ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
Модуль 0. Введение в учебную дисциплину «Философия»
Предмет философии и его историческая динамика. Роль философии в жизни человека и общества.
Требования к компетентности:
знать основные подходы к определению предмета философии; уметь обосновывать значимость философии в жизни человека и общества.
Модуль 1. Философия как социокультурный феномен
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.
Взаимосвязь онтологических, гносеологических, антропологических и аксиологических аспектов философии.
Рефлексивность, критичность, творческий характер философского мышления. Функции философии в системе культуры.
Требования к компетентности:
уметь обосновывать мировоззренческую сущность философии;
знать и уметь характеризовать компоненты и основные исторические типы мировоззрения;
знать проблемное поле философии;
знать и уметь обосновывать фундаментальные характеристики философии;
уметь раскрывать взаимосвязь философии и других феноменов культуры.
Модуль 2. Основные этапы развития философской мысли
Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.
Основные школы и направления философии древнего Востока. Особенности античной философии и ее влияние на последующее развитие философской мысли.
Статус и функции философии в средневековой европейской культуре.
Особенности философии эпохи Возрождения. Философия Нового времени и обоснование методов научного познания. Немецкая классическая философия. Основные достижения философии марксизма.
Классическая и неклассическая философия. Важнейшие направления неклассической философии, их общая характеристика.
Философская мысль в Беларуси.
Требования к компетентности:
знать основные социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии;
знать специфику философской традиции древнего Востока, античной философии, уметь характеризовать ее ведущие идеи;
знать основные проблемы и идеи средневековой философии, эпохи Возрождения, Нового времени, уметь характеризовать их роль в развитии европейской и мировой философской мысли;
уметь применять идеи и категории классической философии при анализе мировоззренческих и социокультурных проблем прошлого и наших дней;
знать и уметь характеризовать основные философские идеи неклассической философии;
уметь сопоставлять классику и современность как две эпохи в развитии европейской философии;
уметь применять ведущие идеи неклассической философии при анализе современных мировоззренческих и социокультурных проблем и ситуаций;
знать основные черты философской мысли в Беларуси.
Р а з д е л II
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Модуль 3. Философия бытия
Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв.
Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия.
Диалектика как философская теория развития.
Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.
Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики и ее роль в постижении бытия.
Требования к компетентности:
знать основные философские концепции бытия; уметь применять их при анализе современных научных и жизненно-практических проблем;
знать основные черты диалектики, уметь применять их на практике;
знать современные представления о пространственно-временной и динамической организации бытия, уметь соотносить их с современным развитием науки и практики;
знать и уметь применять на практике философские идеи синергетики, требования экологического императива.
Модуль 4. Философская антропология
Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования.
Эволюция представлений о человеке в истории классической философии.
Основные идеи философской антропологии в ХХ-XXI вв. Проблема сущности и существования человека в современной философии.
Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Основные направления деятельности и достижение безопасного будущего в условиях глобализации. Духовная деятельность человека и ее роль в формировании ценностных ориентаций. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.
Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Многомерность сознания и его структура, свойства, признаки и функции. Сознание и психика человека, сознание и бессознательное. Философско-антропологические проблемы психоанализа. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве.
Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века.
Требования к компетентности:
знать фундаментальные компоненты философско-антропологических учений;
знать и уметь учитывать социокультурные характеристики человеческой деятельности;
уметь осуществлять собственный жизненный выбор, формулировать и аргументировать базовые ориентиры своей жизни и профессиональной деятельности.
Модуль 5. Теория познания и философия науки
Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности.
Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания.
Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.
Познание как постижение истины. Основные концепции истины.
Познание и понимание.
Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Ценностные аспекты современной науки.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.
Требования к компетентности:
знать основные характеристики познавательной деятельности;
знать уровни научного познания, методы научного исследования;
уметь осуществлять философский анализ познавательной деятельности при рассмотрении мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций в науке.
Модуль 6. Социальная философия
Понятия социальной реальности и общества. Особенности социального познания. Стратегии исследования общества в современной философии.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, ее уровни и области. Социальная сфера общественной жизни.
Философия истории и основные подходы к ее исследованию.
Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятия техники и технологии, их роль в жизни общества.
Философия культуры.
Ценности, вызовы и риски в современном обществе.
Глобализация, глобальные проблемы и перспективы человечества.
Требования к компетентности:
знать ведущие идеи социальной философии;
знать общее строение общественной жизни, уметь характеризовать ее динамику;
уметь определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;
уметь формулировать и аргументировать свою социальную позицию.
Модуль-резюме. Философия и диалог культур в современном мире
Философско-мировоззренческие аспекты стратегии устойчивого развития.
Требования к компетентности:
знать и уметь характеризовать роль философии в диалоге культур в современном мире;
знать перспективы и современные стратегии устойчивого развития.
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения учебной дисциплины «Философия»
Данный модуль обеспечивает заключительную диагностику освоения знаний и умений по учебной дисциплине и может проводиться в виде контрольной работы или тестирования (в том числе на компьютерной основе) с разноуровневыми заданиями. Разноуровненость тестовых заданий позволяет диагностировать у студентов такие уровни усвоения деятельности, как узнавание, воспроизведение по памяти, понимание и применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации (эвристическая деятельность), творческая деятельность. В рамках модуля контроля также может осуществляться защита студентами результатов учебно-исследовательских проектов или творческих заданий.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
|