Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа».

 

 

Понятие природы и отношение к ней человека исторически менялись в зависимости от его ценностных ориентаций. В широком смысле, природа – это совокупность всего сущего, универсум, бытие, материя, Вселенная, т.е. все существующее во всем многообразии своих форм. В узком смысле природа есть совокупность естественных и созданных человеком условий своего существования. Для анализа деятельности человека в природе используются понятия «первая природа» и «вторая природа». «Первая природа» - это естественная среда, окружающая человека и существующая независимо от его сознания, это объективная реальность. Без нее невозможны жизнь и деятельность человека, она вечна и бесконечна. В этом смысле природа – необходимая предпосылка возникновения и существования общества. Человек является продуктом природы, ее частью. Однако благодаря труду он выделяется из природы. «Вторая природа» создается в процессе общественного производства и включает в себя производство необходимых людям материальных средств (орудия труда, города), формирование самих людей как личностей, развитие системы отношений между ними (время и пространство человеческого существования, социальное бытие).

Исторически сложилось несколько традиций осмысления природы. Восточная культурная традиция понимает природу как живой организм, все части которого скорректированы и находятся в резонансе друг с другом. Процесс познания природы носит пассивный характер, человек ничего не изменяет, а вслушивается в ее гармонию. Западноевропейская культурная традиция формирует иное представление, основанное на историческом изменении интеллектуального осмысления взаимодействия человека и природы.



Существует три модели: мифологическая, научно-технологическая и философско-гуманистическая. Мифологическая модель строится на следующих принципах: 1) господство природы над человеком; 2) олицетворение (одушевление) природных явлений. Человек не выделяет себя из природы, она является объектом созерцания, а не преобразовательной деятельности.

В эпоху средневековья человек и природа рассматривались как творение Бога. Человек – венец божественного творения, а природа создается Богом для человека как место его обитания, является источником ресурсов, и человек ориентирован на созидательный труд, который возвышает его над природой.

В эпоху Возрождения меняется отношение человека к природе: он стремится подчинить ее себе. Начинает формироваться научно-технологическая модель его взаимодействия с природой. Человек выступает в качестве активного, деятельного субъекта, проявляющего себя в творчестве. Формируется культ естественных сил человека, который есть мера всех вещей, и часть Космоса, и «великое чудо».

В Новое время познание мира становится отражением природы в сознании человека, поиском причинных зависимостей в природных процессах. Природа воспринимается как сложная система механизмов, она утрачивает священный характер, превращается в объект технической эксплуатации. Распространяется утилитарно-прагматическое отношение к природе как к бездонной кладовой для удовлетворения человеческих потребностей. Она воспринимается как менее активное по сравнению с человеком начало, лишенное внутренней способности к самообновлению. Человек сам способен преобразить мир. Земля перестает быть центром мира, а человек – центром мироздания. Ему нужна новая точка опоры. Эта опора была найдена посредством деления мира на субъекты и объекты.

В ХХ в. в рамках такого оригинального и многопланового направления научной и философской мысли, как русский космизм, начинает формироваться философско-гуманистическая модель взаимодействия человека с природой. Целью русского космизма стал поиск путей восстановления нарушенных связей между человеком и Космосом. Основой являлась идея целостного рассмотрения универсума.

Одно течение русского космизма – естественнонаучное – исходит из принципа, что техносфера разрушает биосферу (В. Вернадский); второе – религиозное – полагает, что проблемы жизни человека обусловлены ее изолированностью от космической жизни, мирового целого и Бога (Н. Федоров, П. Флоренский). Спасти мир можно только с помощью формирования «космической общественности».

В русском космизме возрождается космоцентризм древних греков. Космос рассматривается как «вселенная», т.е. дом, в который необходимо вселиться всем сообща. Так, разрабатывая проект выхода в космос, Н. Федоров полагал, что Земля не граница и человеческая деятельность не должна заканчиваться пределами земной планеты. Необходимо считать Землю только исходным пунктом, мироздание – полем деятельности человека, поэтому космисты обратились к двум абсолютным основам – богатству внутреннего духовного мира и богатству космоса. Человек выше природы и истории, поскольку он обладает стремлением к божественному творчеству.

Таким образом, если в традиционной культуре утверждался монолог человека, обращенный к природе, т.е. разум человека постигал чуждый ему мир, то современная европейская культура устанавливает диалог человека с природой, признавая их равнозначными «собеседниками» и ориентируя на взаимопонимание и гармонию. Человек из хозяина природы становится ее заботливым садовником.

Современная наука разрабатывает коэволюционный принцип развития природы. Коэволюция – это процесс совместного развития биосферы и общества. Биосфера – это зона органической жизни, охватывающая литосферу и гидросферу. В состав биосферы входят следующие элементы: живое вещество, биогенное (газ, нефть, уголь), костное (продукты геологической деятельности), биокостное (вода, почва) и космическое. Биосфера выполняет четыре основные функции: газовую (поддержание круговорота веществ), энергетическую (поглощение солнечной энергии), концентрационную (распределение веществ), деструктивную (преобразование веществ).

Биосфера находится в постоянном изменении. На ее динамику влияют четыре фактора: климатический, биологический, геологический и самый важный – антропогенный (формирование ноосферы). Понятие «ноосфера» (греч. ноос – разум) ввели П. Тейяр де Шарден и В. Вернадский. Это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная деятельность человека становится определяющим фактором; особая, связанная с развитием человека как мыслящего существа, облекающая земной шар оболочка, все процессы в которой испытывают на себе воздействие человеческой активности. Человечество становится мощной геологической силой планетарного масштаба. Ноосфера имеет тенденцию к расширению внеземного пространства. В то же время в понятии ноосферы подчеркивается ответственность человека за состояние природы. Именно с осмыслением значения ноосферы связано формирование глобальных проблем современности.

Понятие «глобальные проблемы современности» появилось в 60–70-е годы ХХ в. Глобальными называются проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого человека в отдельности. Они оказывают существенное влияние на развитие мирового сообщества, являясь мощным объективным фактором экономического, социального, политического и духовного развития. Решение этих проблем предполагает объединение усилий абсолютного большинства государств и организаций на международном уровне: их нерешенность грозит катастрофическими последствиями для будущего всего человечества.

Глобальные проблемы современности делятся на три большие группы в зависимости от степени их остроты и первоочередности решения. Первую группу составляют связанные с отношениями между государствами проблемы войны и мира, установления нового международного экономического порядка, борьбы с терроризмом. Вторая группа объединяет проблемы потепления климата, управления природными катастрофами, обеспечения людей энергией, топливом, питьевой водой и продовольствием, организации безотходного производства, освоения Мирового океана и космического пространства. Они обусловлены взаимодействием общества и природы. Третью группу составляют проблемы, связанные с системой «человек – общество»: демографическая; перенаселение слаборазвитых стран и нехватка трудовых ресурсов в высокоразвитых; тотального одиночества, здравоохранения и образования.

Одной из наиболее важных глобальных проблем является неконтролируемый рост населения. По оценкам специалистов, имеющиеся ресурсы могут обеспечить достойную жизнь на Земле только 1 млрд человек. За последнее тысячелетие население нашей планеты увеличилось в 15 раз и составляет почти 6 млрд чел., а к концу нашего XXI в. может составить 7 млрд чел. Демографический взрыв обострил проблему образования. Число неграмотных людей увеличивается. Растет и функциональная безграмотность, уровень образования большинства людей не соответствует требованиям современного общества, применяющего новейшие технологии и компьютерную технику. Существует прямая и косвенная связь между многими болезнями и антропогенными изменениями в окружающей среде. В экономически развитых странах резко возросло количество сердечно-сосудистых и психических заболеваний, возникли такие «болезни цивилизации», как рак и СПИД. В развивающихся странах широко распространены эпидемические инфекционные заболевания. Одной из причин массовых заболеваний и резкого сокращения продолжительности жизни является продовольственная проблема. Хроническое недоедание и несбалансированность питания ведут к постоянному белковому голоду и витаминной недостаточности. В результате в мире ежегодно погибают от голода несколько десятков миллионов человек. В последнее время значительно увеличился разрыв между богатыми и бедными.

Еще одной проблемой является обеспечение человечества энергетическими и сырьевыми ресурсами. Они делятся на возобновляемые, которые подлежат восстановлению естественным или искусственным путем (гидроэнергия, древесина, энергия Солнца) и невозобновляемые, количество которых ограничено их естественными запасами (нефть, уголь, природный газ, всевозможные руды и минералы). При современных темпах потребления большинства невозобновляемых ресурсов их человечеству хватит лишь на несколько десятков или сотен лет. В связи с этим становится необходимым наряду с развитием безотходных технологий разумно использовать все те ресурсы, которыми человечество уже пользуется. Самой актуальной глобальной проблемой является устранение войны и терроризма из жизни общества, обеспечение прочного мира на Земле. Создание ядерного оружия и его первое применение в августе 1945 г., многочисленные террористические акты являются реальной угрозой самоуничтожения человечества.

Сегодня практически невозможно решить проблему наркотрафика. Наркотики уничтожают духовную сущность человека, подавляя его волю и ответственность за свои поступки. Преодоление глобальных проблем – чрезвычайно долгое и сложное дело. Реализовать его возможно посредством формирования и укрепления в массовом сознании новой этики, развития культуры и гуманизации. Новая этика должна строиться на принципах гуманизма, включающих чувство глобальности, нетерпимость к насилию и любовь к справедливости, основанную на признании прав человека.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.