Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Критическая сумма постоянных расходов и критический уровень цены реализации

1. Значение и задачи маржинального анализа

В обосновании управленческих решений большую роль играет маржинальный анализ. Его методика основывается на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании каждого из этих показателей. Этот метод управленческих расчетов еще называют анализом безубыточности или содействия доходу. Данный метод был разработан в 1930 г. американским инженером У. Раутенштрахом как метод планирования, получивший известность как график критического объема производства. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода. Маржинальный доход предприятия – это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Основные возможности маржинального анализа состоят в следующем:

Определение безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

Определение зоны безопасности (безубыточности) предприятия;



Расчет необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

Определение критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

Выяснение критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения:

Выбор вариантов изменения производственной мощности;

Выбор ассортимента продукции;

Выбор цены на новое изделие;

Выбор вариантов оборудования;

Выбор технологии производства;

Определение вариантов приобретения комплектующих изделий;

Оценка эффективности принятия дополнительного заказа.

Основными этапами маржинального анализа являются следующие этапы:

1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.

2. Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.

3. Расчет величины исследуемых показателей.

4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.

5. Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.

6. Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.

Для проведения расчетов по методике маржинального анализа необходимо выполнять ряд условий:

Необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;

Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

Постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного, то есть значимого объема производства (реализации) продукции;

Тождество производства и реализации продукции, то есть запасы готовой продукции существенно не изменяются;

Эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

Пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

 

2. Анализ связи между издержками и объемом производства продукции

В последнее время все больший интерес проявляется к методике анализа прибыли. Эта методика позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов. Данная методика позволяет более полно учесть взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

В нашей стране раньше при анализе прибыли использовали следующую модель:

Где П – сумма прибыли

К – количество (масса) реализованной продукции

Ц – цена реализации

С – себестоимость единицы продукции

 

При этом предполагалось, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Если реализуется рентабельная продукция, то прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж. Однако здесь не учитывалась взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная заработная плата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, заработная плата и страхование административно-хозяйственного аппарата) остается обычно неизменной. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход. Маржинальный доход представляет собой прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия (Н): отсюда

 

В то же время сумму маржинального дохода можно представить в виде произведения количества проданной продукции (К) и ставки маржинального дохода на единицу продукции (Дс):

Где V – переменные затраты на единицу продукции

 

Данная формула используется для анализа прибыли от реализации одного вида продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

 

Таблица – Данные для факторного анализа прибыли по изделию А

Показатель По плану Фактически
Объем реализации продукции, ед. (К)    
Цена реализации, млн. тенге (Ц)    
Себестоимость изделия, млн. тенге    
В том числе удельные переменные расходы, млн. тенге (V)    
Сумма постоянных затрат, млн. тенге (Н)    
Прибыль, млн. тенге    

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли производится путем цепной подстановки:

П пл = К плпл – V пл) – Н пл

П усл 1 = К фпл – V пл) – Н пл

П усл 2 = К фф – V пл) – Н пл

П усл 3 = К фф – V ф) – Н пл

П ф = К фф – V ф) – Н ф

Затем рассчитывается общее изменение прибыли D П общ = Пф - Ппл

в том числе за счет изменения:

- количества реализованной продукции D П к = П усл1 – П пл

- цены реализации D П ц = П усл2 – П усл1

- удельных переменных затрат D П v = П усл3 – П усл2

- суммы постоянных затрат D П н = Пф – П усл3

За счет спада производства и как следствие уменьшения объема реализации продукции и повышения ее себестоимости предприятие получает меньше прибыли. Необходимо отметить, что рассмотренная методика позволяет более правильно определить влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (продаж), себестоимости и прибыли.

В условиях многономенклатурного производства методика анализа прибыли значительно усложняется. Это связано с тем, что помимо рассмотренных факторов следует учитывать еще и влияние структуры реализованной продукции.

Средняя доля маржинального дохода в выручке в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене).

Выручка также зависит от общего объема реализации продукции, ее структуры и отпускных цен.

С помощью данной факторной модели можно установить, как изменилась прибыльза счет количества (объема) реализованной прибыли, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

 

Для расчета влияния данных факторов по модели можно использовать данные следующих таблиц.

 

Таблица – Выручка от реализации продукции

Показатель Сумма выручки, млн. тенге Условия расчета выручки
Объем продаж Структура продаж Цена реализации
В пл = S (Кiпл * Ц iпл)   план план план
В усл 1 = В пл * К рп   факт план план
В усл 2 = S (К iф * Ц iпл)   факт факт план
В ф = S (К iф * Цi ф)   факт факт факт

 

Таблица – Структура реализации продукции

Вид изделия Цена изделия, тыс. тенге Переменные затраты на изделие, тыс. тенге Удельный вес в общей выручке, % Дуi = Ц i – V i / Ц i
план факт план факт план факт план усл * факт
А                  
В                  
С                  
D                  

 

Примечание: усл * - условная величина Дуi при фактической цене и плановом уровне переменных затрат на единицу продукции

Рассчитываются постоянные затраты предприятия по плану и по факту.

Сначала определяется доля маржинального дохода в цене для каждого вида продукции:

Для изделия А

Для изделия В

Для изделия С

Для изделия D

Затем определяется средняя величина для общего объема реализации продукции по плану:

После этого находится сумма прибыли от реализации по плану.

Дальше определяется, как изменяется сумма прибыли за счет количества проданной продукции. Если объем реализации продукции увеличивается равномерно по всем видам продукции, то его структура не изменяется, и не будет изменяться средняя доля маржинального дохода в сумме выручки.

Данные расчета показывают за счет какого фактора происходит изменение прибыли (уменьшение или увеличение).

Далее определяется, как изменяется сумма маржинального дохода и прибыли за счет структуры реализации продукции. Необходимо отметить, что сдвиги в структуре товарной продукции приводят не только к изменению выручки, но и среднего удельного веса маржинального дохода в выручке.

Расчет суммы прибыли при фактическом объеме и структуре, но при плановых ценах, переменных и постоянных затратах проводится в той же последовательности.

Средняя величина для всего фактического объема реализации продукции при сохранении плановых отпускных цен и плановых переменных расходов определяется на единицу продукции. Также определяется при неизменных ценах и затратах прибыль от реализации продукции для фактического выполнения .

Большое влияние на сумму прибыли оказывает изменение цен на продукцию. Это приводит к тому, что изменяются сумма выручки и средняя доля маржинального дохода в выручке.

Сначала определяется для каждого изделия при фактической цене, но при плановом уровне переменных затрат на единицу продукции:

Для изделия А  
Для изделия В  
Для изделия С  
Для изделия D  

Средний уровень для фактического объема реализации продукции при фактической структуре и фактических ценах, но при плановом уровне удельных переменных затратах определяется по формуле:

Прибыль от реализации фактического объема продукции при изменении цен и сохранении уровня переменных и постоянных затрат рассчитывается по формуле:

 

Далее рассчитываются индивидуальные и средние значения Ду при всех фактических условиях (структуре, ценах, удельных переменных затратах):

Для изделия А  
Для изделия В  
Для изделия С  
Для изделия D  

 

Прибыль при фактических условиях, но при плановой сумме постоянных издержек предприятия составляет

 

Сопоставление полученного результата с предыдущим показывает, за счет чего происходит изменение прибыли (уменьшение или увеличение).

Далее рассчитывается фактическая сумма прибыли.

 

В системном виде этот расчет можно представить в следующем виде:

Таблица – Расчет влияния факторов на сумму прибыли с использованием маржинального дохода

Расчет суммы прибыли, млн. тенге Фактор
Объем продаж Структура реализации Цена реализации Переменные затраты Постоянные затраты
  план план план план план
  факт план план план план
  факт факт план план план
  факт факт факт план план
  факт факт факт факт план
  факт факт факт факт факт

Рассчитывается общее отклонение от плана по сумме прибыли D П общ

в том числе за счет изменения:

- объема реализации продукции D П

- структуры реализации продукции D П

- отпускных цен D П

- удельных переменных затрат D П

- постоянных затрат D П

Следовательно, по методике маржинального анализа (вариант2) прибыль более существенно зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции.

 

Таблица – Сравнительный анализ результатов факторного анализа прибыли

Фактор вариант
Объем реализации продукции    
Структура реализованной продукции    
Цены на продукцию    
Себестоимость продукции    
В том числе:    
Переменные затраты    
Постоянные затраты    

 

Таким образом, сравнительный анализ различных методик факторного анализа прибыли демонстрирует преимущества методики маржинального анализа, позволяющей измерить непосредственные и опосредованные связи и зависимости.

 

3. Критическая сумма постоянных расходов и критический уровень цены реализации

С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов. Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода продаж рассчитывается следующим образом: или

Смысл данного расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильными для предприятия. Оно не сможет их покрыть за счет своей выручки. Проверить это можно, рассчитав критический объем продаж:

Критический уровень постоянных издержек является ценным показателем. С его помощью можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.

Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

 

Исходя из функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.)

Сумму прибыли можно представить в следующем виде:

Здесь неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении (К). Можно приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту. В результате определяется объем продаж.

Можно определить также объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений. Для этого используется следующая формула:

 

На основе проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит суть методики маржинального анализа?

2. Что понимается под маржинальным доходом предприятия?

3. Каковы возможности маржинального анализа?

4. Какие этапы маржинального анализа Вам известны?

5. В чем состоит суть методики анализа прибыли?

6. Как рассчитывается маржинальный доход?

7. В чем состоит суть методики анализа прибыли в условиях многономенклатурного производства?

8. Как определяется средняя доля маржинального дохода в выручке?

9. Как происходит изменение прибыли за счет количества проданной продукции?

10. Как изменяется прибыли за счет изменения структуры реализации продукции?

11. Как изменяется прибыль за счет изменения цен на продукцию?

12. Как определяется критический уровень постоянных затрат?

13. Как определяется критический уровень продаж и критический уровень цены?

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.