Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные идеи материалистической философии XVIII в. (К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Ламетри)

 

Термин эпоха Просвещения впервые употребил Вольтер. Под этим термином понимают политическую идеологию, философию и культуру эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества в XVII в.

Возникнув в VXII в. в Англии (Локк) просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII в. (Монтескье, Гельвеций, Вольтер, Гольбах), где выдающиеся философы «… просвещали головы для приближающейся революции». (Ф.Энгельс)

Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия ХVIII ̶ начала ХIХ вв., теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований . Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась деистская форма материализма, представители которой исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую теорию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идею субстанцианальности души и некоторые положения агностицизма. Отвергая средневековую схоластику, разоблачая историчность религии, фанатизм и нетерпимость католической церкви, христианскую нравственность и догматы откровения, деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а «естественную религию» в качестве социального регулятора исторического процесса. Критика феодализма привела деистов эпохи Просвещения к отрицанию теологического объяснения исторического процесса и утверждению рационалистической теории общественного договора, методология которой строилась на антиисторических представлениях о неизменной сущности абстрактного человека.



Рассматривая человеческую историю как последовательное движение от первобытного варварства к позднейшей цивилизации, большинство просветителей не понимало исторически прогрессивной сущности различных ступеней человеческой истории, разрывало единую цепь исторического развития, оценивало современность по идеалам зарождающегося буржуазного общественного устройства.

 

Идея естественных прав человека нашла свое выражения в работах Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо.

 

Джон Локк.

В социальных вопросах Локк, подобно Гоббсу, развивал индивидуалистическое понимание общественно-государственной жизни, широко используя при этом понятия естественного и гражданского состояний.

Подобно Гоббсу Локк трактует людей в естественном состоянии как «свободных, равных и независимых». Основываясь на фундаментальной идее индивидуалистической борьбы за самосохранение, Локк энергично развивает тему собственности и труда, как неотъемлемого атрибута естественного человека, вынужденного удовлетворять, прежде всего, свои главные потребности, без которых была бы невозможна сама его жизнь. Локк глубоко убежден, что собственность всегда свойственна «естественному человеку», неотделима от человеческого эгоизма.

Происхождение государства в принципе обязано общественному договору.

 

Томас Гоббс.

От античности наметились два подхода к осмыслению общества (государства). Первый (Аристотель, стоики) подчеркивал первичность общественности, государственности по отношению к индивидуальному человеку, другой (атомисты, Эпикур) первичное звено общественности, государственности усматривал в индивидуальном человеке. Гоббс развивал второй подход, считая человека существом сугубо эгоистическим. Каждый человек занят, прежде всего, собой и удовлетворяет только свои материальные и другие потребности. Значит и в человеческом обществе частное, индивидуальное – первично, а общественное вторично и производно. Здесь Гоббс подчеркивал значение индивидуального начала в общественной жизни и борьбе против иерархизма феодального общества.

Гоббс считал, что любой народ проходит в своей жизни две стадии. Государственной, гражданской стадии предшествует догосударственная, естественная. В естественной стадии человек имеет неограниченную свободу, естественное право, что означает право каждого на все, в чем он нуждается, чего желает. Это сталкивает интересы людей и порождает конфликты. Поэтому люди нуждаются в государственности на основе общественного договора, т.е в государстве с естественными законами, которые выражают разумную и моральную природу человека. Идеализм Гоббса здесь состоит в отождествлении юридических законов с моральными. По убеждению Гоббса форма государственного правления – демократическая, аристократическая или монархическая – не является решающей, так как. кто у власти, подчиняется действию естественных законов.

Он не возражал против института религии в государстве, но отстаивал принцип невмешательства церкви в дела государства.

Государство Гоббс называл земным Богом, от которого зависят жизнь граждан, их благосостояние и богатство, поэтому необходимо пресекать все попытки выступления против причинения вреда государству.

 

Жан Жак Руссо (1712 – 1778гг.).

В своих сочинениях Руссо всю силу смелой и остроумной мысли направлял против феодальных «наук» и феодальной культуры. Этим он вызывал яростные нападки реакционеров. В то же время он завоевал огромную любовь среди демократических слоев населения и популярность у многих последующих поколений как борец за демократию, прогресс и науку, против произвола реакции мракобесия.

Программа Руссо была проста. В области общественного устройства он стремился вернуть людей к состоянию, в котором бы не было крупной частной собственности, не было бы угнетения человека человеком и общественного неравенства.

Руссо делит всю историю человеческого общества на два больших этапа. Первый из них он называет, так же как и Гоббс, «естественным состоянием, второй этап – «гражданским обществом», основанным на общественном договоре. По мере перехода от первоначального равенства в естественном состоянии к современному гражданскому обществу все более усиливалось общественное неравенство людей («Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах»).

Руссо пытался найти практические средства для уничтожения неравенства между людьми.

В своем сочинении «об общественном договоре» Руссо стремился найти такую форму ассоциации людей, которая защищала бы и охраняла всем авторитетом общества каждую личность, охраняло бы имущество каждого члена общества и давало бы возможность каждому человеку, объединенному в своей деятельности с другими людьми, повиноваться только самому себе и оставаться свободным, каким он был в естественном состоянии. Руссо боролся за демократическое общественное устройство, выступая за свободу и равенство.

Важнейшее место в учении Руссо занимала проблема государственной власти. Руссо защищал мысль о неправомерности власти, которая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революционное низвержение всякой антинародной власти. Идеалом Руссо была республика.

 

Разум и прогресс – вот два главных лозунга философии просвещения. Мыслители эпохи просвещения были уверены, что решающую роль в исправлении социальных отношений призвано сыграть знание, а причина несправедливости, человеческих бедствий зла и несчастий в невежестве, мракобесии, религиозном фанатизме. Отсюда просветители своей главной практической задачей считали необходимость просветить разум людей, дать им правильные знания.

Последователем таких взглядов был Жюльен Офре де Ламетри (1709 - 1751 гг.). В работе «человек-машина» Ламетри называет человека самостоятельно заводящейся машиной. У него есть тело и душа. Поскольку душа испытывает воздействие тела, то и сама она имеет ту же природу, а стало быть тоже телесна (по религиозным утверждениям душа от бога и нематериальна). Во вселенной существует только одна субстанция и человек является самым совершенным ее проявлением. (по религиозным утверждениям высшая субстанция – Бог). Доказывал, что всякая форма неотделима от материи и всякая материя связана с движением, объяснял материально характер одушевления через «от чувств через нервы к мозгу».

 

Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771гг.) в своей работе «Об уме» писал: Человек есть часть общества, но и общество есть звено человечества, связанного нравственными узами. Чрезмерная власть ведет к деспотизму. Чрезмерная свобода – к своеволию. Концентрированная власть становится опасной, разделенная – слабой. Отсюда вывод – идеального правления не существует. Выход видел не в революции а в просвещении общества, воспитании человека. Нравственность не должна зависеть от религии, а общество должно состоять из атеистов.

Движущей силой общества считал эгоизм или личный интерес. Задача общества правильно понять личные интересы людей. Критерии нравственности и ума – польза для одного человека и для общества в целом. Его идеал – демократия.

 

Поль Гольбах (1723 – 1789гг.), известный в Европе как редактор и автор первой французской энциклопедии был противником агностицизма, утверждал способность человеческого разума познать мир и его законы. Его теория опиралась на материалистический истолкованный сенсуализм (познания через чувства) на признание материи и вторичности всех форм сознания.

Осуждая феодальный строй как неразумный, Гольбах ожидал осуществления царство разума в результате появления просвещенного и гуманного монарха.

 

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694 – 1778гг.) известен как французских философ и публицист, один из представителей эпохи просвещения. Подверг всесторонней и талантливой критике феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-религиозное мировоззрение. Однако его позиция не всегда отличалась последовательностью. Так, выступая за утверждение буржуазных отношений и антифеодальной идеологии, Вольтер не исключал компромисса и уступки

 

МОДУЛЬ 2(продолжение)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.