Обратная связь
|
Онтология как философское учение о бытии. Формы бытия. Системная организация бытия.
Основные атрибуты материи (движение, пространство, время).
Диалектика как философская концепция развития
Философия природы.
Понятие «бытие» (введено древнегреческим мыслителем Парменидом) – центральное в философии. Оно обозначает всеобщее свойство вещей и явлений существовать, быть в наличии в том или ином виде или форме, т.е. бытие есть все то, что реально, что присутствует в мире и жизни человека. Это понятие является предпосылкой к осмыслению универсума в целом, оно задает модель мира и объясняет его устройство. Категория «бытие» ориентирует человека на осознание своей законченности в этом мире, на критическую оценку своего существования и его переустройство, на наполнение своего существования подлинным смыслом. Понятие «небытие» обозначает все то, что не существует.
Бытие как реальность обладает следующими свойствами: оно едино, вечно и неизменно, устойчиво, постигается разумом, представляет собой реальную жизнь человека в природном и социокультурном мире. Предельно общим признаком категории «бытия» является существование. Существование вещей, явлений и процессов поднимает проблему первопричины бытия, наличия или отсутствия единой, общей первоосновы всего сущего. В философии для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется категория «субстанция» (сущность; то, что лежит в основе) Она представляет собой и естественное, «физическое», основание бытия, и его метафизическое, духовное начало. В качестве таких оснований могут выступать материя, Бог, сознание, идея, дух. Характеристиками субстанции являются: самодетерминация (она определяет саму себя, несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначает устойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависящую первооснову), каузальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности и существования). Философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Если отдается приоритет одной субстанции и с опорой на нее выстраивается вся картина мира, то такие учения относятся к философскому монизму. Если в качестве первоосновы бытия берутся две субстанции, то такая позиция называется дуализмом, если более двух – плюрализмом.
В соответствии с современными научными представлениями о происхождении и сущности мира следует выделить два подхода к пониманию природы субстанции: материалистический и идеалистический. Первый представляет собой материалистический монизм и полагает, что мир един и неделим, изначально материален. Дух, сознание, идеальное являются его свойствами и проявлениями. Второй подход, наоборот, признает материю производной от идеального начала, обладающего вечным существованием и неуничтожимостью.
В зависимости от этих подходов, выделяются следующие формы бытия: материальное – явления, существующие независимо от сознания человека (объективная реальность), т.е. природные объекты, неконтролируемые явления человеческой и общественной жизни; духовное (идеальное, субъективная реальность) – чувства, настроения, мысли, идеи, теории; социокультурное (субъект-объектная реальность) как система связей и отношений между людьми; виртуальное (техническая реальность), создаваемое в рамках социокультурного бытия и способствующее самореализации человека. Все они взаимосвязаны и образуют неразрывное целое.
Понятие «материя» является одной из наиболее фундаментальных философских категорий. Материя – это объективная реальность, которая дается человеку в его ощущениях и существует независимо от них. Способом существования материи является движение – всякое изменение объекта. Оно абсолютно, противоречиво и непрерывно. Существование материального объекта возможно только благодаря взаимодействию его элементов. Но кроме внутреннего взаимодействия происходит взаимодействие с внешним окружением, которое изменяет свойства, отношения, состояния объекта. Следует говорить о многообразии форм движения. Наиболее распространенной является классификация Ф. Энгельса. Она построена на основе принципов: 1) взаимосвязи формы движения и материальной системы; 2) генетической связи форм движения; 3) субординации (подчиненности). Простейшей формой является механическое движение, на нем основано физическое, далее химическое, биологическое, и высшей формой является социальное. Для жизнедеятельности человека характерны все формы движения. Современная наука полагает, что формы движения необходимо связывать с уровнями организации мира (неживая материя, живая и социальная).
Процессы, связанные с качественным преобразованием предметов, называются развитием. Это особый тип изменений, движения, представляющий собой необратимый закономерный процесс. Выделяются две разновидности процессов развития: 1) качественные превращения, не выходящие за рамки организации материи (например, эволюция общества, звезд); 2) переход от одного уровня к другому (например, появление живой материи на основе неживой). Развитие может быть прогрессивным, при котором структура усложняется, повышается уровень организации, и регрессивным, когда структура упрощается. В жизни человека и общества регрессивность обозначается понятием «деградация». Важнейшими формами материи являются пространство и время. Пространство– философская категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов. Его свойства – объективность, всеобщность, трехмерность, прерывность и непрерывность, обратимость. Поскольку объекты находятся в постоянном движении, внутри него выделяются определенные стадии, которые последовательно сменяют друг друга. Время– философская категория, выражающая продолжительность сосуществования вещей и процессов, действие темпа и ритма. Свойства времени – объективность, всеобщность, направленность, необратимость. Таким образом, рассмотренные онтологические категории указывают на существование мира, его материальное единство, многообразие, постоянное взаимодействие его форм существования, вечность и бесконечность.
Философскими концепциями развития мира являются диалектикаи синергетика. Диалектика – это философская теория о наиболее общих законах развития природы, мышления и общества, это метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. Г. Гегель сформулировал основные законы этого развития, принципы и категории.
Исходным пунктом диалектики является представление о мире как процессе развития от низших ступеней к высшим, источником которого являются противоречия. Основные принципы диалектики – объективность и всеобщность (т.е. законы развития мира не являются продуктом разума человека, а существуют как основания его развития); всесторонность (т.е. нельзя считать знание, полученное о мире, абсолютным, оно должно быть объективным); всеобщее развитие (все явления мира находятся во взаимосвязи и отношениях, они влияют на состояние друг друга). Эти принципы получают свое обоснование в законах и категориях диалектики.
Закон – существенная, повторяющаяся связь явлений, определяющая их упорядоченное изменение. Г. Гегель сформулировал три закона диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей. Наличие в мире противоположностей указывает на противоречия (новое и старое, устойчивое и изменчивое). Методологическое значение этого закона в том, что он дает возможность проникать в сущность явлений, раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения. Всеобщность единства и борьбы противоположностей указывает на то, что противоречия действительности должны отражаться в противоречивых формах мышления, иначе возникает проблема адекватности знаний объективной реальности. Например, природный мир состоит из атомов. Атом – это положительно заряженное ядро и отрицательно заряженный электрон. С одной стороны, они всегда притягиваются друг к другу, а с другой – отталкиваются. Мировоззрение человека – это тоже совокупность противоречий, их наличие формирует устойчивость сознания человека. В обществе существуют люди с различными представлениями и ценностями, они борются друг с другом, тем самым образуя единство; 2) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Их единство – это единство непрерывности и прерывности. Такое состояние характеризуется понятием «скачок». Он характеризует внутреннее содержание процесса развития, временной интервал коренных изменений, которые проявляются в несовместимости старых элементов и форм, их организации с новыми условиями функционирования систем; 3) закон отрицания отрицания. Все новое возникает на основе старого. Отрицание – это последовательность циклов, беспрерывность развития. Новое никогда не может повторить старое, что дает возможность образно сравнить развитие со спиралью. Например, в природной реальности каждая последующая ступень развития совершенней предыдущей, в духовной жизни человека процесс становления – это отрицание старого, в социокультурной деятельности один этап развития сменяет предшествующий. Этот закон, опираясь на два других закона диалектики, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать становлению нового.
Основные законы дополняются и конкретизуются категориями диалектики. Категории – фундаментальные понятия, которые отражают общие отношения материальной, духовной и социальной действительности. Через них раскрываются отношения между всеми формами бытия, поэтому они представляют собой пары: 1) единичное и общее (единичное характеризует отдельные предметы, а общее – то, что их объединяет, например индукция и дедукция, человек и общество); 2) явление и сущность (явление – это форма, а сущность – связи, отношения, они не совпадают: явление богаче сущности и более динамично, например, тело человека – это форма, а душа – сущность); 3) структура и система (структура – это строение элементов, их целостность при различных изменениях, а система – совокупность элементов, например, клетка, общество); 4) необходимость и случайность (необходимость – это устойчивая связь предметов и явлений, которая отражает обязательность их существования, а случайность – отражение несущественных связей предметов и явлений); 5) причина и следствие (причина – это явление, всегда вызывающее другое явление, которое называется следствие).
В современной науке наблюдается тенденция к построению всеобщей картины мира на основе принципа глобального эволюционизма. В ХХ в. И. Пригожин сформулировал принципы синергетики. Синергетика – это междисциплинарное направление научных исследований, задача которого познание закономерностей и принципов процессов самоорганизации различных систем. Согласно синергетике, мир системно организован, эволюционирует по нелинейным законам и непрерывно возникает. Все системы открыты, находятся в пульсирующем состоянии, т.е. неустойчивы и поэтому способны к самоорганизации, основу которой составляет случайность. Критическое состояние пульсирования системы называется бифуркация, после которой система может радикально изменить свое состояние.
Синергетика основывается на: принципе глобального эволюционизма; принципе эволюции мира от большого взрыва до возникновения жизни и разума и представлении о человеке как объекте космической эволюции. Таким образом, диалектика и синергетика являются противоположными и таким образом дополняющими друг друга теориями развития мира. Диалектика рассматривает мир как линейную, противоречивую систему, а синергетика – как нелинейную, неустойчивую систему, способную к самоорганизации.
Философия природы
Понятие природы.
|
|