Обратная связь
|
Упорядоченная система отбора Потенциально жизнеспособные идеи следует более тщательно оценивать при отборе. Большое значение имеет признание руководством того, что для полного отбора необходима конкретная информация и вложение ресурсов с целью получения нужных данных. Упорядоченная система отбора означает, что идеи новых продуктов подлежат логической оценке в рамках систематизированной структуры. Такая оценка менее зависима от первоначальных впечатлений, чем процесс предварительного отбора, и направлена на увеличение объективности выбора идей.
Если фактические данные невозможно получить, управленческая группа, выполняющая отбор, должна исходить из субъективных качественных суждений. Очень важно регистрировать все основные предположения и количественные оценки таким образом, чтобы в дальнейшем их можно было использовать в качестве контрольных и ссылаться на них.
Методы отбора - это не панацея от неудовлетворительных результатов, полученных в результате введения инновации. Эффективность выполняемого анализа зависит от умения руководства компании сочетать обоснованные субъективные суждения с надежными объективными данными. Существующие методы не избавляют руководителей, пользующихся ими, от необходимости проявления творческих способностей, к тому же эти приемы не могут быть заменой управленческому видению.
На проведение различных видов анализа требуются затраты времени и ресурсов. Из-за многочисленных факторов неопределенности на раннем этапе выбора идей подробная и замысловатая оценка является в некотором роде бессмысленной. Этим бывает обусловлен отказ от отбора. Но, конечно, вкладывая ресурсы в масштабные инновационные программы, ошибочно было бы отказываться от попыток рассмотрения факторов, определяющих успех либо провал проекта, или сопряженный с ним риск и неопределенность.
Результат отбора и оценки является не более чем исходными данными. Значит для того, чтобы извлечь выгоду из использования систем отбора, руководство должно выделить время и ресурсы на создание информационной системы, приспособленной для отбора идей и принятия решений, связанных с их оценкой и выбором. Как и при создании любой управленческой информационной системы, на это требуется время, но при условии надлежащего внедрения такой системы она обеспечивает длительный и позитивный эффект.
Выбор идей, основанный на мнениях и суждениях сотрудников фирмы, может быть крайне предвзятым. Суждения могут быть искаженными из-за чрезмерного давления, оказываемого на отдельных людей, недостатка/неточности информации, психологических воздействий, личного влияния и т.д. Рыночную жизнеспособность идеи всегда следует тестировать относительно тех критериев, которые считают важными реальные/потенциальные клиенты.
Бизнес-анализ
Бизнес-анализ позволяет принять во внимание привлекательность рынка сбыта для предлагаемой идеи нового продукта, возможности компании и наличие у нее навыков ведения бизнеса, необходимых для удовлетворения потребностей рынка таким образом, чтобы получить явное преимущество над конкурентами.
Перспективы объема продаж, себестоимости и прибыльности нового продукта указывают на его соответствие целям компании. Чтобы оценить объемы продаж, компания изучает продажи аналогичных продуктов и проводит опросы потребителей для изучения рынка. Предварительные оценки минимальных и максимальных объемов продаж определяют диапазон риска. Начав с прогнозирования объемов продаж (см. главу 9), специалисты выполняют расчеты ожидаемых затрат и прибылей по данному продукту, включая маркетинг, исследования и разработки, производство, затраты на ведение бухгалтерского учета и финансирование.
Руководству следует определить, какие критерии являются наиболее важными и какая степень точности данных необходима для принятия решения. Это делается для того, чтобы избежать ненужной траты ресурсов на уточнение информации о факторах, не связанных с жизнеспособностью проекта. Хотя предпочтительные критерии могут быть различными в зависимости от характера отрасли и ситуации, в которой находится отдельная фирма, некоторые критерии, скорее всего, являются значимыми для большинства компаний. Процесс определения критериев привлекательности рынка и положения бизнеса аналогичен процессу выбора сегмента, описанному в главе 12. Если рынок является привлекательным, а компания занимает достаточно сильные позиции относительно конкурентов, можно переходить к этапу разработки продукта.
Разработка продукта
На этом этапе отдел исследований и разработок или инженерный отдел превращает концепцию в материальный продукт. До сих пор процесс разработки нового продукта был относительно недорогим, сам продукт существовал лишь в виде словесного описания, рисунка или, возможно, чернового макета. Теперь же для разработки продукта требуется резкое увеличение объема инвестиций. Это станет фактором, определяющим, можно ли превратить идею в реальный продукт.
Отдел исследований и разработок разрабатывает физические версии концепции продукта: его образец, который удовлетворит и приведет в восторг потребителей, можно создать быстро, в рамках ассигнованных в бюджете средств. В зависимости от класса продукта, разработка удачного образца может занять несколько дней, недель, месяцев и даже лет. Так, наверное, пройдет какое-то значительное время до того момента, пока в воздух взлетит образец 550-местного гигантского лайнера АЗХХ, предложенного компанией Airbus, а вот компания Schweppes разработала образец безалкогольного напитка Oasis всего за неделю (Doyle and Bridgewater, 1998).
Образцы продуктов должны обладать необходимыми функциональными особенностями и воплощать в себе задуманные психологические характеристики. Например, недавно выпущенная модель небольшого городского автомобиля Mercedes Smart поразит потребителей совершенством конструкции и безопасностью. Руководству следует знать, почему потребители считают автомобиль хорошо сконструированным. Некоторые покупатели хлопают дверью, чтобы услышать звук. Если звук будет не такой, как у других моделей Mercedes, у потребителей могут возникнуть сомнения в качестве конструкции.
После создания образцов их следует испытать в лабораторных и полевых условиях; цель испытаний - убедиться в безопасности и эффективности эксплуатации данного продукта. Новый автомобиль должен легко трогаться с места; быть комфортабельным; выполнять маневры, не переворачиваясь. Проводятся испытания, во время которых потребители участвуют в тест -драйвах автомобиля и оценивают его эксплуатационные качества.
В процессе разработки компания должна подумать не только о создании продуктов, удовлетворяющих потребности и желания потребителей. Слишком часто компании разрабатывают новые продукты, не уделяя достаточно внимания тому, каким образом замысел будет реализован в производстве, - основной целью является создание продуктов для удовлетворения клиентов. Разработки затем поступают в производство, где инженеры должны попытаться найти оптимальные способы производства продукта.
Все чаще организации применяют модель под названием "Дизайн для производства и сборки" (Design For Manufacturing and Assembly - DFMA) для создания продуктов, которые не только удовлетворят покупателей, но и будут простыми в производстве. В результате нередко происходит сокращение затрат при одновременном повышении качества и производстве более надежных продуктов. Например, с помощью анализа DFMA компания Texas Instruments изменила дизайн инфракрасного прицельного механизма, поставляемого Пентагону. Количество деталей модернизированного прибора уменьшилось на 75 единиц, этапов сборки стало меньше на 78 процентов, а время сборки сократилось на 85 процентов. Новый дизайн позволил не только сократить производственные затраты и время, прибор стал работать лучше, чем в предыдущем более сложном варианте. Таким образом, система DFMA может быть действенным средством, которое поможет компаниям быстрее выпускать свои продукты на рынок, предлагая более высокое качество при сниженной цене.
Рыночные испытания
К этому моменту процесса инновации уже существует физический продукт или полная спецификация новой услуги. Продукт прошел эксплуатационные испытания, результаты которых подтвердили, что продукт работает и удовлетворяет потребность, первоначально определенную в концепции. Следующий этап - это рыночные испытания, или пробная продажа. Пробный маркетинг представляет собой не один, а целую совокупность приемов, от моделированной продажи тщательно отобранным клиентам до полномасштабных испытаний на рынке в одном или нескольких регионах страны (более подробное описание альтернативных методов см. в главе 9).
До этого этапа в процессе разработки нового продукта в целом испытания в реальных условиях рынка не проводились. Целиком и полностью доверять суждению какого бы то ни было клиента опасно, если такое суждение не сформировано в типичных рыночных условиях. Именно поэтому рыночным испытаниям отводится важная роль: они помогают фирме оценить действенность своего маркетингового плана для нового продукта и убедиться в том, что данный продукт, со всеми его претензиями, на самом деле мотивирует клиентов к покупке, а также к повторным покупкам в случае, если это является важным фактором. Рыночные испытания можно считать одной из форм "генеральной репетиции", которая дает руководству возможность собрать информацию, необходимую для прогнозирования объемов продаж нового продукта и проверить эффективность маркетингового плана (т.е. ценообразования, рекламы, деятельности по продвижению товара на рынок, распределения и сбыта). Рыночные испытания позволяют убедиться в том, что все важнейшие операции находятся в полном соответствии друг с другом и адекватно согласованы между собой с точки зрения готовности к выпуску продукта на рынок. Рыночные испытания позволяют получить диагностическую информацию, чтобы помочь менеджерам пересмотреть/уточнить маркетинговый план. На рынках для полномасштабных испытаний можно проверить реакцию конкурентов и определить, влияют ли их действия на суждения клиентов. Это сомнительное преимущество, поскольку конкуренты могут намеренно исказить ситуацию на рынках для полномасштабных испытаний и заблаговременно подготовиться, узнав о намерениях компании, выпускающей на рынок новинку.
Коммерциализация
Коммерциализация нередко становится "могилой" для инновации - не потому, что на этом этапе происходит отказ от новых продуктов, а потому, что настоящая инновация нередко застревает именно на этом этапе процесса. То есть ситуация развивается не так, как хотелось бы, и концепция продукта, вначале казавшаяся практически осуществимой, теперь несколько утрачивает свою привлекательность, оказавшись под значительным давлением, требующим компромиссов в использовании времени, денежных средств и прочих ресурсов. Руководители, которым не терпится выпустить продукт на рынок, не выделяют достаточно времени и ресурсов на разработку эффективной кампании по выпуску продукта. Удивительно, но после всех усилий, вложенных в разработку, продукты нередко терпят неудачу только потому, что в момент выпуска на рынок они не имеют достаточной маркетинговой поддержки. Большинство новых продуктов оказываются утраченными не из-за наличия у них каких-либо внутренних недостатков, а из-за того, что стратегия и задачи выпуска продукта на рынок были плохо продуманы и неправильно реализованы.
Менеджеры, которые руководят выпуском продукта на рынок, должны тесно сотрудничать со специалистами по продажам и с другими сотрудниками с целью согласования времени и последовательности всех совершаемых действий. Ради успешного выпуска продукта на рынок необходимо приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить квалифицированное выполнение важных этапов (таких как обучение сотрудников по продажам, оформление рекламно-информационных материалов для содействия продажам). Вместе с сотрудниками, ответственными за ключевые операции, менеджер, занимающийся выпуском продукта на рынок, должен составить план действий. Этот план состоит из программы, описывающей последовательность выполняемых задач, графика, определяющего время выполнения задач в соответствии с программой, а также смет расходов на выполнение данной программы и связанного с ней графика.
Программы выпуска продуктов на рынок вполне могут превратиться в сложную и обременительную задачу. Вряд ли имеет смысл печатать на сотнях страниц таблицы, отражающие контроль над проектом или ключевыми событиями только потому, что все имеющиеся данные нужно проанализировать, хотя они едва ли могут служить основой для эффективного управления проектом. За исключением наиболее сложных технологических разработок, характерных для автомобилестроительной, аэрокосмической и оборонной отраслей, обычно нет необходимости в создании автоматизированных систем управления проектами. Компании небольшого и среднего размера могут ограничиться простыми "контрольными списками". Помните о том, что существует также "визуальный контроль". Его осуществлением занимаются менеджеры, которые постоянно следят за процессами на фирме, посещают все рабочие зоны (по возможности ежедневно), собирают собственную информацию и становятся достаточно квалифицированными экспертами, что позволяет им формулировать обоснованные суждения и держать под контролем задачи, связанные с выпуском нового продукта.
|
|