Обратная связь
|
Управление цепочкой поставок Одним из последних проявлений давления, под воздействием которого компании стремятся к сотрудничеству, стало понятие "неприбыльного предприятия" (Womack and Jones, 1996). Наверное, наиболее очевидно это проявилось в программе эффективного реагирования на требования потребителей (Efficient Consumer Response - ECR) в сфере торговли продуктами питания:
■ Неприбыльное предприятие:Вомэк и Джонс (Womack and Jones, 1996) предлагают его в качестве формы сотрудничества, охватывающей цепочку поставок. Эта модель позволяет доказать, что цепочки поставок должны быть организованы на основе потоков ценности для того, чтобы вытеснить ненужные затраты, реагировать на привлекательность продукта с точки зрения клиентов в цепочке поставок, устранить товарные запасы путем организации видов деятельности, способствующих созданию ценности. Основным врагом являются ненужные затраты, или muda (это более широкое понятие включает в себя все непродуктивные и ненужные виды деятельности). Преимущество также состоит в том, чтобы сузить рынки сбыта до уровня стабильного предсказуемого спроса путем сотрудничества и совместной деятельности, вместо того чтобы создавать нестабильность из-за традиционной конкуренции между фирмами и агрессивных некоординированных акций по продвижению товаров на рынок. С этой точки зрения образцовыми являются компании Toyota и Pratt & Whitney. Это действенный и убедительный аргумент, выдвигаемый оперативным руководством в пользу замены конкуренции сотрудничеством.
■ Эффективное реагирование на требования потребителей
(ECR):одним из новых проявлений данного типа мышления является программа ECR, уже развитая в США и начинающая оказывать влияние в Европе. ECR основывается на "кооперативных парт-нерствах" между компаниями розничной торговли и производителями, которые берут на себя обязательства сотрудничества ради сокращения затрат в цепочке поставок. Через три года после появления этой программы в США ее участниками стали 90 процентов фирм, занимающихся бизнесом продуктов питания. После запуска программы в Великобритании в 1996 году в ней приняли участие шесть крупнейших компаний розничной торговли и ведущие производители фасованных товаров. Ключевыми элементами ЭРП являются управление по категориям вместо традиционного метода управления по продуктам и брендам и устранение слабых брендов; более эффективное продвижение товаров на рынок путем замены ценообразования в зависимости от ценности специальными предложениями; системы постоянного пополнения запасов и взаимодействие между собой ради сокращения, а, возможно, и устранения накоплений товарных запасов в канале; электронный обмен данными для автоматизации размещения заказов и информационного потока; а также организационные изменения - компания Procter & Gamble в США заменила свою организацию продаж новой системой под названием "Развитие бизнеса клиентов". ECR является мощным орудием, способствующим явному сокращению затрат в цепочке поставок, но эта программа была подвергнута критике за сужение потребительского выбора, ослабление конкуренции и ограничение стратегического развития производителей (Piercy, 1997).
Опасно пренебрегать всеми этими разработками, поскольку они являются источником сильного давления, под воздействием которого стремятся к сотрудничеству компании, отношения между которыми ранее рассматривались только в качестве связей продавец-покупатель, или компании, традиционно считавшиеся конкурентами.
При оценке рынков и формулировке стратегий на будущее необходимо тщательно и систематически рассматривать возникновение факторов, подобных перечисленным выше. Под воздействием таких факторов наши стратегии и стратегии конкурентов могут принять новую направленность на создание форм сетевого сотрудничества.
Дальше рассматриваются типы сетевых организаций, которые поддаются определению, и их связи.
ТИПЫ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Общепринятой типологии форм сетевых организаций пока не существует. Тем не менее можно воспользоваться двумя удобными методами, позволяющими получить более четкое представление о типах сетевых организаций, которые существуют и которые могут возникнуть на наших рынках.
Во-первых, Крейвенс и др. (Cravens et al., 1996) объединили точки зрения, предложенные Поуэллом (Powell, 1990), Эхролом (Achrol, 1991), Квинном (Quinn, 1992)и Вебстером (Webster, 1992), и создали модель типов сетевых организаций, изображенную на рис. 15.3. Они доказали, что сетевые организации бывают разными и могут быть классифицированы по двум важнейшим аспектам:
Рис. 15.3. Типы сетевых организаций
Адаптировано из источника: Cravens et al. (1996)
1.Тип сетевых отношений,который может быть различным: от высокой степени сотрудничества (включая разные формы совместной работы и партнерства между организациями) до связей, основанных главным образом на сделках (например, традиционные сделки купли-продажи).
2. Нестабильность окружающей среды:основным аргументом является то, что в крайне нестабильных условиях окружающей среды внешние отношения с другими организациями должны быть достаточно гибкими, чтобы допускать изменение - и, возможно, прекращение - отношений в рамках коротких периодов времени. С другой стороны, если окружающая среда стабильна, то более привлекательными являются прочные и долговечные формы сотрудничества.
На основе этих критериев для классификации сетевых организаций создана модель, изображенная на рис. 15.3. Согласно этой модели существуют как минимум четыре типа сетевых организаций:
1. Недоукомплектованная сеть:форма организации, основанная на сделках и связанная с исключительно нестабильными условиями окружающей среды. Термин "недоукомплектованная" подчеркивает, что основная организация многое заимствует у других для того, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Например, организации, которые конкурируют таким образом, нередко специализируются на координации обширной сети, состоящей из поставщиков и покупателей. Ярким примером служит корпорация The Registry, Inc., США. Ее ключевым видом компетентности является наем инженеров-программистов и технических специалистов для обслуживания компьютерных проектов корпоративных клиентов. Управляющие клиентскими счетами корпорации Registry выявляют потребности клиентов и затем формируют специализированные технические группы для обслуживания клиентских проектов. В корпорации Registry имеется база данных па 50 000 технических специалистов, а постоянных сотрудников в корпорации не более 100. Компания была основана в 1987 году, а к 1995-му объем продаж достиг 100 млн долларов. "Маркетинговая биржа", описанная Эхролом (Achrol, 1991), является возможным вариантом недоукомплектованной сетевой организации (рис. 15.4). Она обладает характеристиками брокерской конторы или центра обмена маркетинговой информацией, и основная организация действует в качестве узла во всемирной сети маркетинговых фирм и информационных систем. Недоукомплектованная организация выступает в качестве буфера, предохраняющего от риска в постоянно меняющихся условиях окружающей среды (Achrol, 1991).
2. Гибкая сеть:существует в условиях высокой нестабильности окружающей среды, но характеризуется связями между организациями, как правило, основанными на длительном сотрудничестве. При этом координирующая организация в сети управляет внутренней группой, которая выявляет потребности клиентов и определяет источники поставок для удовлетворения требований клиентов. Например, многочисленные многонациональные фармацевтические фирмы привязаны к ключевым видам компетентности в отрасли органической и неорганической химии и стремятся к созданию союзов с предпринимательскими фирмами, работающими в области биотехнологий. Более крупные фирмы вложили слишком много средств в существующие у них технологии и поэтому не могут полностью переключиться на биотехнологию, но хотят пользоваться преимуществами партнерства для того, чтобы обеспечить себе источник поступления продуктов на основе биотехнологий. Сетевая организация компании Calyx & Corolla, с которой мы познакомились выше, также представляет собой модель гибкой сети. В рамках этой сети С&С выступает в качестве базовой фирмы, в которой ведется деятельность по разработке дизайна продукта и упаковки, продвижению товаров на рынок и ценообразованию, а сеть внешних партнеров существует для выращивания цветов и доставки их клиентам. Примечательно, например, что ICL, некогда бывшая британской компьютерной компанией, более не владеет заводами по производству компьютеров; она переключилась на обслуживание и дизайн, а аппаратное обеспечение получает от партнерских организаций.
Рис. 15.4. "Маркетинговая биржа"
Адаптировано из источника: Achrol (1991)
3. Сеть, обеспечивающая дополнительную ценность:ее существование связано с более стабильными условиями окружающей среды. Она основана главным образом на сделках между членами сетевой организации. Например, компания-координатор сети может использовать глобальную сеть поставщиков, но при этом сохранять значительные объемы внутренних операций - центральная организация может заключать контракты на выполнение функций, способствующих предоставлению дополнительной ценности, таких как производство, но оставляет за собой ответственность за инновации и дизайн продуктов. Примером такой формы сетевой организации является The Bombay Company, преуспевающая в сфере розничной торговли специализированной мебелью в США. Компания поддерживает связи, основанные на сделках (продавец-покупатель), более чем со 150 производителями специального ассортимента мебели по всему миру. Например, поставщик может выпускать только предусмотренное контрактом количество столешниц, а сборка столов осуществляется другой компанией, получающей остальные детали от других поставщиков. Отношения, основанные на сделках, являются обоснованными в данном случае, поскольку поставщик просто выполняет контракт на поставку одного из стандартных видов своей продукции. Члены сетевой организации специализируются на выполнении определенных функций, обеспечивающих предоставление дополнительной ценности при низких затратах. Способность фирмы The Bombay Company создавать и продвигать уникальный ассортимент продукции обеспечила ей значительный успех на рынке США. К отраслям, в которых существуют сетевые организации такого типа, относятся производство одежды, мебели, очков и некоторых видов услуг - это связано с тем, что сеть, обеспечивающая предоставление дополнительной ценности, подходит там, где нет необходимости ни в сложных технологиях, ни в предложении продуктов, изготовляемых на заказ.
4. Виртуальная сетьсуществует в ситуациях, когда нестабильность окружающих условий относительно невысока, а ключевая организация намерена установить с другими организациями сотрудничество. Такая форма аналогична так называемой "виртуальной корпорации" {Business Week, 1993), которая стремится к умению адаптироваться ради удовлетворения потребностей сегментированных рынков путем создания долгосрочного партнерства, а не внутренних инвестиций. Примерами компаний, формирующих виртуальные сети, служат GE, Hewlett-Packard и Motorola. В этих случаях доступ на рынок и к технологиям является важнейшим движущим фактором, и, как и в случае с гибкой сетью, формальные стратегические союзы представляют собой наиболее распространенный метод сотрудничества. Виртуальная сеть - это буфер, защищающий от рисков на рынке и предоставляющий доступ к новым технологиям.
Не так давно Эхрол (Achrol, 1997) представил более подробное и комплексное описание типов сетевых организаций, попытавшись отразить три важнейшие характеристики, дифференцирующие типы сетей: состоят они из одной или нескольких фирм, принадлежат к одной или нескольким отраслям, являются ли постоянными или временными. С точки зрения Эхрола (Achrol, 1997), можно выделить следующие типы сетевых организаций:
■ Сетевые организации внутреннего рынка.Это преобразование крупнейших компаний, стремящихся освободиться от рамок традиционных иерархий и многофилиальной структуры путем организации внутренних единиц предприятий, действующих в качестве независимых центров формирования прибыли. Например, компания General Motors провела реорганизацию своих неэффективных подразделений по производству комплектующих, разбив их на восемь единиц внутреннего рынка. Каждая из этих единиц специализируется на одной из сфер производства автомобильных систем и может продавать свою продукцию не только компании GM, но и на свободном рынке, включая и конкурентов компании GM в автомобильной промышленности.
■ Сетевые организации вертикального рынка, или сетевые организации маркетингового каналаявляются отражением традиционного взгляда на отношения в вертикальном канале. Однако они развивают эту идею, признавая существование центральной фирмы, которая координирует деятельность находящихся "выше" фирм-поставщиков и находящихся "ниже" фирм-дистрибьюторов. Часто объединяющая фирма специализируется на маркетинговых функциях и привлекает специалистов из сферы производства и распределения. К ранним формам таких организаций относились "недоукомплектованные корпорации", например, Casio, Nike, Liz Claiborne. Для таких сетевых организаций типичной является модель, где интегратором выступает фирма, которой принадлежит бренд и которая специализируется на функции маркетинга, в то время как партнеры-союзники представляют собой специализированные ресурсные центры, поставляющие определенные составляющие продукта или производственной технологии. Еще одним примером является шведская компания IKEA, занимающаяся розничной торговлей мебелью. Она успешно управляет глобальной сетью, в состав которой вошли 2 300 поставщиков из 67 стран, и в результате располагает ассортиментом из 10 000 единиц товаров по ценам, которые в среднем почти на 30 процентов ниже цен конкурентов, работающих по традиционным схемам (Economist, 1994b). С другой стороны, на рынках, которые основаны на технологиях, фирма-интегратор вполне может специализироваться на технологиях. Так, компания Sun Microsystems передала в субподряд производство чипов, дистрибьюторские и сервисные функции для того, чтобы специализироваться исключительно на дизайне усовершенствованных современных компьютеров. Эхрол полагает, что подобный союз является не столько стратегическим, сколько функциональным.
■ Внутрирыночные, или концентрические, сети.Их наличие характерно в основном для японской и корейской экономики. Хорошо известные "группы предприятий" keiretsu и chaebol представляют собой союзы между фирмами, занятыми во множестве не связанных между собой отраслей. В состав внутрирыночной сети официально входят партнеры из числа фирм, работающих в различных отраслях, и фирм, имеющих с ними вертикальные связи на базе обмена. Они характеризуются тесной взаимозависимостью в сфере обмена ресурсами, принятия стратегических решений, культуры и идентичности. Центром может быть торговая компания, возможно, функционирующая в качестве маркетингового звена в сети. Она связана с производителями - членами сетевой организации, которые, в свою очередь, располагают связями с крупными вертикальными группами субподрядчиков, дистрибьюторских компаний и фирм-спутников и нередко вступают в технологические союзы с конкурентами. Например, фирму Toshiba примерно с 200 компаниями связывают отношения, основанные на прямом обмене, а на более низком уровне существуют связи еще с 600 "компаниями-внуками" (Gerlach, 1992). Хотя структура японских и корейских сетевых организаций может показаться непостижимой, интересно отметить, что не так давно отдельные авторы пытались отнести деятельность компании Virgin к типу keiretsy (Piercy, 1997), стремясь отразить развитие ее бизнеса в отраслях музыки и развлечений, перевозок, финансовых услуг, производства и продажи разнообразных брендовых товаров, связанных в первую очередь с брендом Virgin, а финансируемых в основном организациями-партнерами.
■ Сетевые организации на базе возможностейпредставлены в виде объединения нескольких фирм, специализирующихся на различных продуктах, технологиях или услугах, между которыми наблюдается временное соответствие относительно конкретных проектов или проблем. Характерно, что центральной организацией в сети является маркетинговая компания, специализирующаяся на сборе и распространении информации о рынке, ведущая переговоры, координирующая проекты клиентов и поставщиков и управляющая сетью. Эхрол (Achrol, 1991) описал такую организацию как "маркетинговую биржу", с которой мы ознакомились выше (см. рис. 15.4). Одним из прототипов такой организации является компания, занимающаяся прямым маркетингом и использующая различные средства распространения информации, например, сеть Интернет для продвижения на рынок разнообразных потребительских товаров и новинок.
В данном обзоре дается краткое описание разнообразных и потенциально сложных форм сетевых организаций по мере того, как они возникают, а мы пытаемся их классифицировать и понять. По-прежнему остается верным то, что мы еще не до конца понимаем их: "Сетевые и виртуальные организации существуют уже давно, но мы пока не способны определить и передать их истинную сущность" (Gummesson, 1994). Возможно, нам удастся продвинуться в понимании, если разберемся в характере связей организаций с разными формами сотрудничества.
СОЮЗЫ И ПАРТНЕРСТВА
Эхрол (Achrol, 1997) подчеркивает, насколько важно представлять себе сетевые организации с точки зрения маркетинга отношений, когда связи между партнерами по сети выходят за рамки обязательств, определенных контрактом, письменным соглашением или сделками купли-продажи внутри дистри-бьюторского канала. Данный автор доказывает, что "одно только наличие сетевых связей не является отличительной особенностью сетевой организации", но "качество отношений и общность ценностей, их регулирующих, дифференцируют сетевую организацию и определяют ее границы" (Achrol, 1997).
Исходя из этого, анализ партнерства служит стартовой точкой на пути к пониманию динамики сетевой организации и ее привлекательности или отсутствия таковой для разработки конкретной маркетинговой стратегии. Очень важно не считать стратегические союзы и создание сетей полноправными целями: напротив, это лишь средства к достижению цели, заключающейся во внедрении и обновлении маркетинговой стратегии и в совершенствовании процесса выхода на рынок. Этими средствами следует пользоваться избирательно, помня о своих задачах и возможностях управления сотрудничеством с другими организациями.
Один из способов классификации различных видов отношений, основанных на сотрудничестве, показан на рис. 15.5. Здесь представлен целый спектр отношений, начиная от традиционных в целом связей, основанных на сделках, и заканчивая полномасштабной вертикальной интеграцией. Характеристики приведенных отношений будут даны ниже.
Рис. 15.5. Типы отношений, основанных на сотрудничестве
|
|