Обратная связь
|
Принцип 80/20 и революция в использовании времени Принцип 80/20 применительно к вопросу использования времени предполагает, что:
* Это цитата из стихотворения «К стыдливой возлюбленной» Эндрю Марвелла, английского поэта-метафизика (1621 — 1678), в переводе известного поэта-переводчика и историка литературы Григория Кружкова. — Прим. перев.
> Большая часть значительных успехов любого человека, то есть большая часть того ценного, что он приобретает в сфере личного, профессионального, интеллектуального, эстетического, культурного и физического своего развития, приобретается им в крайне небольшую долю времени. Как бы мы ни измеряли время — в днях, неделях, годах или в жизнях, — мы видим огромное несоответствие между тем, что было создано, и временем, которое на это ушло.
> Сходным образом, большая часть испытываемого человеком счастья приходится на достаточно ограниченные периоды времени. Если бы существовал прибор—измеритель счастья, то, конечно, большую часть счастья он регистрировал бы в довольно короткие промежутки, малую долю всего времени, и какой бы период мы не взяли — день, неделя, месяц, год или целая жизнь, — это было бы так.
Мы можем переложить эти две идеи на язык Принципа 80/20 — не обязательно слишком точный, но очень энергичный:
> 80% успехов достигается в 20% рассматриваемого периода времени; и наоборот — 80% потраченного времени приносит лишь 20% пользы.
> 80% счастья мы испытываем в 20% жизни; в 80% времени мы получаем лишь 20% счастья.
Помните, однако, что эти гипотезы должны быть сопоставлены вами с вашим собственным опытом и не являются не требующими доказательств истинами или результатами исчерпывающих исследований.
Но когда эти гипотезы подтверждают свою истинность (как это происходило в большинстве проверенных мной случаев), мы имеем четыре достаточно шокирующих следствия.
> Большая часть того, что мы делаем, не представляет большой ценности.
> Некоторые небольшие периоды нашего времени гораздо более ценны, чем остальные вместе взятые.
> Если мы собираемся что-то с этим делать, мы должны предпринять нечто совершенно радикальное — нет никакого смысла выгадывать минуты или пытаться использовать свое время «немного более эффективно».
> Если мы будем с пользой проводить хотя бы 20% своего времени, то совершенно забудем о том, что его может не хватать.
Потратьте несколько минут или часов на обдумывание того, как в вашем случае действует Принцип 80/20 по каждому из этих пунктов. Совсем не важно, что точное процентное соотношение проведенного с пользой и бесполезно потраченного времени почти невозможно установить. Весь вопрос в том, имеется ли в вашем случае большой дисбаланс между затраченным временем, с одной стороны, и успехами или счастьем — с другой. Дает ли наиболее продуктивная 1/5 часть вашего времени 4/5 полезных результатов? Сконцентрированы ли 4/5 вашего счастья в 1/5 части вашей жизни?
Это очень важные вопросы и не стоит их решать кое-как. Далеко не плохой идеей будет пока отложить эту книгу в сторону и немного прогуляться. Не возвращайтесь к чтению до тех пор, пока вы точно не решите, имеется ли дисбаланс в вашем использовании времени.
Вся штука в том, что «лучше организовывать» свое время не нужно!
Если в том, как вы используете свое время, присутствует дисбаланс, то помогут вам лишь революционные шаги. Не нужно напрягать себя тем, чтобы быть более собранным и организованным и подсчитывать каждую минуту; вам необходимо полностью трансформировать свой подход к использованию времени. Возможно, вам придется также полностью поменять свое видение времени как такового.
А вот чего вам не следует делать, так это позволять сбить себя с толку всякими концепциями упорядочения времени. Самые, первые такие концепции появились в Дании и использовались в качестве инструмента для обучения очень занятых управленцев организовывать свое время более эффективно. Сейчас это превратилось в индустрию с оборотами в один миллиард долларов и распространилось по всему миру.
Главным источником доходов индустрии организации времени сейчас стало не обучение, а продажа «планировщиков времени» — органайзеров и ежедневников, как традиционных, на бумажной основе, так и теперь все чаще встречающихся электронных. Нередко философия упорядочения времени несет в себе евангелистское звучание: самая быстроразвивающаяся корпорация этой индустрии, фирма «Франклин», уходит глубокими корнями в движение мормонов2.
Мода на упорядочивание времени не проходит, поскольку люди, пользующиеся этими системами, обычно оценивают их достаточно высоко и утверждают, что системы упорядочивания времени позволяют им повысить эффективность работы на 15—20%. Но системы оптимизации управления временем пытаются уместить литр воды в двухсотграммовый стакан. Здесь все построено на том, чтобы подгонять и себя, и время. Особенно благодатной почвой для таких систем являются бизнесмены, которые испытывают прессинг слишком больших задач, требующих решения в короткое время. Вся идея основывается на том, что оптимальное планирование мельчайших отрезков рабочего дня поможет управленцу действовать более эффективно. Системы упорядочивания времени призывают бизнесмена к установлению четких приоритетов — с целью спасти его от тирании ежедневных мелких забот, которые при всей своей срочности могут и не быть особенно важными.
Само понятие «упорядочивание времени» как бы подразумевает, что мы знаем, что такое порядок и что такое беспорядок в использовании времени. Однако если в реальности мы видим действие Принципа 80/20, значит наши понятия о времени не безупречны. В конце концов, если бы мы знали, что для нас хорошо, мы бы уже давно этим занялись.
Системы упорядочения времени часто советуют людям присваивать планируемым делам приоритеты А, В, С и D. На практике оказывается так, что большинство людей классифицируют 60—70% своих дел как имеющие приоритеты А и В. И затем делают вывод, что им действительно не хватает времени. Вот почему люди и начинают заниматься упорядочиванием времени. А заканчивают они хорошо распланированными сверхдлинными рабочими днями, еще большим стремлением все-таки победить в этой гонке и, как правило, большим разочарованием и нервным перенапряжением. Они, словно наркоманы, не могут жить без упорядочения времени, которое фундаментально не меняет того, что они делают, и чувствуют себя виноватыми в том, что они делают недостаточно много.
Словосочетание «упорядочение времени» говорит само за себя. Подразумевается, что управлять временем можно более эффективно, что оно — ценный и не имеющийся в достаточном количестве ресурс, поэтому мы вроде должны плясать под его дудку. Мы должны быть очень бережливы в использовании времени. Если дать ему хоть полшанса быть потерянным, оно будет потеряно. А потерянное время, утверждают евангелисты от науки упорядочения времени, вернуть невозможно.
Мы живем в век занятости. Предсказываемый экономистами век отдыха наступит очень нескоро, если, конечно, не принимать во внимание безработных, для которых он всегда здесь. Сейчас, как подметил Чарлз Хэнди3, мы находимся в абсурдной ситуации, когда рабочая неделя управленцев все больше увеличивается (60 часов в неделю никого не удивляют), а работы на всех не хватает.
Общество делится на тех, у кого есть деньги, но нет времени получать от этого удовольствие, и на тех, у кого времени хватает, а денег нет. Популярность систем управления временем сосуществует с беспрецедентной обеспокоенностью людей тем, чтобы правильно использовать свое время и иметь достаточно времени на удовлетворительное выполнение своей работы.
|
|