высшим образованием осуществляет дефектологический факуль­тет Московского государственного заочного педагогического ин­ститута.

В 1966 г. в МШИ им. В. И. Ленина были организованы одно­годичные курсы по подготовке дефектологов, на которые при­нимаются лица, имеющие высшее педагогическое образование и работающие в учреждениях для аномальных детей.

Подготовка учителей, учитывая разные профили специальных детских учебно-воспитательных учреждений, осуществляется по нескольким специальностям: олигофренопедагогика с дополни­тельной специальностью логопедия, олигофренопедагогика с до­полнительной специальностью «труд», логопедия с дополнитель­ной специальностью «русский язык и литература», сурдопедаго­гика с дополнительной специальностью «русский язык и литера­тура», тифлопедагогика с дополнительной специальностью «рус­ский язык и литература», специальная дошкольная педагогика и психология.

Для рассмотрения актуальных проблем подготовки учителей-дефектологов в 1972 г. при Научно-методическом совете по пси­холого-педагогическим наукам ГУВУЗА МП СССР была создана научно-методическая комиссия по дефектологии, впоследствии реорганизованная в Научно-методический Совет по дефектоло­гии. Создана и функционирует ученая комиссия по дефектоло­гии Министерства народного образования РСФСР. Стали регу­лярными расширенные выездные заседания совета и его комис­сий по различным вопросам, связанным с подготовкой дефекто­логических кадров.

Большое значение для определения эффективных путей даль­нейшего совершенствования системы подготовки имеет прове­дение межвузовских совещаний, что является формой обмена опытом, дает возможность плодотворного сотрудничества. Та­кие совещания проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Свер­дловске, Шяуляе, Ташкенте.

Проводится большая работа по профориентации учащихся стар­ших классов. Дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ле­нина в контакте с Государственным Комитетом народного обра­зования г. Москвы использует такие формы работы, как выезды руководителей и преподавателей факультета в школы и учебно-производственные комбинаты, выступления в печати, по радио и телевидению. Ежегодно в институте проводится День откры­тых дверей.

На факультетах уделяется большое внимание теоретической и практической направленности учебных занятий. У студентов формируются психолого-педагогические и специальные знания, твор­ческий подход к педагогическим явлениям и процессам. Повы­шению уровня лабораторно-практических занятий служит прак­тика их проведения непосредственно в специальных детских уч­реждениях. Используются разнообразные формы самостоятель­ной работы. Преподавателями специальных кафедр разработаны методические материалы в помощь самостоятельной работе сту­дентов. Большинство курсовых и дипломных работ носит выра­женную педагогическую направленность.

На дефектологических факультетах большое внимание уделя­ется непрерывной педагогической практике, которая является важной формой подготовки студентов к будущей работе учителя и воспитателя в школе.

Содержание и методы проведения педпрактики служат осно­вой формирования у студентов практических умений и навыков.

Непрерывная практика предусматривает привлечение всех сту­дентов I—V курсов к систематической педагогической деятель­ности. Практика студентов I курса — первый этап практической работы в системе познания и освоения педагогической профес­сии. Для ее проведения выделен постоянный день в неделе, вклю­ченный в расписание, когда студенты непосредственно включа­ются в жизнь школы. Разработан перспективный план комплек­сной воспитательной работы на весь период обучения студентов. При определении содержания, форм и методов воспитательной работы со студентами предусматривается их дифференциация в зависимости от курса. На каждом курсе предусматривается об­щественно полезный труд студентов, организация научно-иссле­довательской работы, совершенствование студенческого самоуп­равления, культурно-массовой и спортивной работы, организа­ции досуга, эстетического воспитания.

В процессе изучения специальных дисциплин студенты-дефектологи приобщаются к достижениям смежных научных от­раслей: например, логопеды знакомятся с определенными све­дениями из нейрофизиологии, нейропсихологии, клинической неврологии, генетики, психолингвистики. Синтез медицинских и психолого-педагогических дисциплин формирует у студентов материалистическое мировоззрение на природу дефекта, процессы аномального развития и компенсации. Существенное значение в формировании современных воззрений имеет изучение истории различных разделов дефектологии.

В подготовке дефектолога наряду с овладением комплексом разнообразных профессиональных знаний большое значение име­ет развитие у будущих специалистов гуманизма. Эта идея прони­зывает преподавание всех специальных учебных дисциплин, но особенно ярко она звучит в курсах спецпсихологии, спецпедаго­гики и истории спецпедагогики.

Одним из важнейших показателей уровня квалификации со­трудников дефектологических факультетов является их научная деятельность, которой способствуют установившиеся связи между дефектологическими факультетами педагогических вузов страны и лабораториями НИИ дефектологии АПН СССР, секторами и лабораториями дефектологии и специальной психологии инсти­тутов педагогики и психологии разных республик. Кафедры МГПИ такое сотрудничество осуществляют с 22 научными уч­реждениями по теме комплексного исследования «Пути интен­сификации изучения, обучения и воспитания детей с нарушени­ями интеллекта, речи и слуха». Улучшению качества подготовки будущего учителя посвящена комплексная тема, разрабатывае­мая специальными кафедрами дефектологического факультета МГПИ имени В. И. Ленина совместно с другими педвузами стра­ны «Пути совершенствования профессиональной подготовки сту-дентов-дефектологов».

Научная продукция дефектологических факультетов МГПИ имени В. И. Ленина, ЛПГИ им. А. И. Герцена, Киевского, Мин­ского, Шяуляйского и др. педагогических институтов прошла ши­рокую апробацию и в значительной мере внедрена в практику работы вузов и специальных школ. Однако при наличии комп­лексности в научной тематике ведущих дефектологических фа­культетов страны нерешенной остается проблема фундаменталь­ных исследований, что во многом объясняется отсутствием на­учной базы. Такой базой могла бы стать проблемная лаборато­рия, организация которой позволила бы выйти на уровень реше­ния крупных научных проблем.

Научно-исследовательская работа преподавателей дефек­тологических факультетов взаимосвязана с учебным процес­сом и научным поиском студентов. Массовость, высокое на­учное качество и экспериментальный характер — типичные черты деятельности СНО дефектологических факультетов. Лучшие работы выдвигаются на традиционные ежегодные межвузовские студенческие научные конференции, всесоюз­ные конкурсы.

Дефектологические факультеты страны считают своей важ­нейшей задачей связь со школами и другими практическими уч­реждениями. Многообразны и эффективны формы и виды этой связи. Разносторонний опыт сотрудничества заслужил одобре­ние и признание практических работников специальных учреж­дений, взаимно обогатил сотрудничающие стороны.

Чтение лекций по актуальным проблемам теории и практики обучения и воспитания детей с различными аномалиями в раз­витии; организация консультаций для учителей и воспитателей по вопросам специальных методик и общепедагогическим воп­росам; проведение методических семинаров для учителей и вос­питателей; посещение и анализ уроков учителей спецшкол, осо­бенно молодых специалистов, вчерашних выпускников факуль­тетов; проведение силами преподавателей и студентов совмест­но с педагогическими коллективами школ научно-практических конференций по вопросам интенсификации учебно-воспитатель­ного процесса, изучение и обобщение передового опыта — вот неполный перечень форм сотрудничества вуза и специальных учебно-воспитательных учреждений. Преподаватели кафедр ока­зывают активную помощь практическим учреждениям в плане оснащения методических кабинетов и учебно-воспитательного процесса методическими разработками уроков и внеклассных ме­роприятий, наглядно-дидактическими материалами.

В МГПИ им. В. И. Ленина сложилась практика заключения договоров о взаимном сотрудничестве кафедр дефектологичес­кого факультета со специальными школами.

Большая работа по связи факультета с органами народного об­разования и школами, проводимая дефектологическими факуль­тетами Ленинградского, Киевского, Минского и др. пединститу­тов, способствует тому, что большинство молодых специалистов работает по месту государственного распределения. Ведется зна­чительная лекционно-консультативная работа с педагогами-дефек-тологами страны через систему ИУУ, на курсах повышения ква­лификации работников специальных школ. Преподаватели дефек­тологических факультетов — активные участники Всесоюзных педагогических чтений и различных научно-практических конфе­ренций. Крепнут связи дефектологов высших учебных заведений с Всероссийским обществом слепых, Всероссийским обществом глухих, с его Центральным правлением, с коллективом Московс­кого театра мимики и жеста. Эта дружба помогает формированию у студентов-дефектологов профессиональных интересов, играет большую роль в учебно-воспитательной работе.

В связи с перестройкой высшей школы определены перспек­тивы совершенствования подготовки учителей-дефектологов, разрабатываются меры по дальнейшему развитию высшего дефек­тологического образования.

В этих условиях первоочередной задачей становится разра­ботка концепции высшего дефектологического образования как составляющей общей концепции педобразования.

В основе этой концепции: цели, принципы, содержание и раз­витие системы непрерывного дефектологического образования, создание учебно-научно-педагогического комплекса, совершен­ствование структуры дефектологических специальностей, изме­нение принципов отбора студентов, более эффективное исполь­зование выпускников, повышение эффективности научно-мето­дической работы, обновление системы стимулирования препо­давательской работы, совершенствование структуры управления, укрепление материально-технической базы дефектологических факультетов.

Перестройка высшей школы должна обеспечить новое каче­ство подготовки специалистов и оптимальное их профессиональ­ное использование. Однако, несмотря на открытие в последние десятилетия новых дефектологических факультетов, количество дефектологов с высшим образованием остается недостаточным, а их распространение по различным регионам страны — нерав­номерным. Географическое размещение дефектологических фа­культетов и их специализация должны соответствовать местам непосредственного использования выпускников, фактической по­требности регионов страны в специалистах, исходя из количе­ственного показателя наличия различных категорий аномальных детей в данной местности.

Имеющиеся факультеты не обеспечивают специалистами все существующие типы учреждений для аномальных детей и все дисциплины учебных планов этих учреждений. С каждым годом обостряется положение в специальных школах с учителями-пред­метниками. Все дефектологические факультеты в настоящее время гуманитарные с филологическим уклоном.

Вместе с тем дальнейшее наращивание дополнительных спе­циальностей и квалификаций в учебных планах приводит к их перегрузкам и снижению качества подготовки дефектологов.

Выход — в специализации дефектологических факультетов. Для этого в ближайшей перспективе потребуется разработка но­вых учебных планов по всем необходимым специальностям с ука­занием конкретной квалификации будущего специалиста.

Актуальна работа по пересмотру и обновлению учебных про­грамм.

Проектирование на научной основе системы требований, предъявляемых к будущим специалистам, должно быть отражено в квалификационной характеристике как нормативной моде­ли современного специалиста-дефектолога, которому предстоит работать в различных учреждениях для аномальных детей.

Необходимо улучшить практику отбора и направление абиту­риентов в центральные вузы по внеконкурсному приему, уси­лить внимание к качественному отбору абитуриентов на местах, привлекая на учебу молодежь, проявляющую склонность и при­звание к работе с детьми. Следует предусмотреть дальнейшее развитие курсов дефектологов, используя их для повышения ква­лификации учителей и воспитателей, работающих в соответству­ющих учреждениях.

На дефектологическом факультете МГПИ им. В. И. Ленина в настоящее время работает отделение повышения квалификации преподавателей дефектологических факультетов. Проблема со­вершенствования системы подготовки и повышения квалифика­ции вузовского преподавателя-дефектолога приобретает особое значение и получает новые возможности развития и кадрового роста в рамках недавно созданного учебно-методического объе­динения.

Дальнейшие пути развития высшего дефектологического об­разования страны зависят от активной, творческой позиции ра­ботников дефектологических факультетов, которым государство поручило решение одной из ответственных социальных проблем народного образования.

Учитель-дефектолог: современные проблемы подготов­Ки

и совершенствования работы / Под ред. В. А. Лап­шина,

В.И.Селиверстова. М., 1990. - С. 3—12.

В. А. Феоктистова






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2025 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.