Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социально-0политическая мысль Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла)

 

ХV – ХVI века явились узловой переломной эпохой в развитии общественных отношений. Обновлялась и возрождалась европейская культура. Подрывалась духовное господство церкви, уничтожалось влияние средневековой алхимии, схоластики, астрологии, хиромантии. Создавались предпосылки для быстрого развития наук о природе, в том числе и научной философии.

В эту эпоху совершаются крупнейшие географические открытия. К этому времени относится изобретение компаса, телескопа, первого хронометра в виде часов и многие другие изобретения, способствовавшие прогрессу науки. Ручной труд все более заменяется машинным, появляются мануфактуры, активизируется торговля со всем миром, происходят преобразования и в области духовной жизни.

Эта переломная эпоха, совпавшая с процессом уничтожения феодального общества и рождением буржуазных общественных отношений, названа Возрождением (Ренессансом), в Германии, Голландии и Швейцарии она связана с Реформацией. В эту эпоху происходила смена старых феодальных, крепостнических отношений новыми, буржуазными, совершалось глубокое преобразование всех человеческих знаний, всей культуры.

Основная черта культуры этой эпохи – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Особенностью этой эпохи является и возврат к наследию античности. Ф.Энгельс так описывает этот период бурных потрясений в развитии общества. « В спасенных при гибели Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность, перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья; в Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть. В Италии, Франции, Германии возникла новая, первая современная литература. Англия и Испания пережили вскоре вслед за этим свою классическую литературную эпоху. Рамки старого были разбиты; только теперь собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности. Духовная культура церкви была сломлена; германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм, между тем как у романских народов стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII века». (Ф. Энгельс. Диалектика природы. с.5-6)



Одна из характерных черт Возрождения – гуманизм Философию гуманизма характеризует ярко выраженный антропоцентризм. Человек оказывается как объектом непосредственного философского внимания, так и центральным звеном всего космического бытия. Он начинает мыслиться не как божественное (тварь божья, раб божий), но космическое существо (антропоцентризм в границах космоса, а не божественный). Возрождение рассматривает человека не исходя из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения.

Гуманистами были не профессиональные ученые, а поэты, художники, писатели, педагоги, дипломаты. богословы.

Первым гуманистом был Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.), который сумел в «Божественной комедии» гениально выразить идеи о двойном предназначении человека, о самоценности земной жизни и человеческом достоинстве.

Другим выдающимся представителем гуманизма Возрождения является Франческо Петрарка (1304 – 1374 гг.). «Жизнь – это счастье» ̶ утверждал поэт, он описывал земные чувства людей, новую нравственность. Бессмертие он понимал как славу человека среди других. Воспевая любовь, Петрарка утверждал, что любовь как ничто другое требует свободы личности, ведь она дочь свободного выбора.

Гуманистом был Лоренцо Валла (1407-1457 гг.), создавший свою этику, в основе которой лежит не отказ от наслаждений земной жизни, ибо он есть непременное условие и залог небесного блаженства, а следование единому принципу наслаждения на небе и на земле. Блаженство он понимал не просто как чувственное наслаждение, а как достойное человека существование, включающее в себя честь и добродетель.

В эту эпоху творили великий Леонардо да Винчи, Микельанжело, Рафаель, которые своим искусством поднимали человеческую красоту на небывалую высоту.

Эразм Роттердамский (1469 – 1536 гг.) «властитель дум» гуманистически мыслящей европейской интеллигенции. По его учебникам обучалась латыни вся образованная Европа. Он осуждал пороки католического духовенства, внешнюю обрядовую религиозность, пышность культа, нетерпимость церковников, оправдание ими грабительских войн.

Единомышленником Эразма был французский мыслитель, гуманист Мишель Монтень (1533 - 1592 гг.) По его мнению, человек есть существо сомневающееся, ибо ему дано такое свойство как сознание. Скептицизм Монтеня жизнелюбив, он приводит к познанию мира и не позволяет самоуспокоиться на вере в догматы церкви. Человек не может пассивно ждать своего счастья, а вправе стремиться к нему в земной жизни.

 

Натурфилософия Возрождения представлена гениальным Леонардо да Винчи, Николаем Кузанским, Николаем Коперником, Джордано Бруно.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519 гг.) был не только великим художником, но и великим ученым. Он выступает перед нами, как создатель анатомии, инженер, архитектор, химик. Он писал, что знание о предметах выросло из чистого опыта. Опыт – учитель, природа – подлинный объект философии и науки. Истинная наука та, которую опыт заставил пройти сквозь чувства, и которая продвигается к цели постепенно и при помощи истинных заключений.

 

В эпоху Возрождения усиливается тенденция к практической науке, которая может способствовать господству человека над природой и улучшению его жизни. Появляются теоретики науки и практики. Среди практиков, стремящихся получить быстрый результат, используется магия, алхимия, астрология и пр. Таким магом был Парацельс (1493 – 1541 гг.). Он понимал природу как живое целое, пронизанное и магическими силами. Магико-алхимическое понимание природы Парцельсом отличается активистским духом, стремлением управлять природой с помощью тайных оккультных сил.

 

Николай Кузанский (1401 -1464 гг.) духовный деятель и ученый, предшественник Коперника. Им была высказана догадка о том, что Земля является одним из многих небесных тел и подобно другим светилам совершает движение. Неподвижность земли только кажущаяся.

У него уже появилась пантеистическая идея: природа – это бесконечный бог. В центре его интересов была проблема соотношения бога и мира.

 

Джовани Пико делла Мирандола (1463 – 1494 гг.) – представитель пантеистических идей неоплатонизма. Его учение эклектично. Но в нем он говорит о человеке как особенном микрокосмосе. Рассматривает человека как существо, которое отражает в себе общие закономерности большого мира.

 

Николай Коперник (1473 – 1543 гг.) своим учением о гелиоцентрической системе мира указал единственно верный путь к раскрытию законов жизни природы. Отбросив церковные и схоластические предрассудки, положив в основание своего учения данные наблюдения, опыта, Коперник, в противоположность мнению Аристотеля – Птолемея, предположил, что первой и высшей из сфер вселенной является сфера неподвижных звезд. Затем следуют планеты, совершающие путь вокруг Солнца. Земля одна из таких планет. В центре мира не Земля, а Солнце (гелиоцентрическая картина мира).

С открытия Коперника места для Бога, центра мироздания не осталось. Теоцентризма рушился. Поэтому открытие Коперника было названо революцией.

 

Позднее Иоганн Кеплер (1571 – 1630 гг.) уточнил модель Коперника и вычислил, что планеты движутся по эллипсам, в центральном фокусе которых находится Солнце. Он сформулировал законы перемещения планет по их орбитам

 

Джордано Бруно (1548 – 1600 гг.) представитель натуралистического пантеизма. Вселенная божественна, но у него Бог растворен в природе, в отличие от Н. Кузанского, у которого природа была растворена в Боге. (теологический пантеизм). Вселенная у него бесконечна. В ней бесконечное число миров, и ни один из них не создан богом. Вселенная должна рассматриваться в ее истории, а история эта есть сплошное свидетельство многообразия и неисчерпаемости богатства природы. Он открыто ссылался на Коперника, чьи взгляды преследовала церковь, объявив себя его сторонником.

Бруно резко критиковал средневековых схоластов, называя их бездельниками, жуликами и шарлатанами. За отказ отказаться от своих взглядов он был сожжен инквизицией.

 

Социально-политические взгляды эпохи Ренессанса представлены учениями Т.Мора и Томазо Кампанеллы.

Томас Мор (1478 – 1536 гг.). Он был английским социалистом – утопистом. Его идеи утопического социализмы нашли выражение в его работе «Утопия» В своей «Утопии» он развивает идею платоновского «Государства», будучи убежденным, что от правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое. Главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь утопийцев организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозного преследования. У жителей «Утопии» нет частной собственности, нет классов, труд становится жизненной и моральной потребностью всех островитян, однако есть рабы из числа преступников, которые выполняют самые тяжелые и грязные работы. Человек есть высшая ценность, и поэтому должен жить счастливо, работать по способностям и получать по потребностям. Сформулированные в «Утопии» идеи нашли свое дальнейшее развитие в философских системах последующих веков. (Мор. Т. Утопия, М.1978, с.125).

 

Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.) свой идеал общественного устройства отразил в «Городе Солнца».Он считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей. Он полагал, что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Все граждане должны одинаково трудиться и одинаково получать по потребностям продукты труда. Они отвергают войны, но если же нападают на них, они все встают для защиты Отечества, включая и женщин. Кампанелла разработал всеобъемлющую систему воспитания и подготовки молодого поколения, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Молодые люди получают должности в областях тех наук и ремесел, где они преуспели больше всего. (Кампанелла. Город Солнца. М.1954, с.49-50)

Таким образом, в эпоху Возрождения начал формироваться новый подход к осмыслению социальных процессов. Он базировался на естественных особенностях людей, их земных интересах, учитывал исторические условия существования и времени, ориентировался на общественные идеалы свободы, равенства и братства, рожденные культурой Ренессанса.

 

МОДУЛЬ 2 (продолжение)

Философия Нового времени.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.