Современная политическая наука в России В дореволюционный период в России политологии как самостоятельной науки не существовало. Некоторые проблемы политической науки активно разрабатывались в юриспруденции. Это определило специфику подходов к анализу политических явлений: главный акцент был сделан на изучении политических институтов (государства, партии, права), большое внимание уделялось их формальной структуре и принципам функционирования. Так, основоположник «государственной школы» (так называлось направление в юриспруденции), профессор московского университета Б.Н. Чичерин в работе «Курс государственной науки» выдвинул ряд плодотворных идей. Он считал, что принцип политического плюрализма" способствует обновлению форм политической жизни. Огромная роль в этом отводится оппозиции, которая критикует власть, одерживает бюрократию, заставляет выполнять провозглашенные правящей элитой обязательства. Политическая конкуренция способствует появлению на общественной сцене наиболее одаренных политиков. Однако Б.Н. Чичерин отмечал и недостатки принципа политического плюрализма. Партийная принадлежность делает мировосприятие людей односторонним, а постоянная политическая борьба ослабляет правительство. К тому же стремление партий любой ценой получить поддержку у населения заставляет их поощрять низменные потребности человека, использовать сомнительные методы борьбы (ложь, клевета).
Российская юридическая наука активно разрабатывала идею правового и даже социального государства. Если у Б.Н. Чичерина идея правового государства выступала как стремление несколько ограничить всевластие самодержавия юридическими нормами, то П.И. Новгородцев пошел значительно дальше. Государство, по его мнению, должно гарантировать права и свободы личности в том объеме, в котором они создают условия для достойного существования. К таковым относятся право на труд, социальное страхование, профессиональную организацию, личную свободу. В статье «Демократия на распутье» П.И. Новгородцев очень критично рассматривал демократию как форму правления. «Демократия, — отмечал он, — всегда есть распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог...». Поэтому в демократиях с естественной необходимостью возникает правящее меньшинство, которое осуществляет руководство обществом.
В конце XIX в. вышла в свет работа М.Я. Острогорского (1854—1919) «Демократия и политические партии», которая оказала заметное влияние на развитие мировой политической науки. Анализируя британскую и американскую демократические системы, он рассматривал демократию как способ взаимодействия политических институтов, масс, индивидов, борющихся за власть. Основное внимание при этом уделялось поведению политических субъектов. В качестве главного участника политического процесса М.Я. Острогорский выделял политические партии. Отмечая тенденцию массового участия в политике широких слоев населения в качестве определяющей, он подчеркивал и ее негативные последствия: возможность перерождения демократии в ее противоположность — диктатуру. Это происходит потому, что субъектом политики становятся массы, которые испанский философ X. Ортега-и-Гассет определил как «посредственность», «множество людей без особых достоинств». «Воцарение численного большинства в государстве, — писал М.Я. Острогорский, — еще более усложнило проблему, так как возникал вопрос, как эти люди, старые и молодые, образованные и невежественные, богатые и бедные, как-то случайно соединившиеся, провозглашенные все вместе распорядителями своей политической судьбы, будут выполнять новую функцию «суверена»?
Общую волю масс призваны формировать политические партии. Однако со временем руководство партии отрывается от рядовых членов, поскольку у него возникают особые интересы. Руководящий орган манипулирует массой в собственных интересах. Следует отметить, что М.Я- Острогорский предвидел тенденцию бюрократиции и олигархизации партий.
После Октябрьской революции процесс кристаллизации политических идей в отдельную дисциплину прервался. Период 1917—1991 гг. является временем латентного развития: политическая наука не была признана существующим политическим режимом в качестве научной дисциплины и развивалась только в рамках научного сообщества. Официальная «политическая теория» стала выполнять социальный заказ правящей Коммунистической партии и советской власти — научно обосновывать правомерность принимаемых решений. Характер и содержание исследований на политические темы заметно изменился. Он стал односторонним: все явления общественной и политической жизни рассматривались через призму марксизма, теории классовой борьбы, интересов рабочего класса, трудящихся. Задача политической теории свелась к обоснованию правильности проводимого КПСС политического курса. Основная проблема политологии — распределение и осуществление власти — оставалась закрытой для объективного анализа.
С одной стороны, это было связано с тем, что политическая теория не приобрела статус самостоятельной науки, поскольку по-прежнему считалась буржуазной, и развивалась в рамках научного социализма. С другой стороны, согласно марксизму-ленинизму, период существования политики, государства имеет исторический предел, на смену им должны придти моральные регуляторы человеческого поведения и общественной жизни. Поэтому исследования политики были направлены не на углубление познания механизмов политико-государственного регулирования, а на обоснование предпосылок отмирания политической организации общества.
По всем этим причинам в советский период политическая теория заметно отстала от мировой науки. Несмотря на то, что 1955 г. была создана Советская ассоциация политических наук, которая стала членом Международной ассоциации политических наук, внутри страны признание политологии в качестве самостоятельной дисциплины произошло лишь в начале 90-х гг. XX в. Но она сразу же столкнулась с отсутствием квалифицированных кадров, которых но того времени не готовили. Поэтому политическая наука России пережила нелегкие времена утверждения своего статуса, (собственная исследовательская традиция пока не сложилась, идет непрерывный поиск.
Для развития политической науки в России одинаково опасны две тенденции: 1) тенденция автоматического заимствования западных теорий и методов анализа, некритического перенесения их в особые условия России; 2) стремление к изоляции от мировой политической науки, изобретение «особой» русской политологии. Наконец, ее развитие напрямую зависит от востребованности выводов политической науки политической практикой, государственным управлением. Как справедливо замечал один из первых представителей русской политической мысли Юрий Крижанич (1618—1683), «Из всех мирских наук самая благородная наука и всем госпожа — это политика, или королевская мудрость. И из всех наук она наиболее пристойна королям и их советникам».
Контрольные вопросы к теме
Что означает термин «политическая наука»?
Что изучает современная политология? В чем различие существующих точек зрения на предмет политологии?
Каковы особенности развития политической науки в США?
Чем можно объяснить существование в рамках одной политической науки множества частных политических дисциплин
Как вы думаете, в развитии какой из отраслей политическо] науки особенно нуждается Россия для объяснения и понима ния происходящих в ней сегодня процессов?
Какой из существующих методов политологии обладает, н ваш взгляд, большими возможностями для объяснения со временной ситуации в России?
В чем недостатки ценностно-нормативного подхода? i
Что дает для понимания природы политики социологически! метод?
В чем значение бихевиористского метода?
Что нового позволяет открыть для познания мира политик! психоанализ?
Какая из функций современной политической науки наибо* лее актуальна для России?
Какое значение имеет политическая наука для вас?
Как развивалась политическая теория в досоветский период' Какие идеи того периода представляют интерес для совре менной России?
Как изменилось развитие политической теории в советско! время?
Каковы недостатки развития политической науки в советски} и постсоветский периоды?
16. Почему, на ваш взгляд, политическая наука не стала составной частью механизма политического развития России?
Логические задания и проблемные вопросы,
Мыслители античности считали, что политическая наука изучает государство. Современные авторы в качестве предмета политологии рассматривают власть. Как вы думаете, чем обусловлены различия в понимании предмета политологии мыслителями прошлого и современными исследователями?
Часто политику определяют как искусство возможного. Означает ли это, что политология как наука, изучающая политику, не может дать объективного знания о политических явлениях, поскольку они очень изменчивы, связаны с интересами людей, да и сам политолог как человек имеет пристрастия, симпатии и антипатии, поэтому часто преувеличивает роль одних факторов в политике и недооценивает значение других?
. Как следует, на ваш взгляд, понимать утверждение: «Сердце государственного человека должно быть у него в голове» (Наполеон)?
. По замечанию О. Бисмарка, «в политике нельзя составлять план на длительное время вперед и слепо следовать в его рамках». Как вы думаете, прав ли был «железный канцлер»? Аргументируйте свой ответ.
РАЗДЕЛ II
|