АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫБОРА РЫНОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ Классический подход к сегментации или стратегиям выбора рыночных целей предложен Котлером (последняя работа - Kotler, 1997). Модель Котлера исходит из того, что компания, определив и оценив различные сегменты, составляющие единое целое, может проводить (рис. 12.7):
■ недифференцированный маркетинг,производя единый продукт в расчете на то, что он будет привлекательным для всех сегментов;
■ дифференцированный маркетинг,предлагая каждому из сегментов отдельный продукт;
■ концентрированный маркетинг,сосредоточивая внимание на одном или нескольких сегментах.
Рис. 12.7. Альтернативные маркетинговые стратегии
Недифференцированный маркетинг
Метод недифференцированного маркетинга предусматривает отношение к рынку как единому целому, а не как к общности дробных частей, и предоставление одного стандартного продукта или услуги для удовлетворения всех клиентов. Это метод, реализованный в стратегии превосходства в себестоимости (Porter, 1980). Данный подход был особенно широко распространен в период массового маркетинга до появления (или признания!) явно выделяющихся сегментов рынка. Однако в последнее время, когда существование рыночных сегментов стали признавать все шире, разумность такого подхода на всех рынках начали подвергать сомнению.
Дифференцированный маркетинг
Дифференцированный маркетинг выбирают компании, которые стремятся предлагать отдельный продукт или услугу каждому выбранному ими сегменту рынка. Так, производитель шампуней предложит разные типы шампуней в зависимости от состояния волос клиента. Главная опасность дифференцированного маркетинга связана с тем, что он может повлечь за собой высокие затраты как на производство, так и на маркетинг широкого ассортимента близких изделий.
Однако в зависимости от ресурсов компании дифференцированный маркетинг может помочь добиться доминирующего положения на рынке в целом (именно такую стратегию проводила на рынке желтых жиров компания Van den Berghs, см. выше).
Концентрированный маркетинг
Тем не менее для организации с ограниченными ресурсами атака всех или даже большей части потенциальных сегментов рынка может оказаться практически невыполнимой. В таком случае более приемлемым может быть концентрированный, или направленный маркетинг. При такой стратегии компания концентрирует внимание на одном или нескольких сегментах рынка, а рынком в более широком смысле предоставляет заниматься своим конкурентам. Таким образом она выстраивает прочные позиции на нескольких избранных рынках, не стремясь конкурировать во всех без исключения сегментах (при помощи недифференцированных или дифференцированных продуктов).
Успех данного подхода зависит от точного исчерпывающего знания обслуживаемых клиентов. Но главная опасность данной стратегии состоит в том, что со временем сегмент, на который нацелилась организация, может утратить часть своей привлекательности и станет фактором, ограничивающим организацию.
Безалкогольный напиток марки Lucozade впервые появился в продаже в 1920-х годах. Создал его химик из Ньюкасла: он разработал калорийный напиток для своего сына, выздоравливающего после желтухи. В 1938 году бренд приобрела компания Beechams, которая выпустила его в продажу в характерной желтой целлофановой упаковке, снабдив рекламной формулой: "Lucozade способствует выздоровлению". На протяжении 1950-х и 1960-х годов это был лидер продаж компании Beechams. Но к 1970-м годам снижение уровня заболеваемости, более редкие вспышки эпидемий гриппа и рост цен способствовали падению продаж. С 1974 по 1978 год продажи упали на 30 процентов. Компания пришла к выводу, что бренд необходимо репозиционировать.
Первое изменение позиции было проведено в конце 1970-х годов, когда его предложили как местный "тонизирующий напиток" для домохозяек. Вначале продажи выросли на 11 процентов, но рост не сохранился, и к концу 1979 года рост сошел на нет. В 1980 году в продажу был выпущен напиток в новой бутылке емкостью 250 мл; для нее была разработана новая рекламная формула: "Lucozade восполняет затраченную энергию". Но к концу 1982 года результаты изучения использования продукта и отношения потребителей показали, что статус бренда не претерпел существенных изменений, - как и раньше, его употребляли главным образом на этапе выздоровления после болезни.
Компания нацелилась на более радикальное изменение позиции. На рынке газированных безалкогольных напитков Lucozade напрямую конкурировала с признанными брендами, такими как Coca-Cola и Pepsi. Кроме того, Lucozade несла убытки от неподходящего образа в молодежной части рынка - напиток давали им родители, когда они болели! Компания разработала новое позиционирование: "Lucozade - не только вкусный и освежающий напиток, он может быстро восполнить затраты энергии". Со всей очевидностью открылся потенциал спортивного рынка, и в июле 1982 года компания стала использовать в своей рекламе Дэйли Томпсона, спортсмена, выступавшего в десятиборьи на Олимпийских играх. Вначале Дэйли понравился целевым клиентам, но они никак не связывали его с брендом.
Следующим этапом в изменении позиции стала телевизионная реклама "светофор" при участии Дэйли и с использованием музыки "хэви метал" в исполнении Iron Maiden скорее для "представления", а не "пояснения" своего сообщения. Рекламные материалы наглядно передавали идею восполнения энергии таким способом, с которым молодые потребители немедленно отождествляли себя. В течение первого года новой кампании объемы продаж выросли на 40 процентов. Качественные исследования показали, что информация дошла до нынешних потребителей, и, самое главное, - до целевого молодежного рынка.
С тех пор Lucozade всегда сопровождал успех, и появились новые вкусовые варианты напитка. В 1988 году появился изотонический напи ток для спортсменов Lucozade Sport,а в 1995 - напиток для тинэйджеров NRG. Та же стратегия позиционирования проводилась в Ирландии, Азии и Австралии, Новой Зеландии и прилегающих к ним островах. С 1985 по 1995 год мировые продажи выросли с 12 до 125 млн фунтов стерлингов (Salmon, 1997). В 2002 году стимулированием продаж бренда занималась ассоциация Lara Croft /Tomb Raider.
Самая эффективная стратегия выбора целевого рынка, которую следует принять, для разных рынков будет разной. Однако определенные характеристики как рынка, так и компании помогут предположить, какой тип стратегии разумнее всего применить в данной ситуации.
Классическая формулировка того, как подойти к выбору стратегии сегментации, принадлежит Фрэнку и др. (Frank et at., 1972). Они полагают, что выбор стратегии должен быть основан на:
■ размере сегмента - для определения его значения и перспектив;
■ дополнительных издержках, связанных с дифференциацией между сегментами, - которые могут быть скромными или достаточно большими, чтобы подорвать всю стратегию сегментации;
■ степени и долговечности различий между сегментами, - если сегменты имеют лишь минимальные различия, возможно, не стоит считать их отдельными целями, а если различия имеют временный характер, то жизнеспособность стратегии сегментации может быть сомнительной;
■ стабильности и совместимости целевых сегментов;
■ "соответствии" характеристик сегмента и прочности компании (см. главу 10);
■ степени и типе конкуренции в потенциальных целевых сегментах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор потенциального рыночного сегмента или сегментов для обслуживания является важнейшим этапом в разработке надежной и всеобъемлющей маркетинговой стратегии. Пока не будут четко установлены рыночные цели и полностью изучены их потребности и мотивирующие факторы, невозможно разработать надежное конкурентное позиционирование.
Четвертая часть посвящена внедрению стратегий конкурентного позиционирования.
В главе 13 рассматриваются способы получения устойчивого конкурентного преимущества после того как компания определит свой целевой рынок. Изучаются пути достижения превосходства по затратам и дифференциации своей продукции, - они представлены в виде альтернативных, а также взаимно дополняющих стратегий. Внимание читателей обращается на существующие опасности, связанные с тем, что компания не сможет эти стратегии реализовать эффективным образом. Затем обсуждается возможность эффективного информирования клиентов о конкурентных позициях и изучаются характеристики устойчивого конкурентного преимущества через позиционирование.
В главе 14 рассматриваются стратегии создания позиции, удержания позиции, "сбора урожая", работы в нишах и приостановки инвестиций. Завершает главу обсуждение вопросов о навыках и видах компетентности руководства, необходимых для каждой из стратегий.
В главе 15 рассматриваются последние разработки в области стратегических союзов и создания сетей сотрудничающих между собой компаний как главного способа, позволяющего эффективно конкурировать на современных рынках. В главе уделяется внимание движущим силам, побуждающим компании вступать в партнерские отношения с другими организациями в новый век сотрудничества, когда на смену некоторым аспектам конкуренции приходят сетевые организации.
В глава 16 анализируется роль маркетинга услуг и отношений в создании более прочных конкурентных позиций, представлен спектр товаров и услуг, показано растущее значение элемента услуг в сочетании средств реализации маркетинга даже для компаний, проводящих маркетинг товаров. Маркетинг отношений рассматривается в контексте построения и поддержания долгосрочных отношений с ключевыми клиентами и группами клиентов. Представлены методы мониторинга и определения степени удовлетворения клиентов, при этом особое внимание уделяется применению анализа просчетов для прослеживания проблем в удовлетворении клиентов до выяснения их первопричины.
В главе 17 оценивается роль инноваций и разработки новых продуктов/услуг в создании конкурентных позиций. Глава определяет новые факторы, критичные для успеха в области разработки новых продуктов, а также типичные причины неудач. Рассмотрены процессы разработки новой продукции и даны предложения по ускорению наступления и повышению вероятности успеха. Завершается глава рассмотрением организационных вопросов, связанных с разработкой новой продукции и инноваций.
В главе 18 рассматриваются последние разработки в области электронного бизнеса и электронного маркетинга и их возможное влияние на маркетинговые стратегии. Прослеживая первоначальную рекламную шумиху вокруг бума интернет-компаний и не менее впечатляющих банкротств таких компаний (или как их еще называют интернет-бомб), дается более взвешенная оценка возможностей и угроз, которые несут с собой современные интернет-технологии для организаций.
Глава 19 посвящена использованию внутреннего маркетинга для создания эффективных методов внедрения маркетинговой стратегии. Внутренний маркетинг работников, менеджеров и процессов рассматривается как цель, параллельная внешнему маркетингу, причем такая, которая определяет эффективность стратегии внешнего маркетинга. В главе представлена система для планирования внутреннего маркетинга и исследуются возможности партнерства с руководством кадрами при внедрении маркетинговой стратегии, а также растущее значение методов, основанных на поведении, для руководства, что служит для увязки маркетинговой стратегии с операциями продаж и распределения.
Конкурентная стратегия - это поиск благоприятной конкурентной позиции в отрасли. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы создать выгодные и устойчивые позиции против сил, которые определяют отраслевую конкуренцию.
Портер (1985)
ВСТУПЛЕНИЕ
В главе 12 рассматривался выбор подходящего по прочности и возможностям компании целевого рынка. Данная глава сосредоточивает внимание на методах создания конкурентного преимущества на этом выбранном компанией целевом рынке. Несмотря на то, что очень немногие преимущества имеют возможность сохраняться надолго, одни основания, на которых строятся преимущества, можно защитить гораздо легче, чем другие. Ключевая задача стратега состоит в том, чтобы определить те основания, которые обеспечивают самые лучшие возможности для защиты позиционирования.
|