Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Специфика психического развития

Проблема выявления особенностей психического развития взрослого человека является актуальной. Это объясняется тем, что в настоящее время возрастает роль психологического фактора в современном производстве, для того, чтобы его учитывать, необходимо знать особенности психического развития взрослых людей. Кроме этого в настоящее время осуществляется непрерывное образование, т.е. обучение осуществляется не только в школе, но и на протяжении всей жизни. Для того, чтобы успешно обучать взрослых людей, надо знать особенности их развития.

Б.Г.Ананьев писал, что большинство исследователей описывают процесс развития человека в этом возрасте как непрерывное нарастание функциональной работоспособности и продуктивности, динамики без каких-либо понижений и кризисов, даже без стабилизации функций. Но этот возраст, по его мнению, более противоречив, чем предполагалось: наряду с моментами повышения одних функций наблюдаются как моменты стабилизации и даже понижения других функций.

Обобщенные данные, полученные в исследованиях, представлены в таблице 9.

Таблица 9.

Макропериоды, годы Повышение функционального уровня % Стабилизация функционального уровня % Понижение функционального уровня %
18-22 46,8 20,6 32,6
23-27 44,0 19,8 36,2
28-32 46,2 15,8 38,0
33-35 11,2 33,3 55,5

 

Полученные данные свидетельствуют, что наименьшая частота моментов относится к стабилизации функционального уровня. Наибольшая – к положительным сдвигам, т.е. повышению функционального уровня. Наблюдаются и значительные отрицательные сдвиги.

Восприятие продолжает развиваться. При сопоставлении различных возрастных групп было обнаружено, что некоторые свойства восприятия с возрастом улучшаются, а некоторые – ухудшаются. Постепенно происходит снижение уровеня элементарных зрительных функций, но при этом повышается общая культура наблюдения и его уровень. Объем восприятия достигает оптимума к 30 годам и сохраняется на прежнем уровне до пожилого возраста.



Одним из фундаментальных свойств восприятия является константность. М.Д.Дворяшина установила, что на константу формы и величины большое влияние оказывают геометрические знания человека и его измерительная практика. Для перцептивного развития взрослых большое значение имеет профессиональной и трудовой опыт, повышая чувствительность и стабилизируя зрительную систему на высоком уровне.

Продолжает развиваться внимание. Л.Н.Фоменко установил, что наибольший объем внимания относится к 33 годам, а наименьший объем внимания был в период поздней юности (18–21г.). Оптимум избирательности внимания также относится к 33 годам. Чуть раньше (к 29годам) обнаруживается наиболее высокий уровень переключения внимания. Устойчивость внимания усиливается, начиная с 22 лет, и достигает оптимума в 34 года. Концентрация внимания носит ритмичный характер: повышение уровня (с 18–20 лет) сменяется некоторым понижением (особенно в 22–24г.), а затем стабилизацией и повышением функции.

Внимание является регулятивной функцией, а его эволюция свидетельствует о длительном процессе формирования и преобразования механизмов регулирования умственной деятельности у взрослого человека.

Исследование вербального и невербального интеллекта показало, что пик некоторых вербальных функций достигает максимума в 40 лет, а функции невербального интеллекта понижаются после 30 лет.

Зарубежные ученые (Ш.Бюлер) считали, что наивысшего уровня развитие интеллекта достигает в юношеском возрасте. Результаты исследований, проведенных под руководством Б.Г.Ананьева, свидетельствуют, что наивысшие показатели развития интеллекта обнаруживаются в диапазоне 25–34 лет, а не в юности. Причем ход развития общего интеллекта характеризуется чередованием моментов повышения и понижения уровня (Л.А.Баранова, Л.Н.Грановская, М.Д.Дворяшина). Пики, или оптимумы, отмечены в 19, 22, 24–26, 35 лет, но особенно в 29–30 лет. Понижение обнаружено в 23, 31–34 года, но особенно в 20–21год. Стабилизация достигнутого уровня обнаружена лишь в 26-27 и 32-33года.

Развитие общего интеллекта представлено в таблице 10.

Таблица 10.

Повышение (годы) Стабилизация (годы) Понижение (годы)
  20–21
 
24–26 26–27  
29–30 32–33 31–34
   

 

Фактором оптимизации интеллекта является обучение. У лиц с высшим образованием и с постоянной умственной нагрузкой уровень высокого интеллекта сохраняется во всем диапазоне взрослости. У испытуемых тех же возрастов, имеющих незаконченное среднее образование, наблюдается снижение с возрастом интеллектуального развития, в частности, степени сложности мыслительных операций. В процессе развития взрослого человека имеет место повышение обучаемости. Б.Г.Ананьев отмечал, что интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним является одаренность человека, а внешним – образование. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы, поэтому постоянное повышение квалификации является важным условием не только профессионального, но и интеллектуального развития человека.

В период взрослости по мере накопления жизненного опыта и профессионализации усиливается их влияние на интеллектуальное развитие человека. У взрослого человека при различных формах творческой активности интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня. Экспериментальные исследования показали, что кульминационные моменты научного творчества приходятся на 35–45 лет. Однако в разных видах деятельности они не совпадают, например, в хореографии – 20–25л., музыка и поэзия – 30–35 лет, философия, наука, политика – 40–55л.

Творческая активность ученых разных специальностей во время зрелости имеет ряд чередующихся периодов подъемов и спадов.

Онтогенетическая динамика творческой активности ученых разной квалификации представлена в таблице 11.

Таблица 11.

Квалификация 1 подъем 1 спад 2 подъем 2 спад 3 подъем 3 спад
Математики 23-39 39-45 45-54 54-58 58-67 с 67
Физики 27-41 41-45 45-55 55-60 60-70 с 70
Биологи 31-40 40-47 47-55 55-60 60-77 с 75
Психологи 30-40 40-45 45-59 59-65 65-70 с 70
Физиологи 28-42 42-46 46-55 55-60 60-70 с 70

 

Данные, представленные в таблице свидетельствуют, что творческая активность обнаруживается при непрерывности развития зрелого человека.

Происходит совершенствование памяти. Наиболее высокие показатели кратковременной памяти отмечены в возрасте 18–30 лет. Долговременная память наибольшим постоянством характеризуется в 18–35 лет, затем идет ее снижение 36–40 лет. Образная память почти не подвергается возрастным изменениям. Специально организованная упражняемость памяти повышает уровень ее развития, когда, например, заучивание становится особым видом интеллектуальной деятельности.

Характеризуя эмоциональную сферу, следует отметить, что в период зрелости человек испытывает большие эмоциональные перегрузки, что нередко приводит к стрессам. Снижению стрессоустойчивости способствует и половозрастные изменения (сердечно-сосудистые заболевания и др., гормональные изменения). Важно сохранять эмоциональную стабильность в любых стрессовых ситуациях.

Особенности зрелой личности

Формирование личности в период зрелости определяется рядом условий: во–первых, социальными условиями (экономическими, политическими, правовыми); во–вторых, условиями образования и воспитания; в–третьих, активностью самой личности на протяжении всей жизни.

Б.Г.Ананьев отмечал, что основой образа жизни личности является ее статус, т.е. определенное положение в обществе. Рассматривая генезис статуса человека, он писал, что в детстве личность формируется в зависимости от статуса родителей. А с началом самостоятельной жизни у человека появляется собственный статус, безусловно, на его становление оказывает статус той семьи, в которой он воспитывался, новый статус может и отдаляться от старого статуса, преодолевать его. Причинами такого изменения являются система общественных отношений и активность самой личности, например, человек стремится укрепить свой статус и для этого предпринимает усилия или, напротив, относится к своему статусу пассивно, приспосабливаясь к тому положению, которое достиг. Развитие личности зависит от статуса, в том смысле, что задаются определенные возможности собственной деятельности человека.

У взрослого человека самосознание развивается за счет расширения сферы осознания самого себя. Он понимает, что собственная личность не менее значима и достойна изучения, чем окружающий мир. Поэтому взрослый человек начинает обращаться в первую очередь к себе в поиске возможностей разрешения собственных проблем. Может показаться, что активное освоение внутреннего мира, накопление духовности должно привести человека к притязанию на признание собственной уникальности. Однако этого не происходит. Для большинства людей основным становится признание на социальный успех. В разное время понятие социального успеха разное.

Важным для взрослого человека является притязание на самопризнание. Под этим понимается положительная оценка своих способностей, энергии, возможностей контролировать свою жизнь, вера в свои силы. При снижении самоуважения из-за определенных обстоятельств люди начинают использовать различные защитные механизмы.

Е.Т.Соколова выделяет следующие механизмы защиты.

1. Самоукрашивание «Я-исключтиельный». Человек начинает приписывать себе привлекательные качества, а имеющиеся недостатки переводить в добродетели. Появляются «слепые» пятна восприятия, когда человек какую-то часть реальности не видит.

2. Привлечение рациональных аргументов в свою пользу. Это проявляется в чрезмерном философствовании, сверх детализированной навязчивой пунктуальности.

3. Использование другого человека в качестве эмоционального донора, приписывание ему ответственности за благополучие, счастье.

Развитие личности связано с процессом самоопределения. Самоопределение – это активность, направленная на увеличение вероятности самореализации. Самореализация становится возможной при наличии определенной степени позитивного отношения к себе.

Самоопределение включает два процесса:

– формирование достаточного уровня самоуважения;

– осознание и принятие личностных качеств, которые рассматриваются как условие достижений.

Ученые выделили основные характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, когда человек отвечает за содержание своей жизни перед собой и перед другими; потребность в заботе о других людях; способность активно участвовать в жизни общества и эффективное использование своих знаний и способностей; стремление к психологической близости с другим человеком; конструктивное решение жизненных проблем.

В качестве важнейших проявлений зрелой личности можно выделить ее активность; направленность (мотивы, интересы, убеждения, идеалы); глубинные смысловые структуры, которые обуславливают сознание и поведение; степень осознанности отношений к действительности.

По мнению А.Н.Леонтьева, зрелая личность характеризуется широкой системой связей с миром, высокой степенью иерархии мотивов деятельности.

Зрелый возраст считается этапом стабилизации карьеры. Люди стремятся занять прочное положение в выбранной ими сфере деятельности. В профессиональной жизни встречаются и трудности.

Одной из проблем является вынужденная потеря работы, например, когда сократили, уволили, закрылось предприятие и т.п. Крайг считал, что потеря работы может быть подобна горю, связанному с потерей любимого человека. У некоторых появляется протест, могут возникнуть симптому психосоматических заболеваний. Ситуация осложняется, если нет поддержки в семье. Человек становится раздражительным, конфликтным.

Потеря работы более тяжело переживается людьми среднего возраста, кто долго проработал на одном месте и не имеет опыта поиска работы. Тяжелее переживают потерю работы мужчины, женщины легче соглашаются на неквалифицированную работу.

Следующей проблемой является профессиональная деформация. Это изменение личности, которое возникает в процессе профессиональной деятельности, нарушающее ее целостность, снижающее адаптационные возможности, а также эффективность профессионального функционирования. Известна профессиональная деформация педагогов – назидательность, авторитарность, самоуверенность и пр. Профессиональная деформация чаще наблюдается у тех людей, которые работают в системе человеческих отношений – психологи, врачи, продавцы и пр. Важно уметь отделять личную жизнь от профессиональной. Для этого надо формировать интересы, не касающиеся работы.

Еще одна проблема зрелого возраста – это профессиональное разочарование. Причинами профессионального разочарования стать: недостаточное материальное вознаграждение, большое эмоциональное вложение, низкий статус профессии, пр.

В большей степени подвержены профессиональному сгоранию люди со сниженным уровнем самоуважения, социально незащищенные, неуверенные в социальной стабильности, имеющие недостаточно поддержки.

В последнее время появляются исследования, посвященные профессиональному стрессу. Считалось, что к группам риска относятся в большей степени руководители, несущие ответственность за результат труда и малоквалифицированные работники, работающие в условиях монотонного тяжелого труда.

Исследования, проведенные И.Н.Гурвич, опровергли эти данные. В большей степени профессиональному стрессу подвержены малоквалифицированные работники, работающие на высокотехнологическом производстве. Стрессогенным фактором является несоответствие собственных возможностей требованиям, предъявляемым производственной ситуацией. Острое переживание этого несоответствия приводит к ощущению собственной неполноценности.

 

 

Задания для самообразования

Литература:

1. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).

Глава 18. Взрослость: молодость и зрелость, с. 283-306.

2. Ананьев, Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б. Г. Ананьев // Психология развития : хрестоматия. - СПб., 2001. – С. 310-329.

3. Рыбалко, Е. Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости / Е. Ф. Рыбалко // Хрестоматия по возрастной психологии. - М., 1998. – С. 333-345.

4. Степанова, Е. И. Психология взрослых / Е. И. Степанова // Психология развития : хрестоматия. - СПб., 2001. - С. 335-342.

5. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2008. - 316 с. : ил.

Методические рекомендации

Понятие «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического, социального возраста.

Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь. Задачи развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей; овладение профессией и начало профессиональной деятельности; поиск и выбор близкого человека и вступление в брак; формирование отцовской и материнской позиции, воспитание детей; формирование образа и стиля жизни, круга общения. Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. Переживание чувства утраты жизни и давления времени. Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни. Средняя зрелость (середина жизни). Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Формирование потребности передачи опыта другим, наставничества. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, особая сензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры. Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом в жизни» Осознание утраты молодости. Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Возрастание потребности в продуктивном самовыражении. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости.

Зрелость как вершина жизненного пути. Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспитание детей, достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие и приспособление к изменениям организма, принятие ответственности за стареющих родителей. Особенности социальной активности в зрелом возрасте. Развитие самодостаточности и особенности общения.

Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Двухфазность развития психических функций в разные периоды взрослости. Закон гетерохронности развития психических функций [2].Факторы, влияющие на развитие интеллекта в зрелости. Критика теории зрелости как «психической окаменелости». Возможности обучения в зрелых возрастах.

 

18. СТАРЕНИЕ И СТАРОСТЬ

Понятие о геронтогенезе

Старость – закономерный этап в жизни человека изучает геронтология. Одним из первых на этот возрастной период обратил внимание И.И.Мечников. В 30–е годы XX века академиком А.А.Богомольцем была сформулирована проблема геронтологии – изучение старения организма с целью профилактики его преждевременного старческого увядания.

Возрастные границы геронтогенеза согласно Международной классификации включают три периода:

– пожилой возраст (женщины от 55 до 75 лет; мужчины от 60 до 75 лет);

– старческий возраст ( 75 – 90 лет);

– долгожители (старше 90 лет).

Период геронтогенеза в психологии рассматривается с позиций принципа историзма. Древние люди не знали старости, а первые старики появились с началом использования огня, они являлись хранителями очага. Продолжительность жизни была низкой. Так, средняя продолжительность жизни в бронзовом веке не превышала 18–20 лет, в средние века – она увеличилась до 35 лет, в 19 веке – до 44 лет, а к концу 20 века – до 68–72 лет. В настоящее время обнаруживается тенденция к замедлению старения.

Выделение этого возрастного периода связано с комплексом социально-экономических, биологических, психологических причин. Один из демографических признаков на Земле – это снижение рождаемости и увеличение населения пожилого возраста. Поскольку средняя продолжительность жизни современного человека значительно выше, чем у его предков, то и старческий возраст превратился в самостоятельный период геронтогенеза.

Процесс старения – это генетически запрограммированный процесс, он сопровождается определенными изменениями в организме человека. Происходит старение сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других систем. В целом ослабевает деятельность организма, общий запас энергии уменьшается. Наблюдается не эволюция, а инволюция организма, т.е. отрицательные изменения. Е.Ф.Рыбалко отмечала, что в этот период обнаружено много противоречивых процессов, характеризующих не только снижение, но и усиление активности организма. Происходит усиление и специализация закона гетерохронии, поэтому можно обнаружить инволюцию одних систем, и вместе с тем длительную сохранность, даже усиление активности других. И.В. Давыдовский по этому поводу писал, что хотя эволюционно-инволюционные процессы присущи в той или иной мере всему онтогенезу, но в период старения это заметно более отчетливо. Например, в период старения происходит ослабление процессов возбуждения и торможения, но в целом не наблюдается фронтального ухудшения функций нервной системы. В центральной нервной системе в противовес старению развиваются приспособительные функциональные механизмы: усиливается охранительное торможение во время длительной работы, растет чувствительность нервных структур к отдельным химическим веществам, поскольку гормонов вырабатывается меньше, то и меньшие дозы инсулина, адреналина, тироксина вызывают изменения в нервных центрах.

Происходит формирование новых приспособительных механизмов. Наряду с деструктивными изменениями (отложение жиров, солей, пр.) отмечаются и явления адаптации, приспособления, например, проницаемость сосудов становится хуже, поэтому меньше кислорода нужно для тканей и органов. Таким образом, происходит преодоление деструктивных явлений старения и сохранение жизнедеятельности организма.

В связи с этим геронтогенез следует рассматривать как новый этап развития, а не как период угасания. Ослабление и разрушение одних систем приводит к интенсификации других, что обеспечивает в целом сохранность функционирования организма. Другой важный момент заключается в том, что происходит замена одних механизмов другими, резервными. Наблюдается также эффект компенсации, когда одни системы берут на себя не свойственные им ранее функции, возмещая работу ослабленных или разрушенных структур. Работоспособность организма в целом сохраняется.

Геронтология располагает большим количеством фактов, свидетельствующих о высоком физическом и умственном потенциале людей пожилого возраста.

Наряду с физическим старением, происходит психическое старение, которое многообразно и диапазон его проявления достаточно широкий.

Ученые выделяют различные типы старения. И.С.Кон выделил несколько типов старения, проходящих как по положительному, так и по отрицательному пути.

Типы старения, проходящие по положительному пути.

Первый тип – активная творческая старость, когда человек, уходя на пенсию, продолжает участвовать в общественной жизни, живет полноценной жизнью, не испытывая ущербности.

Второй тип – пенсионеры занимаются делами, на которые у них раньше не было времени (самообразование, отдых, развлечения и т.п.) Для них характерна хорошая адаптация к новым условиям.

Третий тип – люди находят приложение своих сил в семье.

Четвертый тип – основным смыслом жизни этих пенсионеров является забота о собственном здоровье. Они обычно преувеличивают свои действительные и мнимые болезни, у них наблюдается повышенная тревожность.

Наряду с положительными типами старения, И.С.Кон выделил и отрицательные типы. К ним он отнес агрессивных старых ворчунов, недовольных всем, критикующих и поучающих всех. А также разочарованных в себе и собственной жизни одиноких неудачников, обвиняющих себя за упущенные возможности и считающих себя глубоко несчастными людьми.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.