ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПРОДУКТА На рис. 17.7 представлены важнейшие этапы процесса разработки нового продукта с указанием процентного количества отказов от новых идей. На графике показаны две степени ухудшения: одна соответствует средней производительности, а вторая, в целях сравнения, отражает показатели производительности лучших компаний.
Генерация идей
Чтобы создавать новые продукты, фирма должна выполнять новые действия и работать по-новому. В этом суть инноваций продуктов. С возникновением новых идей начинается инновационный процесс и разработка новых продуктов. Все новые продукты начинаются с идей. Для получения новаторских идей можно использовать как творческие способности личностей, так и методы генерации идей.
Творческий подход и способность формировать идеи
Подлинно инновационные идеи - это результат вдохновения и применения соответствующих приемов. Исходя из высокого процентного показателя отказов от новых идей, желательно иметь и рассматривать их как можно больше.
Рис. 17.7. Количество отказов от новых идей разработки продуктов
Источник: Wong (1993)
Применение соответствующих методов генерации идей новых продуктов способствует увеличению продуктивности процесса формирования идей внутри компании. Компания также может стимулировать генерацию инновационных идей путем создания благоприятной окружающей обстановки, способствующей творчеству и стимулирующей его. Как направить в нужное русло творческий потенциал людей, и какие приемы способствуют процессу генерации творческих идей?
Определение творчества
Творчество - это процесс объединения ранее несвязанных отдельных элементов в практичное целое таким образом, чтобы из образовавшегося целого можно было бы извлечь больше, чем в него было вложено (Miller. 1996). Такое толкование творчества подразумевает, что для возникновения действительно новаторских идей должно выполняться одно условие, а именно - достаточно длительное сосуществование в головах людей множества разрозненных идей, что обеспечивает возможность их сочетания с целью формирования "практичного целого".
Создать творческий процесс непросто, и, как утверждают многие менеджеры, осуществлять контроль над творчеством, в отличие от качества или различных функциональных операций, невозможно. Нельзя предсказать момент, в который у творческого человека возникнет новая идея. Руководству практически остается только полагаться на волю случая в ожидании новых всплесков творческого мышления. Тем не менее, вопреки общепринятому мнению, творчеством можно управлять. Вместо того чтобы выискивать творческие личности у себя на фирме и поощрять их к использованию творческого потенциала, руководителю лучше поинтересоваться тем, нет ли препятствий к творческому мышлению, а если таковые имеются, то как их преодолеть.
Средства, способствующие генерации идей
Некоторые из множества приемов, способствующих творческому мышлению, представлены в табл. 17.2. Избегайте постоянного использования одного и того же метода. Лучше применять разнообразные приемы там, где это возможно; свобода действий является обязательным условием; испытывайте различные методы, адаптируйте их и приспосабливайте к проблеме, подлежащей решению в данный момент. Существует множество других подходов: это и "ящик для предложений", анализ продуктов конкурентов и инженерный анализ с целью раскрытия технологических секретов, патентные исследования, оценка потребностей клиентов и исследования с целью выявления проблем. Подобных методов на свете, наверное, столько же, сколько и творческих людей (Townsend and Favier, 1991).
Отбор
Возьмем десять идей новых продуктов. Вероятно, две из них окупятся, семь окажутся неудачными, и только одна принесет компании настоящую победу. Рассмотрение и выбор идей новых продуктов - это не отказ от плохих идей, а выявление лучшей из них. Угадать потенциального победителя непросто. Что должны принимать во внимание менеджеры при оценке идей новых продуктов? Каковы решающие критерии отбора? Как выбрать лучшую из множества очевидно жизнеспособных идей?
Систематический отбор
В случае выделения ресурсов на развитие идеи нового продукта руководству следует оценить коммерческий потенциал и техническую осуществимость (включая производство) данной идеи. При наличии альтернативных идей или проектов, соревнующихся за право получить финансирование и привилегию рассмотрения руководством, необходимо выделить такие идеи и выбрать из них наиболее жизнеспособные и привлекательные.
Следовательно, отбор идей является важным компонентом в процессе развития инновации продукта. На отбор идей руководство может потратить много времени. Нередко руководящей группе хочется поддаться соблазну и расходовать минимум времени и усилий на выполнение этой
задачи и даже вообще отказаться от нее, спеша начать разработку идеи и как можно быстрее выпустить новые продукты на рынок. Идея, прозвучавшая из уст старшего руководителя компании, иногда также не подвергается тщательной оценке из-за предполагаемой надежности источника, - а ведь столь неуместное доверие может обернуться дорогостоящей ошибкой! Или же систематическая оценка идей может быть отменена из-за того, что руководство считает отбор ненужной процедурой в условиях отсутствия конкретных данных на ранних этапах разработки, когда идеи явно расплывчаты и бесформенны.
Какими бы ни были препятствия, отбору стоит уделять должное внимание. Тому есть веские причины. Отбор помогает избежать возможных громадных убытков, поскольку снижает вероятность принятия неудачных и увеличивает вероятность развития хороших идей. Он способствует более рациональному распределению ресурсов, направляя внимание на "лучшие" идеи и способствуя разработке тех из них, которые основаны на важнейших сильных сторонах фирмы. К тому же по мере накопления соответствующего опыта менеджеры совершенствуют свои навыки точного отбора идей, тем самым увеличивая вероятность успеха.
Рис. 17.8. Первоначальный отбор идей новых продуктов
Первоначальный отбор
Отбор можно проводить с различной степенью детализации. Предварительное рассмотрение можно считать грубым фильтром, который дает менеджерам возможность быстро отбирать полезные идеи для дальнейшего их изучения. На рис. 17.8 представлены ключевые вопросы, используемые в процессе отбора. Не забывайте о том, что первоначальный отбор - это всего лишь способ грубой фильтрации. Иногда идея нового продукта может оказаться приемлемой с юридической точки зрения, с точки зрения техники или маркетинга, но это могут быть еще не все непреодолимые препятствия. Следовательно, руководящей группе следует очень осторожно пользоваться данным инструментом, принимать во внимание внутренние разработки компании, а также новые разработки в сфере рынка и технологий, которые можно использовать для того, чтобы избежать преждевременного отказа от благоприятных возможностей, связанных с новыми продуктами.
|