Обратная связь
|
Дифференциация по распределению Дифференциации по распределению добиваются за счет использования разных торговых точек, наличия разных сетей или разного охвата рынка.
Последние разработки в области прямого маркетинга связаны не только с созданием иных способов продвижения продуктов. Они предлагают также новые торговые точки для многих товаров. Шопингу по телефону на основе телекаталогов еще предстоит развиваться, чтобы стать сколько-нибудь заметным явлением, но здесь заложены явные возможности для специалистов-новаторов по маркетингу.
Появление Интернета внесло существенные изменения в стратегии распределения многих фирм. В особенности компании, предлагающие продукты, представленные в битовом виде, такие как информация или музыка, получили возможность прямого распределения продукции клиентам по сети Интернет (см. главу 18). И здесь первые инициативы обеспечили им краткосрочную дифференциацию, но конкуренты не замедлили скопировать их. Защита преимущества в электронном маркетинге, будь то преимущество распределения или коммуникаций, оказывается делом очень непростым, и новаторские компании, такие как Amazon.com, вынуждены постоянно искать новые пути добавления ценности для своих клиентов, стремясь сохранить дифференциацию.
Дифференциация по цене
Более низкая цена как средство дифференциации может быть успешной основой стратегии в том случае, если компания имеет превосходство по затратам или если есть препятствия для конкурирующих фирм с более низкой структурой затрат, ведущих конкурентную борьбу по более низким ценам. Без превосходства по затратам развязывание войны цен может быть губительным для компании курсом, - в этом убедилась на собственном горьком опыте компания Laker Airways.
Наценку обычно можно устанавливать только тогда, когда продукт или услуга имеют реальные или осознанные преимущества для клиента; поэтому наценка часто используется для дифференцированных продуктов.
В общем случае, чем выше степень дифференциации продукта или услуги, тем шире возможности компании в установлении наценки. При небольшом выборе других оснований для дифференциации ценовая конкуренция усиливается, а преимущества по затратам приобретают более весомое значение.
Дифференциация по рекламе
Дифференциация по рекламе включает использование разных типов рек-ламно-пропагандистской деятельности (например, более широкое сочетание коммуникативных элементов, использующих рекламу, связи с широкой публикой, прямая почтовая реклама, личные продажи и т.д.), чрезвычайно активных акций по продвижению товара (то есть сверхмощных кампаний по стимулированию продаж во время запуска или повторного запуска продукции) или изменение содержания (то есть с четко отличающимся рекламным сообщением).
Многие компании сегодня недостаточно эффективно используют потенциал пиара. В основе своей паблик рилейшнз состоят в установлении связей со средствами массовой информации и использовании этих связей для благоприятного представления компании. Пресс-релизы и интервью с ключевыми должностными лицами по важным животрепещущим вопросам могут способствовать продвижению компании таким способом, который вызывает больше доверия, чем реклама в СМИ.
Небольшая зарегистрированная в Соединенном Королевстве компания электроники блестяще использовала приезд японских ученых на свой завод. Событие получило широкое освещение в СМИ, которые представили визит как попытку японцев поучиться у этого скромного, но новаторского предприятия. Событие освещалось в соответствующих отраслевых журналах и даже в национальных СМИ. Результат не замедлил сказаться: на компанию посыпались запросы, и резко подскочили продажи ее продукции в стране. У связей с общественностью было два важнейших преимущества перед рекламой в СМИ. Во-первых, это очень дешевая форма по отношению к получаемому охвату публики (компания никогда бы не смогла позволить себе оплатить такой охват по обычным тарифам СМИ). Во-вторых, сообщения, которые появились в печати, вызвали доверие, потому что они были подготовлены независимыми журналистами и рассматривались скорее как новости, а не реклама. {Источник: The Marketing Mix, телевизионная серия - Yorkshire TV.)
Использование необычного сообщения в обыкновенной рекламе в СМИ также может оказывать дифференцирующее действие. Когда большинство рекламодателей направляют свои усилия по существу на один и тот же рынок, адресуя ему одно и то же сообщение, необходимо искать принципиально новый неожиданный ход. Для продвижения большинства сортов пива показывают, как мужчины собираются вместе пообщаться в пабах и приятно проводят вечер за кружкой пива. Компании Heineken удалось дифференцировать свое пиво с помощью серии рекламных объявлений, исполненных юмора и снабженных заголовком "Heineken освежит вас там, куда не могут добраться другие сорта пива". Аналогичным образом и кампания по стимулированию продажи горького пива фирмы Boddington - Boddington's Bitter, подчеркивающая практическую ценность пива и его нежно-кремовую пенную шапку, служит для выделения его среди остальных сортов и разновидностей пива.
Когда компания Van den Berghs выпустила на рынок маргарина свою марку Кгопа (см. главу 12), этот сорт был нацелен на тех потребителей, которые становились все более чувствительными к цене сливочного масла, но в то же время хотели чувствовать вкус масла, - и у компании появилась серьезнейшая проблема с коммуникациями. Законодательные нормы запрещали компании делать заявления, что по вкусу продукт напоминает масло (Clark, 1986), а рекламная формула "Четверо из пяти наших клиентов не могут сказать, в чем заключается разница между Stork и маслом" уже использовалась (с переменным успехом) для одного из других брендов компании. Решение было найдено в том, чтобы использовать полудокументальную рекламу при участии уважаемого корреспондента (Рене Катфорт), специально занимавшейся слухами, которые циркулировали вокруг идентичного по составу продукта в Австралии {Fairy). Слухи ходили о том, что продукт фактически являлся новозеландским сливочным маслом, выброшенным на рынок Австралии под видом маргарина, чтобы обойти торговые квоты. Рекламной формулой была выбрана фраза "Маргарин, который вызвал вопросы у парламента Австралии", и хотя стиль рекламы никогда явно не утверждал, что по вкусу продукт полностью соответствует маслу, он тонко передавал мысль, что люди действительно не могли сказать, в чем разница.
Позже компания Van den Berghs стала продвигать маргарин Flora как легкое масло для бутербродов, покупаемое женщинами, которые заботятся о здоровье своих мужчин, в то время как ее первоначальный бренд "Не могу поверить, что это не масло" возвращается к старому вкусовому восприятию Stork.
Дифференциация бренда
Позиционирование бренда делает клиента ключевой фигурой в создании защитимых позиций на рынке. При этом позиционировании происходит переход от классической идеи о том, что компании разрабатывают "уникальное предложение продажи", к представлению о том, что компании создают "уникальное эмоциональное предложение".
Конкурирующие продукты могут казаться одинаковыми родителям, которые покупают спортивные штаны Nike, но не их детям. Они хотят спортивные штаны именно Nike, и родитель вынужден заплатить более высокую цену, чтобы приобрести их. Успехом в дифференциации бренда компания Nike обязана линии своей продукции Air Jordan, которая основывалась на уникальном предложении продажи воздушных камер в задниках спортивной обуви, что позволяло покупателям такого товара ассоциироваться с самыми выдающимися спортсменами. Это сочетание приобрело такую силу, что даже в Японии с ее низким уровнем преступности люди платили бешеные деньги за Air Jordan, но не обували на тренировки из опасения, что на них могут напасть и отобрать (это называлось джаггин) кроссовки Nike. Для продвижения своей продукции компании Adidas и Reebok используют выдающихся спортсменов и воздушные камеры, но Nike одержала победу в войне за сознание подростков и карманы их родителей.
Компания Nike - показательный пример того, как завоевывают долю рынка при помощи лестницы осведомленности Риса и Траута (Ries and Trout, 1986). Даже несмотря на то, что на рынке может быть множество продуктов, потребители редко назовут больше нескольких. С этой проблемой столкнулась Audi, обнаружив, что среди автомобилей немецкого производства люди называют Mercedes, BMW и Volkswagen, подразумевая заложенное в них качество и надежность, но часто обходят вниманием Audi (ныне принадлежащую VW). Результатом стала кампания Vorsprung Durch Technik, сконцентрированная на немецком происхождении продукции и, благодаря участию в ралли и модели Quatro, - на техническом превосходстве.
Рис и Траут (Ries and Trout) отмечали, что объем бизнеса второй компании на рынке обычно составляет половину объема рыночного лидера, объем бизнеса третьей компании - половину объема второй и т.д. Это находит прямое отражение в прибыльности работы и рентабельности инвестиций, где в долгосрочной перспективе доходность соответствует рейтингу компании в зависимости от принадлежащей ей доли рынка. Компании, удерживающие лидерство, могут получить также и значительные выгоды в сфере рекламы и продвижения товара (Saunders, 1990). Причина отчасти в том, что люди склонны запоминать первого. На вопрос, кто первым совершил перелет через Атлантику в одиночку, большинство людей правильно ответят - Чарльз Линдберг, но сколько человек вспомнят имя второго летчика? Если спросить о том, кто первым и вторым высадился на Луну или покорил Эверест, ситуация будет аналогичной.
Первым на рынке важно быть таким лидерам, как компания Nike в сфере спортивной обуви, Mercedes - на рынке роскошных автомобилей, Coca-Cola - на рынке безалкогольных напитков и Nescafe - на рынке кофе, но для менее заметных брендов лидерство не поможет решить проблемы. Позиционирование показывает таким брендам, каким образом они могут занять прочное место в сознании потребителей, невзирая на конкурентные продукты, которые постоянно требуют внимания к себе. Для этого необходимо, чтобы сообщения компании были последовательными и бренд ассоциировался у потребителя с представлениями, которые уже прочно закрепились в его сознании.
|
|