Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Кафедра дошкольной дефектологии

(специальной педагогики и психологии)

МПГУ им. В. И. Ленина

Кафедра дошкольной дефектологии является выпускающей и осуществляет обучение студентов на отделении дошкольной дефектологии в составе дефектологического факультета МПГУ (с 1987 г.). Всего на I—V к. обучаются в среднем 200—250 студентов.

Кафедра осуществляет подготовку нового, широкого профиля специалиста-дефектолога для системы дошкольного воспитания. Осуществляется это в нашей стране впервые и не имеет анало­гов в зарубежном опыте. Поэтому весь учебный план на этом отделении фактически является новым, оригинальным и экспе­риментальным. В то же время он построен с учетом типов про­фессионально-педагогических требований к учебно-воспитатель­ной работе со студентами дефектологических и дошкольных фа­культетов педагогических вузов.

Обоснование нового профиля специалиста-дефектолога обус­ловлено, с одной стороны, тем, что в случае аномального разви­тия маленьких детей у них обнаруживаются сложные, многоуров­невые и взаимосвязанные проявления, нашедшие в специальной педагогике обозначения как «сложная структура дефекта» или «сочетанные отклонения в развитии». Наблюдения последних лет показывают, что детей со сложными дефектами становится все больше. Это позволяет говорить о необходимости у современных педагогов-дефектологов широких, интегральных знаний о раз­ных категориях аномальных детей.

С другой стороны, дошкольное детство имеет для каждого ре­бенка свое самоценное значение. Создаваемые этим возрастом условия своеобразны и уникальны, и то, что недобрано или упу­щено в этот период, наверстать в дальнейшем трудно или вовсе невозможно. Это общее положение Концепции дошкольного вос­питания особенно важно, если иметь в виду, что само дошколь­ное детство неоднородно, оно включает последовательно возра­стные пласты, периоды: младенчество, раннее и дошкольное дет­ство. Здесь каждый год жизни ребенка-дошкольника имеет для него свое неповторимое значение в формировании его познава­тельных возможностей, произвольности действий и эмоциональ­ного реагирования. Помощь маленькому ребенку в формирова­нии у него названных сторон психофизического развития со­ставляет суть дошкольного обучения (уровень и объем познания мира) и воспитания (правильное отношение к познаваемому). В целом же гармоничное развитие маленького ребенка может быть достигнуто лишь путем современной личностно-ориентированной стратегии дошкольного воспитания.



Кафедра дошкольной дефектологии стремится обеспечить це­лостную и необходимую подготовку будущего дошкольного дефектолога в свете современных требований к дошкольному вос­питанию и обучению; оно должно способствовать совершенство­ванию в целом системы дошкольного воспитания детей, помо­гать эффективно решать вопросы своевременной и качествен­ной помощи детям с разными отклонениями в развитии. Наша научная концепция об интегральном дефектологичес­ком образовании строится на философских представлениях о еди­ничном (в данном случае — это разные отрасли коррекционной педагогики: олигофренопедагогика, логопедия, сурдо- и тифло­педагогика и др.) и общем (т. е. их совокупности), которые диа­лектически взаимосвязаны и переходят друг в друга. В данном случае, часть и целое, как философские категории, выражают отношения между отдельными отраслями коррекционной педа­гогики и их совокупностью.

Гипотетически мы полагаем (и практика это подтверждает), что усвоение студентами объединенных, интегральных знаний отдельных дисциплин должно приводить к появлению у них но­вых качеств (т.е. образуется новый сплав знаний и умений, что и составляет новый профиль специалиста), не присущих специа­листу, овладевающему этими знаниями в разобщенном, моно­профильном виде.

Инициатива, концепция и содержание подготовки нового про­филя специалиста-дефектолога являются авторскими и принад­лежат кафедре дошкольной дефектологии МПГУ. Новый про­филь специалиста по нашей инициативе включен в Классифика­тор специальностей ГК РФ по высшему образованию (№ 180 от 05.03.94 г.). — 032000 «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)».

Профессиональная подготовка интегрального специалиста, спо­собного работать с разными категориями аномальных детей или с детьми со сложными дефектами в развитии, строится нами на следующих концептуальных позициях и учебных требованиях:

—специальный дошкольный педагог и психолог (дефектолог) должен знать основы фундаментальных наук о человеке, законо­мерностях и особенностях младенческого, раннего детства и дош­кольного возраста ребенка;

—знать анатомо-физиологические, психологические и педа­гогические условия нормального развития ребенка;

—иметь знания о структурах разных психофизических откло­нений в развитии детей: с недостатками интеллектуального и психического развития, с недостатками речи, зрения и слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и особенностями поведения;

—владеть приемами изучения, психокоррекционной, коррек-ционно-педагогической и воспитательной работы со всеми кате­гориями аномальных детей;

—обладать личностными качествами, позволяющими рабо­тать с аномальными детьми в условиях выраженного дефицита нормального общения этих детей с окружающими;

—дошкольный дефектолог должен обладать способностями методиста и организатора специального воспитания аномальны детей.

Профессионально значимыми в подготовке такого специалис­та в вузе являются блоки специальных учебных дисциплин: меди­цинские основы дефектологии, детская и специальная психоло­гия, дошкольная и специальная педагогика, методы психолого-медико-педагогической диагностики, специальные методики коррекционно-педагогической работы с детьми, педагогическая прак­тика студентов в специальных дошкольных учреждениях разного профиля, подготовка и защита курсовых и дипломных работ.

Многолетний опыт работы по подготовке специалистов-дефектологов нового профиля в целом показал правомерность, необходимость и результативность этой работы. Сделано не­сколько выпусков дошкольных дефектологов. В отчетах Госу­дарственных аттестационных комиссий отмечается высокий уровень и разносторонность знаний выпускников отделения дошкольной дефектологии. В то же время отмечается доста­точная глубина проникновения студентов в отдельные про­блемы дошкольной дефектологии. Об этом свидетельствует анализ защищаемых студентами дипломных (выпускных) ра­бот. Профессиональный интерес и склонность выпускников к профильным разделам дошкольной дефектологии совпадает с их послевузовской практической работой и отражает, таким образом, процесс определенной профилизации студентов, про­исходящий внутри всего целостного, интегрального их обуче­ния в вузе.

Наблюдения показывают, что около 30% выпускников пре­имущественно увлечены дошкольной олигофренопедагогикой, примерно столько же — детской логопедией, по 15% — сурдопе­дагогикой и тифлопедагогикой и около 10% — ДЦП, ЗПР и др. отклонениями детского развития. Такой расклад в общем соот­ветствует и распространенности нарушений в развитии у детей и количественной сети специальных детских учреждений.

Трудоустройство выпускников отделения дошкольной дефек­тологии показывает все возрастающую потребность и востребо­ванность наших специалистов в общей системе дошкольного об­разования: в дошкольных консультативно-коррекционных пун­ктах и центрах, ПМПК, специальных школьных учреждениях для детей со сложными и сочетанными отклонениями в развитии.

В настоящее время на кафедре ведется разработка учебного плана с учетом современных требований к 3-х уровневой систе­ме высшего образования, по подготовке бакалавров и магистров по дошкольной коррекционной педагогике. Одновременно кафедра принимает непосредственное учас­тие в разработке учебных планов по подготовке 1 уровня спе-циалистов-дефектологов (воспитателей специальных дошколь­ных учреждений) на базе открытых при нашем участии и ак­тивно сотрудничающих с кафедрой дефектологических отделе­ний при педколледже № 4, педучилище № 16 г. Москвы и пед-колледже № 2 г. Тулы.

На отделении дошкольной дефектологии проводится 2 обуча­ющих эксперимента по подготовке специалистов-дефектологов:

а)на базе предварительно-изначальной подготовки студентов в педучилище и колледже (I—II ступень) с последующим перево­дом их в вуз на наше отделение (II—IIIступень) — 25 человек;

б)ведется экспериментальная подготовка специалистов-дефек­тологов из молодежи с серьезными нарушениями зрения (инва­лидов по зрению) — 11 человек.

На кафедре дошкольной дефектологии за прошедшее время подготовлено свыше 30 программ по отдельным учебным дисцип­линам (по клиническим основам, спецпсихологии, коррекцион-ной педагогике, спецметодике, педпрактике студентов), 4 комп­лекта и 3 сборника программ, 1 сборник вопросов к рейтинговой оценке профессиональных знаний студентов по дошкольной де­фектологии. Составлено 2 видеофильма и 2 компьютерные про­граммы по коррекционной работе с аномальными детьми.

Вопросы совершенствования учебного процесса со студента­ми регулярно обсуждаются на методических объединениях ка­федры и секции УМО по дошкольной дефектологии. На кафедре функционируют методические секции по профильной подготов­ке студентов: по олигофренопедагогике (рук, — доц. Гаврилушкина О. П.), по логопедии (рук. — доц. Давидович Л. Р.), по сурдопедагогике (рук. — доц. Головчиц Л. А.), по тифлопедаго­гике (рук. — доц. Юганова И. В.), по спецпсихологии (рук. — доц. Кузнецова Л. В.).

Кафедра дошкольной дефектологии имеет договоры о взаим­ном сотрудничестве с целым рядом практических учреждений.

—для детей с недостатками интеллектуального и психическо­го развития;

—для детей с нарушениями речи;

—для детей с нарушениями зрения;

—для детей с нарушениями слуха;

—для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: На базе этих учреждений проводится педагогическая практика и лабораторные занятия студентов, ведется эксперименталь­ная работа, осуществляется научно-методическое сотрудничество со специалистами.

Под нашим руководством и совместно с Научно-методичес­ким центром Юго-Восточного округа г. Москвы разрабатывает­ся модель целостной, централизованной и координированной си­стемы помощи детям с разными отклонениями в развитии в ус­ловиях одного, сравнительно небольшого региона.

При кафедре образована и функционирует учебно-методичес­кая Лаборатория по изучению детей с разными отклонениями в развитии. На базе Лаборатории преподаватели кафедры совмес­тно со студентами обследуют детей, дают психолого-медико-пе­дагогические консультации родителям, проводят коррекционно-педагогические (лабораторные) занятия с детьми.

Подготовка дошкольных дефектологов под нашим руковод­ством и участии осуществляется: на факультетах и отделениях педагогических вузов в Москве (МОСУ), Череповце, Орле, Кур­ске, Северодвинске; на курсах переподготовки на СФППК МПГУ, в Архангельске, Уфе, Йошкар-Оле, Владимире.

Преподаватели кафедры оказывают серьезную помощь в организации работы этих подразделений, с ними скорректи­рованы наши учебные планы, программы. Наши преподавате­ли читают лекции, возглавляют Государственные аттестаци­онные комиссии, помогают учебно-методическими пособия­ми и т. п.

Кроме того, кафедра сотрудничает с рядом институтов повы­шения квалификации педагогических кадров Москвы и других городов России, где наши преподаватели читают лекции, прово­дят методическое консультирование, оказывают практическую помощь аномальным детям и т. д.

Кафедра дошкольной дефектологии в рамках общефакультет­ской тематики НИРучаствует в разработке следующих научно-исследовательских программ: 1) «Пути совершенствования про­фессиональной подготовки дошкольных коррекционных педаго­гов и специальных психологов» и 2) «Изучение и коррекционное воспитание и обучение дошкольников с разными отклонениями в развитии».

На кафедре издано под редакцией В. И. Селиверстова не­сколько сборников научных трудов под общим названием «Под­готовка учителей-дефектологов в системе педвузовского образо­вания» и «Актуальные проблемы дефектологии».

1. По первому направлению ведется научный поиск оптималь­ных форм, приемов и содержания подготовки дошкольных де­фектологов. Исследуются:

—разные формы обучения: очного, заочного и вечернего; качество теоретических и практических, аудиторных занятий, практической и самостоятельной работы студентов и др.;

—разные уровни образования: многоступенчатость образова­ния, средний и высший уровень образования;

—сочетание профессионального обучения (знания, умения, навыки) с формированием личностных качеств будущего специ­алиста, формирование в процессе обучения социально-активной личности специалиста с его умением проводить методическую и организационную работу по дошкольному воспитанию аномаль­ных детей.

Результаты научной работы сотрудников кафедры отража­ются в научных статьях, методических и учебных пособиях для студентов. Основные опубликованные учебные пособия и учеб­ники:

«Логопедия». М., «Просвещение», 1989 (Под ред. Л. С. Волко­вой);

«Практикум по дошкольной логопедии». М., «Просвещение», 1988. (Под ред. В. И. Селиверстова);

«Первые сведения о речевых расстройствах и о приемах их преодоления». «Педагогические истоки логопедии». М., «Проме­тей», 1984, 1985 (В. И. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих);

«Дошкольная олигофренопедагогика». М., «Просвещение», 1988 (Е. А. Стребелева);

-.Программы: по олигофренопсихологии и олигофренопеда­гогике (Е. А. Стребелева), по основам дефектологии и логопе­дии, по логопсихологии (В. И. Селиверстов), по специальной психологии и педагогике детей с церебральным параличом (Н.В.Симонова), по сурдопсихологии (Л. И. Тигранова), сурдо­педагогике (Л. А. Головчиц), по тифлопсихологии и тифлопеда­гогике (И. В. Юганова).

2. В русле второго направления научной работы на кафедре дошкольной дефектологии совершенствуются приемы изучения аномальных детей разных категорий, ведется поиск эффектив­ных приемов коррекционно-психологической и коррекционно-педагогической работы с ними. Исходными принципами служат:

—интегрально-личностный подход к ребенку с отклонения­ми в развитии: воздействовать на ребенка в целом, на его лич­ность и поведение, а не только на его дефект;

—начинать коррекционное воздействие как можно раньше, а еще лучше — предупреждать возможные отклонения в развитии ребенка;

—максимально активизировать коррекционно-воспитатель-ную работу с ребенком его родителей и воспитателей дошколь­ных учреждений.

Результаты научной работы сотрудников кафедры в этом на­правлении отражаются в научных статьях и пособиях для специалистов-практиков и родителей. Основные опубликованные книги и пособия:

«Игры в логопедической работе с детьми». М., «Просвеще­ние», вып. 1 — 1981, вып. 2 — 1987 (В.И.Селиверстов и др.)

«Заикание у детей». М., «Просвещение». 1979 (В.И.Селивер­стов);

«Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей». М., «Просвещение», 1990 (Е.А.Стребелева и др.);

«Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей». М., «Просвещение», 1991 (О.П.Гав-рилушкина);

«Воспитание и обучение детей с расстройствами речи». М., «Просвещение», 1968 (В.И.Селиверстов и др.);

«Программа воспитания и обучения умственно отсталых де­тей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1991 (О. П. Гав-рилушкина и др.);

«Программа воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста». М, «Просвещение», 1991 (Л.А.Головчиц и др.);

«Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольно­го возраста». М., «Просвещение». 1991 (Л.АТоловчиц и др.);

Под редакцией И. В. Югановой издан ряд учебников по рус­скому языку, чтению и математике для вспомогательных классов школы слабовидящих.

«Дошкольное воспитание аномальных детей». М., «Просве­щение», 1993 (Под ред. Л. П. Носковой).

Сотрудники кафедры принимают участие в организации меж­дународных и отечественных научных и научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров: ежегодно выступают с научными докладами на научных сессиях МПГУ; выезжают заг­раницу; поддерживают постоянные научные связи с иностран­ными специалистами из Германии (Ольденбургский универси­тет, ф-т спецподготовки), с Будапештским институтом специ­альной педагогики им. Г. Барци, с Софийским университетом, со специалистами из США, Израиля и др.

По результатам своей научно-исследовательской работы на ка­федре ведется работа над докторскими диссертациями доцента­ми: Головчиц Л. А., Гаврилушкиной О. П., Давидович Л. Р., Юга­новой И. В. Стребелева Е. П. защитила докторскую диссертацию. Селиверстов В. И. подготовил к защите докторскую диссертацию по совокупности по теме «Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий с заикающимися детьми».

В настоящее время при кафедре около 30 аспирантов и соиска­телей из Москвы и из других регионов России. В помощь аспирантам и соискателям и для контроля за ходом их кандидатских исследований на дефектологическом факульте­те ежегодно организуются конференции молодых ученых-дефек-тологов (отв. — Селиверстов В.И., Гаврилушкина О.П.)- Аспи­ранты регулярно выступают на кафедре, организуется помощь в публикации их тезисов и статей. Защита кандидатских диссерта­ций в основном проводится на своем специализированном уче­ном Совете при МП ГУ.

Научно-исследовательская работа студентов на отделении дош­кольной дефектологии реализуется через участие студентов в на­учных кружках и проблемных группах. Под научным руковод­ством преподавателей студенты выполняют свои курсовые рабо­ты, представляют свои работы на конкурсы, выступают с науч­ными докладами на Межвузовских конференциях, которые орга­низуются ежегодно на дефектологическом факультете МПГУ, за­щищают свои дипломные (выпускные) работы.

В организации НИРС принимают участие все преподаватели кафедры: у каждого есть свой кружок или проблемная группа, где студенты работают в русле тематики НИР преподавателя. На студенческих научных конференциях преподаватели организуют работу секций по дошкольной дефектологии.

Ежегодно студенты нашего факультета занимают 15—17 при­зовых мест на университетском Смотре-конкурсе лучших сту­денческих научных работ. Много лет дефектологический факуль­тет удерживает одно из лидирующих мест в организации научно-исследовательской работы студентов в университете.

Многие студенты после окончания университета продолжают свои научные исследования, начатые во время своей учебы. Не­которые из них работают преподавателями на кафедре дошколь­ной дефектологии: Павлова О. С, Попова И. В., Кроткова А. В., Коркина Ю. В., Кондукова И. В., Зуденкова Е. П.

В разное время на кафедре дошкольной дефектологии рабо­тали и работают:

—доктора наук, профессора: Селиверстов В. И., Стребелева Е. А., Носкова Л. П., Чиркина Г. В., Тигранова Л. И., Гаврилов Л. Ф., Ермаков В. П., Зайцева Г. Л.;

—кандидаты наук, доценты: Головчиц Л. А., Гаврилушкина О. П., Давидович Л. Р., Юганова И. В., Кириллова Л. И., Гуро-вец Г. В., Симонова Н. В., Клушина Н.В., Кузнецова Л. В., Абелева И. Ю., Орлова О. С.

В преподавательский состав кафедры входят по базовому обра­зованию: олигофренопедагоги, логопеды, тифлопедагоги, сурдо­педагоги, психологи, врачи, дошкольные дефектологи. За время работы кафедры дошкольной дефектологии удалось в известной мере совместить, сплотить интересы преподавателей разных спе­циальностей. Трудно переоценить взаимообогащающее значение их совместной научной, методической и учебной работы, в совер­шенствовании межпредметных связей в обучении студентов.

В заключение можно констатировать, что на кафедре образо­ван разнопрофильный, но единый преподавательский коллектив дошкольных дефектологов, способный успешно решать серьез­ные научно-исследовательские, методические и учебные задачи в условиях современного высшего и среднего специального пе­дагогического образования.

Селиверстов В. И. Информационные материалы. — М., 1994.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2025 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.