Социоцентристская стадия эволюции политических представлений. Рассматриваемый период включает политические учения, которые появились на рубеже XIX и XX вв. Современную западную политологию невозможно представить без того вклада, который внесли в ее становление немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) и итальянский социолог Вильфредо Парето (1848—1923). Их значение определяется тем, что они выявили многие тенденции, оказавшие влияние на последующее мировое развитие.
Автором теории рациональной бюрократии был Вебер. Общество на рубеже ХIХ-ХХ вв. становилось все более сложно организованной системой, нуждавшейся в управлении. Самой эффективной системой государственной организации М. Вебер считал бюрократию, поскольку она основывается на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Для идеального типа бюрократии характерны:
разделение труда, обусловленное правилами и законами;
подчинение нижестоящих должностных лиц вышестоящим;
назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не через выборы;
оплата труда работников в соответствии с рангом;
работа в государственном учреждении является для служащих основным занятием;
служащий не является владельцем учреждения, в котором работает;
7) смещение с должности осуществляется вышестоящим органом. Наличие этих правил привносит единообразие в деятельность
государственных органов, четко определяет ответственность каждого института государства, ограничивает произвол начальника в отношении подчиненного, устраняет из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии.
Следует отметить, что рациональная бюрократия — всего лишь исполнительный орган, с помощью которого реализуется управленческая функция государства. Она не принимает политических решений, ее задача — выполнение предписаний политической элиты.
В начале XX в. политические системы столкнулись с новыми трудностями. В условиях быстрых изменении парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективно реагировать на новые реальности: появление новых групп интересов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социального равновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. В качестве средства, способного восстановить динамическое равновесия в обществе, итальянский социолог В. Парето рассматривал политическую элиту. С его точки зрения, эволюция человеческого общества есть история расцвета и упадка элиты, которая принимает все стратегические решениям по развитию общества. Качество правящей элиты, призванной согласовывать различные группы интересов, в решающей мере определяет и возможности развития общества.
М. Вебер предлагал другие пути обеспечения стабильности. Не надеясь на институты представительной демократии (например, парламент), он видел выход в усилении авторитарной власти харизматического лидера, которого отличают исключительные способности, доблесть, вызывающие к нему со стороны населения абсолютную преданность и веру. М. Вебер предложил теорию плебисцитарной демократии, в которой харизматический лидер опирается на прямую поддержку народа в борьбе против усиливающейся и не подотчетной ни перед кем бюрократии. Идея плебисцитарной демократии с харизматическим лидером, который выполнял бы роль независимого и беспристрастного арбитра во всех спорах, задумывалась для обеспечения единства общества и его стабильности. Однако на практике эта идея привела в Германии к установлению фашистской диктатуры в 30-х годах XX в.
Контрольные вопросы к тете
Почему политическая мысль зародилась на Востоке раньше, чем в странах Запада?
Как объясняли природу государства на Востоке?
Почему в учении Конфуция правитель опирается на мораль, а не на силу, как у легистов?
Как вы думаете, почему многие принципы конфуцианской политической философии до сих пор используются на Востоке?
В чем различия политической мысли Китая и Индии? Дайте сравнительный анализ.
Существуют ли различия в объяснении природы государства у мыслителей Востока и античных Греции и Рима? Если да, то в чем они заключаются? С чем связано стремление и в странах Востока, и в странах Запада найти модель идеального государства?
Как, по Платону, возникает государство и для чего оно существует?
Чем понимание государства у Аристотеля отличается от его трактовки Платоном? По каким критериям Аристотель различал государства?
Как вы думаете, почему в античности демократия считалась несовершенной и «извращенной» формой государства?
10. Что нового внес в политическую теорию Цицерон? И. Что означает понятие «смешанная форма государства»? В чем ее преимущества?
Почему политические идеи Средневековья имеют религиозный характер?
Почему государственная власть, государство, по мнению Аврелия Августина и Фомы Аквинского, имеют божественный характер?
Почему Н.Макиавелли считается родоначальником западной политической науки?
В чем смысл учения Н. Макиавелли о круговороте форм государства?
Что такое «макиавеллизм»? Приведите конкретные примеры из истории России, когда проводившаяся политика могла быть обозначена этим термином.
В чем смысл договорной теории государства? Какие причины повлияли на то, что на смену признанию божественного характера государства пришла теория «общественного договора»?
В чем различия взглядов Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо на сущность государства? Чьи выводы прошли* проверку временем и оказались, на ваш взгляд, более жизнеспособными?
В чем смысл теории разделения властей Ш. Монтескье?
Какова роль государства в теории утилитаризма И. Бентама?
Чем теория полисной демократии отличается от теории демократии А. Токвилля?
Почему основатели американского государства стремились ограничить влияние народа на власть?
В чем различия теорий разделения властей Ш. Монтескье и Дж. Мэдисона?
Что нового внесли О. Конт, Э. Дюркгейм и Г. Спенсер в политическую науку? Как объясняется ими природа государства?
В чем достоинство бюрократической системы управления?
Назовите черты рациональной бюрократии. Чем она отличается от тоталитарной бюрократии?
Каково значение политических идей В. Парето?
В чем смысл теории плебисцитарной демократии М. Вебера?
Логические задания и проблемные вопросы
1. Какое из утверждений о сущности государства ближе к истине:
а) «государственным благом является справедливость», то есть то, что служит общей пользе (Аристотель);
б) «слабый народ — значит, сильное государство, сильное го сударство — значит, слабый народ. Ослабление народа, следовательно — главная задача государства...» (китайский философ Шан Ян)?
Объясните, чем обусловлено различие в понимании природы государства у античных философов и школы легистов в Китае.
Выделите достоинства и недостатки в понимании природы и устройства государства у древнегреческого философа Демокрита (460—370 до н.э.). «Дела государственные надо считать много более важными, чем все прочие; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваясь больших почестей, чем ему приличествует, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо государство, идущее по верному пути, — величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет».
Как вы думаете, почему в обосновании божественной природы государства у средневековых философов лежит тезис о «естественной греховности» человека?
4. В какой мере могут быть полезными для совершенствования деятельности современных государств следующие утверждения:
а) «Люди объединяются затем, чтобы хорошо жить вместе, чего не может достичь никто, живя в одиночестве; но благая жизнь следует добродетели, ибо добродетельная жизнь есть цель человеческого объединения... Но жить, следуя добродетели, не является конечной целью объединенного множества, цель — посредством добродетельной жизни достичь небесного блаженства... Привести к этой цели — назначение не земной, а божественной власти» (Фома Аквинский);
б) «Во всех положениях и состояниях лучшее средство против силы произвола — это противодействовать ей силой же. Применение силы без полномочий всегда ставит того, кто ее применяет, в состояние войны как агрессора и дает право поступать с ним соответствующим образом» (Дж. Локк)?
Аргументируйте свой ответ.
5. В чем, на ваш взгляд, различия в определении природы государства у И. Бентама и немецкого философа И. Канта:
а) цель государства — удовлетворение разнообразных интересов личности. «Интересы отдельных лиц — суть единственно реальные интересы. Заботьтесь об отдельных личностях. Не притесняйте их, не позволяйте другим притеснять их, и вы достаточно сделали для общества» (И. Бентам);
б) «Человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он как разумное существо желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой» (И. Кант)?
Тема 3
|