Кафедра дошкольной дефектологии (специальной педагогики и психологии)
МПГУ им. В. И. Ленина
Кафедра дошкольной дефектологии является выпускающей и осуществляет обучение студентов на отделении дошкольной дефектологии в составе дефектологического факультета МПГУ (с 1987 г.). Всего на I—V к. обучаются в среднем 200—250 студентов.
Кафедра осуществляет подготовку нового, широкого профиля специалиста-дефектолога для системы дошкольного воспитания. Осуществляется это в нашей стране впервые и не имеет аналогов в зарубежном опыте. Поэтому весь учебный план на этом отделении фактически является новым, оригинальным и экспериментальным. В то же время он построен с учетом типов профессионально-педагогических требований к учебно-воспитательной работе со студентами дефектологических и дошкольных факультетов педагогических вузов.
Обоснование нового профиля специалиста-дефектолога обусловлено, с одной стороны, тем, что в случае аномального развития маленьких детей у них обнаруживаются сложные, многоуровневые и взаимосвязанные проявления, нашедшие в специальной педагогике обозначения как «сложная структура дефекта» или «сочетанные отклонения в развитии». Наблюдения последних лет показывают, что детей со сложными дефектами становится все больше. Это позволяет говорить о необходимости у современных педагогов-дефектологов широких, интегральных знаний о разных категориях аномальных детей.
С другой стороны, дошкольное детство имеет для каждого ребенка свое самоценное значение. Создаваемые этим возрастом условия своеобразны и уникальны, и то, что недобрано или упущено в этот период, наверстать в дальнейшем трудно или вовсе невозможно. Это общее положение Концепции дошкольного воспитания особенно важно, если иметь в виду, что само дошкольное детство неоднородно, оно включает последовательно возрастные пласты, периоды: младенчество, раннее и дошкольное детство. Здесь каждый год жизни ребенка-дошкольника имеет для него свое неповторимое значение в формировании его познавательных возможностей, произвольности действий и эмоционального реагирования. Помощь маленькому ребенку в формировании у него названных сторон психофизического развития составляет суть дошкольного обучения (уровень и объем познания мира) и воспитания (правильное отношение к познаваемому). В целом же гармоничное развитие маленького ребенка может быть достигнуто лишь путем современной личностно-ориентированной стратегии дошкольного воспитания.
Кафедра дошкольной дефектологии стремится обеспечить целостную и необходимую подготовку будущего дошкольного дефектолога в свете современных требований к дошкольному воспитанию и обучению; оно должно способствовать совершенствованию в целом системы дошкольного воспитания детей, помогать эффективно решать вопросы своевременной и качественной помощи детям с разными отклонениями в развитии. Наша научная концепция об интегральном дефектологическом образовании строится на философских представлениях о единичном (в данном случае — это разные отрасли коррекционной педагогики: олигофренопедагогика, логопедия, сурдо- и тифлопедагогика и др.) и общем (т. е. их совокупности), которые диалектически взаимосвязаны и переходят друг в друга. В данном случае, часть и целое, как философские категории, выражают отношения между отдельными отраслями коррекционной педагогики и их совокупностью.
Гипотетически мы полагаем (и практика это подтверждает), что усвоение студентами объединенных, интегральных знаний отдельных дисциплин должно приводить к появлению у них новых качеств (т.е. образуется новый сплав знаний и умений, что и составляет новый профиль специалиста), не присущих специалисту, овладевающему этими знаниями в разобщенном, монопрофильном виде.
Инициатива, концепция и содержание подготовки нового профиля специалиста-дефектолога являются авторскими и принадлежат кафедре дошкольной дефектологии МПГУ. Новый профиль специалиста по нашей инициативе включен в Классификатор специальностей ГК РФ по высшему образованию (№ 180 от 05.03.94 г.). — 032000 «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)».
Профессиональная подготовка интегрального специалиста, способного работать с разными категориями аномальных детей или с детьми со сложными дефектами в развитии, строится нами на следующих концептуальных позициях и учебных требованиях:
—специальный дошкольный педагог и психолог (дефектолог) должен знать основы фундаментальных наук о человеке, закономерностях и особенностях младенческого, раннего детства и дошкольного возраста ребенка;
—знать анатомо-физиологические, психологические и педагогические условия нормального развития ребенка;
—иметь знания о структурах разных психофизических отклонений в развитии детей: с недостатками интеллектуального и психического развития, с недостатками речи, зрения и слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и особенностями поведения;
—владеть приемами изучения, психокоррекционной, коррек-ционно-педагогической и воспитательной работы со всеми категориями аномальных детей;
—обладать личностными качествами, позволяющими работать с аномальными детьми в условиях выраженного дефицита нормального общения этих детей с окружающими;
—дошкольный дефектолог должен обладать способностями методиста и организатора специального воспитания аномальны детей.
Профессионально значимыми в подготовке такого специалиста в вузе являются блоки специальных учебных дисциплин: медицинские основы дефектологии, детская и специальная психология, дошкольная и специальная педагогика, методы психолого-медико-педагогической диагностики, специальные методики коррекционно-педагогической работы с детьми, педагогическая практика студентов в специальных дошкольных учреждениях разного профиля, подготовка и защита курсовых и дипломных работ.
Многолетний опыт работы по подготовке специалистов-дефектологов нового профиля в целом показал правомерность, необходимость и результативность этой работы. Сделано несколько выпусков дошкольных дефектологов. В отчетах Государственных аттестационных комиссий отмечается высокий уровень и разносторонность знаний выпускников отделения дошкольной дефектологии. В то же время отмечается достаточная глубина проникновения студентов в отдельные проблемы дошкольной дефектологии. Об этом свидетельствует анализ защищаемых студентами дипломных (выпускных) работ. Профессиональный интерес и склонность выпускников к профильным разделам дошкольной дефектологии совпадает с их послевузовской практической работой и отражает, таким образом, процесс определенной профилизации студентов, происходящий внутри всего целостного, интегрального их обучения в вузе.
Наблюдения показывают, что около 30% выпускников преимущественно увлечены дошкольной олигофренопедагогикой, примерно столько же — детской логопедией, по 15% — сурдопедагогикой и тифлопедагогикой и около 10% — ДЦП, ЗПР и др. отклонениями детского развития. Такой расклад в общем соответствует и распространенности нарушений в развитии у детей и количественной сети специальных детских учреждений.
Трудоустройство выпускников отделения дошкольной дефектологии показывает все возрастающую потребность и востребованность наших специалистов в общей системе дошкольного образования: в дошкольных консультативно-коррекционных пунктах и центрах, ПМПК, специальных школьных учреждениях для детей со сложными и сочетанными отклонениями в развитии.
В настоящее время на кафедре ведется разработка учебного плана с учетом современных требований к 3-х уровневой системе высшего образования, по подготовке бакалавров и магистров по дошкольной коррекционной педагогике. Одновременно кафедра принимает непосредственное участие в разработке учебных планов по подготовке 1 уровня спе-циалистов-дефектологов (воспитателей специальных дошкольных учреждений) на базе открытых при нашем участии и активно сотрудничающих с кафедрой дефектологических отделений при педколледже № 4, педучилище № 16 г. Москвы и пед-колледже № 2 г. Тулы.
На отделении дошкольной дефектологии проводится 2 обучающих эксперимента по подготовке специалистов-дефектологов:
а)на базе предварительно-изначальной подготовки студентов в педучилище и колледже (I—II ступень) с последующим переводом их в вуз на наше отделение (II—IIIступень) — 25 человек;
б)ведется экспериментальная подготовка специалистов-дефектологов из молодежи с серьезными нарушениями зрения (инвалидов по зрению) — 11 человек.
На кафедре дошкольной дефектологии за прошедшее время подготовлено свыше 30 программ по отдельным учебным дисциплинам (по клиническим основам, спецпсихологии, коррекцион-ной педагогике, спецметодике, педпрактике студентов), 4 комплекта и 3 сборника программ, 1 сборник вопросов к рейтинговой оценке профессиональных знаний студентов по дошкольной дефектологии. Составлено 2 видеофильма и 2 компьютерные программы по коррекционной работе с аномальными детьми.
Вопросы совершенствования учебного процесса со студентами регулярно обсуждаются на методических объединениях кафедры и секции УМО по дошкольной дефектологии. На кафедре функционируют методические секции по профильной подготовке студентов: по олигофренопедагогике (рук, — доц. Гаврилушкина О. П.), по логопедии (рук. — доц. Давидович Л. Р.), по сурдопедагогике (рук. — доц. Головчиц Л. А.), по тифлопедагогике (рук. — доц. Юганова И. В.), по спецпсихологии (рук. — доц. Кузнецова Л. В.).
Кафедра дошкольной дефектологии имеет договоры о взаимном сотрудничестве с целым рядом практических учреждений.
—для детей с недостатками интеллектуального и психического развития;
—для детей с нарушениями речи;
—для детей с нарушениями зрения;
—для детей с нарушениями слуха;
—для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: На базе этих учреждений проводится педагогическая практика и лабораторные занятия студентов, ведется экспериментальная работа, осуществляется научно-методическое сотрудничество со специалистами.
Под нашим руководством и совместно с Научно-методическим центром Юго-Восточного округа г. Москвы разрабатывается модель целостной, централизованной и координированной системы помощи детям с разными отклонениями в развитии в условиях одного, сравнительно небольшого региона.
При кафедре образована и функционирует учебно-методическая Лаборатория по изучению детей с разными отклонениями в развитии. На базе Лаборатории преподаватели кафедры совместно со студентами обследуют детей, дают психолого-медико-педагогические консультации родителям, проводят коррекционно-педагогические (лабораторные) занятия с детьми.
Подготовка дошкольных дефектологов под нашим руководством и участии осуществляется: на факультетах и отделениях педагогических вузов в Москве (МОСУ), Череповце, Орле, Курске, Северодвинске; на курсах переподготовки на СФППК МПГУ, в Архангельске, Уфе, Йошкар-Оле, Владимире.
Преподаватели кафедры оказывают серьезную помощь в организации работы этих подразделений, с ними скорректированы наши учебные планы, программы. Наши преподаватели читают лекции, возглавляют Государственные аттестационные комиссии, помогают учебно-методическими пособиями и т. п.
Кроме того, кафедра сотрудничает с рядом институтов повышения квалификации педагогических кадров Москвы и других городов России, где наши преподаватели читают лекции, проводят методическое консультирование, оказывают практическую помощь аномальным детям и т. д.
Кафедра дошкольной дефектологии в рамках общефакультетской тематики НИРучаствует в разработке следующих научно-исследовательских программ: 1) «Пути совершенствования профессиональной подготовки дошкольных коррекционных педагогов и специальных психологов» и 2) «Изучение и коррекционное воспитание и обучение дошкольников с разными отклонениями в развитии».
На кафедре издано под редакцией В. И. Селиверстова несколько сборников научных трудов под общим названием «Подготовка учителей-дефектологов в системе педвузовского образования» и «Актуальные проблемы дефектологии».
1. По первому направлению ведется научный поиск оптимальных форм, приемов и содержания подготовки дошкольных дефектологов. Исследуются:
—разные формы обучения: очного, заочного и вечернего; качество теоретических и практических, аудиторных занятий, практической и самостоятельной работы студентов и др.;
—разные уровни образования: многоступенчатость образования, средний и высший уровень образования;
—сочетание профессионального обучения (знания, умения, навыки) с формированием личностных качеств будущего специалиста, формирование в процессе обучения социально-активной личности специалиста с его умением проводить методическую и организационную работу по дошкольному воспитанию аномальных детей.
Результаты научной работы сотрудников кафедры отражаются в научных статьях, методических и учебных пособиях для студентов. Основные опубликованные учебные пособия и учебники:
«Логопедия». М., «Просвещение», 1989 (Под ред. Л. С. Волковой);
«Практикум по дошкольной логопедии». М., «Просвещение», 1988. (Под ред. В. И. Селиверстова);
«Первые сведения о речевых расстройствах и о приемах их преодоления». «Педагогические истоки логопедии». М., «Прометей», 1984, 1985 (В. И. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих);
«Дошкольная олигофренопедагогика». М., «Просвещение», 1988 (Е. А. Стребелева);
-.Программы: по олигофренопсихологии и олигофренопедагогике (Е. А. Стребелева), по основам дефектологии и логопедии, по логопсихологии (В. И. Селиверстов), по специальной психологии и педагогике детей с церебральным параличом (Н.В.Симонова), по сурдопсихологии (Л. И. Тигранова), сурдопедагогике (Л. А. Головчиц), по тифлопсихологии и тифлопедагогике (И. В. Юганова).
2. В русле второго направления научной работы на кафедре дошкольной дефектологии совершенствуются приемы изучения аномальных детей разных категорий, ведется поиск эффективных приемов коррекционно-психологической и коррекционно-педагогической работы с ними. Исходными принципами служат:
—интегрально-личностный подход к ребенку с отклонениями в развитии: воздействовать на ребенка в целом, на его личность и поведение, а не только на его дефект;
—начинать коррекционное воздействие как можно раньше, а еще лучше — предупреждать возможные отклонения в развитии ребенка;
—максимально активизировать коррекционно-воспитатель-ную работу с ребенком его родителей и воспитателей дошкольных учреждений.
Результаты научной работы сотрудников кафедры в этом направлении отражаются в научных статьях и пособиях для специалистов-практиков и родителей. Основные опубликованные книги и пособия:
«Игры в логопедической работе с детьми». М., «Просвещение», вып. 1 — 1981, вып. 2 — 1987 (В.И.Селиверстов и др.)
«Заикание у детей». М., «Просвещение». 1979 (В.И.Селиверстов);
«Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей». М., «Просвещение», 1990 (Е.А.Стребелева и др.);
«Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей». М., «Просвещение», 1991 (О.П.Гав-рилушкина);
«Воспитание и обучение детей с расстройствами речи». М., «Просвещение», 1968 (В.И.Селиверстов и др.);
«Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1991 (О. П. Гав-рилушкина и др.);
«Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста». М, «Просвещение», 1991 (Л.А.Головчиц и др.);
«Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста». М., «Просвещение». 1991 (Л.АТоловчиц и др.);
Под редакцией И. В. Югановой издан ряд учебников по русскому языку, чтению и математике для вспомогательных классов школы слабовидящих.
«Дошкольное воспитание аномальных детей». М., «Просвещение», 1993 (Под ред. Л. П. Носковой).
Сотрудники кафедры принимают участие в организации международных и отечественных научных и научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров: ежегодно выступают с научными докладами на научных сессиях МПГУ; выезжают заграницу; поддерживают постоянные научные связи с иностранными специалистами из Германии (Ольденбургский университет, ф-т спецподготовки), с Будапештским институтом специальной педагогики им. Г. Барци, с Софийским университетом, со специалистами из США, Израиля и др.
По результатам своей научно-исследовательской работы на кафедре ведется работа над докторскими диссертациями доцентами: Головчиц Л. А., Гаврилушкиной О. П., Давидович Л. Р., Югановой И. В. Стребелева Е. П. защитила докторскую диссертацию. Селиверстов В. И. подготовил к защите докторскую диссертацию по совокупности по теме «Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми».
В настоящее время при кафедре около 30 аспирантов и соискателей из Москвы и из других регионов России. В помощь аспирантам и соискателям и для контроля за ходом их кандидатских исследований на дефектологическом факультете ежегодно организуются конференции молодых ученых-дефек-тологов (отв. — Селиверстов В.И., Гаврилушкина О.П.)- Аспиранты регулярно выступают на кафедре, организуется помощь в публикации их тезисов и статей. Защита кандидатских диссертаций в основном проводится на своем специализированном ученом Совете при МП ГУ.
Научно-исследовательская работа студентов на отделении дошкольной дефектологии реализуется через участие студентов в научных кружках и проблемных группах. Под научным руководством преподавателей студенты выполняют свои курсовые работы, представляют свои работы на конкурсы, выступают с научными докладами на Межвузовских конференциях, которые организуются ежегодно на дефектологическом факультете МПГУ, защищают свои дипломные (выпускные) работы.
В организации НИРС принимают участие все преподаватели кафедры: у каждого есть свой кружок или проблемная группа, где студенты работают в русле тематики НИР преподавателя. На студенческих научных конференциях преподаватели организуют работу секций по дошкольной дефектологии.
Ежегодно студенты нашего факультета занимают 15—17 призовых мест на университетском Смотре-конкурсе лучших студенческих научных работ. Много лет дефектологический факультет удерживает одно из лидирующих мест в организации научно-исследовательской работы студентов в университете.
Многие студенты после окончания университета продолжают свои научные исследования, начатые во время своей учебы. Некоторые из них работают преподавателями на кафедре дошкольной дефектологии: Павлова О. С, Попова И. В., Кроткова А. В., Коркина Ю. В., Кондукова И. В., Зуденкова Е. П.
В разное время на кафедре дошкольной дефектологии работали и работают:
—доктора наук, профессора: Селиверстов В. И., Стребелева Е. А., Носкова Л. П., Чиркина Г. В., Тигранова Л. И., Гаврилов Л. Ф., Ермаков В. П., Зайцева Г. Л.;
—кандидаты наук, доценты: Головчиц Л. А., Гаврилушкина О. П., Давидович Л. Р., Юганова И. В., Кириллова Л. И., Гуро-вец Г. В., Симонова Н. В., Клушина Н.В., Кузнецова Л. В., Абелева И. Ю., Орлова О. С.
В преподавательский состав кафедры входят по базовому образованию: олигофренопедагоги, логопеды, тифлопедагоги, сурдопедагоги, психологи, врачи, дошкольные дефектологи. За время работы кафедры дошкольной дефектологии удалось в известной мере совместить, сплотить интересы преподавателей разных специальностей. Трудно переоценить взаимообогащающее значение их совместной научной, методической и учебной работы, в совершенствовании межпредметных связей в обучении студентов.
В заключение можно констатировать, что на кафедре образован разнопрофильный, но единый преподавательский коллектив дошкольных дефектологов, способный успешно решать серьезные научно-исследовательские, методические и учебные задачи в условиях современного высшего и среднего специального педагогического образования.
Селиверстов В. И. Информационные материалы. — М., 1994.
|