Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Интерпретации исторического процесса.

 

 

Объект исследования социальной философии – общество. Социальная философия занимается познанием социальной реальности, отличающейся от природной реальности, которой занимается онтология.

Социальная философия – это философия общества, выявляющая природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития. Предметом анализа социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия, социальной онтологии.

Социальную философию интересует отличие общества от природы, его своеобразие, отношение к государству, религии, морали, системе ценностей, духовной культуре.

Основная задача социального знания заключается в анализе общественных процессов и выявление в них закономерных повторяющихся явлений. Социальное знание обобщает, стремиться объяснить многообразие общественных законов функционирования и развития общества. На их основе делаются прогнозы.

Функции социальной философии:

гносеологическая – исследует и объясняет наиболее общие закономерности развития общества в целом;

методологическая – выступает как учение о методах познания социальной реальности;

интегративная – устанавливает всеобщие связи социального бытия;

прогностическая – создает гипотезы об общих тенденциях развития социальной жизни и человека;

социальная – объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению;

гуманитарная – формирует гуманистические ценности и идеалы.

Социально-философское знание разрабатывается на основе обобщения практики конкретно исторического этапа развития общества и представляет собой системообразующую основу для всех социальных знаний. Оно ориентируется на выработку наиболее общих представлений о бытии человека – природном и социальном, а также о законах его развития и отношения к миру.



Социальная философия как сфера философского знания оформилась во времена античности. Ее появление связано с именами Сократа и особенно Платона (он первым понял необходимость осмысления общества).

К важнейшим проблемам социальной философии относят:

каким образом становится возможным сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе;

какие существовали и существуют в различные исторические эпохи пути и средства строительства социальных отношений;

какой характер имеют объективные преграды, встающие перед людьми;

как эти ограничения осмысливаются людьми и отражаются в практике.

Общество – один из наиболее сложных объектов философского анализа. Оно состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, находящихся в чрезвычайно сложных отношениях между собой. Это не простая совокупность элементов и подсистем, а динамическая социальная система, находящаяся в постоянно изменяющихся связях и взаимодействиях. Это целостное противоречивое образование.

Важнейшими чертами общества выступают его самодостаточность, нелинейность развития, многообразие форм и моделей существования, исключительная динамичность.

К исследовательским программам, сформировавшимся в социальной философии, как считает доктор философских наук Я.С.Яскевич, относятся следующие: натуралистическая (этноцентризм, органицизм); культурно-историческая (культурно-центристская), психологическая и социопсихологическая исследовательские программы; исследовательские программы классического и постклассического марксизма; программа социального действия М.Вебера; программа социальной реальности как феномена символической интеракции (Дж.Г.Мид); программа структурного функционализма (Т.Парсонс); программа общественной рациональности и коммуникативного действия, «систем» и «жизненного мира» (Ю.Хабермас) и др.

Натуралистическая программа (Т. Гоббс, О. Конт, Г. Спенсер, Монтескье, Л. Мечников и др.) допускала правомерность перенесения методологических особенностей естествознания на социально-гуманитарное знание и формировала идеалы и нормы научности по образу естественных наук. Перенесение центра тяжести одной науки на другую в натуралистических программах отражало степень зрелости естествознания, науки в целом и появление в ней все новых лидирующих дисциплин, с помощью которых и объяснялись закономерности развития общества (механики, географии, биологии, экономики и др.).

В рамках культур-центристской исследовательской программы общество рассматривается как сверхиндивидуальная реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, духовных ценностей, культурных смыслов и образов, обусловливающих ход всемирной истории и деятельности отдельных индивидов (Кант, Гегель, Гердер, Риккерт, Дильтей, Тейлор и др.).

В рамках психологической и социопсихологической исследовательских программ предпринимаются попытки объяснить социальную жизнь на основе влияния на человеческое поведение психологических факторов (Л.Уорд, Г.Тард, В.Парето и др.).

В 40-х годах ХIХ в. создавалась марксистская исследовательская программа социального развития. В ее рамках обоснована концепция материалистического понимания истории, построено учение об общественно-экономических формациях, которое в современных условиях переосмысливается, сопоставляется с концепцией цивилизационного развития, разработана материалистическая диалектика, представлена концепция человека как совокупности общественных отношений.

Структурно-функциональный подход (Т.Парсонс): исследуются как факторы, способствующие равновесию и стабильности общества, так и те, что мешают этому. Важными признаются вопросы о нормах и ценностях, которые способствуют функционированию общества, а так же о тех, что порождают отклонения в нормальном развитии.

Из современных программ интересна программа коммуникаитивного действия Ю.Хабермаса. Фундаментальным условием осуществления этой программы Хабермас считает радикальную трансформацию европейской рациональности, моделирующей насилие в жестских формах логизма и технологнического операционализма. Субъект-объектная структура отношений человека должна быть переориентирована на субъектно-объективную структуру, моделируемую межличностным общением – «интеракцию», понимаемую Хабермасом не только как социальное взаимодействие, но как глубинную содержательную коммуникацию в ее личностном измерении.

Общество, как и любой другой объект действительности представляет собой сложную систему, испытывающую как внешнее воздействие (со стороны природных и социальных объектов), так и особенности своей собственной структурной организации и функционирования.

Общество как целостная система складывается из составляющих его элементов, представляющих собой сложную иерархию подсистем. Исходным элементом всякого общества является человек или определенное количество людей, объединенных родственными, хозяйственными, этническими, религиозными, политическими и ментальными связями.

Но кроме главных составляющих общество элементов, в нем выделяют подсистемы: экономическую, политическую и социальную.

Экономическая подсистема – это производственно-распределительные связи и отношения, необходимо связанные с разделением труда и распределением людей по своеобразным социально-профессиональным ячейкам, внутри и между которыми устанавливаются трудовые и экономические отношения, образуя социальные слои, классы, сословия, касты, цехи, профессии и т.д.

Политическая подсистема – это управляющая система с соответствующими органами руководства (от вождя племени до парламента и президента государства), политическими организациями и общественными объединениями. В рамках этой подсистемы люди подразделяются на управляющих и управляемых. Эта подсистема пронизывает все общество, а высшие ее этажи приобретают характер политической подсистемы.

Социальная подсистема – это сложная система социальных связей, образующая социальную структуру общества, в которую входят демографическая (рассматривающая общество по половым признакам, возрастным, семейным), территориальная (деление территории на административные единицы, город, село), этническая (распределение населения по этническим признакам, национальностям), религиозная (рассмотрение населения по конфессиям, существующим в обществе), производственная (тяжелая промышленность, легкая, химическая, машиностроение, электронная и т.п.), профессиональная (профессии в обществе) и т.д.

Эти подсистемы взаимосвязаны и пронизывают друг друга.

Как природа человека подразделяется на материальную и духовную, так и общество подразделяется на две сферы: материальную и духовную, которые по- своему проявляются в каждой из подсистем.

Если экономика выступает как базис общества, то духовная сфера – это его надстройка, которая, что является ее особенностью, может выступать и в своей чистой форме – в форме искусства, науки, философии, образования, морали и религии, приобретая характер особых форм общественного сознания в его обыденном или теоретическом проявлении, (т.к. предметы культуры и искусства имеют свою форму материального воплощения).

Общество во всей своей целостности и одновременно дифференцированности на различные сферы и жизнедеятельности человека предстает в качестве социокультурной системы.

Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнования мира, созидания определенных форм жизнедеятельтности в нем.

Культура имеет дифференцирующее классовое, этническое, цивилизационное, религиозное содержание, т.е. определенные ее компоненты направлены на поддержание, обеспечение устойчивости и динамического развития определенных социальных, национальных, территориальных и других общностей.

Со второй половины ХIХ в. в трудах О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, А.Тойнби и других философов утверждалась идея о двух основных типах общества – традиционном (военном), основанном на принуждении и индустриальном (промышленном), основанном на сотрудничестве.

Как целостное образование общество состоит из подструктур. Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии.

Принято выделять следующие подструктуры общества.

Первая – социально-этническая структура, связанная с биологической природой и включающая в себя следующие формы общности: род, племя, народность, нацию.

Вторая подструктура – социально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

Третья подструктура – социально-пространственная как форма организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские, межпоселенческие и т.п.)

Четвертая подструктура – социально-классовая, открытая и описанная марксистского подхода как определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.

Пятая подструктура – профессионально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

В ХХ в. сначала в противовес теории классов и классовой борьбе, а ныне как существенно дополняющая и обогащающая классовый «срез» используется теория социальной стратификации, согласно которой существует система признаков и критериев социального расслоения и социальной дифференциации в обществе, которая не менее важна чем классовая и которая дает возможность увидеть неоднородность общества по вертикали и горизонтали.

Социальная деятельность в политической сфере общества, направленная на формирование, исследование и проектирование различных форм государственного управления; многообразных государственно-административных институтов; морально - правовых норм; отношений и институтов власти, механизмов ее достижения, удержания, укрепления и реализации есть политика. ПОЛИТИКА – наука и искусство жить в обществе, руководить им и управлять людьми.

Центральным началом политики является власть. Она средство осуществления политики.

Власть - это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам и личности.

К универсальным свойствам власти относятся: всеобщность. То есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы: пространство власти может быть самым малым (личность самого человека, семья) и предельно большим – государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.