Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дефектологического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена

Дети, которые родились в 1989—90-м годах, станут полноп­равными гражданами страны в первом десятилетии XXIв. К со­жалению, приходится констатировать на основе известных в на­шей стране и зарубежных данных, что среди детей, которые по­явятся в 1990—1991 гг. будет значительный процент с сенсорной, умственной, эмоционально-волевой, физической патологией. Сегодня следует задать вопрос дефектологии, а как эти дети смогут адаптироваться в условиях XXI в.? Что должны педагоги-дефектологи сделать, чтобы аномальные дети смогли стать «полезны­ми для других и не вредными для себя» (В.И.Луначарский)? Для чего мы должны учить аномальный детей и как?

Чтобы ответить сегодня на эти вопросы со знанием дела, что­бы эти ответы не были плодами фантазии, следует критически проанализировать опыт подготовки дефектологов.

Подготовка дефектологов в Петрограде началась с 1918 г. в Петроградском институте дошкольного воспитания. Отделение детской дефективности возглавлял тогда проф. А. С. Грибоедов. На отделение принималось по 40 человек, выпускникам присва­ивалось звание учитель-дефектолог.

Процесс развития дефектологического факультета в институ­те им. А. И. Герцена в Ленинграде был сложным и противоречи­вым. Он отражал путь формирования качественно новых мето­дологических и теоретических основ отечественной дефектоло­гии, общей психологии и педагогики, новой системы воспита­ния и обучения аномальных детей.

Ученые в период зарождения советской системы высшего де­фектологического образования искали пути реализации гумани­стической политики по отношению к аномальным детям, полу­чившим впервые в истории нашей страны права гражданства. Развитие дефектологического факультета в Петрограде — Ленин­граде прошло несколько этапов.



На первом этапе (1918—1925 гг.) работа дефектологов осно­вывалась на теориях, которые казались архиреволюционными и прогрессивными: это и сверхкомпенсаторная теория А. Адлера, педагогическая прагматическая теория Д. Дьюи и педология, стре­мившаяся соединить биологическое и социальное в развитии нор­мального и аномального человека. Не всегда поиск в теории де­фектологии 20-х годов отвечал социальному заказу общества, пра­вильному переносу принципов философского материализма в конкретные психолого-педагогические науки. Наши предшествен­ники стремились определить цель, содержание и методы обуче­ния аномальных детей и на этой основе — содержание и методы подготовки педагогов-дефектологов.

Именно такой концептуальный подход позволяет утверждать, что на определенных этапах становления Ленинградского фа­культета были свои «взлеты», что особенно важно, дает основа­ние предполагать, что высшее дефектологическое образование в стране должно соответствовать перспективам развития общества, уровню развития мировой науки о человеке.

Цели и содержание образования педагогов в 20-е годы на Ленинградском факультете (также как и в Москве) определялись теорией лечебной педагогики, получившей развитие в тру­дах А. С. Грибоедова: «...дефект нельзя скомпенсировать ни медицинскими, ни педагогическими средствами, а можно лишь его купировать и не дать развиваться в абсолютный дефект». Выпускник-дефектолог 20-х годов был призван больше лечить аномального ребенка, чем учить.

Второй этап в истории Ленинградского дефектологического факультета примерно охватывает годы с 1925 по 1932.

В 1925 г. на базе слияния трех институтов (институт Педоло­гии, Дефектологии и институт дошкольного воспитания) созда­ется дефектологическое отделение при институте им А. И. Гер­цена. Этот этап в развитии факультета отражает недифференцированность в системе обучения аномальных детей с физически­ми и умственными недостатками. Готовится учитель-дефектолог широкого профиля. Но уже в 1932 г. осуществлен выпуск учите­лей для школ слепых и слабовидящих, а также для школ глухих.

Значительных успехов достиг Ленинградский факультет в под­готовке дефектологов в середине 30-х годов, когда в 1934 г. дека­ном становится заведующий кафедрой тифлопедагогики проф. Б. И. Коваленко (в ноябре 1989 г. кафедра отметила свое 60-летие и 100-летие со дня рождения Б. И. Коваленко). На факультет при­влекаются известные ученые, передовые практики: М. Е. Хват-цев, Н. И. Озерецкий, В. А. Гандер, директор школы слепых В. П. Чугунов и др. Читают лекции по психологии С. Л. Рубин­штейн, физиолог Иванов-Смоленский и др.

Сурдо-тифло-олигопедагогика рассматриваются как отрасли педагогической науки. В соответствии с достижениями науки скла­дывается структура факультета, определяется дифференцирован­ный подход к подготовке дефектологов для разных типов специ­альных школ. Поиск нового содержания дефектологических дис­циплин приводит преподавателей к необходимости тесного со­дружества с Московским и Киевским деффаками. Для обмена опытом встречаются не только преподаватели, но и студенты.

Факультет ищет совершенные методы обучения студентов, развивающие и формирующие у них самостоятельность и твор­чество. Наиболее эффективными признаются бригадные методы обучения. Конечно, сейчас эти методы расцениваются наивны­ми и бесперспективными, но в них отражается попытка ученых найти путь активного участия студентов в учебном познаватель­ном процессе.

Заслуживает изучения опыт состояния объема поручений пре­подавателям факультета: это и индивидуальные консультации, и прием зачетов, и работа в библиотеке со студентами, это и лек­ции по предмету. Посещение лекций не считается обязательным, но сдача за­четов по темам лекций является условием допуска студента до экзамена. В конце 30-х годов в Ленинграде осуществляется подготовка дипломированных дефектологов, открывается ас­пирантура. С 1934 г. осуществляется подготовка не только на очном, но и заочном отделении. Выпусков с 1941 по 1948 г. на факультете не было. Но именно ведущие преподаватели фа­культета и, прежде всего, проф. В.И.Коваленко и его сотруд­ники, работая в созданном ими центре реабилитации военно-ослепших в г. Перми, положили начало новому направлению в дефектологии — реабилитации и интеграции поздноослепших и позднооглохших.

Следующий этап в истории развития Ленинградского де­фектологического факультета — это начало 60-х — 70-х го­дов. В стране открываются новые факультеты, увеличивается прием на старейших факультетах страны, дифференциация в системе обучения и воспитания всех категорий аномальных детей и подростков обусловила необходимость дифференци­ации в подготовке педагогов-дефектологов. Большую роль в развитии дефектологического образования в эти годы сыгра­ла И. Д. Карцева, работник Минпроса СССР, ответственная за подготовку дефектологов. В Ленинграде новый этап в ис­тории дефектологического факультета связан с деятельнос­тью таких деканов, как Н. П. Долгобородова (1959—1970 г.) и Л. С. Волкова (1970—1980 гг.). К работе на факультете при­влекаются дефектологи и физиологи, отошедшие по разным при­чинам от работы на факультете: проф. М. Б. Могильницкий, В. К. Орфинская, М. Панкратов. На факультет приходят спе­циалисты смежных дефектологии профессий: проф. А. И. Зо­тов, А. С. Чистович, Е. С. Иванов. Расширяется структура фа­культета: выделяется выпускающая кафедра олигофренопеда­гогики, которую первое десятилетие после 60-х годов возглав­ляет Н. П. Долгобородова, а затем А. Д. Виноградова; создается кафедра психоневрологии и логопедии, которая в середине 80-х годов разделяется на две кафедры: (логопедии и АФОД). В 60-е годы начинается систематическая подготовка специалистов че­рез аспирантуру из выпускников факультета.

В начале 70-х годов, по существу, определяется современ­ная структура факультета: две общефакультетские кафедры (АФОД и русского языка) и четыре выпускающие кафедры: тифло-сурдо-олигопедагогики и логопедии. Факультет готовит специалистов-дефектологов не только для всех республик СССР, но и некоторых стран мира. По количеству студентов дефектологический факультет занимает ведущее место в институте. Научная, учебная, общественная деятельность студен­тов Ленинградского дефектологического факультета — особая страница в его истории. Она требует специального осмысле­ния и изучения.

Выросло молодое поколение преподавателей — 30-летних кан­дидатов наук из числа выпускников факультета. Они призваны не только сохранять лучшие традиции факультета, но и умно­жать их. Этому их призваны научить преподаватели старшего поколения.

Краткий исторический экскурс Ленинградского дефектологи­ческого факультета убеждает, что каждый новый этап в его раз­витии определяется социальным заказом общества.

Проблема качественного совершенствования дефектологов-педагогов стала общечеловеческой.

Коллектив Ленинградского дефектологического факультета видит основные пути совершенствования системы подготовки дефектологов во внедрении разработанной и получившей поддер­жку концепции непрерывного образования (автор М. И. Никити­на) в рамках существующих отделений — тифло, сурдо, олиго, логопедии.

Программа непрерывного образования трехступенчатая: а) до­вузовская подготовка школьников, формирующая стойкие моти­вы обучения на факультете; б) вузовская подготовка, которая пред­полагает открытие отделений для классов и школ с ЗПР и ДИП; в) послевузовская переподготовка работающих в специальных школах.

Система подготовки квалифицированных дефектологов обус­ловливает необходимость открытия Центра аномального ребен­ка при факультете, где будут решаться не только проблемы его диагностики, но и проводиться работа с родителями слепых, глу­хих, умственно отсталых детей. Возникает необходимость созда­ния ассоциации родителей.

Но у факультета возникают сложные проблемы на пути со­вершенствования системы дефектологического образования пе­дагогов. Децентрализация во всех регионах страны приводит к тому, что местные власти стремятся вести подготовку дефекто­логов на таком мощном факультете лишь для Ленинграда и об­ласти. Необходимо вмешательство Министерства просвещения РСФСР и Комитета по народному образованию.

Отсутствие в положении о специальной школе пункта о необ­ходимости дефектологического образования всех педагогов школь­ных и дошкольных учреждений для аномальных детей осложня­ет распределение студентов даже в те специальные школы и дет­ские сады, где работает 1—2 специалиста. Решение поставленных проблем обеспечит качественно более высокий уровень дефектологии.

Учитель-дефектолог: современные проблемы

подготов­ки и совершенствования работы / Под ред. В. А. Лап­шина,

В. И. Селиверстова. М., 1990. С. 18—22.

Л. С. Волкова






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2025 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.