Лет высшего дефектологического Образования в СССР и современные проблемы
Подготовки специалистов
Гуманные цели воспитания и обучения аномальных детей издавна привлекали внимание прогрессивных деятелей России, которые считали эту проблему актуальной среди других социальных
проблем народного образования. Они исходили из того, что рационально организованная социально-адаптационная, коррекционно-воспитательная и лечебная работа позволяет приобщить аномальных детей к участию в общественно полезном труде.
Эффективность работы с аномальными детьми во многом зависела от совершенства подготовки специалистов-дефектологов. Эта подготовка началась в нашей стране в годы гражданской войны и продолжается вот уже 70 лет. Система подготовки дефектологов развивалась в структуре народного образования в тесной связи с общей педагогикой на основе достижений дефектологической науки и смежных с ней наук, а также опыта работы учителей и воспитателей специальных учреждений для аномальных детей.
Немногочисленные специальные учреждения, существовавшие для обучения и воспитания аномальных детей в России до революции, обслуживались персоналом, получавшим подготовку на краткосрочных курсах. История высшего дефектологического образования в нашей стране началась после Октябрьской социалистической революции. Первые мероприятия по реализации программы борьбы с детской дефективностью включали подготовку учителей-дефектологов. В 1918 г. были открыты краткосрочные курсы учителей для работы с аномальными детьми в Петрограде, Москве, Киеве, Харькове и первый факультет детской дефективности при Институте дошкольного воспитания, который в 1920 г. был реорганизован в Институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка, а позже объединился с Ленинградским пединститутом им. А. И. Герцена.
В 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью, преступностью и беспризорностью было принято историческое для дефектологов решение: считать подготовку специалистов для специальных учреждений важнейшей государственной задачей, осуществлять эту подготовку в высших учебных заведениях. В Москве в том же году открылся Государственный институт дефективного ребенка Наркомздрава, а в 1921 г. — педагогический институт детской дефективности Наркомпроса. Ректором последнего был назначен В. П. Кащенко. Подготовка дефектологов в высших учебных заведениях Украины началась также в 1920 г. в Киевском высшем институте народного образования на медико-педагогическом отделении.
С целью повышения качества подготовки учителей-дефектологов и улучшения материальной базы в 1924 г. два московских института, готовящих дефектологов, были объединены и в следующем году реорганизованы в дефектологическое отделение при педагогическом факультете 2-го Московского государственного университета, преобразованного в 1930 г. в самостоятельный факультет при Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина.
В высших учебных заведениях, готовящих дефектологов, на этом раннем этапе развития дефектологического образования работали замечательные ученые и педагоги: П. П. Блонский, А. Я. Вышинский, М. И. Гернет, В. Я. Гиляровский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо, Ф. A. Pay, Н. М. Лаговский.
В этот период высшая школа осуществляла общую дефектологическую подготовку студентов без специализации в какой-либо одной области дефектологии. Это был период универсализации учебной подготовки. Однако развитие теории и практики воспитания и обучения аномальных детей, рост требований к квалификации дефектологов вызвали необходимость их дифференцированной подготовки. В 1925 г. была введена специализация по сурдопедагогике и логопедии, олигофренопедагогике и тифлопедагогике. Введение с 1931 г. всеобуча глухих, слепых и умственно отсталых детей немедленно сказалось на росте потребностей в кадрах дефектологов. Среди преподавателей этого периода подготовки дефектологов были Д. И. Азбукин, Л. С. Выготский, Л. В. Занков (позже в течение 6 лет работавший зав. кафедрой олигофренопедагогики МШИ им. В. И. Ленина). Повышению качества подготовки дефектологов способствовал созданный в конце 20-х годов Научно-практический институт дефектологии, где велась исследовательская и практическая работа. Становление в 30-е годы новой специальной школы, опирающейся на научные теоретические положения, потребовало совершенствования качества и организации подготовки учителей-дефектологов. С этой целью в 1938 г. на базе факультета специальных школ МШИим. В. И. Ленина был создан самостоятельный Московский государственный педагогический дефектологический институт (МГПДИ), организационно и территориально связанный с научно-практическим институтом дефектологии. Директором института был М. И. Данюшевский, а позднее Т. А. Власова. МГПДИобъединил творческие усилия коллектива высококвалифицированных профессоров и преподавателей, вписавших славные страницы в историю высшего дефектологического образования: Д. И. Азбукина, В. В. Виноградова, Г. М. Дульнева, А. И. Дьячко-ва, С. Е. Крючкова, Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, А. Р. Лурия, Ф. A. Pay, Ф. Ф. Pay и др. Институт стал центром дефектологии, обеспеченным необходимым учебным оборудованием, лабораториями, кабинетами. Он готовил педаго-гов-дефектологов и научных работников.
Было создано два факультета, готовящих специалистов для школ глухих и вспомогательных школ. Каждый факультет имел 3 отделения: русского языка и литературы, физико-математическое и естественно-географическое. Окончившим присваивалась двойная квалификация учителя специальной и средней школы. Такая система подготовки обеспечивала учителями и предметниками старшие классы специальных школ.
Великая Отечественная война временно задержала развитие высшего дефектологического образования: прекратилась подготовка специалистов в Ленинграде и Киеве, прервалась на год в Москве. Осенью 1941 г. МГПДИ был вновь присоединен к МГПИ им. В. И. Ленина на правах факультета.
Послевоенный период развития высшего дефектологического образования характеризуется совершенствованием специализации и системы подготовки, расширением сети дефектологических факультетов и отделений.
С 1959 г. дефектологические факультеты работали по новым учебным планам, предусматривающим значительное усиление специальной подготовки студентов к работе в младших классах и воспитательной деятельности. Однако отказ от подготовки учителей-предметников математики, физики, биологии, географии для учащихся старших классов специальных школ в дальнейшем осложнил их комплектование специалистами.
Значительный вклад в разработку новых учебных планов, в дело организации и помощи вновь открывающимся дефектологическим факультетам внес (бывший деканом и завкафедрой олигофренопедагогики МГПИ им. В. И. Ленина) профессор X. С. Замский.
В настоящее время подготовка учителей-дефектологов в стране осуществляется в 34 вузах страны.
С 1960 г. работает дефектологический факультет при Шяуляйском педагогическом институте им Прейкшаса. В 1961 г. открылось дефектологическое отделение при Минском педагогическом институте им. А. М. Горького, в 1962 г. — дефектологический факультет Свердловского государственного педагогического института. В 1963 г. организован дефектологический факультет в Иркутске, в 1966 г. — в Славянске на Украине. С 1967 г. существует стационарное отделение при Ташкентском пединституте им. Низами. В 1968 г. при историческом факультете Тартуского государственного университета открыто дефектологическое отделение, а в 1969 г. при Лиепайском педагогическом институте им В .Лациса. В 1970 г. создано дефектологическое отделение при Кишиневском педагогическом институте им. Крянге. Затем был открыт дефектологический факультет в Алма-Ате в педагогическом институте им. Абая. С 1951 г. заочную подготовку специалистов-дефектологов с высшим образованием осуществляет дефектологический факультет Московского государственного заочного педагогического института.
В 1966 г. в МШИ им. В. И. Ленина были организованы одногодичные курсы по подготовке дефектологов, на которые принимаются лица, имеющие высшее педагогическое образование и работающие в учреждениях для аномальных детей.
Подготовка учителей, учитывая разные профили специальных детских учебно-воспитательных учреждений, осуществляется по нескольким специальностям: олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия, олигофренопедагогика с дополнительной специальностью «труд», логопедия с дополнительной специальностью «русский язык и литература», сурдопедагогика с дополнительной специальностью «русский язык и литература», тифлопедагогика с дополнительной специальностью «русский язык и литература», специальная дошкольная педагогика и психология.
Для рассмотрения актуальных проблем подготовки учителей-дефектологов в 1972 г. при Научно-методическом совете по психолого-педагогическим наукам ГУВУЗА МП СССР была создана научно-методическая комиссия по дефектологии, впоследствии реорганизованная в Научно-методический Совет по дефектологии. Создана и функционирует ученая комиссия по дефектологии Министерства народного образования РСФСР. Стали регулярными расширенные выездные заседания совета и его комиссий по различным вопросам, связанным с подготовкой дефектологических кадров.
Большое значение для определения эффективных путей дальнейшего совершенствования системы подготовки имеет проведение межвузовских совещаний, что является формой обмена опытом, дает возможность плодотворного сотрудничества. Такие совещания проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Шяуляе, Ташкенте.
Проводится большая работа по профориентации учащихся старших классов. Дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина в контакте с Государственным Комитетом народного образования г. Москвы использует такие формы работы, как выезды руководителей и преподавателей факультета в школы и учебно-производственные комбинаты, выступления в печати, по радио и телевидению. Ежегодно в институте проводится День открытых дверей.
На факультетах уделяется большое внимание теоретической и практической направленности учебных занятий. У студентов формируются психолого-педагогические и специальные знания, творческий подход к педагогическим явлениям и процессам. Повышению уровня лабораторно-практических занятий служит практика их проведения непосредственно в специальных детских учреждениях. Используются разнообразные формы самостоятельной работы. Преподавателями специальных кафедр разработаны методические материалы в помощь самостоятельной работе студентов. Большинство курсовых и дипломных работ носит выраженную педагогическую направленность.
На дефектологических факультетах большое внимание уделяется непрерывной педагогической практике, которая является важной формой подготовки студентов к будущей работе учителя и воспитателя в школе.
Содержание и методы проведения педпрактики служат основой формирования у студентов практических умений и навыков.
Непрерывная практика предусматривает привлечение всех студентов I—V курсов к систематической педагогической деятельности. Практика студентов I курса — первый этап практической работы в системе познания и освоения педагогической профессии. Для ее проведения выделен постоянный день в неделе, включенный в расписание, когда студенты непосредственно включаются в жизнь школы. Разработан перспективный план комплексной воспитательной работы на весь период обучения студентов. При определении содержания, форм и методов воспитательной работы со студентами предусматривается их дифференциация в зависимости от курса. На каждом курсе предусматривается общественно полезный труд студентов, организация научно-исследовательской работы, совершенствование студенческого самоуправления, культурно-массовой и спортивной работы, организации досуга, эстетического воспитания.
В процессе изучения специальных дисциплин студенты-дефектологи приобщаются к достижениям смежных научных отраслей: например, логопеды знакомятся с определенными сведениями из нейрофизиологии, нейропсихологии, клинической неврологии, генетики, психолингвистики. Синтез медицинских и психолого-педагогических дисциплин формирует у студентов материалистическое мировоззрение на природу дефекта, процессы аномального развития и компенсации. Существенное значение в формировании современных воззрений имеет изучение истории различных разделов дефектологии.
В подготовке дефектолога наряду с овладением комплексом разнообразных профессиональных знаний большое значение имеет развитие у будущих специалистов гуманизма. Эта идея пронизывает преподавание всех специальных учебных дисциплин, но особенно ярко она звучит в курсах спецпсихологии, спецпедагогики и истории спецпедагогики.
Одним из важнейших показателей уровня квалификации сотрудников дефектологических факультетов является их научная деятельность, которой способствуют установившиеся связи между дефектологическими факультетами педагогических вузов страны и лабораториями НИИ дефектологии АПН СССР, секторами и лабораториями дефектологии и специальной психологии институтов педагогики и психологии разных республик. Кафедры МГПИ такое сотрудничество осуществляют с 22 научными учреждениями по теме комплексного исследования «Пути интенсификации изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, речи и слуха». Улучшению качества подготовки будущего учителя посвящена комплексная тема, разрабатываемая специальными кафедрами дефектологического факультета МГПИ имени В. И. Ленина совместно с другими педвузами страны «Пути совершенствования профессиональной подготовки сту-дентов-дефектологов».
Научная продукция дефектологических факультетов МГПИ имени В. И. Ленина, ЛПГИ им. А. И. Герцена, Киевского, Минского, Шяуляйского и др. педагогических институтов прошла широкую апробацию и в значительной мере внедрена в практику работы вузов и специальных школ. Однако при наличии комплексности в научной тематике ведущих дефектологических факультетов страны нерешенной остается проблема фундаментальных исследований, что во многом объясняется отсутствием научной базы. Такой базой могла бы стать проблемная лаборатория, организация которой позволила бы выйти на уровень решения крупных научных проблем.
Научно-исследовательская работа преподавателей дефектологических факультетов взаимосвязана с учебным процессом и научным поиском студентов. Массовость, высокое научное качество и экспериментальный характер — типичные черты деятельности СНО дефектологических факультетов. Лучшие работы выдвигаются на традиционные ежегодные межвузовские студенческие научные конференции, всесоюзные конкурсы.
Дефектологические факультеты страны считают своей важнейшей задачей связь со школами и другими практическими учреждениями. Многообразны и эффективны формы и виды этой связи. Разносторонний опыт сотрудничества заслужил одобрение и признание практических работников специальных учреждений, взаимно обогатил сотрудничающие стороны.
Чтение лекций по актуальным проблемам теории и практики обучения и воспитания детей с различными аномалиями в развитии; организация консультаций для учителей и воспитателей по вопросам специальных методик и общепедагогическим вопросам; проведение методических семинаров для учителей и воспитателей; посещение и анализ уроков учителей спецшкол, особенно молодых специалистов, вчерашних выпускников факультетов; проведение силами преподавателей и студентов совместно с педагогическими коллективами школ научно-практических конференций по вопросам интенсификации учебно-воспитательного процесса, изучение и обобщение передового опыта — вот неполный перечень форм сотрудничества вуза и специальных учебно-воспитательных учреждений. Преподаватели кафедр оказывают активную помощь практическим учреждениям в плане оснащения методических кабинетов и учебно-воспитательного процесса методическими разработками уроков и внеклассных мероприятий, наглядно-дидактическими материалами.
В МГПИ им. В. И. Ленина сложилась практика заключения договоров о взаимном сотрудничестве кафедр дефектологического факультета со специальными школами.
Большая работа по связи факультета с органами народного образования и школами, проводимая дефектологическими факультетами Ленинградского, Киевского, Минского и др. пединститутов, способствует тому, что большинство молодых специалистов работает по месту государственного распределения. Ведется значительная лекционно-консультативная работа с педагогами-дефек-тологами страны через систему ИУУ, на курсах повышения квалификации работников специальных школ. Преподаватели дефектологических факультетов — активные участники Всесоюзных педагогических чтений и различных научно-практических конференций. Крепнут связи дефектологов высших учебных заведений с Всероссийским обществом слепых, Всероссийским обществом глухих, с его Центральным правлением, с коллективом Московского театра мимики и жеста. Эта дружба помогает формированию у студентов-дефектологов профессиональных интересов, играет большую роль в учебно-воспитательной работе.
В связи с перестройкой высшей школы определены перспективы совершенствования подготовки учителей-дефектологов, разрабатываются меры по дальнейшему развитию высшего дефектологического образования.
В этих условиях первоочередной задачей становится разработка концепции высшего дефектологического образования как составляющей общей концепции педобразования.
В основе этой концепции: цели, принципы, содержание и развитие системы непрерывного дефектологического образования, создание учебно-научно-педагогического комплекса, совершенствование структуры дефектологических специальностей, изменение принципов отбора студентов, более эффективное использование выпускников, повышение эффективности научно-методической работы, обновление системы стимулирования преподавательской работы, совершенствование структуры управления, укрепление материально-технической базы дефектологических факультетов.
Перестройка высшей школы должна обеспечить новое качество подготовки специалистов и оптимальное их профессиональное использование. Однако, несмотря на открытие в последние десятилетия новых дефектологических факультетов, количество дефектологов с высшим образованием остается недостаточным, а их распространение по различным регионам страны — неравномерным. Географическое размещение дефектологических факультетов и их специализация должны соответствовать местам непосредственного использования выпускников, фактической потребности регионов страны в специалистах, исходя из количественного показателя наличия различных категорий аномальных детей в данной местности.
Имеющиеся факультеты не обеспечивают специалистами все существующие типы учреждений для аномальных детей и все дисциплины учебных планов этих учреждений. С каждым годом обостряется положение в специальных школах с учителями-предметниками. Все дефектологические факультеты в настоящее время гуманитарные с филологическим уклоном.
Вместе с тем дальнейшее наращивание дополнительных специальностей и квалификаций в учебных планах приводит к их перегрузкам и снижению качества подготовки дефектологов.
Выход — в специализации дефектологических факультетов. Для этого в ближайшей перспективе потребуется разработка новых учебных планов по всем необходимым специальностям с указанием конкретной квалификации будущего специалиста.
Актуальна работа по пересмотру и обновлению учебных программ.
Проектирование на научной основе системы требований, предъявляемых к будущим специалистам, должно быть отражено в квалификационной характеристике как нормативной модели современного специалиста-дефектолога, которому предстоит работать в различных учреждениях для аномальных детей.
Необходимо улучшить практику отбора и направление абитуриентов в центральные вузы по внеконкурсному приему, усилить внимание к качественному отбору абитуриентов на местах, привлекая на учебу молодежь, проявляющую склонность и призвание к работе с детьми. Следует предусмотреть дальнейшее развитие курсов дефектологов, используя их для повышения квалификации учителей и воспитателей, работающих в соответствующих учреждениях.
На дефектологическом факультете МГПИ им. В. И. Ленина в настоящее время работает отделение повышения квалификации преподавателей дефектологических факультетов. Проблема совершенствования системы подготовки и повышения квалификации вузовского преподавателя-дефектолога приобретает особое значение и получает новые возможности развития и кадрового роста в рамках недавно созданного учебно-методического объединения.
Дальнейшие пути развития высшего дефектологического образования страны зависят от активной, творческой позиции работников дефектологических факультетов, которым государство поручило решение одной из ответственных социальных проблем народного образования.
Учитель-дефектолог: современные проблемы подготовКи
и совершенствования работы / Под ред. В. А. Лапшина,
В.И.Селиверстова. — М., 1990. - С. 3—12.
В. А. Феоктистова
|