Обратная связь
|
Привлечение внешних источников На одной стороне спектра находятся отношения "между независимыми участниками", когда одна фирма может просто приобретать продукты или услуги у внешнего источника в качестве альтернативы их производству собственными силами. Это может быть привлечение внешних источников для предоставления услуг, таких как реклама, исследование рынка и опыта в области прямого маркетинга. Они могут также относиться к способу приобретения товаров для перепродажи или ведения дел с дистрибьюторами. Тем не менее, все чаще даже в этой части спектра поставщики и дистрибьюторы считаются партнерами фирмы, а для описания отношений с ними употребляются такие термины как "стратегический союз". Возможно, это не совсем точно, зато подчеркивает суть мысли Эхрола о том, что сетевые организации - это нечто большее, чем формальные связи между партнерами. Отношения подобного рода, основанные на сделках, также характерны для типа сетевых организаций, названного Крейвенсом и др. (Cravens et ai, 1996) "недоукомплектованными сетями" (см. выше). Верно также и то, что во многих ситуациях отношения между независимыми участниками перерастают в более тесные связи, основанные на сотрудничестве. Например, это происходит в рамках программы эффективного реагирования на требования потребителей (см. выше), а в сфере маркетинга на деловых рынках - под давлением со стороны клиентов, требующих от поставщиков более близких отношений между всеми ресурсными подразделениями поставщиков и их эквивалентами в клиентских организациях (рис. 15.6). В таких случаях то, что вначале выглядит как привлечение внешних источников, приобретает множество характеристик сотрудничества, свойственных официальному стратегическому союзу.
Например, компания British Airways пользуется внешними источниками для обеспечения многих важнейших направлений своего бизнеса в качестве одного из элементов совокупности франшиз, союзов и партнерских отношений с другими компаниями, приближаясь к концепции "виртуальной авиакомпании".
Рис. 15.6. Изменение стиля отношений между покупателем и продавцом
Партнерство
Это союз, который означает наличие близких отношений между организациями, но не допускает совместного владения, характерного для совместных предприятий или вертикальной интеграции. Ламберт и др. (Lambert et ai, 1996) полагают, что партнерства отличаются по степени и типу интеграции. Они считают, что: партнерство типа I имеет краткосрочную направленность и подразумевает ограниченную координацию; партнерство типа II характеризуется более долгосрочной направленностью, выходом за рамки координации и переходом к интеграции видов деятельности; партнерство типа III является "постоянным", и каждая сторона считает партнера продолжением своей фирмы.
Например, в 1997 году компании Vickers и British Aerospace (BAe) объявили о подписании партнерского соглашения, согласно которому ВАе должна была продавать бронированные автомобили производства компании Vickers на Ближнем Востоке. Также в 1997 году компании Microsoft и Hewlett-Packard объявили о создании "корпоративного компьютерного альянса", вступив в который ИР будет "активно интегрировать" в свои компьютеры сетевую операционную систему Windows NT производства компании Microsoft. Согласно другой партнерской договоренности возник консорциум, состоящий из ведущих розничных компаний и банков. Они объединились в 2002 году, предлагая клиентам, приобретающим разнообразные потребительские товары, карточки лояльности и поощрительные карточки. Системой карточек Nectar охвачены потребительские покупки одежды, продуктов питания, банковские услуги.
Другая форма маркетингового союза представлена маркетинговым консорциумом, в состав которого вошли компании Cadbury-Schweppes, Unilever, Kimberley-Clark и Bass, намеренные атаковать потребительский рынок. Их цель заключается в обмене информацией о потребительских тенденциях и данными, имеющимися в базах данных о потребителях каждой компании. К предполагаемым сферам применения относятся совместные маркетинговые программы, например, объединение в рамках одной программы продвижения взаимодополняющих продуктов, таких как подгузники Huggies и Pull-Ups от компании Kimberley-Clark и туалетно-гигиенические товары от Unilever на рынке матери и ребенка (Becket, 1997).
Совместные предприятия
Это союзы, в которых две стороны совместно владеют соответствующим проектом или операциями. Например, в 1997 году компания Dixons, занимающаяся розничной торговлей электроприборами, продала 40-процентную долю собственности в своем дочернем предприятии Link, специализирующемся на средствах коммуникации (розничная торговля мобильными телефонами, пейджерами и аппаратами факсимильной связи), одному из своих основных поставщиков - компании Cellnet. Был получен двойной эффект: компании Dixons и Cellnet взяли на себя обязательства совместной работы над проектом розничной торговли Link и в значительной степени закрыли конкуренту компании Cellnet, фирме Vodafone, доступ к розничным торговым точкам Link.
В 1997 году компьютерный мир был потрясен решением компании Microsoft вложить 150 млн долларов в Apple Computers: эти компании на протяжении многих лет жестоко конкурировали между собой, а президент компании Microsoft Билл Гейтс был просто освистан, когда объявил о создании новых отношений. Фактически, если стороны в состоянии сотрудничать после стольких лет вражды, в таком сотрудничестве есть немалый смысл. Компания Microsoft взяла на себя обязательства разработать Mackintosh - совместимые версии пакета Office и веббрау-зера Internet Explorer, что будет способствовать дальнейшему развитию компании Apple. В свою очередь, Microsoft получает более обширную базу пользователей своего программного обеспечения и еще одного союзника в борьбе против атак компании Sun Microsystems, а также пробных версий Linux, которые грозят заменить собой операционную систему Windows.
Некоторые совместные предприятия шагнули гораздо дальше, приблизившись к так называемому "маркетингу созвездий" (Mitchell, 1997; см. с.430). Немецкая автомобилестроительная компания Mercedes и швейцарская фирма-производитель часов Swatch вступили в краткосрочный союз ради производства новой модели автомобиля Smart Car. Поддержка в снабжении была предоставлена десятью ключевыми поставщиками-партнерами, которые переместили свои операции на "smart ville" во Франции. Это были отношения партнерства представителей различных отраслей, обменивающихся инновационным дизайном, опытом и знаниями в сфере технологий и маркетинговыми возможностями. Концепция состояла в том, что партнеры продавали "мобильность" в качестве совокупного продукта, а не просто автомобиль, - рыночное предложение в целом предполагало возможность брать в аренду автомобиль большего размера при возникновении особой потребности.
Вертикальная интеграция
Деятельность полностью находится в руках основной организации, хотя отношения по-прежнему можно расценивать как стратегический союз. Например, компания HFS Inc., США, потратила семь лет на приобретение разнообразных видов сервиса, связанных с путешествиями и переездами, для того чтобы создать возможность комплексного обслуживания покупателей недвижимости, а также людей, которые выезжают на отдых или в командировку. Если человек переезжает в связи со сменой места работы, он обращается к агенту из компании Century 21, который подберет для него новый дом, арендует автомобиль в компании Avis и забронирует номера в сети гостиниц Ramada Inns в тех местах, где тот будет останавливаться при переезде. Компания HFS выкупила крупнейшее в мире агентство недвижимости Coldwell Banker, вторую по величине в мире компанию, занимающуюся вопросами проката автомобилей, Avis, a также предприятия, специализирующиеся на продаже имущества на определенный срок - тайм-шеров, перевозках и ипотечном кредитовании. К тому же компания HFS является крупнейшим в мире франчайзером гостиниц. К 1996 году ее объемы продаж выросли до 550 млн долларов. По сути, компания HFS является маркетинговым узлом в сети, внутренними связями в которой служат права собственности и франчайзинга.
Очень важно учитывать сильные и слабые стороны различных степеней и типов партнерства, разрабатывая соответствующие стратегии союзничества, а также сознавать, что в реальном мире сетевая организация может представлять собой сочетание различных стилей партнерства.
|
|