Обратная связь
|
МОДУЛЬ 7. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Теория познания как философская дисциплина: специфика познавательного отношения человека к миру.
Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях: оптимизм, скептицизм, агностицизм.
Структура и основные характеристики познавательного процесса.
Познание как творчество и постижение истины.
Философия науки
Отношение человека к миру, познание и преобразование мира – одна из вечных проблем философии. Она связана с основным вопросом философии – соотношение наших суждений о мире и с самим этим миром.
Гносеология как теория познания является разделом философии, в котором изучаются проблемы природы познания, его структура, функции, возможности и границы, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса для понимания и преобразования природной, социокультурной и психической реальности, пути постижения истины, ее основы и критерии. Теория познания исследует также вопрос о заблуждениях, источниках их возникновения и средствах преодоления. Самое главное, она раскрывает активную роль знания в деятельности человека.
С древнейших времен люди задумывались над тем, что такое познание и каковы пути его формирования. Уже античные философы уделяли внимание проблеме отношения знаний и мнений, истины и заблуждения. В период Нового времени и эпохи Просвещения на первый план выдвигается вопрос о связи субъекта с внешним миром, о соотношении «внешнего» и «внутреннего» опыта. Проблема активности познающего субъекта, развития форм практической познавательной деятельности в социально-культурном контексте является предметом исследований в немецкой классической философии. В конце XIX – начале XX вв. появляются многочисленные теории, отрицающие осмысленность традиционной теории познания (аналитическая философия, экзистенциализм).
Современная философия осмысливает познание как деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных чувственных и понятийных образов. Как форма духовной деятельности познание направлено на адаптацию к миру, самоосмысление и на преобразование, которое в свою очередь требует социокультурного воспроизводства, осуществляемого в творчестве. Под субъектом познания понимается отдельный человек или общество в целом, которое целенаправленно осуществляет познавательную деятельность. Объектом познания считается часть материального мира или духовной сферы, на возможности понять сущность предметов, открыть законы природного, духовного и социального мира. Эту задачу человек решает на этапе рационального, абстрактно-логического познания.
Рациональное познание строится на способности человека в своей мыслительной деятельности отвлекаться от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях существенные и необходимые черты, качества. Это значит, что рациональное познание дает такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, а представляют их обобщенный образ. Формы рационального познания (формы мышления) – понятия, суждения и умозаключения – это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых осуществляется отображение и раскрытие глубины мира.
Понятие – форма мышления, в которой отображаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства предметов и процессов. Для
раскрытия связей и отношений между предметами необходимо понятия объединить в суждения– форму мышления, в которой устанавливается наличие или отсутствие свойства предметов, утверждается или отрицается отношение между предметами. Повышение степени обобщенности знаний, их углубление и конкретизация осуществляются посредством умозаключений, т.е. рассуждения, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое. Построение выводов должно подчиняться формальной логике. На основе единства чувственных и рациональных знаний формируется интуиция (в переводе с лат. – созерцание) – способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без логических аргументов. Интуиция должна дополнять обоснование результатов познания, но не заменять их. Важный недостаток интуиции состоит в том, что она может служить источником консерватизма в научном познании. Ученым иногда интуитивно кажется очевидным то, что соответствует уже устоявшимся истинам, хотя они могут противоречить фактам и логическим аргументам. Процесс познания будет неполным, если не учитывать роль веры. Вера рассматривается как убеждение, которое проявляется в утверждениях, принимаемых без обоснования. Она бессознательна и основана на доверии. Еще одним структурным элементом познания является рефлексия (в переводе с лат. – отражение, обращение назад). Рефлексия – это обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, предметное рассмотрение знания. Другими словами, это самопознание, раскрывающее строение и специфику духовного мира человека.
Человеку для продуктивной жизнедеятельности постоянно требуется новое знание. Это побуждает его к творчеству. Творчество – это создание чего-либо нового, никогда ранее не существовавшего, направленного на проявление духовной свободы человека, гуманизацию общественных отношений, личности. обеспечивающих всестороннее, гармоническое развитие которую направлена познавательная деятельность субъекта (природа, общество и человек). Природные процессы и явления происходят без участия человека, его сознания, а законы общества реализуются в процессе сознательной, активной человеческой деятельности и не могут существовать вне общества, вне духовного мира. Гносеология исследует эти объекты с помощью следующих методов (метод – совокупность приемов и операций освоения человеком окружающего мира): – философские (метафизика и диалектика); – общенаучные (системный, структурно-функциональный); – логические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия); – эмпирические (наблюдение, эксперимент); – теоретические (идеализация, моделирование, формализация, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному).
Основной вопрос гносеологии – познаваем ли мир? В истории философии существует три позиции решения этого вопроса. Первая называется гносеологический оптимизм, в соответствии с которым мир существует независимо от сознания, рационально устроен, а человек, как интеллектуальное существо, способен познать его сущностные глубины. Такой взгляд свойствен всем материалистам. Вторая позиция называется агностицизм – убеждение, отрицающее возможность достоверного познания сущности и закономерностей природы, общества и человеческого духа (людям присущи разные знания, оценки явлений, следовательно, общего, истинного знания о мире не существует). В Новое время представителями агностицизма были Д. Юм и И. Кант. Юм утверждал, что из-за психологического ожидания причинной связи явлений человек получает одностороннее знание о мире. На самом деле существование причинно-следственных связей невозможно, так как они не выводимы из опыта и не устанавливаемы логическим путем. За пределы своих психических связей мы проникнуть не можем. И. Кант считал, что вне сознания существуют «вещи-в-себе», которые не познаваемы. Познаваем только мир явлений. «Вещи-в-себе» как сущность неуловимы, т.е. у познания есть границы, мир может быть познан только субъективно, органами чувств и мышлением человека. Ранней формой агностицизма считается третья позиция – скептицизм. Основателем скептицизма является Пиррон, который считал, что всякому утверждению о предмете, его сущности может быть противопоставлено противоречащее суждение. Всякое познание субъективно, т.е. зависит от того, как мы смотрим на вещи, и поэтому мы можем достигать только правдоподобного знания. Познание начинается с сомнения, им и завершается, поскольку мир невозможно объять разумом. Непонятное знание нельзя отрицать – в нем нужно сомневаться. Сомнение делает процесс познания безграничным. Одним из важнейших в гносеологии является вопрос структуры познавательного процесса. Познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга.
Ощущения – это отражение отдельных свойств, качеств предметов и явлений материального мира, это преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Они возникают в результате воздействия материальных объектов на органы чувств. На основе ощущений формируется более сложная форма чувственного познания – восприятие, которое является результатом синтеза разных ощущений и представляет предмет или явление в его целостной форме. Восприятие зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. На основе восприятия формируется представление как высшая форма чувственного отображения предмета, воспроизведение в памяти его образа. Создавая представления–образы, человек может творчески комбинировать ощущения и восприятия и на этой основе создавать новые образы. Ощущения, восприятия и представления являются субъективными образами объективного мира. Они зависят от индивидуальных качеств человека и являются основой для познания, но еще не дают всего знания.
Процесс творчества носит противоречивый характер. Опираясь на созданное предшествующими поколениями, человек созидает новое. Творчество обусловлено как социальными факторами, так и природно- биологическими условиями. В нем человек развивает самого себя, формируя целостную личность. Творчество – высшая форма познавательного отношения человека к миру. Благодаря ему создаются культурные ценности, выявляются новые связи и отношения, формируются законы, разрабатываются методы познания и преобразования действительности. Творческая деятельность по-разному проявляется в науке, производстве, в педагогике, искусстве, политике. Важнейшей областью современного творчества является научная деятельность. На основе развития научного знания человек способен к реализации своих творческих потенций во всех других видах деятельности. Целью всякого познания является постижение истины. Истина есть достоверное отражение предметов и явлений действительности. Слово «истина» происходит от старославянского «исть» - настоящий, несомненный, действительный. Таким образом, истина – это то, что открыто для человеческого познания. Критерием ее является практика. Характерная черта истины – наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность истины заключается в том, что истинное содержание человеческих представлений не зависит от человека. Субъективность – в том, что она не существует вне сознания человека.
Истина всегда конкретна, абстрактной не существует. Реализуется она в двух формах: абсолютная истина – знание, которое тождественно предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем познании, т.е. полное, исчерпывающее знание о предмете (например, абсолютной истиной является то, что существует единство мира, т.е. природы, человека и общества), относительная истина – неполное знание о предмете. Антиподом истины является ложь, которая представляет собой преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.
Ложь всегда субъективна. Ее следует отличать от заблуждения. Если ложь – это преднамеренное несоответствие знания объекту, то заблуждение – непреднамеренное.
Главными источниками заблуждения являются ограниченность, неразвитость практики и познания. Заблуждения разнообразны по форме. Различаются научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские (эклектика, софистика, догматизм, эмпиризм, рационализм). Проблема разграничения истины и заблуждения имела место во все периоды развития философии. Главное – это поиск критерия истины.
является процессом, она постоянно развивается. Таким образом, познание является неотъемлемой составляющей человеческого бытия. В познании человек не только обретает смысл своего существования, но и обретает весь мир.
Наука является духовной сферой деятельности человека, направленной на выработку, систематизацию и обоснование объективных знаний о действительности. Как общественное явление науку можно рассматривать с трех сторон: во-первых, это деятельность, направленная на получение нового знания о мире; во-вторых, это система знаний, образующих объективную картину мира; в-третьих, социальный институт, устанавливающий и регулирующий отношения между учеными и научными учреждениями.
Цели науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности на основе открываемых законов. Объект – мир в его развитии. Предмет – генезис, функционирование, закономерности этого развития. Как и любое духовное общественное явление, наука выполняет ряд функций: – мировоззренческую – является современным типом отражения действительности, базирующимся на обоснованном, систематизированном знании о мире; – эвристическую – постоянно открывает новое знание о мире; – систематизирующую – объединяет полученное знание в принципы, концепции и теории; – прогностическую – способна устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, предвидеть их реализацию; – коммуникативную – через науку осуществляется взаимодействие эпох и народов.
Наука образует единую развивающуюся систему знаний о законах мира и в то же время разделяется на множество отраслей знания, которые различаются тем, какую сторону действительности они изучают. По предметам и методам науки делятся на: естественные, изучающие природные явления; общественные, рассматривающие связи и отношения человека с обществом; технические, ориентированные на создание и функционирование искусственной среды реализации человека. Все науки также делятся на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных является познание законов, определяющих единство природы, общества и духовной реальности (мышления). Цель прикладных – применение результатов фундаментальных наук для решения социально- практических проблем. Фундаментальные исследования определяют перспективы развития науки.
Современный этап научно-технического прогресса связан с развитием высоких, наукоемких технологий, которые, сохраняя свою прикладную направленность, начинают играть главную роль в развитии науки. Для наиболее полного осмысления значения современной науки для производства и обеспечения технических достижений необходимо обратиться к истории формирования научного стиля мышления. Возникновение науки относят к VI в. до н.э., хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться еще в Шумерской культуре, в Египте, Китае и Индии. В VI в. до н.э. в Древней Греции сложились условия для развития науки: начали разрушаться мифические представления о мире, развилось производство, повысился уровень культуры общества, началось разделение труда.
В истории формирования научного знания можно выделить две стадии. Первая – зарождающаяся наука (преднаука), вторая – собственно наука. Преднаука была направлена на изучение предметов и явлений, с которыми человек непосредственно сталкивался в производстве и опыте. Они фиксировались в форме идеальных объектов, которыми мышление оперировало как предметами, замещающими объекты реального мира. Эта деятельность формировалась на основе практики и предсказывала ее результаты. Но постепенно человек стал связывать идеальные объекты не только с практикой: он анализировал изменения объектов, которые могли бы быть в будущем. С этого момента заканчивается этап преднауки и начинается собственно наука, в которой наряду с эмпирическими правилами и зависимостями формируется особый тип знания – теория.
Переход к науке был связан с двумя переломными событиями в культуре. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили использование научного метода в математике и вывели ее на уровень теоретического исследования. Во-вторых, с формированием теоретического естествознания в эпоху Возрождения, когда основным методом исследования природы стал эксперимент. Идея экспериментального исследования предполагала, что субъект – это активное начало, противостоящее воздействия. природе и изменяющее объекты путем силового.
Оформление науки в качестве социального института произошло в XVII – начале XVIII вв., когда в Европе были образованы первые научные общества и академии, началось издание научных журналов. На рубеже XIX – XX вв. возникли новые способы организации науки – крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. Таким образом, на каждом историческом этапе научное познание использует определенный стиль мышления – совокупность познавательных форм: фундаментальных категорий, понятий, методов, принципов и схем объяснения действительности. Для античного мышления характерно наблюдение как основной способ получения знания, наука Нового времени опирается на эксперимент и господство аналитического подхода, современную науку характеризует стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых явлений.
В ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу общества. Она дает приращение нового знания и способствует развитию других видов деятельности человека. Результатом научного познания является знание, выраженное в фактах, теориях, гипотезах и законах. Понятие «научный факт» можно трактовать по-разному: – как некоторое событие, явление, фрагмент действительности (например, распад Советского Союза); – как особого рода высказывание, описывающее явление («атом можно расщепить на мелкие частицы»); – как синоним истины (прямой угол равен 90°). Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий. Соответствие фактам – одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Зависимость фактов от теории проявляется в том, что теория формирует концептуальную основу факта: выделяет изучаемый аспект действительности, задает язык, на котором описываются факты, определяет средства и методы экспериментального исследования. С другой стороны, факты, полученные в ходе эксперимента, определяются свойствами материальной действительности, и в силу этого либо подтверждают теорию, либо противоречат ей.
Теория является основной формой научного знания. В широком смысле слова под теорией понимают комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение явлений. В узком смысле слова теория – самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и связях определенной области действительности – объекта данной теории. Утверждения теории непосредственно относятся не к реальным объектам, а к идеализированным. В основе ее должно быть как можно меньше исходных понятий и фундаментальных соотношений. По своему строению теория – это целостная система знания, в которой существуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий по определенным методологическим принципам и правилам. В современной методологии научного познания выделяют следующие компоненты теории: – исходная эмпирическая основа – множество зафиксированных фактов, требующих теоретического объяснения; – исходная теоретическая основа – множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих идеализированный объект теории; – логика теории – множество допустимых правил вывода и доказательства; – «корпус» теории – совокупность выведенных в теории утверждений с доказательствами.
Объективно существуют разнообразные типы научных теорий: 1) описательные теории (эволюционная теория Ч. Дарвина, современные психологические теории). Они непосредственно описывают определенную группу объектов и упорядочивают факты. Эти теории формулируются на естественном языке с привлечением специальной терминологии. Они носят качественный характер, что определяет их ограниченность; 2) математизированные теории, использующие аппарат математики (теории элементарных частиц, молекулярной генетики). В математической модели конструируется идеальный объект, замещающий и представляющий реальный. Специфика этих теорий в том, что они легко адаптируются к различным отраслям знания; 3) дедуктивные теоретические системы. Первой такой теорией является Евклидова геометрия. Основа данных теорий в самом начале формулируется в виде аксиом или принципов. Из исходных положений методом дедукции выводятся все следствия (теоремы или законы). Недостаток дедуктивных теоретических систем в том, что их сложно интерпретировать на естественном языке. Кроме приведенной, возможны и другие типологии теорий, например по предметным областям (физические, химические). Можно выделить дедуктивные и недедуктивные, описательные и объяснительные, динамические и стохастические. В динамических теориях (например, теории земной и небесной механики, астрономии, классической физики, химии) предсказание имеет однозначный, достоверный характер. В отличие от них, большинство теорий из области биологии, психологии, гуманитарных наук, квантовые теории физики имеют стохастический характер, т.е. дают лишь вероятностные предсказания. В ходе научного исследования приходится постоянно прибегать к гипотезам. В широком смысле гипотеза– это любое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями, т.е. не достоверное, а вероятное знание. Она основывается либо на предшествующем знании, либо на фактах, либо на том и другом одновременно. Гипотеза используется для двух целей: объяснить существующие факты и предсказать еще неизвестные. При решении одной и той же проблемы может быть выдвинуто несколько гипотез. Научные гипотезы могут быть видвинуты: – как результат прямого обобщения экспериментальных данных; – по аналогии; – с целью обобщения существующих гипотез и теорий, обладающих недостаточной общностью; – для объяснения некоторых следствий из принимаемых допущений; – для подтверждения других гипотез. Не всякое предположение может претендовать на статус научной гипотезы. Для этого она должна: 1) объяснить весь круг явлений и не противоречить установленным фактам; 2) быть проверяемой; 3) отличаться простотой. Научные гипотезы обосновываются и проверяются. Обоснованность – необходимое условие ее применимости. Сопоставление полученных из гипотез следствий с опытом есть процесс проверки гипотез. Если следствия не подтверждаются опытом, то делают вывод о ложности гипотезы. Основной путь обоснования гипотезы – практика.
Самой важной формой научного знания являются законы. Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. На ранней ступени развития науки устанавливаются эмпирические законы, выражающие связи между наблюдаемыми с помощью органов чувств свойствами веществ и явлений. Эти законы не объясняют, почему происходят те или иные явления. Глубокие внутренние связи процессов, механизм их протекания раскрывают теоретические законы. Они подтверждаются с помощью эмпирических. Закон, основанный на гипотезе, должен быть логически доказан, только тогда он признается наукой. Для доказательства закона наука использует суждения, которые были ранее признаны истинными и из которых логически следует доказываемое суждение. Таким образом, наука является ведущим фактором результативности жизнедеятельности человека и общества. Она ориентирована на раскрытие интеллекта, творческих способностей человека, формирует культуру его мышления.
Вместе с тем причастность человека к постижению таких сложных объектов, как атомная энергия, объектов экологии, генной инженерии, микроэлектроники и информатики, кибернетики и вычислительной техники, в которые включен сам человек, широкое внедрение роботов и компьютеров в производство и в самые различные сферы жизни человека и общества, функционирование науки на современном этапе в качестве социально интегрированной технологической экспертизы в ряде областей ставят под сомнение тезис об «этической нейтральности» науки и обусловливают то, что естествознание нашего времени значительно ближе по стратегии исследования к гуманитарным наукам, чем в предшествующие периоды исторического развития, вводя в него непривычные для традиционного естествознания категории долга, морали, ответственности и т.д. Аргументы, используемые при постижении уникальных эволюционных систем не могут быть этически безразличными. Наука нуждается в социальном контроле, ориентирующемся на служение общественному прогрессу.
|
|