Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Взаимосвязь финансового и управленческого анализа

Методы финансового анализа

1. Сущность, роль и содержание финансового анализа

В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Существенно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает значение и роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего, в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализа в первую очередь необходимы собственникам, кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам, менеджерам и руководителям предприятий.

Основной целью финансового анализа является получение определенного числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков. Кроме того, финансовый анализ преследует следующие цели:

Определение финансового состояния предприятия;

Выявление изменений в финансовом состоянии в пространстве и во времени;

Установление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

Прогноз основных тенденций финансового состояния.

Для достижения поставленных целей следует решить ряд аналитических задач:

f Предварительный обзор бухгалтерской отчетности;

f Характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов;

f Оценка финансовой устойчивости;



f Характеристика источников средств: собственных и заемных;

f Анализ прибыли и рентабельности;

f Разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для принятия правильных решений в сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, руководству предприятий нужна систематическая деловая осведомленность по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации.

Финансовый анализ является важным составным элементом финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой искусство управления финансами предприятий, то есть денежными отношениями, связанными с формированием и использованием их капитала и доходов. Это искусство управления проявляется в разработке рациональной финансовой стратегии и тактики с помощью диагностики внутренней и внешней экономической среды.

Диагностика внутренней среды включает в себя разработку мер по эффективному управлению активами, собственным и заемным капиталом предприятия.

Анализ внешней среды осуществляется по следующим параметрам:

Изучение динамики цен на товары и услуги;

Исследование ставок налогообложения и процентных ставок по банковским кредитам и депозитам, курса эмиссионных ценных бумаг;

Изучение деятельности конкурентов на товарном и финансовом рынках.

На основе проведенного анализа выявляются возможные альтернативные решения, и осуществляется их оценка на предмет реализации. Субъектами анализа являются экономические службы предприятия, а также заинтересованные в его деятельности внешние пользователи информации. При этом каждый субъект заинтересован в информации, отвечающей его интересам. К примеру, собственникам важно установить эффективность использования активов, собственного и заемного капитала предприятия, их способность генерировать максимальный объем дохода (прибыли). Персонал заинтересован в информации о прибыльности и стабильности предприятия. Банки-кредиторы заинтересованы в информации, позволяющей определить целесообразность предоставления кредитов, условия их выдачи, оценить риск по возвратности кредитов, уплате процентов. Инвесторов, в том числе и потенциальных собственников, интересует оценка доходности и риска осуществляемых инвестиций, способность формировать прибыль и выплачивать дивиденды. Поставщики заинтересованы в том, чтобы предприятие в срок рассчиталось по своим обязательствам за поставленные товары, оказанные услуги и т.д. Покупатели и заказчики заинтересованы в информации, подтверждающей надежность сложившихся деловых связей и определяющей перспективы их дальнейшего развития. Внутренние пользователи – руководители и менеджеры - на базе бухгалтерской отчетности осуществляют оценку показателей финансового состояния предприятия, устанавливают тенденции его развития, готовят информацию финансовой отчетности.

С помощью финансового анализа принимаются решения по:

Краткосрочному финансированию предприятия (пополнение оборотных активов);

Долгосрочному финансированию (вложение капитала в эффективные инвестиционные проекты и эмиссионные ценные бумаги);

Выплате дивидендов владельцам акций;

Мобилизации резервов экономического роста (роста объема продаж и прибыли).

 

2. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа

Финансовый анализ представляет собой часть общего анализа хозяйственной деятельности предприятий, состоящий из тесно взаимосвязанных разделов;

1) Финансового анализа;

2) Производственного управленческого анализа.

 

Рисунок – Взаимосвязь финансового и управленческого анализа

 

Характерные особенности внешнего финансового анализа заключаются в следующем:

1) Многообразие субъектов анализа – пользователей информации о деятельности предприятия;

2) Различие целей и интересов субъектов анализа;

3) Использование типовых методик, стандартов учета и отчетности;

4) Ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

5) Максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о работе предприятия.

Внешний финансовый анализ партнеры предприятия осуществляют по следующим направлениям:

Анализ финансовой устойчивости, ликвидности баланса и платежеспособности;

Анализ эффективности использования активов, собственного и заемного капитала;

Изучение абсолютных показателей прибыли;

Анализ относительных показателей доходности;

Общая оценка финансового состояния предприятия и др.

Специфическими чертами управленческого анализа являются:

² Ориентация результатов анализа на интересы руководства предприятия;

² Использование максимального объема информации для анализа;

² Комплексность анализа, то есть изучение всех аспектов деятельности предприятия;

² Взаимодействие системы планирования, учета и анализа в целях принятия решений;

² Максимальная закрытость результатов анализа для сохранения коммерческой тайны.

Концепция предпринимательской деятельности (бизнеса) как системы решений об использовании ресурсов для получения прибыли позволяет понять содержание и эффективность финансового анализа. Прибыль как форма дохода предприятия выступает как конечный финансовый результат, создающий необходимые условия для сохранения его экономической жизнеспособности и дальнейшего развития. Независимо от сферы осуществления бизнеса его конечная цель остается неизменной. Все многообразие управленческих решений для достижения ключевой цели любого бизнеса можно выразить тремя аспектами:

§ Решения по вложению ресурсов (капитала);

§ Мероприятия, осуществляемые с помощью этих ресурсов;

§ Оценка экономической эффективности реализуемых мероприятий (финансовых операций, инвестиционных проектов и т.д.).

Своевременное и качественное обоснование финансовых и инвестиционных решений характеризует содержание комплексного финансового анализа в любой сфере предпринимательской деятельности. Для такого обоснования применяется ряд стандартных методов.

 

3. Методы финансового анализа

Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие;

Горизонтальный анализ;

Вертикальный анализ;

Трендовый анализ;

Сравнительный (пространственный) анализ;

Факторный анализ;

Метод финансовых коэффициентов.

Горизонтальный или временной анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

Простое сравнение статей отчетности и изучение их резких изменений;

Анализ изменения статей отчетности в сравнении с колебаниями других статей.

При этом особое внимание уделяется случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.

Вертикальный анализ осуществляется в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, то есть осуществляется прогнозный анализ.

Сравнительный или пространственный анализ проводится на основе внутрихозяйственного сравнения, как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных фирм-конкурентов.

Факторный анализ представляет собой процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяется на составные части, а при обратном отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

Метод финансовых коэффициентов позволяет определить взаимосвязь показателей. При проведении анализа следует учитывать следующие факторы: эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета, уровень диверсификации других предприятий, статичность применяемых ими коэффициентов.

В практике западных стран наибольшее распространение получили следующие три коэффициента: ROA, ROE, RO^C.

 

Прибыль, приходящаяся на общую сумму активов (ROA) = чистая прибыль + проценты * (1 – ставка налога) / всего активов * 100%

 

Данный показатель отражает, сколько фирма заработала на суммарных активах, сформированных за счет собственных и привлеченных источников. Коэффициент ROA часто используется для оценки деятельности отдельных структурных подразделений.

Этот показатель показывает, сколько было заработано на средствах, вложенных держателями акций. Коэффициент ROE представляет интерес для существующих или потенциальных акционеров, а также для руководства компании, призванного наилучшим образом учитывать интересы акционеров.

Инвестированный капитал, называемый также постоянным капиталом, представляет собой сумму долгосрочных обязательств (кредитов и займов) и акционерного капитала. Поэтому он выражает денежные ресурсы, находящиеся в обороте фирмы длительное время. Предполагается, что краткосрочные обязательства имеют тенденцию к колебаниям, автоматически связанным с изменениями по текущим активам:

 

Прибыль на инвестированный капитал (RO^C) = чистая прибыль + проценты * (1 – ставка налога) / долгосрочные обязательства + акционерный капитал * 100%

Инвестированный капитал равен также оборотному капиталу плюс основной капитал. Данный факт указывает на то, что владельцы и долгосрочные кредиторы должны финансировать имущество и оборудование фирмы, иные долгосрочные активы и ту часть текущих активов, которая не возмещается за счет краткосрочных обязательств.

Для предварительной оценки финансового состояния предприятия показатели делят на две группы, имеющие качественные различия. В первую группу входят показатели, для которых определены нормативные значения. К их числу относятся показатели ликвидности и финансовой устойчивости. При этом как снижение параметров ниже нормативных, так и превышение, а также их движение в одном из названных направлений следует трактовать как ухудшение финансового состояния предприятия. Сюда относятся следующие показатели:

™ Общий коэффициент покрытия;

™ Коэффициент срочной ликвидности;

™ Коэффициент ликвидности при мобилизации средств;

™ Соотношение заемных и собственных средств (коэффициент задолженности);

™ Коэффициент обеспеченности собственными средствами;

™ Коэффициент маневренности собственных оборотных средств.

Во вторую группу входят ненормируемые показатели, которые обычно сравниваются в динамике за ряд периодов или со значениями этих же показателей на аналогичных предприятиях. В данную группу входят следующие показатели:

² Рентабельность чистых активов по чистой прибыли;

² Рентабельность реализованной продукции;

² Коэффициент оборачиваемости оборотных активов;

² Коэффициент оборачиваемости собственного капитала.

 

Контрольные вопросы:

1. Чем вызвана необходимость проведения финансового анализа?

2. В чем состоит основная цель финансового анализа?

3. Составным элементом какой научной дисциплины является финансовый анализ?

4. Что представляет собой финансовый менеджмент?

5. Что понимается под диагностикой внутренней экономической среды?

6. По каким параметрам осуществляется анализ внешней среды?

7. Какая взаимосвязь существует между финансовым и управленческим анализом?

8. Каковы характерные особенности внешнего финансового анализа?

9. По каким направлениям проводится внешний финансовый анализ?

10. Каковы специфические черты управленческого анализа?

11. Какие основные методы финансового анализа используются в современной практике?

12. Дайте характеристику каждому методу финансового анализа

13. Что понимается под инвестированным капиталом?

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.