Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Религиозно-мистические ориентации в философии позднего эллинизма.

 

Греческий эллинизм это период начавшего упадка Древней Греции. Его начало связывают с 338 г. до н.э. – годом военной победы Македонии над Грецией. Полисы теряют свою независимость. Гибель суверенных греческих полисов, особенно демократических, установление там олигархической и тиранической форм правления при их зависимости сначала от Македонии, а потом от Рима – все это не могло не отразится на греческой культуре. В этих условиях меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес все больше сосредотачивается на жизни одного человека, на проблеме как выжить в столь сложных изменившихся условиях. Возникают новые школы, дающие по-своему ответы на требования жизни. Наиболее значительными были школы Эпикура «Сад Эпикура», стоиков, скептиков и киников.

 

Эпикур(341-270 гг. до н.э.).

Эпикур разделял свое учение на три части: канонику (теорию познания), физику (учение о природе) и этику. Порвав с философской традицией классической эпохи, Эпикур не придавал знанию самостоятельной ценности. Цель философии – обеспечение безмятежности духа, свободы и страха перед смертью и явлениями природы. Источниками наших знаний являются, по Эпикуру, чувственные восприятия, согласие с ними и основанными на них общими представлениями – критерий истинности знания. Все заблуждения возникают лишь вследствие ошибок нашей мысли. Эпикур готов был принять одновременно несколько объяснений одного и того же явления, если только эти объяснения исходили из естественных причин.

Эпикур воспринял атомистическое учение Демокрита. Согласно Эпикуру во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Тела воспринимаются непосредственно чувствами, а существование пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение. Все тела представляют собой соединение неделимых частиц – атомов, различающихся по величине, весу и форме: атомы вечно движутся в пустоте с одинаковой скоростью. Эпикур выдвинул положение о возможности случайного отклонения атомов от своей традиционной траектории, вследствие чего возможно их столкновение. Эпикур признавал бесконечное число миров в безграничном пространстве.



Для этики Эпикура главным было научить человека счастью. Выясняя, что мешает человеку быть счастливым, Эпикур называет три главных страха: боязнь богов, боязнь смерти и боязнь судьбы. Развенчивая эти страхи (боги бездейственны, им не до людей; смерть – лишение всех ощущений, значит мы ее не почувствуем; а судьбу человек делает сам, а самих себя никто не боится), Эпикур говорит, что надо делать для счастья. Это, прежде всего стремиться к наслаждению (геденизм), довольствуясь немногим (аскетизм).

 

Стоики

(Зенон из Китиона, Хризипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)

Второй, после эпикуризма, существенно новой эллинистической философской школой стала так называемая Стоя. Основатель стоицизма – Зенон из Китиона, а его завершитель Хризипп.

В натурфилософии стоики примыкают к диалектике Гераклита, выдвигая центральной проблемой физики познание всеобщего закона природы, который отождествляется ими с божественным разумом. Согласно диалектике стоиков, единство, закономерность и общая связь мира зависят от мирового порядка, от божественного огня. Стоики понимали мир как живое существо, в котором всевозможные возникновения и уничтожения совершаются по закону неизбежной необходимости (фатализм).

Согласно учению стоиков, мир, возникший во времени, не наделен атрибутом вечности, так как мировой пожар, подчиняясь всеобщей закономерности, периодически все обращает в пламя. Все поглощается божеством, чтобы вновь из него родиться.

Всемирная закономерность, фаталистически понятая необходимость, являясь ключевой категорией философии стоиков, занимает центральное место в стоической этике.

По этическому учению стоиков, в следовании мировой закономерности заключается сущность человеческой свободы. Избежать мировой закономерности, т.е. необходимости, человек не может: все в природе и человеческой жизни происходит необходимо.

Поэтому человек должен быть безразличен ко всем жизненным благам и несчастиям – к бедности, богатству, болезням, смерти. Истинное счастье человека – в действиях согласно необходимости, т.е. стойко встречать все, что с ним происходит, в том числе и смерть.

 

Скептицизм

(Пиррон, Агриппа, Аркесилай, Секст Эмпирик)

Философское направление, развивавшееся одновременно с эпикуризмом и стоицизмом. В скептической философии человеческое мышление как бы приостанавливается для того, чтобы окинуть взглядом пройденный им путь и критически взвесить достижения познания.

Ссылаясь на различия людей, различное устройство органов чувств, различия обстоятельств, положения, расстояния, местонахождения, на соотносительность явлений, качественную и количественную сторону предметов, различную степень повторяемости и последовательности явлений, различия законов, обычаев и т.п., скептики завели философскую мысль в тупик агностицизма, софистики и абсолютного релятивизма. По их мнению, противоположные определения одинаково истины и, следовательно, разрушают друг друга. (Вне поля их зрения оставалось единство противоположностей.). А раз человек ничего ни о чем не может утверждать, то все суждения бессмысленны и остается только безмолвствовать и быть невозмутимым. Это и есть счастье.

Человек, по мнению скептиков, не в состоянии познать причины явлений, однако он может познать их последствия, которыми, собственно, и должно в жизни руководствоваться. Философу скептику не до чего нет дела, чтобы не происходило. Он и смерть примет невозмутимо.

 

 

Киники

(Антисфен, Диоген, Кратет и др.)

Представители этого направления стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенного образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений, – это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому не заслонять солнца, брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т.п. Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, – лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной, и притом наиболее простой идее, Мыслить по-кинически – только средство; цель – жить по-кинически (в любом обществе по своим собственным законам).

Учение киников, созданное в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни, обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ – духовной свободы.

Все вышерассмотренные школы, несмотря на их вражду друг с другом, имели во взглядах то общее, что цель человеческой жизни они видели в счастье, понимаемом в смысле спокойствия жизни, и ставили своей задачей определить условия и средства для достижения этой цели.

 

Поздний эллинизм

(Плотин, Прокл) Iв. до н.э. - Iв. н.э.

Поздний эллинизм приходится на период упадка культуры Древней Греции. Вынужденная приспосабливаться к жизни под вторжением римских легионов, с одной стороны, и постоянным набегом варваров, с другой, Греция уже на могла в столь сложных условиях вернуться к своим высшим ценностям, к тому же разрушаемым захватчиками. Но, тем не менее «любовь к мудрости» сохранялась, хотя приобретала другие, отличные от классической формы.

Так, для этого периода характерны эклектизм, мистическая, идеалистическая философия, а также философия религиозная пессимистическая, философия упадничества, порожденная упадком и разложением старого, рабовладельческого строя.

Древнегреческий философский синтез эпохи позднего эллинизма, когда философия утратила свой творческий дух, не мог иметь такой высшей точки зрения, дающей возможность произвести органический синтез, а потому и оказывался эклектическим в дурном смысле этого слова (соединение разнородного).

 

Плотин(ок. 205 – ок. 270 г)

Философия Плотина есть синтез философии Платона и Аристотеля. Философия Плотина – это определенное завершение философии Платона, диалектическое обоснование платоновской теории « вневременного бытия» и синтез этого последнего с платоновски толкуемым учением Аристотеля о вечности мира. Плотин также унаследовал от Платона пифагорейское учение о числах, главным образом его диалектику сущего, единичного и чисел, мировой души. У Аристотеля он взял его теологию.

Главными моментами, определяющими всю плотиновскую философскую концепцию, являются три основных члена, или три начала: единое, ум и душа. Диалектика Плотина служит спекулятивному, т.е. чисто умозрительному, обоснованию неразрывной связи трех основных начал триады.

Ум, по Плотину, – это умопостигаемое единое, или идеальный мир, являющейся единством всех родов и видом абсолютного единого.

Душа является третьим началом диалектической триады Плотина. Единое делает душу мыслящей. Душа – это активная мыслительная деятельность, выявляющая содержание ума и единого. Душа получает свой свет от ума.

Плотин своей философией выступает как платоник, диалектически обосновывающий и систематизирующий философию Платона.

 

Прокл, известен как последний крупный представитель неоплатонизма. В своих комментариях к трудам Платона и Плотина он демонстрирует мистико-спекулятивную диалектику.

У Прокла, как и у неоплотоников вообще, диалектика исходит из того, что не понятия и категории являются отражением единого (реального бытия), а, наоборот, единое есть отражение и эманация понятий, категорий. Его диалектика прежде всего служит доказательству существования абсолютного единого в качестве верховного разума – бога.

Неоплатоники посредством математического числа сняли субъективно- объективную противоположность, благодаря учению о Едином и его эманациях, проложив тем самым дорогу к средневековому монизму, хотя сами оставались язычниками.

Неоплатонизм стал возрождением и логическим завершением идеалистической философии Платона, которая в рамках всемирной истории философии выступает как первый синтез проблематики идеалистической философии.

 

 

МОДУЛЬ 2 (продолжение)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.