Обратная связь
|
Организационные альтернативы Хотя незначительными изменениями продуктов можно управлять в рамках традиционной структуры организации, для радикальных инноваций нужны соответствующие радикальные системы организации. Можно выделить шесть общих методов, которые, взятые в отдельности, отличаются от повседневных видов деятельности предприятия. Все они помогают небольшим группам уйти от устоявшихся взглядов на функции и отношения:
1.Функциональный методсостоит в привлечении людей из различных сфер бизнеса (например, специалистов по финансам и маркетингу). Задачи выполняются различными отделами. Представители отделов встречаются с целью принятия необходимых решений. Как правило, комиссия по новым продуктам или по планированию продуктов оценивает успехи в разработке проекта. Члены команды посвящают часть своего времени проекту, сочетая работу над ним с выполнением своих обычных обязанностей.
2. Рабочая группа целевого назначениясостоит из нескольких лиц, либо назначенных руководством, либо добровольно согласившихся принять участие в работе над проектом. Члены рабочей группы целевого назначения встречаются более регулярно с целью работы над проектом, которой они уделяют чуть больше внимания, чем в случае применения первого метода. В составе рабочей группы целевого назначения необходимо оптимальное количество участников, талантливых в инженерной, производственной или маркетинговой сфере деятельности. Первоочередной задачей членов группы по-прежнему остается выполнение своих обычных должностных обязанностей, а не работа над проектом.
3. Матрица рабочая группа - функциональное подразделение для выполнения проекта- метод, приемлемый в случае высоких требований к проекту. Члены группы посвящают работе над ним столько же времени, сколько и выполнению своих обычных функциональных обязанностей. Тем не менее такой подход к распределению времени 50/50 нередко приводит к нерешительности и задержкам, поскольку члены проектной группы все же должны выполнять свои обычные обязанности, в то время как работа над проектом требует от них большего напряжения усилий. Также может возникнуть противоречие между целями, которых должна достичь проектная группа, и основными интересами их "родных" функциональных подразделений.
4. Предпринимательские группыв основном возникают на очень мелких фирмах, где работает немного сотрудников и нет четко разграниченных отделов. Предпринимательская группа должна состоять из людей, обладающих различными функциональными навыками, а не просто из специалистов. Что касается более крупных компаний, вариант создания предпринимательской группы обычно выбирают, чтобы освободить людей от необходимости выполнения ими текущих функциональных задач и позволить полностью сосредоточить усилия на работе над проектом. Группе обеспечивают полную независимость, дают ей возможность самостоятельно продвигаться вперед, а также выплачивают поощрительные вознаграждения за готовность принять на себя риск.
5. Подразделения, вышедшие из-под контроля организации,-
полное отделение нового направления от материнской компании. Крупные компании прибегают к такой альтернативе с целью поддержки очень рискованных проектов создания принципиально новых продуктов, в настоящее время не соответствующих основному направлению бизнеса корпорации. Возможно стремление к привлечению капитала извне. Предприятие продается за долю в акционерном капитале вновь открытой фирмы. Что касается небольших фирм, для них отпочкование новой компании не является логически обоснованным методом создания инноваций, но они могут рассмотреть другой предпринимательский подход - создание совместного предприятия. чем в случае применения первого метода. В составе рабочей группы целевого назначения необходимо оптимальное количество участников, талантливых в инженерной, производственной или маркетинговой сфере деятельности. Первоочередной задачей членов группы по-прежнему остается выполнение своих обычных должностных обязанностей, а не работа над проектом.
3. Матрица рабочая группа - функциональное подразделение для выполнения проекта- метод, приемлемый в случае высоких требований к проекту. Члены группы посвящают работе над ним столько же времени, сколько и выполнению своих обычных функциональных обязанностей. Тем не менее такой подход к распределению времени 50/50 нередко приводит к нерешительности и задержкам, поскольку члены проектной группы все же должны выполнять свои обычные обязанности, в то время как работа над проектом требует от них большего напряжения усилий. Также может возникнуть противоречие между целями, которых должна достичь проектная группа, и основными интересами их "родных" функциональных подразделений.
4. Предпринимательские группыв основном возникают на очень мелких фирмах, где работает немного сотрудников и нет четко разграниченных отделов. Предпринимательская группа должна состоять из людей, обладающих различными функциональными навыками, а не просто из специалистов. Что касается более крупных компаний, вариант создания предпринимательской группы обычно выбирают, чтобы освободить людей от необходимости выполнения ими текущих функциональных задач и позволить полностью сосредоточить усилия на работе над проектом. Группе обеспечивают полную независимость, дают ей возможность самостоятельно продвигаться вперед, а также выплачивают поощрительные вознаграждения за готовность принять на себя риск.
5. Подразделения, вышедшие из-под контроля организации,-
полное отделение нового направления от материнской компании. Крупные компании прибегают к такой альтернативе с целью поддержки очень рискованных проектов создания принципиально новых продуктов, в настоящее время не соответствующих основному направлению бизнеса корпорации. Возможно стремление к привлечению капитала извне. Предприятие продается за долю в акционерном капитале вновь открытой фирмы. Что касается небольших фирм, для них отпочкование новой компании не является логически обоснованным методом создания инноваций, но они могут рассмотреть другой предпринимательский подход - создание совместного предприятия.
6. Методы, основанные на создании совместных предприятий,подходят как крупным, так и небольшим/среднего размера фирмам. Чтобы добиться проникновения на рынок, небольшие фирмы, обладающие такими преимуществами, как передовые технологии, гибкость, энергия и/или предпринимательский пыл, могут объединиться с более крупными фирмами, у которых есть капитал, дистрибуторская сеть и налаженная система маркетинга. Крупная фирма в этом случае выигрывает благодаря получению доступа к перспективным технологиям, которые были слишком рискованными и недостаточно соответствовали основному направлению бизнеса этой фирмы (удачным примером подобных объединений могут служить союзы между фармацевтическими компаниями и фирмами, специализирующимися на биотехнологиях).
Чем более радикальным является проект нового продукта (что подразумевает более высокую степень риска), тем сильнее потребность в концентрации внимания на проекте и защите его от текущего воздействия и ограничений со стороны отделов и оперативных подразделений. Следовательно, варианты создания функциональных групп и рабочих групп целевого назначения подходят для работы над поэтапными инновациями, связанными с низкой степенью риска (например, усовершенствование, повторное позиционирование, изменение размеров и т.д. на основе существующих линий продукции).
Матрица рабочая группа - функциональное подразделение наиболее приемлема для более рискованных проектов, предполагающих расширение существующих линий продукции. Варианты создания предпринимательских групп, отпочковавшихся компаний и совместных предприятий подходят для радикальных очень рискованных проектов, когда ожидается, что внутренние ограничения и противостояние будут исключительно сильными (примеры: проект создания ПК компанией IBM, автомобиль Saturn компании GM).
Предлагаемые радикальные структуры помогают крупным компаниям воспользоваться преимуществами мелких фирм. Странно, но идея о том, что "маленький - значит хороший" происходит из наблюдений, согласно которым крупные инновационные фирмы работают в условиях небюрократической, мелкомасштабной системы. Этим они пытаются добиться преимуществ (Quinn, 1985). Но, конечно, размер не является определяющим фактором успеха инновации. Многие новые продукты, выпущенные на рынок небольшими фирмами, оказались неудачными, поскольку их вообще не следовало выпускать. Возможно, эти продукты были плохо продуманы, не удовлетворяли потребности рынка, или же компании не хватило маркетинговых навыков, необходимых для того, чтобы открыть для себя новые рынки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновация продукта - это не одноразовое действие. Успешная прибыльная инновация может поддержать благосостояние фирмы в течение некоторого времени, но выживание в течение длительного времени зависит от соответствия новых продуктов будущему портфелю фирмы (глава 3), замены ими продуктов, находящихся на стадии затухания, и удовлетворения новых потребностей покупателей. Компания Glaxo не может процветать благодаря одному только сенсационному лекарственному препарату Zantac.
Многие предприятия оказываются в ловушке, поскольку руководство не стало расходовать прибыль, полученную от текущих инноваций, на разработку новых для будущих рынков. Источники сегодняшнего существования в конце концов будут исчерпаны по мере развития жизненного цикла продукта и активизации конкурентных сил. Новые продукты -источники завтрашнего существования - необходимы для поддержания позиций фирмы на рынке. Одной победы недостаточно; ради корпоративной долговечности нужно добиться множества побед!
Чем больше инноваций вводит фирма, тем больше она приобретает опыта; чем больше накапливается опыта, тем более эффективно фирма работает в сфере осуществления инноваций; чем большего совершенства достигает фирма в этой непростой деятельности, тем больше у нее шансов на выживание в условиях конкуренции. Так формируется благотворный для организации цикл эффективности, связанный с новаторской деятельностью.
Все чаще возникает необходимость в многоплановом, коллективном подходе к инновациям продуктов. Коллективная работа имеет огромное значение. Она была и есть одним из наиболее существенных организационных факторов, обеспечивающих способность японских компаний ускорять разработки новых продуктов в стремлении к постоянному конкурентному преимуществу, которое наблюдается, например, на рынках бытовой электронной аппаратуры, компьютеров и автомобилей.
Существует множество факторов, влияющих на эксплуатационные характеристики нового продукта. Пренебрежение всего одним из этих факторов может привести к провалу. Для достижения успеха руководство должно позаботиться о том, чтобы компания следовала сбалансированной и реалистичной стратегии разработки новых продуктов, убедиться в наличии точного выявления и глубокого понимания потребностей клиентов/рынка, а также добиться сочетания необходимых технических и технологических навыков с ориентацией на рынок.
Пришло время повнимательнее присмотреться к сети Интернет. Хватит разглагольствовать об "интернет-индустриях", "стратегиях электронного бизнеса" и о "новой экономике". Пора считать сеть Интернет тем, чем она есть на самом деле: технологией, дающей множество возможностей, - действенным набором инструментов, которыми можно пользоваться, разумно либо неразумно, практически в любой отрасли, а также применять их в качестве элементов любой стратегии.
Портер (2001)
ВСТУПЛЕНИЕ
После сумасшедшего периода интернет-революции, разразившейся в конце 1990-х гг., и грандиозного развала в начале 2000-х гг. множества фирм, существовавших исключительно на базе сети Интернет, в дискуссии о масштабах и потенциале нового средства для осуществления электронного маркетинга пришло, будем надеяться, новое видение реальности. Тем не менее реализм - это не то же самое, что и цинизм, выраженный в высказываниях типа "а я вам что говорил?". Влияние сети Интернет на бизнес будет усиливаться, а не ослабевать. В настоящей главе мы рассмотрим вопрос о развитии сети Интернет как нового средства для распространения маркетинговой информации и оценим его вероятное влияйие на маркетинговые стратегии компаний.
С середины 1990-х гг. стали привычными разговоры о "новой экономике", формирование которой обусловлено возникновением и широким распространением отраслей, основанных на использовании информации и знаний. Развитию этих отраслей способствовало увеличение широты диапазона действия и возможностей связи организаций в результате новых разработок в сфере интернет-технологий (Evans and Wurster, 1999). К важнейшим характеристикам этой новой экономики относятся: быстрые изменения, сотрудничество, а не конкуренция, сложность, неопределенность, отсутствие технологической непрерывности, а также необходимость в управлении и использовании активов, основанных на использовании знаний. Например, согласно одному из существующих мнений, настоящая суть "новой экономики" состоит в том, что владение физическими активами отходит на второй план, уступая место доступу к идеям и услугам. В условиях старой экономики жители острова Науру в Тихом океане зарабатывали себе на жизнь продажей гуано (концентрированного птичьего помета), используемого в качестве удобрения. В настоящее время при новой экономике соседний остров Тувалу может похвалиться куда большей удачей, выпавшей на его долю: интернет-домен этого острова (.tv) пользуется огромным спросом со стороны телевизионных компаний (Rifkin, 2000). Более прагматичный Вайнод Хосла, один из учредителей компании Sun Microsystems, доказывает: в основе новой экономики лежит власть идей, и обладая яркой идеей и новой моделью бизнеса, талантливые люди могут зарабатывать больше денег и оказывать больше влияния, чем когда-либо прежде, даже если бы они управляли тогда крупными корпорациями (Khosia, 1999).
Характер этих изменений навел некоторых авторов на мысль о потребности в совершенно новом наборе моделей для ведения бизнеса и управления (см. Kelly, 1998; Magretta, 1999). Эти модели должны акцентировать внимание на способности адаптации и гибкости, причем больше значения придается скорости, а не качеству стратегии.
Тем не менее крах, постигший множество акционерных интернет-компаний в начале 2000-х гг., вероятно, послужил сигналом для тех, кто поспешил полностью отказаться от старых моделей бизнеса. И правда, в то время прозвучали предположения о том, что потрясение среди множества интернет-компаний было сродни эволюции по Дарвину, когда у обанкротившихся фирм просто не было необходимых ресурсов и стратегической ориентации, позволяющих добиться успеха в условиях изменившейся среды (Fahy and Hooley, 2002). Другими словами, именно отсутствие внимания к основам ведения бизнеса привело к громким банкротствам таких фирм, как Boo.com, Pets.com и Webvan.com.
На волне неопределенности и очевидных возможностей, порождаемых сетью Интернет, возникают две разные категории фирм. Во-первых, это "первопроходцы сети Интернет" - создатели предприятий принципиально нового типа ради использования преимуществ новой технологии, которые позволяют абсолютно по-новому строить работу. Штрауб и Кляйн (Stiaub and Klein, 2001) относят такие фирмы к уровню "омега" и отмечают, что преуспевающими становятся те из них, которым удалось направить силу новой технологии в нужное русло: использовать ее для сбора информации о предпочтениях клиентов и для адаптации продуктов и услуг к специфическим потребностям отдельных клиентов. Тем не менее такие фирмы встречаются довольно редко, но к их числу относятся компании Amazon.com (розничная торговля потребительскими товарами), е-Вау (онлайновые аукционы) и Monster.com (биржа труда).
Вторая категория возникших фирм получила название "прагматиков в сети Интернет" (Fahy and Hooley, 2002). Эти фирмы воспользовались возможностями, предлагаемыми сетью Интернет, для улучшения существующих моделей бизнеса. Например, компания Dell сейчас применяет систему оформления заказов в режиме он-лайн с целью совершенствования деятельности по прямому маркетингу. Компания FedEx использует новую технологию для обеспечения персонифицированного отслеживания бандеролей, отправленных клиентами, во время перевозки (3,1 млн бандеролей в день, доставка 99 процентов из которых производится вовремя и точно). Компания Cisco ежегодно экономит 700 млн долларов, предлагая поддержку клиентов через всемирную паутину. Эти прагматики воспользовались сетью Интернет, чтобы усовершенствовать обслуживание, которое они и раньше предлагали своим клиентам, и чтобы сократить затраты, но полностью не отказались от существующих моделей ведения бизнеса. Скорее, они адаптировались к новым окружающим условиям. В настоящей главе мы подробно рассмотрим вопрос о развитии сети Интернет как средства распространения информации, используемого в маркетинге, а затем перейдем к изучению видов воздействия сети Интернет на маркетинговые стратегии.
|
|