Обратная связь
|
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ Образы брендов, продуктов, компаний и даже стран давно представляют интерес для исследователей в области маркетинга. Методы качественных исследований в этой области являются частично структурированными, направленными на получение более глубокого понимания того, как респонденты видят аспекты окружающего их мира (или точнее рынков). К таким методам относятся опросы целевых групп и углубленные опросы (см. главу 7).
Колдер (Calder, 1994) рассматривает качественные исследования на примере коммерческой больницы в Соединенных Штатах. Сеть больниц открывала новое помещение на 100 мест в городе с двумя действующими и гораздо более крупными больницами. Проблема состояла в том, как позиционировать новую больницу, учитывая ее сравнительно небольшой размер и отсутствие признанной репутации. Был проведен ряд опросов в целевых группах, которые показали, что респондентам известно о сравнительно небольшом размере больницы, но они не считают данное обстоятельство негативным. Наоборот, небольшой размер вызвал у респондентов ожидание более заботливого отношения и внимательного обслуживания каждого пациента. Вот некоторые высказывания, которые прозвучали в процессе обсуждения:
"Очень заботливая больница, и пациент в ней окружен хорошим уходом. Другие больницы слишком велики, чтобы обеспечить такой уход".
"Судя по тому, что я слышал, обслуживание в ней больше ориентировано на конкретного человека. В смысле питания, да и в других отношениях. Там даже дают вино [к еде]. Это больница, более ориентированная на нужды человека".
"Я так понимаю, что там просто великолепное меню, и вы можете выбирать еду. Вино. У них есть время ухаживать за пациентами".
Исследователи заключили, что новую больницу можно позиционировать совершенно иначе, чем действующие, и в последующем маркетинге использовать образ заботливой, внимательной к пациентам больницы.
На основе использования в качественных исследованиях проективных методов можно открыть образы, которые служат для демонстрации того, какое положение в представлении респондента занимает фирменный продукт компании. Вот некоторые из наиболее популярных методов:
■ Представление бренда или компании в виде животного или человека.В рамках данного подхода респондентам предлагают назвать человека или животное, которое олицетворяет собой их представление о рассматриваемом продукте или компании. Колдер (Calder, 1994) приводит в качестве примера использование метода для раскрытия образа армии США среди потенциальных новобранцев. Респондентам задали вопрос: "Если бы вы представили себе армию в виде животного, какое бы это, на ваш взгляд, было животное?" Приводим ответы в порядке их значимости: тигр, лев, бык, волк, медведь. Никто не видел в армии мула, лошадь, собаку, белку, слона или корову! Исследователи пришли к выводу, что армию представляли (позиционировали) как олицетворение силы, несгибаемости, агрессивности, мощи и господства. Такое позиционирование до некоторой степени отрицательно воздействовало на потенциальных новобранцев, которые боялись оказаться неудачниками в период подготовки/приема в ряды. Хочется отметить интересный факт: недавняя реклама призыва в армию в Соединенном Королевстве была использована для того, чтобы подчеркнуть "семейный" и "командный" характер военной службы, - попытка в какой-то мере изменить позиционирование.
■ Разыгрывание ролей.При разыгрывании ролей респонденту предлагается принять на себя роль или поведение другого человека или исследуемого объекта. Талл и Хокинс (Tull and Hawkins, 1993) приводят пример исследований премиум-бренда канадского виски под названием O.F.C., которым торгует Schenley. В ходе обсуждений одного из членов группы попросили сыграть роль бутылки O.F.C. и объяснить, что он чувствует. Актер объяснил, что он не думает, что кто-нибудь смог бы полюбить его, потому что у него нет настоящего имени, а, значит, и собственного лица. В результате дальнейшего зондирования и обсуждения появилось название "Старое франко-канадское" (в предложенном названии были использованы заглавные буквы первоначального названия, дальнейшее построение было основано на происхождении спиртного напитка из франко-канадской области Квебек и на благоприятном образе "Canadian Club"). Бренд был повторно выставлен на рынок под новым названием с более отчетливой индивидуальностью и более понятным позиционированием на рынке.
■ Дружелюбный марсианин.В данном подходе интервьюер или ведущий играет роль жителя другой планеты, который недавно прилетел из космоса на Землю и просит членов группы объяснить конкретный продукт и способ его использования. Выступая в роли пришельца, ведущий может задавать простейшие вопросы, на которые в обычных условиях знал бы ответы, и респонденты исходили бы из этого. В групповом обсуждении работы ассоциации надомных швей Британии British Home Sewing and Needlecrafts Association исследователю (мужчине на рынке с преобладанием женщин) удалось с помощью данного метода установить, что вязание "позиционировалось" как хобби из разряда народных промыслов, которым можно заниматься попутно во время других сидячих занятий, например, просмотра телевизора. С другой стороны, шитье "позиционировалось" как расчетливый вид деятельности, которым занимаются преимущественно из экономии, особенно в отношении детских вещей, и который требует полного внимания, исключая всякую постороннюю деятельность.
Чтобы вызвать у респондентов ассоциации и помочь выразить образы, в которых они представляют себе объекты, можно использовать ряд стимулов. Это могут быть:
■ Ассоциативные методы.Здесь респондентам предлагается поделиться своими ассоциациями с конкретным стимулирующим воздействием. Их могут, например, спросить, какие слова, или ценности, или образ жизни ассоциируются у них с автомобилем BMW. Высказанное впечатление можно затем исследовать путем обсуждения или другими методами.
■ Концептуальные карты.Листы с изображенными на них брендами или логотипами брендов. Их показывают респондентам и стремятся узнать их реакцию с помощью зондирования.
■ Анимация.Рисунки ключевых кадров из рекламы с речью героев в "пузырьках". Респондентов просят поделиться своим впечатлением, и помогают им описать свои чувства по отношению к рекламируемым продуктам.
■ Рассказы в картинках и метод "закончи рассказ".Серии рисунков с изображением ситуаций, таких как покупка конкретного бренда; на рисунках оставляют пустые места для текста, чтобы респонденты заполнили их самостоятельно. Талл и Хокинс (Tull and Hawkins, 1993) рассказывают об использовании метода "закончи рассказ" в исследованиях, посвященных изменению привычек потребления Seagram. .В ситуации применялся следующий сценарий:
"Сара давно не видела Джейн. Тогда она выглядела искушенной в жизни и уверенной в себе. У стойки она заказала..."
Женщины, употребляющие спиртные напитки, чаще всего заканчивали предложенный вариант сценария тем, что Джейн заказывала фужер вина. По мнению исследователей, такое завершение явилось отражением того, что она лучше разбиралась в напитках и имела больше жизненного опыта. Исходя из этого, а также последующих качественных исследований, компания разработала напиток на основе вина с кусочком лимона - "Шабли с кусочком лимона от винного дома Тейлор Калифорния Селер {Taylor California Cellar's Chablis with a Twisty1.
■ Составление визуальных карт продукции.Это качественный вариант методов вычерчивания графика отношения к товару, которые будут рассмотрены ниже в разделе количественных методов. Респондентам выдают большой лист бумаги - размером со страницу планшетного блокнота. На листе нарисованы две оси под прямым углом друг к другу. Респондентам раздают маленькие карточки,на которых указаны бренды или компании, или в случае с товарами в мелкой фасовке, такими как шампуни, - некоторое количество настоящих упаковок. После этого им предлагается разместить карточки или упаковки на листе таким образом, чтобы подобные бренды находились рядом, а разные - как можно дальше друг от друга. Как только респонденты закончат с этим, они приступают к обсуждению осей, или измерений, которые можно использовать для объяснения таких различий. Полученные результаты записываются на карте. В другом варианте название осей может быть получено на более ранних этапах интервью (например, "цена" или "качество"), и респондентам предлагается "позиционировать" объекты непосредственно на готовых осях.
Качественные подходы к раскрытию образов и положений объектов в представлении респондентов пользуются особой популярностью среди рекламных агентств, которые ценят возможность получения конкретных данных. Получаемые образы и положения выражают мнение самих респондентов и потому дают понимание, полезное для прямого общения с ними как с клиентами.
Однако классический вопрос качественных исследований, который вызывает беспокойство, не снимается. Это вопрос о том, насколько представительными с точки зрения всего населения в их обычной практике совершения покупок и потребления являются ответы сравнительно не большого количества респондентов, которые они часто дают в условиях, и отдаленно не напоминающих естественные, в процессе выполнения странных и непривычных заданий? В большинстве случаев исследования в области позиционирования не должны ограничиваться только качественными, чтобы можно было разрабатывать модели образов и положений на основе более представительных выборок в процессе качественных исследований.
|
|