Обратная связь
|
Социальный смысл и функции политики
Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов. Поскольку политика - это прежде всего сознательная деятельность участвующих в ней людей, постольку первым ее элементом являются субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее. Субъект политики может быть структурно организован и представлять собой социальный институт, как, например, политическая партия, профсоюз, церковь, средства массовой информации, государство, международная организация (ООН, Европейский парламент и т.д.). Кроме того, в качестве субъектов политики могут выступать социальные общности (слои, классы, нации, элиты, массы, профессиональные группы) и отдельная личность (политический лидер, просто рядовые граждане, нередко именуемые обывателями).
Субъекты политики вступают в политические отношения, то есть отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентации, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Соотнося их с реальными условиями собственного бытия, субъекты политики осознают содержание своих политических интересов. Так формируется система оценок, смыслов и утверждений, которые составляют содержание политического сознания. Оценка реальной действительности, участие в политической жизни могут осуществляться на основе эмоций, чувств, переживаний, образующих политическую психологию. Но политическое участие может быть рационально осмысленным и строиться на основе следования системе представлений — политической идеологии.
Реализация осознанных интересов предполагает взаимодействие с другими группами, имеющими иные потребности, и институтами Власти. Характер взаимодействия участников политической жизни (конфронтация между ними или согласие и терпимость, политическая борьба или сотрудничество) зависит от зрелости политической культуры субъектов, состояния общества (его процветания, стабильности или кризиса). Возникающие и постоянно изменяющиеся социальные потребности групп и индивидов требуют своевременного представительства и удовлетворения. Для этого существует система институтов законодательной, исполнительной и судебной власти. Она должна адекватно реагировать на политически значимые потребности, реализовывать их в форме управленческих решений, т.е. управлять социальными процессами и регулировать их. Однако эффективность управленческих решений в значительной мере зависит от наличия зрелой системы представительства интересов, включающей партийную систему, общественно-политические организации и движения, группы давления и т.д., которые способны четко сформулировать действительные потребности групп и довести их до властных структур в виде требований, программ и т.д. Государство и его органы, партийная система, группы давления, общественные движения составляют политическую организацию общества, призванную выражать общезначимые, групповые и частные интересы.
Политика как сфера руководства и управления общественными процессами может касаться различных областей деятельности человека. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет политика свою регулятивную функцию, различают экономическую, социальную, демографическую, аграрную, культурную, техническую, военную, национальную и т.д. политику. По обращенности политики на решение внутренних или внешних задач выделяют внутреннюю и внешнюю политику. Если субъектами политики выступают народы, государства, общественные движения и организации разных стран, а предметом их взаимоотношений являются вопросы экономического, социального, политического, правового, военного, гуманитарного и т.д. сотрудничества, то речь идет о международной политике. Все это — разновидности политики.
Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе.
Функции политики
Количество функции может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развиты общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.
Зрелое гражданское общество представляет собой сбалансированную и внутренне согласованную систему взаимодействия различных сфер жизнедеятельности человека. В каждой сфере реализуются конкретные потребности с помощью органически присущих данной сфере методов. Например, потребности в продуктах питания, товарах широкого потребления удовлетворяются экономической системой с помощью материальной заинтересованности производителя. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики, которая выполняет при этом несвойственные ей функции, вмешиваясь в различные сферы деятельности общества, а по сути подменяя его. Тем самым сокращаются возможности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов (принуждения, мифов, единомыслия) имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. В этих обществах формируется внешняя мотивация деятельности (страх, насилие или, наоборот, массовый энтузиазм) и почти не развивается внутренняя мотивация личности (интересы и потребности).
В современных обществах политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут нормально развиваться.
Функция обеспечения целостности и стабильности общества. политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.
Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.
Управленческая и регулятивная функция политики. Политика не только выражает властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.
Функция рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.
Функция политической социализации. Открывая широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.
Гуманитарная функция: Эта функция, выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
Успешное выполнение политикой всех перечисленных функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.
Границы мира политики
Границы мира политики есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они то расширялись, причем до такой степени, что политика поглощала все общество, то сужались.
Некоторые современные авторы предельно широко трактуют содержание политической сферы. Так, американский политолог Д. Хелд определяет мир политики как борьбу «за организацию человеческих возможностей». Предметом политических взаимодействий являются, по его мнению, господство, власть, способность социальных агентов и институтов сохранять или изменять свое социальное и физическое окружение. Вследствие этого политика пронизывает всю общественную и частную жизнь, проявляется во всех связях и структурах, участвующих в процессах производства и воспроизводства общественной жизни.
При таком подходе границы политики размыты, она теряет свою предметность, реальные очертания. Очевидно, что влияние политики на общество многогранно. Любая социальная проблема, если она затрагивает интересы всего общества и ее решение требует вмешательства институтов государственной власти, становится политической, но в таком случае собственно политическая сфера растворяется.
Другой подход в определении границ мира политики ограничивает ее деятельностью институтов государства. Однако деятельность управленческих структур государственных предприятий или судебное производство не имеют исключительно политического характера. Практика развитых демократических стран показала, что общезначимые потребности (права, свободы личности, безопасность, гражданский мир) обеспечивает государство и его институты. Для того чтобы донести свои интересы и потребности до власти, граждане создают партии, движения, группы давления. Вместе с государством эти политические силы составляют сферу политики. Повседневные же интересы человек реализует в неполитической сфере — гражданском обществе. В одних странах (в Великобритании при консерваторах, США и др.) вмешательство государства в дела гражданского общества не допускается, в других, скажем, в странах социал-демократической ориентации (в Швеции, Финляндии и др.), наоборот, возможности государственного регулирования используются для решения, вопросов социального обеспечения, занятости, осуществления принципа социальной справедливости.
Целостность и поступательность общественного развития достигается при взаимодействии политики с другими сферами жзнедеятельности человека, в которых он удовлетворяет свои потребности. Характер и содержание этих взаимосвязей рельефно выявляют специфику политики как социального института, природу ее влияния на общество.
Самостоятельна ли политика или ее содержание обусловлено влиянием экономических, культурных, идеологических и иных факторов? Единства мнений по данной проблеме не существует.
1. Идею обусловленности политики имущественным и социальным неравенством обосновал еще Аристотель. Управлением обществом могли заниматься люди состоятельные и образованные. Однако тогда политика еще не выделялась как самостоятельная сфера. Она включала в себя все формы взаимоотношений личности и общества, представляла собой цивилизованную форму общности людей. После отделения государства от гражданского общества политика взаимодействовала с другими сферами как самостоятельное образование.
Аристотелевская традиция экономической обусловленности политических отношений активно развивалась. Экономический детерминизм лишал политическую сферу самостоятельности и делал ее производной от отношений собственности, интересов экономически господствующих классов.
До крайности идея детерминированности социальных, политических и иных изменений экономическим базисом, т.е. совокупностью производственных отношений, доведена в марксизме.
По мнению К. Маркса, «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Базис определяет развитие надстройки, т.е. политических институтов, права, морали, искусства, религии и т.д. Иначе говоря, политика лишается самостоятельности, является лишь отражением производственных отношений. Так, Ф. Энгельс замечал, что «политическая власть является лишь порождением экономической власти». Широко известна ленинская формула о том, что «политика есть концентрированное выражение экономики». Конечно, К. Маркс допускал возможность взаимодействия базиса и надстройки, возможность влияния надстройки на базис. Однако марксизм преувеличивал зависимость политики от экономического строя, классовой структуры, связь политики с принуждением, насилием.
Исторический опыт показывает, что государственная власть вовсе не является зеркальным отражением интересов экономически господствующего класса, а содержание политических отношений автоматически не предопределяется экономическим строем. Философия экономикоцентризма, когда все человеческие мотивации сводятся к сфере материальных интересов и при этом недооценивается активная роль политики, опасна своей односторонностью на практике. Как свидетельствует практика строительства социализма в СССР и Восточной Европе, меньшинство, организованное в партию, может захватить власть и трансформировать все сферы жизни общества, не будучи ни собственником средств производства, ни выразителем интересов социально господствующего класса.
2. Противоположную позицию занимают те авторы, которые рассматривают политику как самостоятельную сферу, не подвластную воздействию других социальных факторов.
Изначально выделение политики как самостоятельного социального института и признание за ней доминирующего значения в развитии общества связано с именем Н. Макиавелли. Конституирующим фактором, обусловливающим автономность политики и наличие у нее собственной логики, является политическая власть. Теоретики макиавеллистской школы настаивали на том, что власть есть самый важный созидательный и преобразующий инструмент. Логика политического, как, впрочем, и социального развития, обусловливается стремлением к обладанию властью, открывающей возможности для получения богатства, ресурсов, статусов. Значение других факторов общественного развития принижается. Подобная позиция является другой крайностью по сравнению с экономикоцентризмом.
3. Более взвешенным и реалистичным представляется подход сторонников «теории развития», рассматривающих действительную динамику политических изменений посредством анализа всех переменных (экономических, социальных, культурных, идеологических факторов), влияющих на политическую жизнь и на собственно политическое развитие. Так, влияние экономического роста на политическое развитие выражается в ослаблении классовых антагонизмов, смягчении социальной напряженности, так как экономический рост ликвидирует нищету — источник глубоких социальных конфликтов. На основе анализа таких показателей, как доход на душу населения, уровень грамотности, количество учащихся на 100 тыс. жителей, доля городского населения и т.д., определяется степень политического соперничества. Важным компонентом демократического развития является политическая конкуренция, поскольку она открывает возможности свободного представительства партиями интересов всех социальных групп. Запрещены, только экстремистские партии.
Собственно политическое развитие выражается в степени специализации ролей и функций политических институтов. В неразвитой политической системе структур немного и они слабо дифференцированы по функциям, т.е. нет четкого разделения, например, законодательной и исполнительной властей, поэтому власть обычно концентрируется в руках небольшой группы. Развитая политическая система отмечается высокой степенью различия между структурами по функциональному признаку: законодательные собрания занимаются нормотворчеством, исполнительные органы реализуют функцию оперативного управления, судебные — осуществляют правосудие, партии представляют интересы социальных общностей и т.д. При всей автономности политические структуры интегрированы во внутренне согласованную целостность, высокая специализация политических ролей й функций которой позволяет адаптировать социальный организм к новым условиям функционирования и адекватно реагировать на новые потребности и требования населения.
Общество как сложную многоуровневую систему взаимодействий различных индивидов, групп, организаций невозможно свести к единым общезначимым структурам (собственности, власти, морали и т.д.). Характер и формы социальных взаимодействий индивидов и групп настолько сложны и многообразны, что нуждаются в упорядочении и регуляции. Регуляция социальных отношений производится как политическими (право, политические нормы и традиции), так и неполитическими средствами (мораль, религия, культурные нормы, обычаи, экономическое стимулирование и т.д.). Соотношение их в различных обществах варьируется в зависимости от степени развития экономической и культурной сфер, зрелости гражданского общества.
Общество представляет собой внутренне согласованную целостность элементов, в которой неразвитость какого-либо элемента компенсируется чрезмерным влиянием других, поэтому в экономически отсталых и культурно неразвитых обществах доминируют тоталитарные режимы, использующие политико-идеологические методы регуляции, пренебрегающие экономическими, моральными, правовыми средствами. При этом политика контролирует все сферы жизнедеятельности человека, вмешиваясь в их развитие.
Будучи сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения основываются на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.
Мораль и политика являются одними из ранних социальных регуляторов общественной жизни. Сближает их то, что они относятся к сфере социального выбора, поэтому достаточно подвижны и изменчивы. Содержание их обусловлено влиянием множества факторов, начиная с исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и даже случаем.
Кроме того, мораль и политика относятся к нормативным регуляторам жизнедеятельности индивидов. Упорядочение поведения людей происходит при помощи нравственных и политико-правовых норм (общих правил, эталонов, образцов поведения), которые распространяются на все случаи данного рода и являются общеобязательными для всех людей. Однако нравственные и политические нормы различаются между собой способом формирования и средствами реализации.
Так, нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их .большинством членов общества. Политические и правовые нормы устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после опубликования которых они становятся общеобязательными. Нормы морали не закрепляются в специальных актах — они содержатся в сознании людей. Вместе с тем они в большинстве случаев соблюдаются добровольно, поскольку люди понимают справедливость их предписаний, что регулируется внутренним убеждением и силой общественного мнения. Политико-правовые нормы лишь в зрелом, гражданском обществе могут соблюдаться добровольно на основе понимания людьми их справедливости. Однако для их соблюдения государство вправе применять и средства принуждения.
Нравственные нормы выступают в виде обобщения правил поведения, свойственных для всех ситуаций. Политические и правовые нормы более детализированы и специализированы для конкретных участников политической жизни, определенных ее состояний. К примеру, конституционные нормы определяют правила взаимоотношений государства и гражданского общества; партийные нормы — правила поведения членов организации и т.д. Следовательно, несмотря на известные различия, моральные, политические и правовые нормы дополняют и поддерживают друг друга.
|
|