Обратная связь
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСТОЙЧИВОГО КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА В главе 6 мы оценивали ресурсы организации и выделили из них три основных типа: корпоративная культура, активы маркетинга и возможности маркетинга. Любая организация может составить длинный список своих ресурсов, но ни все из них одинаково полезны для создания конкурентного преимущества. К счастью, исследования, в которых организация рассматривается с точки зрения ее ресурсов, говорят о том, что существуют три основные характеристики ресурсов, и в случае их совпадения они способствуют созданию устойчивого конкурентного преимущества (SCA). Это ресурсы, содействующие созданию ценности для клиента; ресурсы, являющиеся редкими или уникальными для организации; ресурсы, которые конкурентам трудно приобрести или скопировать (рис. 13.1) (Collis and Montgomery, 1997).
Рис. 13.1. Ресурсы, которые создают преимущество
Содействие созданию ценности для клиентов
Ценность любого ресурса организации определяется его способностью создавать ценности для клиента. Ценность может создаваться напрямую, например, через полезности, передаваемые клиенту более совершенной технологией, лучшим обслуживанием, значимой дифференциацией бренда и наличием продукта в готовом виде. Ресурсы, которые способствуют появлению таких полезностей (применяемые технологии, квалифицированный и мотивированный персонал, название и репутация бренда и охват системами распределения), создают ценность для клиентов непосредственно в процессе применения. Но есть и другие ресурсы, которые оказывают опосредованное воздействие на значимость для клиентов. Например, эффективные системы регулирования затрат не представляют ценности для клиентов сами по себе. Они лишь добавляют ценность для клиентов, превращаясь в более низкие цены или в способность организации предложить клиентам дополнительные полезности за счет полученной экономии.
Значимость ресурса в создании ценности для клиента следует оценивать в сравнении с ресурсами конкурентов (глава 8). Например, название знаменитого бренда, такое как Nike на спортивной одежде, может говорить о большей ценности, чем менее известные бренды. Другими словами, чтобы ресурс способствовал созданию устойчивого конкурентного преимущества, он должен служить для установления различий между предложениями организации и ее конкурентов.
Уникальность или редкое качество
Если ресурсы способствуют созданию ценности для клиента, необходимо оценить еще и их уникальность для организации. Некоторые ресурсы, скажем, используемые точки распределения, могут ненамного отличаться от ресурсов, которыми пользуются конкуренты. Например, в индустрии продуктов питания распределение через крупные группы продуктовых магазинов является вопросом первостепенной важности для таких компаний, как Unilever и Procter and Gamble, но торговые точки не уникальны для каждой компании, и потому не создают ни для одной из них конкурентного преимущества. Некоторые исследователи (например, Collis and Montgomery, 1997) называют связанные с компетентностью ресурсы, уникальные для организации, отличительными видами компетентностив отличие от ключевых видов компетентности.Чтобы преимущество было устойчивым, используемые ресурсы должны в течение некоторого времени оставаться редкими.
Рис. 13.2. Градация возможностей имитации ресурсов
Источник: адаптировано из Collis and Montgomery (1997)
Невозможность имитации
Даже те ресурсы, которые уникальны для данной организации, не застрахованы от того, что со временем конкуренты могут сымитировать их или найти им замену (рис. 13.2). Кроме того, конкуренты могут найти способ приобрести соответствующие важные ресурсы. Например, в сервисных организациях ключевых сотрудников могут "переманивать" у конкурентов, предлагая им более высокие заработки, лучшие условия труда и так далее. В сфере рекламы давно признали, что при уходе ключевых сотрудников в конкурирующие агентства существует опасность потерять клиентов. Поэтому там с целью минимизации ущерба от утраты ресурсов приняли согласованный кодекс деятельности, включая так называемые "золотые наручники" - льготы или привилегии, благодаря которым сотрудникам невыгодно работать на какого-либо другого работодателя.
В главе 6 рассматривались способы защиты ресурсов от копирования конкурентами, или изолирующие механизмы. К таким механизмам относится закрытость (работа над тем, чтобы конкурентам было сложно определить ресурсы, лежащие в основе процесса создания ценности), создание экономических препятствий (работа над тем, чтобы приобретение ресурсов стало экономически невыгодным), установление правовой защиты (через патенты и авторские права) и необходимости выделения времени и приложения усилий для создания и/или распределения ресурсов. Но с точки зрения далекой перспективы немногие ресурсы можно эффективно защитить от попыток конкурентов сымитировать их.
|
|