Обратная связь
|
Выводы по факторам, формирующим дифференциацию Если компания избирает способом достижения конкурентного преимущества дифференциацию, то ей необходимо определить основные дифференцирующие переменные, - те факторы, которые могут служить самым сильным рычагом для дифференциации на основе полного использования всех умений компании. Дифференциацию по возможности следует проводить по нескольким фронтам, что способствует ее усилению. И еще необходимо использовать ценности, усиливающие осознанную дифференциацию (например, выгодно используя репутацию, образ компании и ее продуктов, присутствие на рынке и цену продукта). Следует создать препятствия к проникновению, - для этого можно использовать патенты, заботиться об удержании ключевых кадров и формировать высокую стоимость переключения на другие бренды и продукты, чтобы сохранить своих клиентов.
УДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА
Из сказанного выше следует, что существует целый ряд способов, с помощью которых компании могут пытаться добиваться конкурентного преимущества. Одни из них конкурентам будет легче скопировать, чем другие. Самые действенные способы создания защитимых позиций связаны с использованием описанных ниже факторов.
Уникальные и высоко ценимые продукты
Основой основ в создании главенствующей и защитимой позиции на рынке является наличие уникальных и высоко ценимых продуктов и услуг, созданных путем использования редких и ценных ресурсов организации.
Издательство Dow Jones неизменно получает высокие прибыли благодаря своим уникальным продуктам. Его продукт The Wall Street Journal нравится клиентам, и они готовы платить за него. Ключевым моментом в предложении уникальных и высоко ценимых продуктов является определение главных дифференцирующих переменных, - тех, которые могут служить рычагом самого сильного воздействия.
Уникальность появляется в результате применения более совершенных патентованных технологий, использования лучшего сырья или дифференциации осязаемых и добавочных элементов продукта.
Вместе с тем уникальные продукты не сохраняют своей уникальности навсегда. Пользующиеся успехом продукты рано или поздно будут скопированы конкурентами, и поэтому компания, которая стремится сохранить свое уникальное положение, должна быть готова активно стремиться к постоянному новаторству и искать новые способы дифференциации (см. главу 17). Под этим может подразумеваться готовность использовать части собственных сегодняшних продуктов для создания новых товаров, пока конкуренты не атаковали их.
Четкое лаконичное определение целевых рынков
Чтобы продукты и услуги компании оставались уникальными и ценными, необходимо постоянно отслеживать потребности и отношение клиентов и поддерживать диалог с ними, что в свою очередь требует четкого понимания, кто является клиентами компании и как подобрать подход к ним. Чем точнее компания нацелит свою деятельность на одну или несколько рыночных целей, тем выше вероятность, что ей удастся успешно обслужить эти цели. В условиях все более сегментированных и фрагментиро-ванных рынков 2000-х годов компании, которые не смогут сфокусировать своею деятельность, с меньшей вероятностью будут правильно реагировать на изменяющиеся возможности и риски.
Укрепление связей с клиентами
Создавая более тесные связи с клиентами за счет улучшения их обслуживания, компании могут выстраивать более защитимые позиции на рынке (см. главу 16). Как отмечалось выше, важнейшим преимуществом производственных систем, построенных по принципу "как раз вовремя", является то, что они требуют установления более тесных связей между поставщиком и покупателем. А поскольку покупатели и поставщики все теснее сотрудничают, компаниям-новичкам становится все труднее попасть на рынок.
Формирование расходов, связанных с переходом от одного поставщика к другому, - еще один способ укрепления связей с клиентами. Лумис (Loomis), обозреватель Fortune (30 апреля 1984 года), отмечает успех компании Nalco, которая использовала свои профессиональные знания реализуемых ею химических продуктов для консультирования и решения проблем своих клиентов. Такое упрочение связей с клиентами снижает вероятность того, что они начнут присматриваться к производителям в поисках другого источника снабжения.
Признанный бренд и доверие к компании
Репутация бренда и компании принадлежат к числу самых защитимых активов при условии, что компания будет хорошо управлять и надежно отстаивать их.
Компания Worthington Steel, США, пользуется завидной репутацией изготовления изделий высочайшего качества. Кроме того, компания славится обслуживанием клиентов. Сочетание этих двух факторов способствует тому, что клиентам не следует искать что-либо лучшее в другом месте (Peters, 1987).
Технологии и рынки меняются сейчас настолько быстро, а продукты настолько недолговечны, что клиенты находят уверенность и постоянство в наименее материальных из всех активов компании - в репутации ее брендов и в ее имени. Бренд, стили и продукты изменяются каждый год, но люди в любой стране мира стремятся иметь Nike, Sony, Mercedes, Levi's и Rolex. Они "покупают производителя", а не продукт (Sorrell, 1989).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что нами были рассмотрены два базовых подхода к созданию конкурентной позиции, необходимо четко понимать, что приоритетом номер один в маркетинге должно быть решение о целевом направлении деятельности: будет компания работать с отраслью в целом или с конкретными целевыми сегментами рынка. Конкурентное преимущество в той части рынка, которую компания выбрала своей целью, создается на основе превосходства по затратам или дифференциации. Для построения прочных защитимых позиций на рынке в первую очередь необходимо заняться дифференциацией предложений компании по некоторому признаку, имеющему значение для клиентов, чтобы обеспечить отличие от предложений конкурентов. Во вторую очередь внимание следует обратить на то, чтобы провести такую дифференциацию по возможности с самыми низкими затратами.
Компании терпят неудачу на рынке потому, что их стратегии не до конца продуманы, недостаточно хорошо подготовлены или плохо реализованы по сравнению со стратегиями конкурентов.
Джеймс (1984)
ВСТУПЛЕНИЕ
Успешная конкурентная стратегия заключается в выстраивании атакующих и оборонительных действий для создания прочной позиции на выбранном рынке. Ряд авторов, самыми видными из которых являются Котлер и Синг (Kotler and Singh, 1981), Джеймс (James, 1984), Рис и Траут (Ries and Trout, 1986), проводят аналогию между военными действиями и конкурентной борьбой на рынке. Они отстаивают принципиальную точку зрения: уроки для проведения стратегии в бизнесе можно вынести из изучения военных действий и принципов, разработанных военными стратегами. Так, на книжных полках стратегов корпораций по всему миру нередко можно увидеть работы Сун-Цзы (Sun Tzu - Trai, 1991; Khoo, 1992) и фон Клаузевитца (Clausewitz, 1908).
Так же много можно почерпнуть и из подходов, применяемых в соревновательных видах спорта, развлечениях и командных играх, где для успеха важны ум, а также (а иногда - "а не") мышечная сила. Успешные спортсмены, такие как бывший капитан сборной Англии по крикету Майк Брэрли, и по регби - Уилл Карлинг, сделали удачную карьеру и после ухода из спорта, проводя семинары по корпоративному развитию о стратегии и мотивации.
В настоящей главе используются военные и спортивные аналогии для исследования типов стратегий, применяемых организациями в борьбе за клиентов на все более оживленных и конкурирующих рынках.
В главе рассматривается пять базовых стратегий, используемых организациями: стратегия строительства (или роста), удержания (или сохранения), ниш (или целевой ориентации), сбора урожая (или получения результата) и ликвидации (отторжения). План обсуждения разработан по Котлеру (Kotier, 1997) и Джеймсу (James, 1984).
СТРАТЕГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Стратегия строительства основывается на улучшении результатов работы организации путем расширения рынка для предложений или завоевания части рынка своих конкурентов.
Стратегии строительства лучше всего подходят для растущих рынков. В целом считается, что на таких рынках легче расширять деятельность, потому что это происходит не за счет конкурентов, поэтому не провоцирует ответных действий. На этапе роста рынков компании должны стремиться расти и развиваться в одном темпе с рынком.
Стратегии строительства могут быть целесообразными и на не растущих рынках, где у конкурентов есть слабости, которыми может воспользоваться компания. На рынке шоколадных батончиков Соединенного Королевства компания Rowntree (которая сейчас принадлежит швейцарскому производителю шоколада фирме Nestle) выявила слабое место конкурентов, которое можно было использовать. Компания Cadbury's Dairy Milk, лидер на рынке, отреагировала на повышение стоимости сырья тем, что стала делать свою продукцию все меньше, и батончики стали тоньше. Опрос клиентов, проведенный компанией Rowntree, показал, что значительная часть потребителей была недовольна "более стройными" батончиками и была готова платить дороже за более толстые -эдаких "крепышей". Выпущенный Rowntree продукт - Yorkie - продавался с огромным успехом, завоевав завидную часть развитого рынка шоколадных батончиков.
Аналогичным образом, стратегия строительства может быть целесообразной там, где есть активы маркетинга, которые можно выгодно использовать. Компания Rank Hovis MacDougall с успехом использовала технологию гранулирования, разработанную для своего соуса марки Bisto, на рынке пакетных супов быстрого приготовления, выпустив на рынок линию гранулированных супов Welcome.
Стратегии строительства зачастую бывают дорогостоящими, особенно когда предполагают прямую конфронтацию с крупнейшими конкурентами. Прежде чем принимать такую стратегию, компания должна взвесить, какими будут потенциальные расходы по отношению к ожидаемым прибылям.
Расширение рынка
На практике стратегии строительства осуществляются за счет расширения рынка или отбирания продаж и клиентов у конкурентов (конфронтация). Расширение рынка, в свою очередь происходит тремя путями: благодаря появлению новых пользователей, новых способов использования и/ или увеличения частоты покупок.
Новые пользователи
По мере того как продукты и услуги проходят свой жизненный цикл, разные покупатели будут интересоваться рынком в разное время. На стадии введения покупка может показаться привлекательной "новаторам" (тем, кого привлекает хотя бы отчасти ценность новизны). Как только рынок исчерпает свои возможности по отношению к новаторам, следует искать новых клиентов. По многим дорогостоящим потребительским товарам длительного пользования, таким как проигрыватели компакт-дисков, домашние компьютеры, DVD-плеиеры и т.д., можно наблюдать эффект "опускания", когда продукт продают вначале более состоятельным клиентам с высокими чистыми доходами, которыми они могут свободно распоряжаться. По мере того как продукт переходит на стадию роста, конкуренция усиливается, и цены обычно начинают падать (в результате конкурентного давления и массового производства, приводящего к снижению стоимости единицы продукции), и покупка продукта становится привлекательной для других клиентов, которые не могли бы позволить себе такое приобретение по первоначальной цене.
Что касается продуктов, которые вышли на стадию зрелости, то здесь важнейшая задача компании состоит в том, чтобы найти новые рынки. Для решения данной задачи можно использовать географическое расширение деятельности компании в своей стране и/или в международном масштабе. Компании, которые стремятся к расширению, но считают, что сложившийся рынок не способен обеспечить желаемый рост, выходят на новые рынки.
Новые способы использования
Для некоторых продуктов рынок можно расширять за счет предоставления нынешним (или новым) пользователям других способов использования продукции. Проведенная недавно компанией Hellman акция подчеркнула многоплановость майонезной продукции и показала, что ее можно использовать с самыми разными блюдами, а не только как приправу к салату, как привыкли считать многие. Аналогичным образом, и производители завтраков на основе круп продвигают свою продукцию как здоровые снеки, которые можно употреблять и в другое время дня.
|
|