Обратная связь
|
ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ СТРАТЕГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА Вначале следует выявить потенциальные движущие или стимулирующие факторы, которые ведут организации к сотрудничеству ради реализации своих стратегий на рынке (Cravens et а/., 1994). Эти движущие факторы рассматриваются ниже.
Рис. 15.1. Примеры отношений между организациями
Сложность рынка и риск
Современные рынки нередко характеризуются сложностью и высокой степенью риска. Одним из способов, позволяющих разобраться в сложностях и сократить (или разделить) риск, является сотрудничество. Так, например, компания Microsoft вложила примерно 150 млн долларов в разработку Windows NT, но этот продукт был предварительно продан производителям персональных компьютеров еще до выпуска; и только когда партнеры - производители ПК смогли предложить объем продаж, равный 5 млн единиц, продукт был изготовлен. Сложность и риск такого рода могут проявляться в различных ситуациях:
■ Стирание границ между рынками:традиционные определения рынка могут устареть, и компания столкнется с новыми видами потребительского спроса и новыми типами конкуренции. Наиболее удачным примером здесь служит информационная отрасль, в которой наблюдаем слияние и взаимное проникновение телекоммуникаций, бытовой электроники, развлекательных СМИ, издательского и офисного оборудования. Слияние отрасли значительно увеличивает сложность, с которой для отдельной фирмы сопряжены попытки конкуренции перед лицом постоянно растущих требований клиентов и технологий, удовлетворяющих потребности клиентов. Для выпуска многих продуктов, востребованных клиентами, вряд ли достаточно возможностей отдельной компании, связанных с разработкой, производством и маркетингом. Таким образом объединение может быть очень эффективным: компании Hewlett-Packard и Matsushita объединили свои относительные возможности в сфере технологий струйной печати и факсимильной связи для того, чтобы выйти на рынок струйных факс-аппаратов гораздо быстрее, чем это могла бы сделать каждая из компаний в отдельности.
■ Растущее многообразие клиентов:на многих рынках покупатели стремятся к получению все большей дополнительной ценности, а также к уникальности своих приобретений: индивидуальный маркетинг, или микросегментация становится реальностью. Положительное реагирование на этот спрос требует превышения возможностей отдельной компании с точки зрения опыта и навыков и экономии, а также применения новых методов работы. Например, компания Calyx & Corolla (C&C) заново открыла американский рынок свежих цветов путем создания сетевой организации (рис. 15.2). Обычно свежие цветы срезаются за неделю до момента покупки, а в розничном цветочном магазине, если стандартная композиция не соответствует пожеланиям клиента (и если магазин располагает достаточно широким ассортиментом товарного запаса), композиции составляются на заказ, что обходится очень дорого.
Сетевая организация С&С предлагает свежие цветы по каталогу (печатному и электронному), в котором представлено более 100 вариантов дизайна и цветочных композиций. Заказы клиентов по телефону/факсу/электронной почте передаются в компанию С&С, информация по компьютерной связи передается одному из производителей цветов, входящему всетевую организацию, и в компанию Federal Express. Производители составляют необходимый букет всоответствии с заказом, снабжают упаковку символом бренда компании-производителя - С&С, а затем компания Federal Express осуществляет доставку заказа клиенту. Клиент располагает гораздо более широким выбором, он получает более свежие (срезанные почтина девятьдней позже) цветы, при этом исключается участие трех посредников. Это новый способ выхода на рынок, отражающий потребность в массовом производстве на заказ и в то же время предлагающий клиентам превосходную ценность. Этого можно было достичь только путем создания эффективной сетевой организации.
Рис. 15.2. Сетевая организация Calyx & Corolla
■ Мир без границ:Омей (Ohmae, 1990)писал о взаимосвязанной экономике в "Мире без границ" (The Borderless World). Компании все чаще стремятся к глобальной конкуренции, а сотрудничество представляет собой более привлекательную альтернативу конкуренции в одиночку в условиях изменившейся среды. Например, стратегия глобализации компании British Airways основана на создании международных партнерств с другими перевозчиками: партнерство с компанией USAir дало возможность доступа на внутренний рынок США. (На самом деле это партнерство распалось, и компания ВА пытается заменить его союзом с более сильной авиакомпанией American Airlinesjwn того, чтобы контролировать более 60 процентов трансатлантических перевозок. Конкурентная значимость такого союза подчеркнута недовольством оппозиции, сформированной из других международных авиакомпаний под предводительством Ричарда Бренсона из компании Virgin.)
Навыки и разрыв в ресурсах
Следовательно, фирмы испытывают на себе постоянно растущее давление, под воздействием которого они стремятся к эффективной конкуренции в условиях глобальных рынков, движимых технологиями. Затраты на развитие внутри компании полного набора навыков и видов компетентности, необходимых для эффективной конкуренции, могут выходить за рамки ресурсов компании, или же просто существует более дешевый способ получения таких навыков и видов компетентности путем создания союзов с партнерами, имеющими определенную специализацию. Тогда каждый партнер сможет сконцентрироваться на применении собственных ключевых видов компетентности, т.е. на том, что ему удается лучше всего.
Например, компании Apple Computers, Motorola и Sony сотрудничали с целью разработки карманного сотового телефона, обладающего функциями электронной записной книжки. Компания Apple привнесла в проект свой опыт создания программного обеспечения, Motorola занялась электроникой, в то время как компания Sony применила навыки дизайнерских разработок и производства миниатюрных приборов. В результате был создан хороший продукт, разработанный быстрее, чем это могла бы сделать любая из этих компаний в одиночку.
Компания General Electric поддерживает более 100 основанных на сотрудничестве связей с другими компаниями по всему миру. Стратегия GE основывается на партнерстве для того, чтобы приобрести необходимые ключевые виды компетентности и получить ускоренный доступ и к технологиям, и к рынкам. Аналогичным образом компания NEC знаменита тем, что в 1980-е гг. применяла стратегию союзов с другими компаниями ради обучения и усвоения навыков и ускоренного приобретения собственных ключевых видов компетентности при относительно низких затратах.
При более узких масштабах деятельности компания Daewoo Cars заняла 1 процент автомобильного рынка Великобритании в максимально сжатые сроки, используя стратегию, направленную на концентрацию внимания на клиенте и заключение сделок непосредственно с клиентами, не прибегая к услугам дистрибьюторов. Тем не менее хотя клиенты согласны ехать достаточно далеко для того, чтобы посетить выставочный зал Daewoo, они не будут так же далеко ездить в центры технического обслуживания. Чтобы преодолеть это препятствие, компания-поставщик небольших автомобилей Daewoo вступила в союз с фирмой Halfords, владеющей сетью сервисных центров по всей стране. Таким образом, появилась возможность предоставления обслуживания автомобилей Daewoo в точках, принадлежащих компании Halfords. Стратегия Daewoo подтверждает значимость концентрации на ключевых видах деятельности и важность вступления в союзы (Piercy, 1997).
|
|