Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИНТЕГРИРОВАННОМУ МОДУЛЮ «ФИЛОСОФИЯ»

 

МОДУЛЬ 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.

Проблема определения философии

Философия и мировоззрение.

Исторические типы мировоззрения.

Структура мировоззрения.

 

Философия, согласно этимологическо-теоретическому определению –переводу, есть «любовь к мудрости» Она представляет собой форму личностного самопознания, общественного сознания и учения об общих принципах всего сущего. Традиционно философию определяют как «науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления».

Философия существовала не всегда. Она возникла на определенной ступени развития человечества. Для ее возникновения необходимы были определенные предпосылки, их сочетание, которые сложились воедино вовсе не в любой точке земного шара, населенного людьми. Поэтому в определенных случаях говорят о предфилософии, той специфической ауре, способствующей зарождению философии.

Философия это вид мировоззрение, один из его видов. Мировоззрение шире по логическому объему, чем философия и поэтому их противопоставление не должно иметь место.

Мировоззрение людей складывается из обобщенных знаний, полученных опытным путем, чувств, переживаний человека существующего в реальном мире, его развивающегося воображения, позволяющего заглядывать в прошлое и будущее, объяснять себе непонятное, часто обращаясь к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям, формируя свою систему ценностей, извлекать духовную пользу. Поэтому в структуре мировоззрения принято выделять такие компоненты как мироощущения, мировосприятия (представления) и миропонимание, мышление (логос). Это означает, что на этапе формирования самого человека, сначала он ориентировался только на свои ощущения, свои органы чувств, полагая, что такими же чувствами обладает и окружающий его мир. Поэтому он все оживлял, приписывая предметам этого мира свои эмоции и переживания (антропоформизм). Он еще не выделял себя из природы, рассматривал себя как ее часть и пытался найти объект, от которого произошел он и его род. Часто это были животные (зооморфизм), но это помогало людям консолидироваться в определенные группы, коллективы, в которых возникали предания, ритуалы, обычаи, связанные с их тотемом. Это мы находим в древних мифах и первобытном искусстве, где в жестах, танцах, позах, рисунках человек проявлял свое мироощущение.



Более сложная форма познания мира основана на восприятии (представлениях). Она дает уже целостное понимание объекта и требует определенного уровня мышления (обобщения опытных знаний), суммы ощущений, воображения, памяти. На этом уровне у человечества появилось разделение мира на реальный и сверхреальный, недоступный его познанию, демонстрирующий cвою сверхъестественную мощь и влияющий на жизнь человека. Объясняя его, пришлось создавать богов, живущих в этом сверхъестественном мире и задабривать их молитвами, ритуалами, жертвоприношениями. Так возник социальный институт религии, осуществляющий через своих служителей (жрецов) посредническую миссию между людьми и богами.

Две вышеназванные формы познания окружающего мира (мироощущения и мировосприятия) дали и два различных вида мировоззрения, опирающихся на эмоционально-чувственное, душевное его осознание, это мифологическое мировоззрение и религиозно-мифологическое.

Вместе с тем помимо этих видов мировоззрения выделяют такие как: обыденное, философское, научное и научно-философское.

Под обыденным мировоззрением понимают совокупность представлений о природе, обществе, человеке, об эталонах его поведения и деятельности, которые опираются на здравый смысл. Такое мировоззрение включает как ряд научных, истинных представлений о мире, так и множество заблуждений, примитивных суеверий. Оно присуще наиболее отсталым в культурном отношении людям.

Научное мировоззрение – это уровень наук, беспристрастного знания. Он опирается только на конкретику, на четкие доказательства, на факты. Наука изучает только то, что есть. Однако этот уровень не может дать ответы на многие вопросы, которые человек ставит перед собой: « Зачем я есть? Откуда я пришел и куда иду? Каково мое назначение? Как я должен жить? Кто создал этот мир и почему он такой? Что есть душа и почему она болит? Куда я ухожу после смерти? Что есть смерть? Что есть жизнь?» Таких вопросов множество, но где взять факты для их изучения и какими методами изучать? Опираясь только на ум, отвергая чувственную сторону человека ответов не найти.

Именно в попытках ответить на такие вопросы, увидеть общую картины соотношения природы и человека, выделить их взаимоотношения, понять почему это есть, что может быть помимо этого и что должно быть, используя чувства и ум, родилось философское мировоззрение, как рациональное обоснование представлений о том, что волновало человека всегда: каков мир вокруг нас, что значит человек в этом мире, как в нем правильно жить и многое другое.

Философское мировоззрение базируется не на фантазии или вере, как религиозное или мифологическое. Оно рационально (разумно) обосновывает свое содержание. Она раскрывает смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Она развивалась, преодолевая противоречия между мифологическим мировоззрением и элементами преднауки. Осмысление процессов и явлений окружающего мира вело к возникновению в структуре мировоззрения элементов философского знания, а рост естественнонаучной информации приводил к формированию научных идей. История развития философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. Поэтому высшей формой мировоззрения можно считать научно-философское мировоззрение, которое есть система представлений о мире, его структурной организации и развитии, места и роли в нем человека. Эта система строится на основе философского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие.

Философия системно-рационализированное мировоззрение. Системность определяет содержание философии, поиск ею единства и субстанции мироздания, а рациональность – ее форму, ее уровень.

 

 

Предмет философии и его функции.

Структура философского знания.

Специфика философского мышления.

Основной вопрос философии.

 

Мы выяснили, что философия это один из видов мировоззрения. Но является ли философия наукой? Ведь у нее нет ни микроскопов или телескопов, она не оперирует сложными формулами и уравнениями, не ведет раскопок и фотоаэросъемок, не опускается в батискафах на дно океанов и не исследует воздушные потоки.

Но, тем не менее, философия представляет собой и науку: у нее есть все признаки науки – объект и предмет исследования, цели, задачи, функции, методы и логико-категориальный аппарат.

Объект философии – мир в целом. Философия воспроизводит мир как целостное образование, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного знания.

Предметом философии являются наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции.

Значение философии велико, так как она созидает самого человека, делает его духовной личностью, а сама есть набор духовных идей, на которых формируется ЧЕЛОВЕК. История философии показывает, как эти идеи порождались. Философия отражает в своих идеях становление человека как Человека, более того, она рождается, когда человек стремиться преодолеть свою биологическую ограниченность, конечность и несовершенство.

Основные функции философии:

- мировоззренческая. Философия ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру, стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям и устремлениям;

- методологическая. Философия выступает как общее учение о методе. Методические ориентации, которые она предлагает, применимы к любому объекту действительности и необходимы для его глубокого познания;

- прогностическая. Философия формулирует гипотезы о развитии материи и сознания, человека и мира;

- критическая. Философия своими средствами выявляет заблуждения, догмы, устаревшие стереотипы мышления и практической деятельности, ведущие по ложному пути, предупреждает о возможных дисгармониях и катастрофах;

- аксиологическая (ценностная). Философия своими средствами вырабатывает критерии оценок значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, группы, общества;

- идеологическая. Философия обосновывает своими средствами идеологию как теоретическую систему, отражающую общественное положение, цели, интересы и идеалы определенной социальной группы;

- праксиологическая. Философия помогает вырабатывать в русле своих смыслов основные направления, цели, средства и методы человеческой деятельности;

- духовно-гуманистическая. Философия способствует выработке у индивида общечеловеческих ценностей и идеалов, пониманию высокого смысла своего существования, защищает духовный мир человека, формирует его культурный уровень.

 

В структуре философского знания, которая сложилась исторически, принято выделять следующие разделы:

- онтологию – учение о бытие;

- гносеологию – учение о познании;

- философскую антропологию – учение о человеке;

- социальную философию – учение об обществе в целом, общих законах его существования и развития.

- историю философии – учение о развитии самой философии.

В философскую антропологию могут быть включены этика и эстетика, как связанные с человеком учения о морали, нравственности и прекрасном.

 

Как же философия постигает наиболее общие законы развития и формы бытия существующей реальности?

История философских учений свидетельствует о том, что особых средств у нее нет. Философия использует средства, выработанные в рамках других форм общественного сознания и в первую очередь науки. Для построения и обоснования своих систем она использует средства рационального теоретизирования, обеспечивающие доказательность ее положений на основе законов логики, научных принципов и методов, прежде всего на основе принципа детерминизма («все имеет свою причину»), системности, взаимосвязи («все взаимосвязано), развития («все течет, все изменяется»). Но философия использует еще и рефлексию, как способность нашего сознания раскрепощаться от традиционных знаний и убеждений и находить точку опоры в себе самом. С зарождением рефлексии мысль приобретает неограниченное число степеней свободы, а вместе с этим бесконечные возможности творческого самовыражения. Это способ фиксации в логосе духовного феномена, проявляющего себя в философствовании. Духовный акт, запечатленный в логосе, обретается как философия.

Философия строится на умозрительных суждениях, а часто и на принимаемых без доказательств аксиомах, ибо их невозможно вывести из видимых вещей или эмпирического опыта. У них принципиально иная природа бытия. Философски мыслить – значит смотреть в корень вещей.

 

Мировоззренческая проблема человек – мир в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Эта проблема существует в различных формулировках: как отношение духа к природе; мышления к бытию; отношение души и тела; «Я» и «не-Я»; в виде вопроса – создан ли мир духовным началом или существует вечно и т.д. Постановка проблемы соотношения бытия и сознания обусловлена самим существованием человека как мыслящего и действующего существа. Проблема соотношения мышления и бытия получила название основного вопроса философии.

Основной вопрос философии можно сформулировать как вопрос о соотношении двух типов реальности – объективной и субъективной.

Когда философы ставят задачу выявления соотношения субъективной и объективной реальности, то, как показывает история философии, во-первых, имеется в виду соотношение бытия и сознания (онтологический аспект). Существуют бытие и сознание. Как они относятся друг к другу, что из них является основным и что производным, что является причиной и что следствием, что является первичным и что – вторичным?

Но основной вопрос философии имеет и гносеологический аспект. Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, в состоянии ли наше мышление познавать мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире составлять верное отражение действительности?

Таким образом, у основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности и вопрос о познаваемости. Тот или иной ответ на этот вопрос определяет специфику различных философских направлений и школ.

При решении первой стороны основного вопроса философии философы разделились на два больших лагеря – идеалистов и материалистов. Те, которые утверждают, что субъективная реальность, духовные сущности существовали до природы, до материального бытия и породили его, составили идеалистический лагерь. Те, которые началом считали природу, материю, вошли в лагерь материалистов.

Бытие, внешний мир, вещи и т.д. – реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания, первично по отношению к нему. Это – материализм.

Внешний мир, вещи и т.д. существуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельности – субъективный идеализм.

Внешний мир, вещи и т.д., а также наше сознание существуют благодаря какому-то высшему, духовному началу (мировой разум, мировая Воля, Бог) – объективный идеализм.

И материализм, и идеализм это монистические философские учения (монизм), т.е. признающие одно первичное начало. Но есть философы, считающие материю и сознание независящими друг от друга оба начала равнозначны, субъективны. Это – дуализм.

В связи со второй стороной основного вопроса о познаваемости мира также существую различные точки зрения. Большинство философов отвечают на этот вопрос утвердительно. Те же, кто отрицает такую возможность или говорит об ограниченности человеческого познания, получили название агностики, а их направление «агностицизм». (См. схему 1).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.