Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Характеристика видов деятельности младшего школьника

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, в которой формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретическое мышление, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и др. В учебной деятельности складываются новообразования младшего школьного возраста. Одним из них является выполнение действий во внутреннем плане, необходимость контроля и самоконтроля создает благоприятные условия для формирования этого новообразования. Следующее новообразование – рефлексия, в учебной деятельности необходимо оценивать себя, свои ответы, поступки с точки зрения их соответствия требованиям и условиям деятельности. В учебной деятельности формируется еще одно новообразование – это произвольность.

Игра и труд в младшем школьном возрасте не являются ведущими деятельностями, но также занимают определенное место в психическом развитии ребенка. В отличие от дошкольника, которого интересует сам процесс игры, младшего школьника больше интересует результат. Поэтому игры требуют целенаправленности и волевой регуляции поведения. Большое значение приобретают игры с правилами, игры с элементами соревнования. В сюжетно-ролевых играх появляются исторические лица, а в содержании – события общественной жизни. Особенно в первом классе довольно часто девочки играют в школу, когда куклы изображают учеников, а ребенок – учителя, при этом он спрашивает кукол и за них же отвечает. Игра становится одним из средств организации учебного труда.

Важной особенностью младшего школьного возраста является четкое разграничение игры и труда: игра направлена на получение удовольствия; труд – на получение социально-оцениваемого результата.



Школьник выполняет в семье определенное поручение, это воспитывает ответственность. Ответственность и умение организовать свое поведение должно стать чертами характера. Труд проявляется в форме самообслуживания и изготовления поделок. Большое значение имеет включение в совместную работу, в этом случае дети учатся поддержке, взаимопомощи, чувствуют личную ответственность за выполнение работы. Труд позволяет развивать умение планировать, проявлять смекалку, творчество при выборе способов выполнения трудовых операций, достигать результата и др.

Развитие личности

Поступление в школу означает для детей переход к новому образу жизни, а это сказывается и на формировании всей личности. Ребенок впервые становится членом настоящего трудового коллектива, причем не только в школе, но и в семье. Под влиянием школьного коллектива формируется более высокий тип социальной направленности личности. Ребенок начинает стремиться к обществу других детей, интересуется общественными делами класса, стремится определить свое место в коллективе сверстников, завоевать уважение товарищей. Вхождение в коллектив и формирование социальной направленности личности происходит не сразу. Это длительный процесс, который протекает под руководством учителя.

Л.И.Божович проследила динамику формирования направленности личности. У первоклассников она выражается в активном стремлении к обществу сверстников, в желании делать все сообща и делать все то, что делают другие. При этом все дети устремлены как бы к одному центру – к учителю. Но вместе с тем они еще обособлены друг от друга. Они, не стесняясь, жалуются друг на друга. Интересно, что тот ребенок, на которого жалуются, не обижается. По мнению Л.И.Божович, причина жалоб в ограждении себя от внешних помех и неудобств. Например, жалуясь, что его кто-то толкнул, когда он писал буквы, это не стремление привлечь внимание учителя к отрицательному поведению одноклассника, а стремление лучше выполнить задание. Ребенок сообщает, что ему мешают, тем самым ограждая себя от внешних помех. Еще одна причина жалоб – добросовестный ребенок не только сам стремится все хорошо выполнить, но он еще озабочен тем, чтобы и другие хорошо выполнили задание.

Постепенно от жалоб дети переходят к открытому обсуждению поступков, что свидетельствует о формировании общественного мнения. Если и в это время продолжаются жалобы, то к такому ребенку уже относятся как к ябеде. В формировании общественного мнения большая роль принадлежит учителю. Показательным для возникновения общественного мнения является изменение отношения младшего школьника к замечаниям учителя. Для первоклассника безразлично в присутствии других детей он получил замечание и наедине. Для ученика третьего класса замечание перед другими детьми более неприятно получить, чем наедине.

Меняется и характер товарищеских взаимоотношений. Для первоклассника нет ясно выраженного отношения к выбору товарища, отношения часто завязываются на основе внешних обстоятельств, например, живут в одном доме, сидят за одной партой, пр. Постепенно товарищеские отношения становятся более стойкими, появляются требования к личностным качествам товарища. Сначала оценка школьных успехов товарища дается с точки зрения учителя и внимание обращается на их отношение к учебе. Поэтому хороший товарищ это тот, кто хорошо учится, не балуется. Затем товарища оценивают по отношению к другим детям, т.е. помогает, не дает в обиду. И только потом оцениваются моральные качества – смелый, справедливый и т.д. К концу младшего школьного возраста завязывается дружба, она строится на основе общих интересов.

Л.И.Божович отмечала, что у младших школьников формируется новая направленность личности, выражающаяся в их отношении к окружающим людям и во всем поведении. Происходит существенная перестройка мотивационно-потребностной сферы, насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием.

Особое место приобретают учебные мотивы и связанные с ними познавательные мотивы, выражающиеся в желании учиться, приобретать новые знания, умения. Большую роль приобретают мотивы установления отношений со взрослыми и со сверстниками по поводу учебной деятельности, т.е. личностные мотивы. Они возникают из потребности в общении, во взаимопонимании и сопереживании. Ребенок сообщает о своих эмоциональных состояниях, рассчитывая на сопереживание взрослого, часто обращается за одобрением, информирует о своих симпатиях и антипатиях, делает попытки расспросить взрослого о нем самом.

Как и для дошкольника, для младшего школьника характерна потребность во внешних впечатлениях. В связи с этим у детей начинает проявляться любознательность. Но сначала эти интересы поверхностны, потом углубляются и перерастают в познавательные потребности, которые становятся ведущими. Если в начале младшего школьного возраста они, в основном, удовлетворяются учителем (иногда родителями), то постепенно происходит перестройка и дети самостоятельно их удовлетворяют: читают об интересующих событиях, смотрят телепередачи и пр. Близки к познавательным потребностям потребности в овладении учебной деятельностью. Постепенно познавательные потребности изменяются, часть из них исчезает, а многие превращаются в устойчивые мотивы поведения.

Есть потребность в движении, активности. Эта потребность связана с особенностями физического развития ребенка, он не может долго находиться в неподвижном состоянии, вертится на уроках. Ярко эта потребность проявляется на переменах.

Развитие потребностей идет по линии перемещения значимости. Постепенно материальные потребности отступают на второй план, а на первый план выдвигаются духовные. Многие ученые ситают, что в этом возрасте происходит доминирование духовных потребностей. Проверить можно просто. Ребенка ставят в ситуацию выбора «Загадай три желания». Первоклассники, обычно говорят об игрушках, сладостях, второклассники – о книгах, кино, компьютерных играх, третьеклассники – о путешествиях, о защите животных, слабых, больных.

Потребности изменяются не только по содержанию, но и по направленности. Происходит переход от личных потребностей к социальным. Этот процесс наглядно можно проследить, наблюдая за поведением детей. Первоклассники часто жалуются учителю на то, что другие ребята мешают ему слушать, писать, рисовать, отвлекают, а при выполнении любого задания они обеспокоены только личным успехом. Постепенно они начинают оказывать помощь друг другу, причем по собственной инициативе. Заботятся об успехах всего класса, а не только своих. В ходе воспитательной работы у детей формируется новый вид потребностей – в товариществе, коллективизме, общности с другими детьми.

Следующая линия развития потребностей – это нарастание их осознанности, самоуправляемости, что связано с развитием самосознания. Дети начинают анализировать свои поступки, у них развивается рефлексия.

В младшем школьном возрасте ребенок понимает, что он представляет собой некую индивидуальность, отличается от других, стремится утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, в этом большое значение имеет самооценка.

Самооценка в одном виде деятельности может отличаться от самооценки в другом, например, в рисовании – выше, в математике – ниже. Критерии, которыми пользуется ребенок, зависят от учителя.

У детей могут быть разные виды самооценки. В зависимости от развития самооценки можно выделить детей:

– с устойчивой адекватной самооценкой, они анализируют свои поступки, ориентируются на знания о себе, а не на оценку взрослых, быстро приобретают навыки самоконтроля;

– с неадекватной неустойчивой самооценкой, они не могут адекватно анализировать свои поступки, кто-то переоценивает, кто-то недооценивает себя. Причем заниженная самооценка в этом возрасте бывает довольно редко. Лишь в некоторых ситуациях дети, относящиеся к этой группе, оценивают себя адекватно;

– это дети, у которых представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления разобраться в своем внутреннем мире, они имеют низкий уровень представлений о себе.

Большое значение для формирования самооценки имеет учебная деятельность. Постепенно происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки к обобщенной, а это требует развития рефлексии.

Самооценка корректируется и формируется в общении со сверстниками. Она «определяет» и вхождение ребенка в группу сверстников. Дети любят сверстников с адекватной оптимистической самооценкой и отрицательно относятся к детям с завышенной самооценкой.

На основе самооценки у детей формируется и уровень притязаний, т.е. уровень достижения, который ему по силам. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее и уровень притязаний. Обнаружена следующая зависимость: дети, занимающие высокий социометричсекий статус, объективно оценивают себя в различных видах деятельности, иногда у них проявляется некоторое занижение самооценки. Дети, находящиеся в изоляции, наряду с адекватной самооценкой, проявляют тенденцию к завышению своих возможностей. Очевидно, это для них является своеобразной психологической защитой. Изменение социометрического статуса влечет за собой и изменение в самооценке и, наоборот. Эта зависимость проявляется на протяжении всего младшего школьного возраста.

На протяжении младшего школьного возраста вызревают следующие основные новообразования личности: произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Они формируются в ведущей деятельности – учебной. Благодаря этим новообразованиям, младший школьник достигает такого уровня развития, который необходим для обучения в средней школе, для нормального перехода к кризисному подростковому возрасту. В зависимости от организации и содержания ведущей деятельности уровень новообразований у детей младшего школьного возраста может отличаться: если ребенку предоставляется самостоятельность, то развивается произвольность, если излишне опекают, то не развивается.

Задания для самообразования

Литература:

Основная:

1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. - М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с.

8.4. Младший школьный возраст, с. 337-357.

2. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).

Глава 15. Младший школьный возраст

3. Божович, Л. И. Развитие воли в младшем школьном возрасте / л. И. Божович // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М., 2003.- С. 183-188.

4. Леонтьев, А. Н. О внимании и наглядности // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М., 2003. - С. 139-145.

5. Мальцева, К. П. Произвольная память / К. П. Мальцева // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М., 2003. – С. 151-154.

6. Рузская, А. Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника / А. Г. Рузская // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М., 2003. - С. 147-150.

7. Ротенберг, В. С. Трудности детского мышления / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М., 2003. - С. 154-165.

8. Смирнов, А. А. Типы памяти / А. А. Смирнов // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М., 2003. – С. 145-147.

9. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2008. – 316 с.

Методические рекомендации

Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.

Интеллектуализация психических процессов, их осознанность и произвольность. Особенности развития восприятия и внимания в учебной деятельности.

Заполнить таблицу 8 «Свойства внимания в младшем школьном возрасте»

Таблица 8






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.