Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Факультет коррекционной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена

Факультет коррекционной педагогики, в прошлом дефекто­логический, — старейший дефектологический факультет страны и один из старейших факультетов нашего университета.

У основания факультета стояли выдающиеся ученые и обще­ственные деятели: академик В. М. Бехтерев, профессора Д. В. Фельдберг, А. С. Грибоедов, А. Н. Граборов, П. Г. Вельский, М. В. Адеркас.

Родоначальником факультета с полным правом следует счи­тать академика В. М. Бехтерева.

Основатели факультета создали методологию дефектологии и систему высшего дефектологического образования на базе науч­ных представлений своих знаменитых предшественников, мно­гие из которых были их непосредственными учителями. Среди них — И. А. Сикорский, М. В. Богданов-Березовский, П. Д. Енько, А. Ф. Остроградский, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Г. Я. Трошин, И. А. Скребицкий, А. Ф. Лазурский, Л. Г. Оршанский, И. В. Маля-ревский и др. Они разработали фундаментальные принципы изу­чения, предупреждения и преодоления нарушений в развитии детей: системный, этиопатогенетический, личностный, диффе­ренциальный, междисциплинарного подхода и другие. Эти прин­ципы нашли развитие в исследованиях последующих поколений ученых факультета. В разное время на факультете работали известные ученые и педагоги, внесшие существенный вклад в разные разделы де­фектологии: Е. К. Грачева, Е. Ф. Заморенко, Н. И. Озерецкий, С. М. Доброгаев, В. В. Оппель, М. Л. Шкловский, М. Е. Хват-цев, В. К. Орфинская, Б. И. Коваленко, Н. П. Долгобородова, И. Н. Трауготт, А. И. Зотов.

Становление и развитие факультета прошло несколько этапов, каждый из которых испытывал на себе влияние изменений в об­ществе, в дефектологии и в смежных с ней науках. На каждом этапе развития факультета решались наиболее актуальные для де­фектологии и высшего дефектологического образования задачи.



Первый этап (с начала XX в. до конца 20-х гг. XX в.) — становление факультета.

Предшественником дефектологического факультета можно счи­тать Высшие Фребелевские Курсы, на которых с начала XX в. изучались и дефектологические дисциплины; на Курсах работа­ли выдающиеся ученые-дефектологи, в том числе один из осно­вателей высшего дефектологического образования в России — Давид Владимирович Фельдберг.

В 1918 г. был открыт факультет дефективных детей в Инсти­туте Дошкольного образования; Институт входил в систему Пси­хоневрологической Академии, возглавляемой В. М. Бехтеревым.

В 1921 г. факультет переведен в Педагогический Институт Социального Воспитания нормального и дефективного ребенка (ректор А. Н. Граборов).

В 1925 г. дефектологический факультет вошел в Педагогичес­кий институт им А. И. Герцена. Декан — Д. В. Фельдберг.

На этом этапе актуальными задачами были: разработка мето­дологии дефектологии, в частности, определение ее предмета, организация государственной помощи аномальным детям и орга­низация высшего дефектологического образования на государ­ственной основе. Дефектология рассматривалась как медико-пе­дагогическая наука; на факультете совместно работали медики и педагоги.

Факультет был связан с широкой сетью различных науч­ных и практических учреждений. Например, в 1922—1923 гг. студенты проходили практику в Дошкольном обследователь­ском институте (профессор А. С. Грибоедов), Институте глу­хонемых (проф. П. С. Янковский), Институте слепых (проф. М. К. Мухин), Центральной вспомогательной школе (проф. А. Н. Граборов), в Отофонетическом институте (проф. Д. В. Фель­дберг), Институте социального и морального воспитания (проф. П. Г. Вельский), Институте индивидуального воспи­тания (проф. М. П. Савченко), Институте по изучению мозга (акад. В. М. Бехтерев). Доминирующей научной идеологией в дефектологии была рефлексология, где большая роль отводилась социальной среде.

До 1923 г. на факультете в связи с запросами общества (рас­ширение сети учреждений для аномальных детей) готовили спе­циалистов широкого профиля, которые могли работать со мно­гими категориями аномальных детей: умственно отсталыми, глу­хими, слепыми и трудновоспитуемыми. С 1923 г. начала осуще­ствляться дифференциация в подготовке дефектологов.

Второй этап (30-е годы). В ходе возникшей дискуссии (подчас достаточно острой) педагогов и медиков к середине 30-х годов определяется характер дефектологии как науки педагоги­ческой. (Перехлесты в дискуссии привели к тому, что необходи­мый в дефектологии союз педагогов, медиков и других специа­листов на долгие годы — вплоть до 60-х гг. — оказался недоста­точно продуктивен.) Постановление правительства о введении всеобщего обязательного начального обучения аномальных де­тей, расширение сети специальных учреждений, их дальнейшая дифференциация привели к изменению учебных планов, увели­чению набора студентов.

Значительно возросло количество часов на изучение педаго­гических дисциплин, были введены лекционные курсы спецме­тодик (по русскому языку, арифметике, истории, географии, ес­тествознанию).

Вместе с тем, студенты специализировались по русскому язы­ку и литературе либо по математике (с правом преподавания в массовой школе). Значительно углубились связи со специальны­ми школами. Переоцениваются старые методы воспитания и обу­чения аномальных детей, разрабатываются новые методы. Боль­шое внимание уделяется дифференциации состава учащихся спе­циальных школ. В середине 30-х гг. на факультете открываются вечернее и заочное отделения. Начинает осуществляться подго­товка аспирантов.

Третий этап (1941—1945 гг.). Прекращение работы факуль­тета в связи с Великой Отечественной войной. Однако в 1941 г. в тяжелых условиях жизни города и института, был сделан уско­ренный выпуск старшего курса. Сотрудники факультета уча­ствовали в защите нашего города, воевали на фронте, в парти­занском отряде, работали в детских домах, госпиталях, центрах реабилитации.

Четвертый этап (1945—1947 гг.) — восстановление фа­культета. В 1945 г. создается объединенная кафедра дефекто­логии (и.о. декана и зав. кафедрой до 1946 г. М. Е. Хватцев). С 1945 г. декан Б. И. Коваленко. В 1947 г. вновь образуютсякафедры сурдопедагогики и тифлопедагогики. В эти годы основ­ное внимание необходимо уделяется восстановлению материаль­ной базы, научной и учебной работы факультета. Все сотрудни­ки много сил отдают восстановлению работы специальных уч­реждений для аномальных детей.

Пятый этап (с конца 40-х до середины 50-х гг.) характе­ризуется доминированием в дефектологии механизма, который под флагом материализма валюнтаристики внедрялся и в науки о человеке. Известно, что в этот период царили декретирование в науке, наклеивание ярлыков, преследование инакомыслящих. Возобладали физиологизм, неверная трактовка павловского уче­ния. Ряд оригинальных и плодотворных направлений в дефекто­логии был закрыт, оправдавшие себя методы обучения и воспи­тания отвергались или коренным образом пересматривались. Все это тяжело отражалось и на процессе обучения студентов. Одна­ко факультет продолжал вести профессиональную подготовку сту­дентов на достаточно высоком уровне. Прием студентов на фа­культет в эти годы в связи с приказом Министерства Просвеще­ния увеличился в несколько раз. На кафедрах серьезное внима­ние обращается на более узкую специализацию деятельности пре­подавателей, на расширение связей со специальными учрежде­ниями, на привлечение к работе кафедр опытных учителей, на разработку и введение в обучение новых дефектологических дис­циплин, на создание учебных пособий.

Шестой этап (с середины 50-х до начала 80-х гг.).

Преодоление декретирования в науке способствовало плодо­творному потоку идей и начинаний. Дефектология рассматрива­ется как педагогическая наука. Вместе с тем утверждается необ­ходимость комплексного междисциплинарного подхода к изуче­нию, предупреждению и преодолению аномалий у детей. В связи с этим по инициативе декана факультета Н. П. Долгобородовой в начале 60-х гг. в штат факультета включаются физиологи, пси­хологи, невропатологи и психиатры, и оториноларингологи. В 1965 г. открывается кафедра психопатологии и логопедии. Заве­дующий этой кафедрой проф. Е. С. Иванов внес большой вклад в подготовку кадров факультета, в формирование межкафедраль­ных научных связей, в установление творческих контактов со многими учебными и лечебными учреждениями. В 1965 г. орга­низуется кафедра олигофренопедагогики (зав. Н. П. Долгоборо-дова). Открывается проблемная лаборатория (зав. А. И. Зотов).

Научные исследования сотрудников факультета приобретают все более определенно выраженную этиопатогенетическую на­правленность: методы педагогической и медико-педагогической работы строятся на этой основе. Вместе с тем в научных исследованиях реализуются принципы развития, дифференциальный, личностный и другие. В эти годы на кафедрах подготовлено зна­чительное число диссертаций. Большинство сотрудников факуль­тета получают ученую степень кандидата или доктора наук.

С 1956 г. факультет начинает работать по новому учебному плану. Большое значение придается практике, сроки которой су­щественно увеличиваются. На кафедрах создаются методичес­кие объединения. Значительно расширяются и углубляются связи с различными научными и практическими учреждениями. Мно­гие из них становятся базами для проведения научной и учеб­ной работы. Большой вклад в организацию работы факультета в этот период внесли деканы Н. П. Долгобородова (с 1959 по 1970 г.) и Л. С. Волкова (с 1970 по 1980 г.)

Седьмой этап (80-е — 90-е гг.) В эти годы в научных исследованиях сотрудников факультета, в сущности, продолжа­ли развиваться положения, которые были сформированы на пре­дыдущем этапе. Вместе с тем большое внимание стало обращаться на поиск сложных и неоднозначных внутрисистемных и межси­стемных связей при изучении дефектов и методов их преодоле­ния. В сфере более пристального внимания оказались проблемы истории разных разделов дефектологии, социальной адаптации аномальных детей, сложного дефекта, проблема задержки пси­хического развития и другие. В 1993 г. на факультете возникла острая дискуссия о сущности дефектологии: она суть лечебная или специальная педагогика? Дискуссия завершилась утвержде­нием дефектологии в статусе специальной педагогики. При этом всеми участниками дискуссии разделяется точка зрения о необ­ходимости разнородных междисциплинарных связей при изуче­нии, предупреждении и преодолении дефектов.

В 80-е годы открываются новые кафедры: логопедии (зав. проф. Л. С. Волкова), анатомо-физиологических основ дефектологии (зав. проф. Л. М. Шипицына), современного русского языка (зав. проф. В. П. Проничев). Разрабатываются новые учебные планы и программы в связи с перестройкой высшего образования и начавшейся подготовкой бакалавров и магистров. Вводятся но­вые методы обучения, в том числе электронные.

Большое внимание все кафедры уделяют методической осна­щенности учебного процесса, в частности, в свет выходят много­численные учебники, пособия, методические разработки и т. п. Много материалов адресуется специальным учреждениям и роди­телям аномальных детей. Расширяются и совершенствуются свя­зи с различными отечественными и зарубежными учреждениями.

Современный этап развития факультета характеризуется со­вершенствованием специалистов путем внедрения системы не-прерывного многоступенчатого высшего дефектологического об­разования.

Начиная с 1994 г. осуществляется прием студентов на звание бакалавра образования по коррекционной педагогике (срок обу­чения 5 лет) с присвоением квалификации: педагог коррекцион-ных учреждений, учитель начальных классов (дифференцированно для каждого вида коррекционных учреждений). С 1995 г. обно­вятся квалификации, запланирован прием на квалификации: педагог коррекционных учреждений для обучения детей со слож­ным дефектом (нарушение слуха и интеллекта, нарушение зре­ния и интеллекта) и практический психолог коррекционных уч­реждений.

Факультетом разработаны 15 учебных планов для каждого от­деления, идет обновление учебных программ, намечено переиз­дание учебников.

Структура факультета дефектологии (с 1994 г. — факультета

коррекционной педагогики).

 

Кафедры   1.Сурдопедагогики 2.Тифлопедагогики 3.Педагогики и психологии детей с нарушением ин­теллекта     Региональный центр компьютерных технологий  
4. Логопедии 5. Анатомо-физиологических основ дефектологии 6. Русского языка   Проблемная лаборатория психологии детей с отклоне­ниями в развитии  

Всего на факультете работает 80 преподавателей: 1 член-корреспондент РАО, 8 докторов наук, 9 профессоров, 52 до­цента, 7 старших преподавателей и 12 ассистентов.

В год своего юбилея факультет обучает 1000 студентов на днев­ном отделении и около 1000 студентов на заочном. Преподава­ние ведут сотрудники общеуниверситетских кафедр и 6 кафедр факультета.

Учебный процесс на факультете оснащен учебной литерату­рой и современными техническими средствами: компьютерами IBM, видеоаппаратурой, приборами для исследования слуха, кор­рекции произношения.

Сотрудниками специальных кафедр изданы учебные посо­бия, известные всем студентам Российских факультетов де­фектологии: «Тифлопсихология» (автор А. Г. Литвак), «Лого­педия» (ред. Л. С. Волкова), «Сурдопедагогика» (ред. М. И.

Никитина), «Методика обучения русскому языку глухих школь­ников» (ред. Л. М. Быкова).

Научно-исследовательская работа факультета в течение 1990— 1995 гг. ведется по теме: «Развитие детей с физическими и пси­хическими недостатками в системе специального обучения». По данной теме на каждой кафедре выпущено по 2—3 тематических научных сборника, подготовлены различные учебные пособия для студентов, педагогов специальных учреждений, для родите­лей детей с проблемами в развитии.

На факультете функционирует аспирантура и действует уче­ный совет по защитам диссертаций по специальностям «специ­альная педагогика» и «специальная психология». За последние годы защищены диссертации аспирантами РГПУ, а также других городов России, соискателями из Литвы, Молдовы, Украины, Узбекистана, Таджикистана, Польши, Иордании.

При факультете работает научная проблемная лаборатория «Психология детей с отклонениями в развитии» (рук. Н. Л. Ко­новалова).

При факультете создан Региональный центр новых ин­формационных технологий, оснащенный машинами IBM. Он решает задачи: внедрения новых технологий в учебный про­цесс факультета, создания программ для проведения коррек­ционной работы с детьми, имеющими те или иные отклоне­ния, повышения квалификации и компьютерной грамотности педагогов факультета и специальных учреждений. На базе Цен­тра проводятся семинары для студентов и учителей, работают аспиранты и ученые.

Факультет сотрудничает с общеобразовательными школами (педагогическими классами), с коррекционными учреждения­ми Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Университе­том педагогического мастерства Санкт-Петербурга, Комитетом по народному образованию города, педагогическими институ­тами Москвы, Мурманска, Новосибирска, Пскова, института­ми образования взрослых РАО, институтом профтехобразова­ния РАО, институтом коррекционной педагогики РАО. Сотруд­ничество осуществляется в формах проведения семинаров, кур­сов, консультаций, совместного написания статей, выпуска сбор­ников научных трудов, рбмена опытом, участия в студенческих конференциях.

Международные связи факультета представлены совместны­ми конференциями, научными встречами, обменом студентами, приемом в аспирантуру.

Сотрудники факультета полны творческими планами и гото­вы мобилизовать свои силы для их успешной реализации.Кафедры факультета

Кафедра сурдопедагогики

Кафедра сурдопедагогики — старейшая в стране. Она была создана в 1918 г. У ее истоков стояли крупные ученые — про­фессора М. В. Адеркас и Д. В. Фельдберг. В разные годы на кафедре работали профессора С. М. Доброгаев, М. Е. Хватцев, В. К. Орфинская, М. П. Могильницкий, А. П. Велицкий, до­центы Т. В. Ханутина, Е. И. Андреева, О.М.Потапова и другие. Их усилиями заложен фундамент теории и практики подготовки кадров для школ и дошкольных учреждений лиц с нарушением слуха. Сочетая учебно-методическую работу с научной, ими раз­рабатывались проблемы дифференцированного подхода к обуче­нию неслышащих, совершенствованию их обучения.

С 1936 по 1964 гг. кафедру возглавлял проф. М. Е. Хватцев, исследовавший проблемы логопедии и сурдопедагогики. Его ра­боты «Логопедия» и «Особенности психологии глухого школьни­ка» и сегодня имеют большое теоретическое и практическое зна­чение.

В 60-е годы кафедра под руководством проф. М. П. Могиль-ницкого, доц. 3. М. Ежовой, а позднее доц. Е.И.Андреевой усили­вает внимание к проблемам вузовской подготовки специалистов на очном и заочном отделениях, к проблемам активизации позна­вательной деятельности детей с нарушенным слухом в условиях специального обучения. Учеными исследуются методические сис­темы преподавания русского языка в школе глухих, преподавания математики, географии, обучения глухих произношению. •

С 1974 г. кафедрой руководит проф. М. И. Никитина. Сотруд­никами кафедры создаются новые учебные планы, разрабатыва­ются методические рекомендации по всем предметам, совмест­но с преподавателями МГПИ создаются учебные профаммы для всех специальных дисциплин.

Начиная с середины 70-х годов по настоящее время кафедра исследует различные аспекты коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха: содержания и методов обучения слабослышащих, проблем интеллектуального развития глухих, развития речи глухих, разных аспектов воспитания глухих, раз­вития слухового восприятия школьников и дошкольников, про­блем воспитания дошкольников с нарушенным слухом.

Сотрудниками кафедры подготовлены учебники «Сурдопеда­гогика», «Методика обучения глухих русскому языку», многочис­ленные пособия и методические рекомендации по разным учеб­ным предметам.

Кафедра ведет активную работу со специальными школами и дошкольными учреждениями, апробирует новые технологии, обобщает передовой опыт, выпускает совместно со школами учеб­но-методические сборники, создает для школ учебники. Сотруд­никами кафедры выпущено 6 школьных учебников по чтению для 3-х — 6-х классов школы слабослышащих, 3-х — 4-х классов школы глухих (по развитию речи и чтению).

В 90-х годах кафедра ведет научно-исследовательский экспе­римент в специальных школах и дошкольных учреждениях для лиц с нарушенным слухом по сокращению сроков обучения глу­хих и слабослышащих, по введению новых методических техно­логий при преподавании языка, математики, труда, по совер­шенствованию воспитательных систем и дошкольных учрежде­ний, по изучению возможностей интефированного воспитания глухих дошкольников.

Кафедра активно сотрудничает с Университетом педагогичес­кого мастерства Санкт-Петербурга, МПГУ, НИИкоррекционной педагогики РАО, специальными школами Мурманска, Новоси­бирска, Ленинфадской области, имеет аспирантов и соискателей.

Кафедра логопедии

Кафедра логопедии — одна из старейших на факультете. Идей­ными отцами кафедры являются великие отечественные ученые И. А. Сикорский, М. В. Богданов-Березовский, В. М. Бехтерев, И. А. Бодуэн де Куртенэ. В разные годы на кафедре работали выда­ющиеся ученые, внесшие огромный вклад в теорию и практику логопедии, в подготовку специалистов и организацию логопеди­ческой помощи в нашей стране: Д. В. Фельдберг, С. М. Доброгаев, М. Е. Хватцев, В. К. Орфинская, М. Л. Шкловский, Н. Н. Трау-готт, В. В. Оппель, М. Ф. Брунс и др.

В 1908 г в Психоневрологической Академии была организова­на кафедра психофизиологии и патологии речи. Заведовал ка­федрой выдающийся дефектолог проф. Д. В. Фельдберг.

В 1918 г. в системе Психоневрологической Академии создается Институт дошкольного воспитания, при котором была организо­вана кафедра логопедии. Заведовал кафедрой проф. Д. В. Фельд­берг.

Институт дошкольного воспитания был преобразован в Пе­дагогический институт социального воспитания нормального и дефектного ребенка, куда в 1921 г. была переведена кафедра логопедии.

В 1925 г. после реорганизации этого института дефектоло­гический факультет, равно и кафедра, вошли в состав ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1927 г. произошло объединение кафедр логопедии и сурдо­педагогики. С 1929 г. кафедра логопедии вновь стала функцио­нировать самостоятельно.

В 1933 г. организована кафедра физиологии, патофизиологии речи, логотерапии и логопедии. До 1935 г. кафедрой руководил С. М. Доброгаев, ученик И. А. Сикорского.

С 1936 г. по 1441 г., а затем с 1947 г. по 1964 г. кафедрой сурдопедагогики и логопедии (с 1949 г. - сурдопедагогики) ру­ководил проф. М. Е. Хватцев, — один из основоположников но­вейшего периода отечественной логопедии.

В 1965 г. на факультете создается кафедра психопатологии и логопедии, в состав которой вошли логопеды, физиологи, психиатры и невропатологи. Заведующим кафедрой стал проф. Е. С. Иванов. Под его руководством осуществлялся комплекс­ный подход к исследованию, и многие сотрудники кафедры за­щитили диссертации.

Научная направленность кафедры психопатологии и логопе­дии — междисциплинарное изучение нарушений психического и речевого развития и их коррекция.

В 1977 г. при кафедре открылось отделение логопедии. С 1980 по 1986 гг. кафедрой заведовала проф. Л. С. Волкова.

В 1986 г. кафедра психопатологии и логопедии была преобра­зована в отдельные кафедры: кафедру логопедии и кафедру анатомо-физиологических основ дефектологии. Заведует кафедрой логопедии проф. Л. С. Волкова.

Кафедра логопедии осуществляет подготовку логопедов и учи­телей начальных классов школы для детей с тяжелыми наруше­ниями речи. Сотрудниками кафедры изготовлены учебные про­граммы, учебники и учебные пособия, методические разработки; систематически выходят сборники научных трудов. При кафедре функционирует методический кабинет.

Кафедра обеспечивает логопедическую подготовку на других отделениях факультета и на других факультетах (дошкольной пе­дагогики и ФНКС). В последние годы кафедра активно включи­лась в подготовку специалистов на хозрасчетной основе.

Кафедра разрабатывает исследовательскую тему: «Дифферен­циальная диагностика, коррекция и профилактика аномального речевого развития».

Актуальные проблемы, решаемые кафедрой в настоящее вре­мя: 1. Методология логопедии; 2. История логопедии; 3. Теорети­ческие основы изучения структуры речевого дефекта; 4. Сущность сложного речевого дефекта и его структура; 5. Нарушения письма и чтения у различных групп детей; 6. Личность ребенка и взросло­го с нарушениями речи. Во всех исследованиях раскрываются сложные и неоднозначные отношения речевых и неречевых наруше­ний при аномалиях развития. Сотрудники кафедры стремятся об­наружить этиопатогенез нарушений речи и на этой основе разраба­тывают оптимальные методы их предупреждения и преодоления.

Результаты исследований широко используются во всех типах дошкольных и школьных учреждений для аномальных детей. На кафедре обучаются аспиранты и соискатели.

Кафедра сотрудничает со многими научными и высшими учеб­ными учреждениями страны и зарубежья.

Свое дальнейшее развитие кафедра связывает, в частности, с подготовкой магистров, специализирующихся в наиболее слож­ных областях логопедии и готовящихся стать преподавателями логопедии в средних и высших учебных заведениях.

Кафедра тифлопедагогики

Кафедра тифлопедагогики была создана в 1929 г. Ее выделе­ние в структуре факультета связано с активной организаторской и научно-исследовательской деятельностью профессора, а в пос­ледующем и члена-корреспондента АПН РСФСР, Бориса Игна­тьевича Коваленко.

Б. И. Коваленко заведовал кафедрой с 1929 по 1959 г. С его именем связан 1-й этап в истории кафедры тифлопедагогики, единственной специализированной кафедры в нашей стране. Усилиями его сотрудников, среди которых были специалисты-практики (В. Е. Чугунов, В. А. Бершадский и др.), известные ученые (проф. М. К. Мухин, В. С. Сверлов и др.), были обосно­ваны теоретически и апробированы на практике пути развития отечественной тифлологии, определено содержание и методы подготовки высоко квалифицированных тифлопедагогических кадров. Кафедра явилась инициатором развития дифференци­рованной системы обучения и воспитания детей и взрослых с нарушенным зрением (школ слепых, слабовидящих детей и взрослых инвалидов по зрению), реабилитации ослепших в зре­лом возрасте, трудовой и профессиональной подготовки сле­пых, разработки ряда методик преподавания таких предметов, которые раньше для слепых считались недоступными.

Второй этап развития кафедры приходится на 60-е — начало 70-х гг. в связи с научно-исследовательской и педагогической деятельностью ее заведующего проф. А. И. Зотова (1963—1975). Штат кафедры пополнился в эти годы молодыми сотрудниками, окончившими аспирантуру и защитившими кандидатские дис­сертации; более чем вдвое увеличился набор на отделение.

В этот период значительно повысился уровень преподавания специальных дисциплин, впервые издаются необходимые для подготовки студентов учебные пособия, открывается проблем­ная лаборатория, что существенно расширяет тематику научных исследований. Одновременно идет работа по подготовке и пере­подготовке дефектологов.

Кафедра в эти годы становится центром подготовки через ас­пирантуру специалистов высшей квалификации как для союз­ных республик, так и зарубежных стран.

Последний, современный этап развития кафедры тифлопе­дагогики, связан с деятельностью в качестве заведующего проф. А. Г. Литвака. Состав кафедры продолжает пополняться моло­дыми кадрами из числа выпускников отделения.

Расширяя и углубляя традиционные учебные курсы, кафедра приступает к подготовке дефектологов по новым специальнос­тям — реабилитологов для работы с ослепшими, тифлопедагогов дошкольных учреждений, подготовлены планы обучения соци­альных педагогов и практических психологов для работы со сле­пыми и слабовидящими и их ближайшим окружением.

Отличительной особенностью работы кафедры на данном этапе является расширение и укрепление связей с союзами слепых, учебными и научными учреждениями, центрами реабилитации, учеными ряда зарубежных стран, наряду с госбюджетной разво­рачивается научная работа на хоздоговорной основе.

Выпускники кафедры работают во всех типах учреждений для слепых и слабовидящих, являются ведущими специалистами де­фектологических факультетов в нашей стране и за рубежом.

В конце 80-х начала 90-х гг. кафедра расширяет свою дея­тельность: открывается заочный филиал по подготовке реаби­литологов на базе Волоколамского института семейного вос­питания, где ведется работа со слепыми преддошкольниками и их родителями, намечается открытие филиала в Ново­сибирске по подготовке тифлопедагогов для дошкольных уч­реждений, совместно с другими кафедрами факультета пла­нируется подготовка дефектологов для работы с детьми, име­ющими множественные дефекты (слепоглухонемота, слепота, сочетающаяся с умственной отсталостью и т. д.).

Кафедра олигофренопедагогики

Кафедра олигофренопедагогики была одной из первых кафедр специальной педагогики в стране. Она существует с 20-х годов. Ее организатор и первый заведующий — выдающийся ученый в области олигофренопедагогики профессор Алексей Николаевич Граборов принимал самое активное участие в организации вспо­могательного обучения, разработке проблем содержания и мето­дов работы с умственно отсталыми детьми, коррекции их психо-физических недостатков, заботился о подготовке специалистов-олигофренопедагогов. Среди его печатных трудов «Очерки по олигофренопедагогике», изданные в 1961 г., по сей день остают­ся одним из основных учебников студентов.

С конца 30-х годов кафедра не функционировала. Она возоб­новила работу в 1965 г. под руководством канд. пед. наук, доц. Н. П. Долгобородовой. В ее многогранной деятельности работа с молодыми сотрудниками являлась одной из приоритетных. В это время при кафедре открывается аспирантура, где подготовили и защитили кандидатские диссертации многие сотрудники кафед­ры. Усилиями Н. П. Долгобородовой и ее сотрудников в этот период закладываются основы подготовки олигофренопедагогов, ведется большая научно-методическая работа: публикуются учеб­ные пособия для студентов и тематические сборники. Н.Д.Долгобородова на протяжении многих лет выполняла функции де­кана дефектологического факультета.

С 1973 г. кафедру возглавила канд. пед. наук, доцент, ныне профессор А. Д. Виноградова, автор более 90 научных трудов в области возрастной, педагогической и специальной психологии.

Антонина Дмитриевна имеет свою научную школу. Под ее руководством защищено более 15 кандидатский диссертаций. Благодаря ее усилиям решение кадрового вопроса приобретает новое направление: на кафедру принимаются выпускники дру­гих факультетов для ведения занятий по специальным методи­кам. В этот же период в коллектив кафедры вливаются выпуск­ники дефектологического факультета.

С 1989 г. по настоящее время кафедрой заведует канд. психол. наук, доцент Ю. Т. Матасов. Определившиеся на предыду­щих этапах основные направления работы кафедры продолжа­ются и совершенствуются: разрабатываются новые учебные пла­ны ступенчатой подготовки специалистов, обновляются про­граммы учебных дисциплин, издаются методические пособия для студентов и др.

Научная работа кафедры ведется по теме «Дифференциаль­ное изучение, профилактика и коррекция развития детей с нару­шенным интеллектом». За последние годы издано большое чис­ло учебников для школ, учебных пособий для студентов, методи­ческих разработок, сборников научных трудов.

Традиционно сотрудники кафедры сотрудничают со специ­альными учреждениями для умственно отсталых детей, оказывая научно-методическую помощь практическим работникам, руководят работой методических объединений учителей-дефектологов, постоянно действующих семинаров, участвуют в работе медико-педагогических комиссий, курируют работу учебно-диагностических дошкольных и школьных учреждений, читают лек­ции по линии института повышения квалификации педагогичес­ких работников Санкт-Петербурга и других городов России.

Кафедра анатомо-физиологинеских основ дефектологии

В 1965 г. была создана кафедра психопатологии и логопедии. Заведовал кафедрой врач-психиатр проф. Е. С. Иванов. В со­став кафедры входили логопеды, физиологи, психиатры и не­вропатологи.

Ведущими научными проблемами кафедры в то время были: нарушения усвоения языка детьми, заикание у детей и взрос­лых, временные задержки психического развития младших школьников.

Практические занятия по психопатологии и клинике олигоф­рении стали проводиться на клинической базе кафедры.

Сотрудники кафедры обосновали необходимость совместной работы педагогов-дефектологов, врачей и психологов при ока­зании помощи детям с отклонениями в психическом и речевом развитии.

С 1980 г. заведовать кафедрой психопатологии и логопедии стала проф. Л.С.Волкова. Наиболее продуктивно в этот период времени сотрудниками кафедры разрабатывались вопросы пси­холингвистического анализа патологии речи, проблемы мотор­ной (экспрессивной) алалии, коррекции заикания у детей дош­кольного возраста, расстройств восприятия при психических за­болеваниях в различных возрастных группах пациентов.

В 1988 г. кафедра логопедии стала самостоятельной, а клиници­сты и физиологи стали работать на кафедре анатомо-физиологических основ дефектологии. Заведует кафедрой проф. Л. М. Шипицына. Ведущим направлением научных исследований сотруд­ников стало клинико-физиологическое изучение детей с нару­шениями в поведении, обучении детей с разными вариантами расстройств интеллектуального развития.

На кафедре работают врачи-невропатологи, психиатры, фи­зиологи, специалисты в области гигиены и генетики.

В учебной деятельности сотрудники кафедры обеспечивают преподавание дисциплин блока клинических и физиологичес­ких основ дефектологии. Успешно внедряются новые техноло­гии обучения студентов. На основе знакомства с передовыми формами преподавания учебных дисциплин за рубежом пере­страиваются формы занятий со студентами. Кафедра активно участвует в поиске и организации новых методов оказания помощи детям с аномалиями психического, сенсорного, мотор­ного и речевого развития.

В научном отношении кафедра проводит клинические и пси­хофизиологические исследования детей с разными формами на­рушений психического развития, изучаются взаимоотношения в семьях таких детей.

Кафедра современного русского языка

Кафедра русского языка не дефектологическом факультете образована в 1982 г. Зав. кафедрой проф. В. П. Проничев. Пре­подаватели кафедры обеспечивают подготовку специалистов-дефектологов по современному русскому языку: читают лекции, ведут практические и семинарские занятия, руководят диплом­ными и курсовыми работами, индивидуальной и кружковой на­учно-исследовательской деятельностью студентов и стажеров. Учебный процесс осуществляется по учебным планам и програм­мам, разработанным на кафедре с учетом будущей специальнос­ти выпускников факультета.

Кафедра располагает опытными и квалифицированными кад­рами: все преподаватели кафедры имеют степень доктора или кандидата филологических наук, являются авторами оригиналь­ных и апробированных учебных пособий к спецкурсам и отдель­ным разделам (темам) курса современного русского литератур­ного языка.

Высокий научный потенциал кафедры реализуется в научных исследованиях в области словосочетания, простого и сложного предложения, русской лексики, культуры устной и письменной речи, а также в исследованиях речи детей дошкольного и школь­ного возраста. За последние годы на кафедре вышли в свет учеб­ные пособия к спецкурсам.

Кафедра регулярно выпускает межвузовские сборники науч­ных трудов: «Детская речь как предмет лингвистического изуче­ния» (1987, отв. редактор С. Н. Цейтлин), «Системно-функцио­нальное описание словосочетания и простого предложения» (1988, отв. редактор Е. Н. Смольянинова), «Детская речь: проблемы и наблюдения» (1989, отв. редакторы С. Н. Цейтлин), «Аспекты соотнесения синтаксических единиц со словом» (1992, отв. ре­дактор Е. Н. Смольянинова), «Модальность в ее связях с други­ми категориями» (1992, отв. редактор И. П. Махтанова), другую научную и учебно-методическую продукцию.

Все студенты факультета имеют возможность участвовать в кафедральных научных исследованиях и получать квалификаци­онные консультации по широкому спектру лингвистических проблем, бакалавры могут пройти на кафедре специализацию по про­филю «Учитель русского языка средней школы» и завершить магистрскую степень образования.

Информационные материалы / Сост.: В. А. Ковшиков, М. Н. Никитина, JI. С. Волкова, Г. Н. Ленин, А. Г. Литвак, В. А. Феоктистова, Ю. Т. Матасов, Р. И. Горожанкина, Л. М. Шипицына, Ю. Г. Демьянов, В. П. Проничев. СПб, 1994.

 

содержание

Раздел б. АЛАЛИИ
(Сост. С. Н. Шаховская)
Трауготт Н. Н.
Квопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами (1940)
Ленина Р. Е. Изучение неговорящих детей (адаликов) (1951)
Голубева Л. П. Развитие речи неговоряших детей (1951)
Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией (‘961)
Жаренкова Г. И.Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи (1961)
Чудшюва Л. М.Приемы активизации речи у алаликов (1961)
Орфинская В. К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии (1963)
Горюнова Т П.Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи (1969)
Жинкин Н. И.Научное значение практической работы учреждений






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2025 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.