Дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена Дети, которые родились в 1989—90-м годах, станут полноправными гражданами страны в первом десятилетии XXIв. К сожалению, приходится констатировать на основе известных в нашей стране и зарубежных данных, что среди детей, которые появятся в 1990—1991 гг. будет значительный процент с сенсорной, умственной, эмоционально-волевой, физической патологией. Сегодня следует задать вопрос дефектологии, а как эти дети смогут адаптироваться в условиях XXI в.? Что должны педагоги-дефектологи сделать, чтобы аномальные дети смогли стать «полезными для других и не вредными для себя» (В.И.Луначарский)? Для чего мы должны учить аномальный детей и как?
Чтобы ответить сегодня на эти вопросы со знанием дела, чтобы эти ответы не были плодами фантазии, следует критически проанализировать опыт подготовки дефектологов.
Подготовка дефектологов в Петрограде началась с 1918 г. в Петроградском институте дошкольного воспитания. Отделение детской дефективности возглавлял тогда проф. А. С. Грибоедов. На отделение принималось по 40 человек, выпускникам присваивалось звание учитель-дефектолог.
Процесс развития дефектологического факультета в институте им. А. И. Герцена в Ленинграде был сложным и противоречивым. Он отражал путь формирования качественно новых методологических и теоретических основ отечественной дефектологии, общей психологии и педагогики, новой системы воспитания и обучения аномальных детей.
Ученые в период зарождения советской системы высшего дефектологического образования искали пути реализации гуманистической политики по отношению к аномальным детям, получившим впервые в истории нашей страны права гражданства. Развитие дефектологического факультета в Петрограде — Ленинграде прошло несколько этапов.
На первом этапе (1918—1925 гг.) работа дефектологов основывалась на теориях, которые казались архиреволюционными и прогрессивными: это и сверхкомпенсаторная теория А. Адлера, педагогическая прагматическая теория Д. Дьюи и педология, стремившаяся соединить биологическое и социальное в развитии нормального и аномального человека. Не всегда поиск в теории дефектологии 20-х годов отвечал социальному заказу общества, правильному переносу принципов философского материализма в конкретные психолого-педагогические науки. Наши предшественники стремились определить цель, содержание и методы обучения аномальных детей и на этой основе — содержание и методы подготовки педагогов-дефектологов.
Именно такой концептуальный подход позволяет утверждать, что на определенных этапах становления Ленинградского факультета были свои «взлеты», что особенно важно, дает основание предполагать, что высшее дефектологическое образование в стране должно соответствовать перспективам развития общества, уровню развития мировой науки о человеке.
Цели и содержание образования педагогов в 20-е годы на Ленинградском факультете (также как и в Москве) определялись теорией лечебной педагогики, получившей развитие в трудах А. С. Грибоедова: «...дефект нельзя скомпенсировать ни медицинскими, ни педагогическими средствами, а можно лишь его купировать и не дать развиваться в абсолютный дефект». Выпускник-дефектолог 20-х годов был призван больше лечить аномального ребенка, чем учить.
Второй этап в истории Ленинградского дефектологического факультета примерно охватывает годы с 1925 по 1932.
В 1925 г. на базе слияния трех институтов (институт Педологии, Дефектологии и институт дошкольного воспитания) создается дефектологическое отделение при институте им А. И. Герцена. Этот этап в развитии факультета отражает недифференцированность в системе обучения аномальных детей с физическими и умственными недостатками. Готовится учитель-дефектолог широкого профиля. Но уже в 1932 г. осуществлен выпуск учителей для школ слепых и слабовидящих, а также для школ глухих.
Значительных успехов достиг Ленинградский факультет в подготовке дефектологов в середине 30-х годов, когда в 1934 г. деканом становится заведующий кафедрой тифлопедагогики проф. Б. И. Коваленко (в ноябре 1989 г. кафедра отметила свое 60-летие и 100-летие со дня рождения Б. И. Коваленко). На факультет привлекаются известные ученые, передовые практики: М. Е. Хват-цев, Н. И. Озерецкий, В. А. Гандер, директор школы слепых В. П. Чугунов и др. Читают лекции по психологии С. Л. Рубинштейн, физиолог Иванов-Смоленский и др.
Сурдо-тифло-олигопедагогика рассматриваются как отрасли педагогической науки. В соответствии с достижениями науки складывается структура факультета, определяется дифференцированный подход к подготовке дефектологов для разных типов специальных школ. Поиск нового содержания дефектологических дисциплин приводит преподавателей к необходимости тесного содружества с Московским и Киевским деффаками. Для обмена опытом встречаются не только преподаватели, но и студенты.
Факультет ищет совершенные методы обучения студентов, развивающие и формирующие у них самостоятельность и творчество. Наиболее эффективными признаются бригадные методы обучения. Конечно, сейчас эти методы расцениваются наивными и бесперспективными, но в них отражается попытка ученых найти путь активного участия студентов в учебном познавательном процессе.
Заслуживает изучения опыт состояния объема поручений преподавателям факультета: это и индивидуальные консультации, и прием зачетов, и работа в библиотеке со студентами, это и лекции по предмету. Посещение лекций не считается обязательным, но сдача зачетов по темам лекций является условием допуска студента до экзамена. В конце 30-х годов в Ленинграде осуществляется подготовка дипломированных дефектологов, открывается аспирантура. С 1934 г. осуществляется подготовка не только на очном, но и заочном отделении. Выпусков с 1941 по 1948 г. на факультете не было. Но именно ведущие преподаватели факультета и, прежде всего, проф. В.И.Коваленко и его сотрудники, работая в созданном ими центре реабилитации военно-ослепших в г. Перми, положили начало новому направлению в дефектологии — реабилитации и интеграции поздноослепших и позднооглохших.
Следующий этап в истории развития Ленинградского дефектологического факультета — это начало 60-х — 70-х годов. В стране открываются новые факультеты, увеличивается прием на старейших факультетах страны, дифференциация в системе обучения и воспитания всех категорий аномальных детей и подростков обусловила необходимость дифференциации в подготовке педагогов-дефектологов. Большую роль в развитии дефектологического образования в эти годы сыграла И. Д. Карцева, работник Минпроса СССР, ответственная за подготовку дефектологов. В Ленинграде новый этап в истории дефектологического факультета связан с деятельностью таких деканов, как Н. П. Долгобородова (1959—1970 г.) и Л. С. Волкова (1970—1980 гг.). К работе на факультете привлекаются дефектологи и физиологи, отошедшие по разным причинам от работы на факультете: проф. М. Б. Могильницкий, В. К. Орфинская, М. Панкратов. На факультет приходят специалисты смежных дефектологии профессий: проф. А. И. Зотов, А. С. Чистович, Е. С. Иванов. Расширяется структура факультета: выделяется выпускающая кафедра олигофренопедагогики, которую первое десятилетие после 60-х годов возглавляет Н. П. Долгобородова, а затем А. Д. Виноградова; создается кафедра психоневрологии и логопедии, которая в середине 80-х годов разделяется на две кафедры: (логопедии и АФОД). В 60-е годы начинается систематическая подготовка специалистов через аспирантуру из выпускников факультета.
В начале 70-х годов, по существу, определяется современная структура факультета: две общефакультетские кафедры (АФОД и русского языка) и четыре выпускающие кафедры: тифло-сурдо-олигопедагогики и логопедии. Факультет готовит специалистов-дефектологов не только для всех республик СССР, но и некоторых стран мира. По количеству студентов дефектологический факультет занимает ведущее место в институте. Научная, учебная, общественная деятельность студентов Ленинградского дефектологического факультета — особая страница в его истории. Она требует специального осмысления и изучения.
Выросло молодое поколение преподавателей — 30-летних кандидатов наук из числа выпускников факультета. Они призваны не только сохранять лучшие традиции факультета, но и умножать их. Этому их призваны научить преподаватели старшего поколения.
Краткий исторический экскурс Ленинградского дефектологического факультета убеждает, что каждый новый этап в его развитии определяется социальным заказом общества.
Проблема качественного совершенствования дефектологов-педагогов стала общечеловеческой.
Коллектив Ленинградского дефектологического факультета видит основные пути совершенствования системы подготовки дефектологов во внедрении разработанной и получившей поддержку концепции непрерывного образования (автор М. И. Никитина) в рамках существующих отделений — тифло, сурдо, олиго, логопедии.
Программа непрерывного образования трехступенчатая: а) довузовская подготовка школьников, формирующая стойкие мотивы обучения на факультете; б) вузовская подготовка, которая предполагает открытие отделений для классов и школ с ЗПР и ДИП; в) послевузовская переподготовка работающих в специальных школах.
Система подготовки квалифицированных дефектологов обусловливает необходимость открытия Центра аномального ребенка при факультете, где будут решаться не только проблемы его диагностики, но и проводиться работа с родителями слепых, глухих, умственно отсталых детей. Возникает необходимость создания ассоциации родителей.
Но у факультета возникают сложные проблемы на пути совершенствования системы дефектологического образования педагогов. Децентрализация во всех регионах страны приводит к тому, что местные власти стремятся вести подготовку дефектологов на таком мощном факультете лишь для Ленинграда и области. Необходимо вмешательство Министерства просвещения РСФСР и Комитета по народному образованию.
Отсутствие в положении о специальной школе пункта о необходимости дефектологического образования всех педагогов школьных и дошкольных учреждений для аномальных детей осложняет распределение студентов даже в те специальные школы и детские сады, где работает 1—2 специалиста. Решение поставленных проблем обеспечит качественно более высокий уровень дефектологии.
Учитель-дефектолог: современные проблемы
подготовки и совершенствования работы / Под ред. В. А. Лапшина,
В. И. Селиверстова. — М., 1990. — С. 18—22.
Л. С. Волкова
|