Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Особенности психического развития младенца

В младенческом возрасте продолжают развиваться ощущения: совершенствуются обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Они уже в меньшей степени связаны с питанием. К концу 3-го месяца младенцы могут дифференцировать приятные и неприятные запахи, различают температуру, например, положительно реагируют на температуру воды в 33 градуса, но на температуру в 32 градуса – отрицательно.

Совершенствуется зрительное сосредоточение. К 4 месяцам ребенок начинает следить за движущимся предметом, движение предмета вызывает движения глаз, но еще нет движения самих глаз по предмету, т.е. нет обследования предмета. Поэтому в этот период младенец еще не может ничего рассматривать, и не осуществляет зрительный поиск предметов.

Постепенно младенцы начинают вычленять новый предмет среди знакомых, например, когда ребенку многократно показывали один и тот же предмет, то у него обнаруживалось угасание ориентировочного рефлекса, т.е. ребенок перестает интересоваться предметом. Как только вместо, например, красного шара показывали красный треугольник, или шар другого цвета, или изменяли траекторию движения предмета, так ориентировочная реакция вспыхивала вновь. Значит, новизна может быть не только в изменении формы или цвета предмета, но и в изменении траектории движения предмета. Реакция на новизну у младенца определяется по интенсивности сосания, по смене сердечного ритма, по появлению или замиранию движений, по появлению вокализации.

Было установлено, что младенцы различают форму, цвет. Данные о распознавании младенцами формы приводит Л.С.Выготский, он отмечал, что если ребенку предлагать бутылочку с молоком определенной формы среди других различной формы, то даже если в данный момент ее нет в поле зрения, то ребенок будет искать ее. Распознавание формы и поиск бутылочки возможно только в том случае, если есть эмоционально окрашенная потребность – питание. Таким образом, восприятие и действие связаны через аффект.



Появляются первые сенсорные эталоны, но они еще не являются обобщенными, отражают свойства конкретных предметов и получили название предметные эталоны.

В младенческом возрасте появляется пространственное восприятие. Американские ученые провели эксперимент, подтверждающий этот факт. Использовали стеклянный стол, под ним 2 доски, прикрепленные на разных уровнях. Доски были обтянуты яркой клетчатой тканью. Разница в уровнях создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины, т.е. у него еще нет пространственного восприятия. А с 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» останавливаются и начинают плакать, не двигаясь дальше.

Продолжает развиваться слуховое сосредоточение. На 4 месяце ребенок не только слышит звуки, но и может локализовать их в пространстве: поворачивает голову в сторону звука. После 4 – 5 месяцев вырабатывается реакция дифференцировки звуков, ребенок различает голоса близких людей. А во второй половине первого года младенец даже различает интонацию, с которой к нему обращается взрослый.

У детей 7 – 9 месяцев наблюдается различная реакция на веселую и грустную музыку, на ее разный темп и ритм.

Развитие восприятия зависит от окружающей обстановки: если младенец находится в однообразной среде, то он обычно отстает в развитии, если потребность во впечатлениях удовлетворена, то развитие осуществляется хорошо. Н.М. Щелованов показал, что отсутствие впечатлений вызывает крик, который прекращается с появлением новых впечатлений. Ученый делает вывод, что дефицит воспитания может привести к явлению госпитализма. К аналогичным выводам о значимости новых впечатлений для младенца пришли Л.И. Божович, М.Ю. Кистяковская.

Зрительное и слуховое сосредоточение свидетельствуют о появлении элементарного внимания. В 5–7 месяцев ребенок рассматривает предмет, его привлекают новые, яркие, блестящие предметы. Это свидетельствует о наличии непроизвольного внимания.

Зачатки произвольного внимания проявляются к концу первого года жизни, это связано с воспитанием, когда взрослые приучают ребенка выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что нужно делать.

В младенческом возрасте начинают складываться мнемические функции. В 3–4 месяца ребенок узнает лицо и голос матери, предметы, связанные с кормлением. В 5–6 месяцев узнает близких и отличает их от чужих людей.

К концу 1 года жизни происходит расширение круга запоминаемых объектов и удлинение сроков запечатления (Касаткин Н.И., Красногорский Н.И.). Сначала ребенок вспоминает только узкий круг предметов: людей, которые его окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не проходит длительного промежутка в восприятии предмета или человека. Если промежуток времени удлиняется, то ребенок может не узнать предъявленный предмет.

Постепенно объектом запечатления становятся словесные стимулы, например, ребенок в 7–8 месяцев поворачивается к предмету и смотрит на него в ответ на произнесение его названия. В 10–11 месяцев он может выбрать предмет по словесному указанию. (Фрадкина Ф.И.).

В развитии памяти сначала появляется узнавание, а потом воспроизведение, т.е. восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет объекта.

Восприятие и действие – это та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления. Изучению ранних форм мышления посвящено исследование С.Л.Новоселовой. Она делает вывод, что мышление, как и всякая познавательная сфера личности ребенка, формируется и реализуется в его деятельности. Наличие любого предмета: игрушки, ложки или других предметов не формирует никакой деятельности, т.к. эти предметы индифферентны и бездушны для ребенка, если они находятся вне общения с другими людьми. Ребенок не может самостоятельно приобретать опыт деятельности, в этом смысле весь его опыт социален. Поэтому необходимо производить анализ не просто мышления, а деятельности, совершаемой на том или ином уровне интеллектуальности.

Большое значение для психического развития в этом возрасте является потребность в новых впечатлениях. Еще Н.М.Щелованов заметил, что отсутствие впечатлений у здорового, сытого, благополучного ребенка вызывает крик, который прекращается с появлением новых впечатлений. Он делает вывод, что «дефицит воспитания» может привести к задержке психического развития и даже смертности. Потребность в новых впечатлениях порождается включением в жизнедеятельность ребенка коры головного мозга. Известно, что полноценное развитие органа, а тем более такого сложного органа, как полушария головного мозга, возможно лишь в процессе функционирования. Поэтому мозг нуждается в раздражителях, которые обеспечивают его функционирование и способствуют развитию. Следовательно, потребность в новых впечатлениях первоначально является органической потребностью, необходимой для созревания мозга. Потребность в новых впечатлениях вначале вызывает ускорение в развитии, как и удовлетворение других органических потребностей, а затем начинает сопровождаться ярко выраженными положительными эмоциями. М.Ю.Кистяковская на основании длительных клинических наблюдений обнаружила, что зрительные впечатления уже с 3 – 5 недели действуют на ребенка успокаивающе. Она установила, что под влиянием зрительных впечатлений у ребенка впервые возникает радостное чувство. Это чувство чаще всего вызывают красочные, блестящие предметы, но все-таки больше всего лицо человека, это свидетельствует о том, что лицо человека для ребенка является наиболее сильным комплексным раздражителем.

Постепенно потребность в новых впечатлениях становится ненасыщаемой: чем больше она удовлетворяется, т.е. чем больше ребенок получает впечатлений, тем в большей степени у него проявляется реакция сосредоточения и положительные эмоции. Она предполагает, что эмоциональные переживания связаны с поиском удовлетворения потребности и с самим процессом ее удовлетворения. Стремясь продолжить или усилить эти переживания, ребенок начинает совершенствовать предмет удовлетворения или искать новые способы этого удовлетворения. В этот момент возникает качественно новая форма потребности – психическая форма, когда человека побуждает к действию не нужда в чем-то, не недостаток, а стремление к новому переживанию. Божович Л.И. предполагает, что из потребности в новых впечатлениях, появляющейся в младенческом возрасте, в последствии развиваются учебные интересы, которые переходят в познавательные.

Кроме потребности в новых впечатлениях, есть органические потребности (в еде, тепле, движении), а также социальные потребности – в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Все потребности удовлетворяются взрослыми, он становится притягательным центром всякой непосредственно воспринимаемой ребенком ситуации.

Признание этих потребностей требует признания у младенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо потребности вызывает отрицательные переживания, удовлетворение – радость, усиление познавательной, двигательной активности и т.п. Психическая жизнь младенца характеризуется аффективно окрашенными ощущениями, а затем аффективно переживаемыми впечатлениями.

Л.И.Божович делает вывод, что центральным новообразованием 1 года жизни является возникновение аффективно заряженных представлений, которые побуждают поведение ребенка. Она назвала их мотивирующими представлениями. Их появление принципиально изменяет поведение ребенка и его взаимоотношения с окружающими.

В младенческом возрасте развивается моторика, ее развитие теснейшим образом связано с развитием сенсорики.

Самым важным моментом в развитии моторики с психологической точки зрения является хватание. Оно означает развитие руки как полифункционального органа, органа действия и осязательной перцепции. При этом следует помнить, что движения руки тесным образом связаны с познавательным развитием ребенка, с развитием речи. Движения руки оказывают влияние развитие ВНД (М.М.Кольцова).

Координированные действия рук развиваются с появлением «комплекса оживления». В это время ребенок, радуясь, обычно распрямляет руки, таким образом, у него укрепляются мышцы разгибатели, появляется возможность дотрагиваться до своего тела, до окружающих предметов. Реакция захватывания предметов возникает не на базе рефлекса Робинсона, т.е. врожденного умения зажимать в ладони вложенный в нее предмет, а благодаря установлению условно-рефлекторных связей между зрительным, двигательным, тактильным и другими анализаторами (М.Ю.Кистяковская).

Динамика хватания следующая: в 10–14 недель ребенок ощупывает свои руки, в 13–16 недель (4месяца) – ощупывает другие предметы, когда рука движется по предмету. В 11–17 недель – рассматривает свои руки. В 15–18 недель удерживает схваченный предмет. В 17–20 недель (5месяцев) развивается уже собственно хватание. Оно связано с образованием зрительно-двигательной координации и знаменует собой появление манипулятивных действий с предметами. Развитию действий с предметами было посвящено исследование Р.Я.Лехтман-Абрамович. Она считала, что для возраста от 2 до 4 месяцев характерны следующие действия – притягивание случайно задетого предмета, ощупывание, рассматривание, похлопывание рукой по предмету, направление рук к предмету, повторные похлопывания без зрительного контроля.

Для возраста от 4 до 7 месяцев характерны более сложные действия: схватывание, повторное схватывание и притягивание предмета, обсасывание, перекатывание предмета в полости, нацеливание предметом для вызывания звука, выпускание предмета, чтобы уронить и т.п. К 7–9 месяцам ребенок захватывает мелкие предметы двумя пальцами, появляется интерес к исследованию дырочек, выемок.

Она зарегистрировала у детей 1 года жизни 64 различных действия с предметами. Приведенные данные показывают, что первоначальные манипуляторные действия с предметом отражают наличные двигательные и сенсорные возможности руки ребенка. Таким образом, в условиях общения со взрослым впервые возникает чувственный контакт ребенка с предметом.

Во втором полугодии у ребенка изменяется характер отношений зрения и хватания. У него формируется предварительное нацеливание на объект. Л.А.Венгер установил, что к концу 1 года жизни ребенок начинает осуществлять хватание «вслепую» после отведения взора от объекта. Это свидетельствует о том, что зрительное восприятие достигает такого уровня развития, которое позволяет сразу зафиксировать необходимые пространственные параметры объекта, а затем завершить действие по представлению.

Постепенно происходит дифференциация хватания. Сначала ребенок схватывает все предметы одинаково. Затем акт хватания приспосабливается к особенностям предмета с учетом его формы, веса, величины. Это приспосабливание сначала происходит в момент контакта руки с предметом, а после 10 месяцев появляется предварительное приспособление руки к объекту.

М.М.Кольцова отмечала, что к 11–12 месяцам появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, пользоваться ложкой, расчесывать волосы гребенкой и т.п.

На 11 месяце ребенок начинает манипулировать двумя предметами. Появляется то, что можно назвать, как элементарное планирование – взяв в руки палочку, ребенок ищет, куда ее воткнуть, если ему дают коробочку без крышки, то он тянется за крышкой. Психологи считают, что в этих движениях отражается развитие у детей представлений.

Развитие тонких движений руки свидетельствует не только о совершенствовании двигательной функции руки, но и об усложнении аналитико-синтетической деятельности мозга.

Выделяют несколько видов хватательных действий: результативные, соотносимые, функциональные.

Результативные действия – это перемещение предмета и извлечение из него звука. Они характерны в возрасте от 4 до 7 месяцев.

Соотносимые действия – это манипулирование двумя предметами. Такие действия появляются примерно от 7 до 10 месяцев.

Более сложными являются функциональные действия, когда ребенок нанизывает предметы, открывает крышки, вкладывает один предмет в другой. Если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести то или иное действие на всех возможных объектах. Функциональные действия появляются примерно в 10–11 месяцев.

Развитие предметных действий в младенческом возрасте представлено в таблице 4.

Таблица 4






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.