Обратная связь
|
Принятие решения об основаниях для дифференциации продукта Каждый из элементов продукта можно использовать как способ дифференциации от предложений конкурентов. Первостепенное значение в принятии решения о том, какой из возможных элементов следует использовать для дифференциации продукта, имеют три условия.
Первое: что ожидают получить клиенты в дополнение к основному продукту? Например, на автомобильном рынке все сегменты рынка рассчитывают на минимальный уровень надежности приобретаемых автомобилей. При покупке предметов домашнего обихода, которые традиционно покрывались белой эмалью (холодильники, морозильные камеры, стиральные машины и т.д.), клиенты обычно рассчитывают на минимальный срок гарантии. При выборе зубной пасты клиенты ожидают получить минимальную степень защиты от разрушения зубов и заболеваний десен. Эти ожидания, лежащие вне основного предложения продукта, сродни "гигиеническим факторам" в теории мотивации Хертцберга. Их обязательно нужно предлагать, чтобы продукт или услуга принимались во внимание потенциальными покупателями. Наличие этих факторов не повысит вероятность того, что потребители выберут продукт, но их отсутствие наверняка удержит от покупки.
Второе условие связано с тем, что будут ценить клиенты сверх своих ожиданий. При определении потенциальных "стимулов" участник рынка стремится предложить больше, чем конкуренты, чтобы привлечь клиентов. Эти дополнения к продукту помимо того, на что обычно рассчитывают клиенты, часто служат самым эффективным средством дифференциации предложений компании. Однако решающим моментом являются расходы, связанные с предложением этих дополнений. Стоимость дополнений должна быть меньше дополнительной полезности (ценности) для клиентов и потому должна находить отражение в готовности заплатить наценку. Для дифференциации необходимо по возможности устанавливать экономическое значение, что позволило бы полностью учесть в ценообразовании ценность для клиента (см. Forbis and Mehta, 1981).
Третье условие в выборе способа дифференциации продукта от продукции конкурентов связано с тем, насколько просто конкурентам скопировать такие различия. Например, изменение процентных ставок, взимаемых одним строительным обществом, можно скопировать в считанные дни или даже часы. А на копирование такого преимущества, как
расположение офисов общества на важнейших центральных улицах города, уйдет больше времени, и обойдется это дороже.
В идеале дифференциацию стремятся найти в тех аспектах, в которых у компании есть некоторая (пусть даже временная) защита, препятствующая конкурентам сделать то же самое. Самые удачные дифференциации - это те, которые используют ключевые навыки, виды компетентности или активы маркетинга компании, отсутствующие у конкурентов и представляющие для них трудности в реализации. В бизнесе проката автомобилей, например, разветвленная сеть пунктов получения и возврата, предлагаемая лидером рынка - компанией Hertz, - позволяет ей оказывать более удобные, чем у конкурентов, услуги для клиента, который едет в одну сторону. Для более мелких компаний, которые захотели бы последовать ее примеру, конкуренция с такой сетью была бы слишком обременительной для бюджета, если вообще возможной.
Питере (Peters, 1987) утверждает, что многие компании уделяют излишнее внимание основному продукту в своей общей маркетинговой позиции и стратегии. Он высказывает мнение, что по мере того как становится все труднее проводить дифференциацию на основе главного продукта, акцент необходимо все больше переносить на вопрос о том, как можно "добавить услуги" через расширенный (и потенциальный) продукт. Такое смещение акцента представлено на рис. 13.8, который противопоставляет сосредоточенность на продукте (когда значение придают основному продукту) и сосредоточенность на добавлении услуг (когда компания развивает расширенный и потенциальный продукты в том направлении, которое представляет ценность и интересует клиентов).
Перенос внимания с основного продукта на "внешние круги" имеет особое значение на "товарных" рынках, где конкурентная стратегия всегда строилась на цене. Дифференциация на основе добавления услуг открывает возможность для компании вырваться из условий, когда она чересчур зависит от цены в вопросе защиты своего бизнеса.
Обобщая сказанное, отметим, что существует множество способов, которые позволяют дифференцировать продукты и услуги компании от продуктов и услуг ее конкурентов. Принимая решение о том, каким типом дифференциации воспользоваться, компания должна учитывать несколько факторов: добавленную стоимость для клиентов от дифференциации; расходы, связанные с дифференциацией, по отношению к добавленной стоимости; вероятность и скорость копирования конкурентами; и в какой мере дифференциация использует активы маркетинга компании.
Рис. 13.8. Альтернативное акцентирование для дифференциации
|
|