Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Модуль 6. Философская антропология ( 2 ч. )

 

1. Человек как философская проблема. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и неклассической философии.

2.Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии.

3.Деятельность как сущностная характеристика человека.

4. Сознание и эволюция форм отражения.

5. Многомерность и системная природа сознания.

5. Индивидуальное и общественное сознание.

 

Литература к семинару:

 

1. Мятяш, Т.П. Философия: учебник для высших учебных заведений. /Л.В. Жаров, .П. Мятяш, Е.Е. Несмиянов, под ред. Т.П. Мятяш. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

2. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /В.С. Степин [ и др.;] под общ. ред. Я.С. Яскевич.-Минск, 2007.

3.Философия: учеб. пособие /В.К. Лукашевич [ и др.]; под общ. ред. В.К.Лукашевича.- Минск,2001.

4. Философия: учеб.- метод. комплекс / А.И. Зеленков [ и др.]; под ред. А.И. Зеленкова.- Минск, 2003

5. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич, У.Д. Розенфельд и др.; Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн.: Новое знание, 2001.

6. Философия в цитатах. Европейская философия словами ее творцов /Составитель и предисловие Б.М. Могилевского.- М.; Водолей, 2015

7. Антропологическая проблематика в западной философии. М.,1991.

8. Мир философии. В 2 ч. – М.,1992

9. Проблема сознания в философии и науке.-М.,1996.

10.Проблема человека в западной философии. – М.,1988.

 

 

Модуль 7. Теория познания и философия науки ( 2 ч.)

1. Гносеология и ее место в системе философского знания.

2. Субъект, объект, предмет познания.

3.Формы и методы научного познания.

4. Проблема истины в теории познания.

5.Понятия науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт.



6. Картина мира как философская категория.

7.Наука в системе социальных ценностей.

 

Литература к семинару:

 

1. Мятяш,Т.П. Философия: учебник для высших учебных заведений. /Л.В. Жаров, .П. Мятяш, Е.Е. Несмиянов, под ред. Т.П. Мятяш. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

2. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /В.С. Степин [ и др.;] под общ. Ред Я.С .Яскевич.-Минск, 2007.

3.Философия: учеб. пособие /В.К. Лукашевич [ и др.]; под общ. ред. В.К.Лукашевича.-Минск,2001.

4. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [ и др.]; под ред. А.И. Зеленкова.- Минск, 2003

5. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич, У.Д. Розенфельд и др.; Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн.: Новое знание, 2001.

6. Философия в цитатах. Европейская философия словами ее творцов /Составитель и предисловие Б.М.Могилевского.-М.; Водолей, 2015

7. Теория познания: В 4 т. М., 1991 – 1995.

 

Модуль 8. Социальная философия ( 2 ч. )

1. Место социальной философии в системе философского знания.

2. Особенности объекта и предмета исследования социальной философии.

3. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

4. Материально-производственная сфера жизни общества.

5. Гражданское общество и государство.

6. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция.

7. Роль народных масс и личности в истории.

8. Теоретические модели общества в истории философии.

 

Литература к семинару:

 

1. Мир философии. В 2 ч. – М.,1992.

2. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: учеб.-4-е изд. Перераб. И доп.-Москва: Просвет, 20125.

3. Калмыков, В.Н. Философия: учебное пособие/ В.Н.Калмыков-Минск,2006.

4. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /В.С. Степин [ и др.;] под общ. Ред Я.С .Яскевич.-Минск, 2007.

5. Философия: учеб. пособие /В.К. Лукашевич [ и др.]; под общ. ред. В.К.Лукашевича.-Минск,2001.

6. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [ и др.]; под ред. А.И. Зеленкова.- Минск, 2003.

7. Гобозов, И.А. Социальная философия: учебник для вузов / И.А. Гобозов. – М.,2007.

8. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

9. Кульбицкая, Л.Е. Социальная философия: курс лекций для студентов всех специальностей / Л.Е. Кульбицкая.- Мн. Современные знания, 2007.

10. Маркс, К. К критике политической экономики. Предисловие / К. Маркс, Ф.Энгельс //Э Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.,1085. – Т.13.

11. Социальная философия: Хрестоматия. – Ч.1-3.-М., 1994.

12. Шпенглер, О. Закат Европы: В 2 т./ О. Шпенглер – М., 1993, 1998.

13. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К.Ясперс. – М.,1994.

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛИРУЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Данный раздел рассматривается студентом при подготовке к семинарским занятиям. Вопросы самоконтроля расположены в соответствии с планами семинаров.

 

Вопросы для самоконтроля
1. В чем специфика философии как гуманитарной науки?
2. Почему так сложно определить объект и предмет философии?
3. Какие разделы образуют структуру философии как науки?
4. Для чего человеку необходимо мировоззрение и благодаря чему оно
формируется?
5. Охарактеризуйте исторические типы мировоззрения. Какие из них
существуют в современном мире?
6. Почему философия в своем осмыслении мира пользуется двумя
методами? Назовите их и опишите.
7.Что понимается под мировоззрением и как оно формируется?

8. Какие виды мировоззрения Вы знаете?

Чем обыденное мировоззрение отличается от философского
мировоззрения?
8. Что такое «проблемное поле философии»?
9. В чем смысл основного вопроса философии?
10. Установите соответствие между историческими типами
мировоззрения (миф, искусство, религия, философия и наука) и их
чертами:синкретизм; деление мира на естественный и сверхъестественный;
развивает способность ориентироваться в противоречиях общественной
жизни; исторически первый тип мировоззрения; антропоморфизм; опирается
на веру в спасение в сверхъестественной мире; воплощает эстетическое
отношение к действительности; формулирует общие принципы видения мира
во взаимодействии с человеком; с греческого языка означает «любовь к мудрости».

 

Вопросы для самоконтроля
1. В чем специфика раннегреческой философии?
2. Что такое космоцентризм?
3. Почему древние мыслители так упорно искали первоначала?
4. В чем преимущество учения Демокрита перед остальными
мыслителями?
5. Какому разделу философии положили начало натурфилософы?
6. Кто такие софисты?
7. Из какого тупика вывел зарождающуюся философию Сократ?
8. Какие методы использовал Сократ для поисков истины?
9. Составьте словарь философских категорий раннегреческой философии.

 

Вопросы для самоконтроля
1. Что понимал Платон под «идеями»?
2. Какой раздел философии обогатило учение Платона?
3. По какому поводу Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина
дороже»?
4. Охарактеризуйте вклад Аристотеля в развитие философии.
5. В чем сходство и различие космологии (учение о развитии мира)
Платона и Аристотеля?
6. Каков идеал человека в античности? Что понимают под понятием
«добродетель» Платон, Аристотель и Эпикур?
7. Назовите основную философскую проблему эпохи эллинизма?
8. На идеи каких мыслителей опирается Эпикур в своей онтологии?
9. В чем смысл гедонизма Эпикура?
10. В чем суть учения стоиков?
11. В чем проявлялась религиозно-мистическая ориентация позднего эллинизма?

 

Вопросы для самоконтроля
1. Назовите причины появления христианства и его быстрого
распространения.
2. Почему в Средневековье возникает проблема соотношения веры и
разума?
3. В чем сущность спора номиналистов и реалистов?
4. Почему Фома Аквинский считается вершиной средневековой
философии?
5. В чем суть учения Фомы Аквинского о человеке?
6. Почему Фома Аквинский стал столпом католицизма?
7. Какие особенности мышления развивала средневековая схоластика?

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем причины возврата к идеалам античности?
2. Кто такие гуманисты?
3. Что означают антропоцентризм, пантеизм, индивидуализм?
4. В чем суть «коперниканской революции» в философии?
5. Какие идеи были у первых утопистов-социалистов?

 

Вопросы для самоконтроля

1.Почему Ф. Бекона и Р. Декарта считают основоположниками философии Нового времени?

2. Что такое рационализм и эмпиризм?

3.Почемув в ХVII в. возникает необходимость выработки новых методов исследования?

4.Какие надежды связывали философы ХVIII в. с просвещением народных масс?

5. Назовите представителей эпохи Просвещения?

6. Раскройте основные философские идеи эпохи Просвещения.

7. В чем суть концепции «естественного права» человека и «общественного договора»?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему в творчестве И. Канта выделяют два периода?

2. В чем суть «коперниканской революции» И. Канта в гносеологии?

3. В чем суть кантовской «вещи в себе»?

4. Почему гегелевскую философию можно назвать рационалистической?

5. Какова цель «абсолютной идеи» в ее самодвижении в философии Гегеля?

6. Назовите основные законы диалектики, сформулированные Гегелем.

7. Какой вклад внес Гегель в развитие социально-политической мысли?

8. Назовите особенности философии марксизма.

9. Что такое материалистическое понимание истории?

10.Назовите представителей иррационалистической традиции в неклассической философии.

11.Что такое иррационализм?

12. Назовите основные черты классического и неклассического философствования.

13. Какие стадии восхождения к Богу выделяет С..Кьеркегор?

14. «Философия жизни», ее основные течения и задачи.

15. В чем о сновные идеи Ф.Ницше ?

15. Что считал А. Шрпенгауэр лежит во всем течении событий Вселенной?

16. Что такое «экзистенция»?

 

Вопросы для самоконтроля

1.В чем принципиальное отличие западной философии ХХ века от предшествующих философских систем?

2. С чем связано возникновение в философии позитивизма?

3. В чем суть социального бытия человека в экзистенциализме?

4. Как понимал человеческое бытие М. Хайдеггер? («подлинное и неподлинное существование»).

5. Герменевтика и круг ее проблем.

6. Почему в философии к концу ХХ века появляется интерес к языку?

7. Анри Бергсон об интуиции в познании.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите особенности белорусской философской мысли.

2. В каких социокультурных условиях возникает философия на белорусских землях?

3. Назовите основные этапы становления национального самосознания белорусов.

4. Назовите признаки, указывающие на высокий уровень развития культуры и философии в Великом княжестве Литовском.

5.Перечислите особенности эпохи Возрождения и Реформации на белорусских землях.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какие проблемы исследуются в контексте философской онтологии?

2.Что означает понятие метофизика?

3.В чем смысл прблемы бытия?

4. Какая категория обозначает внутреннее единство всего существующего?

5. Назовите виды, формы и уровни бытия.

6. Назовите основные атрибуты бытия.

7. Дайте определение материи.

8.Выделите три основные сферы материального мира.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что в философии понимают под движением?

2. Мыслимо ли движение без материи?

3. Какие существуют формы и типы движения?

4. Дайте философское определение пространству и времени.

5. Что такое субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени?

6. Что такое социальное пространство и время?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите синонимы понятия «природа».

2. Что означает понятие «природа» в узком и широком смысле?

3. В чем специфика восточной традиции понимания природы?

4. Какие модели взаимодействия человека с природой сформировались в западноевропейской культурной традиции?

5. Назовите факторы, влияющие на динамику биосферы.

6. Кто ввел понятие «ноосфера»?

7. В чем смысл устройства ноосферы?

8. Какие проблемы являются самыми актуальными в системе «человек – природа – общество»?

9. Назовите причины появления глобальных проблем.

10. Каковы пути выхода из сложившегося глобального экологического кризиса?

1.Что означает термин «метафизика»?

2. В чем специфика метафизической области знания?

3. Чем отличается современное представление о метафизике от античного?

4. Охарактеризуйте категориальный аппарат онтологии.

5. В чем различие категорий «сущность» и «существование»?

6. Почему современная философия акцентирует внимание на проблеме определения смысла жизни человека, а не устройстве бытия?

7. Диалектика и синергетика: назовите основные принципы и категории.

8. Необходимость – это категория диалектики или синергетики?

9. Кто автор законов диалектики?

10. Какая научная теория лежит в основании синергетики?

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое метод?

2. Когда появился термин «диалектика»? Что он означал?

3.Перечислите основные принципы диалектики и объясните из.

4. Какие этапы развития прошла диалектика?

5. Кем и когда была разработана целостная концепция диалектики?

6. Что такое диалектический материализм?

7. Какие формы диалектики Вы знаете?.

8. Назовите основные законы диалектики.

 

Вопросы для самопроверки

1.Чем отличается философская трактовка природы от естественнонаучной?

2. Как трактуется природа в античной картине мира?

3. Когда возникла тенденция отношения к природе как объекту изучения и преобразования?

4.Что такое технократическое мышление?

5. Что такое синергетика?

6. Возможна ли эволюция человека и природы?

7. Кто и когда ввел понятие «ноосфера» и что оно означает?

8. Что такое «экологические проблемы современности»?

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие проблемы решаются в разделе философии «гносеология»?

2. Зачем человек участвует в познавательном процессе?

3. Что такое познание? Назовите формы познания.

4. В чем специфика субъекта и объекта познания?

4. На что направлено познание современного человека: на мир в целом; на самого себя; на природную реальность; на преобразование социокультурной реальности?

5. Какой вопрос является основным вопросом гносеологии?

6. В чем смысл гносеологического оптимизма, агностицизма, скептицизма? 7. Назовите общенаучные методы познания.

8. Назовите структурные элементы познания.

9. В чем отличие интуиции от веры?

10.Что такое творчество? Какие формы творчества существуют?

11.Назовите характеристики и формы истины.

12. Какие формы чувственного познания Вы знаете?

13.Что нового внес в теорию познания И. Кант?

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое наука? Какова ее цель?

2. Когда наука сформировалась как социальный институт?

3. Что такое научная картина мира?

4. Когда сформировалась классическая наука?

5. Чем факт отличается от гипотезы?

6 . Какие требования необходимо выполнить при формулировке гипотезы?

7. Какие законы развития мира Вы знаете?

8. Что такое научные революции и их роль в развитии науки?

9. Что такое этические проблемы науки?

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем специфика философского осмысления проблемы человека?

2. Чем отличаются понятия «индивид», «индивидуальность» и «личность»? 3.Что означает выражение «человек – это субъект мира»?

4. Что такое антропогенез?

5. Назовите и охарактеризуйте концепции антропогенеза.

6. Что общего и особенного в трудовой и игровой концепциях происхождения человека?

7. Почему проблема жизни, смерти и бессмертия является самой актуальной проблемой человека?

8. В чем разница между понятиями «бытие» и «жизнь»?

9. Назовите формы бессмертия человека.

10. Как в религиях мира осмысливается духовный феномен

бессмертия?

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные традиции рассмотрения сознания сложились в философии?

2. Какие теории происхождения сознания Вы знаете?

3. Как связаны между собой сознание и мозг?

4. Что означает «культурогенез сознания»?

5..Какие состояния сознания Вы знаете?

6. Что означает выражение «субъективный образ объективного мира»?

7. Как сознание связано с идеальным?

8. Что такое самосознание?

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие проблемы решаются в разделе философии «гносеология»?

2. Зачем человек участвует в познавательном процессе?

3. Что такое познание? В чем специфика субъекта и объекта познания?

4. На что направлено познание современного человека: на мир в целом; на самого себя; на природную реальность; на преобразование социокультурной реальности?

5. Какой вопрос является основным вопросом гносеологии?

6. В чем смысл гносеологического оптимизма, агностицизма, скептицизма? Какая позиция близка вашему мировосприятию? Почему?

7. Назовите структурные элементы познания.

8. В чем отличие интуиции от веры?

9. Что такое творчество? Какие формы творчества существуют?

10.Назовите характеристики и формы истины.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает социальная философия?

2. Чем отличается общество от природы?

3. Что такое общество?

4. Что выступает способом существования общества?

5. Какие концепции возникновения общества Вы знаете?

6. Как представляли общество философы античности и средневековья?

7. Что такое материалистическое понимание истории?

8. Какие критерии общественного прогресса Вы знаете?

9. В чем суть цивилизационного подхода к анализу общественного развития?

10.Что такое цивилизация и как это понятие соотносится с понятием культуры?

11. Кто из философов заложил традицию отрицательного отношения к цивилизации?

 

ТЕСТЫ ПО МОДУЛЮ «ФИЛОСОФИЯ»

 

Онтология – это:

 

а) учение о познании

б) учение о бытии

в) учение о последовательном и упорядоченном мышлении

г) всеобщая теория ценностей

 

Проблемное поле философии не включает:

 

а) исследование бытия

б) исследование познания

в) исследование информации

г) исследование космоса

 

Что из перечисленного не относится к формам мировоззрения:

 

а) искусство

б) мифология

в) литература

г) наука

 

Философия делает свои выводы на основе:

 

а) наблюдения

б) эксперимента

в) рационального теоретизирования

г) аргументов и фактов

 

К функциям философии не относится:

 

а) прогностическая

б) управленческая

в) критическая

г) идеологическая

 

Религиозно-мифологическое мышление древних индийцев отражено:

 

а) в Тибетской «Книге мертвых»

б) в Ведах

в) в Махабхарата и Рамаяна

г) в учении Агни – йоги

 

Для древнеиндийской философии характерно:

 

а) экспериментально-теоретическое познание

б) концептуальное построение знания

в) логико-рациональное постижение действительности

г) религиозно-мифологическое отражение действительности

 

К четырем благородным канонам буддизма не относится положение:

 

а) жизнь – страдание и потому зло

б) человек должен активно действовать

в) путь правильной жизни- это устранение собственных желаний

г) чтобы достичь счастья, надо отказаться от постоянного стремления к нему

 

Какие основные школы в философии сложились в Древнем Китае?

 

а) Даосизм

б) Конфуцианство

в) Синтаизм

г) Буддизм

 

Назовите исходное понятие философии буддизма:

 

а) надежда

б) страдание

в) оптимизм

г) любовь

 

Кто из древнегреческих философов впервые попытался найти физическое начало без посредством мифов:

 

а) Сократ

б) Платон

в) Пифагор

г) Фалес

 

Кто впервые ввел в оборот понятие «бытие»:

 

а) Платон

б) Фалес

в) Парменид

г) Аристотель

 

Идеи атомизма в древнегреческой философии развивал:

 

а) Демокрит

б) Героклит

в) Пифагор

г) Сократ

 

Кто повернул философию Греции от познания природы к человеку?

 

а) Платон
б) Сократ

в) Аристотель

г) Эпикур

 

Кто ввел в обиход понятие «метафизика»?

 

а) Гераклит

б) Эпикур

в) Аристотель

г) Диоген

 

Основные положения веры называются:

 

а) антиномиями

б) тезисами

в) догматами

г) теодицеями

 

Какие периоды выделяют в средневековой философии?

 

а) патристики

б) схоластики

в) логистики

г) апологетики

 

Что такое универсалии?

 

а) способ убеждения

б) общие понятия

в) доказательства

г) способ дискуссии

 

Почему средневековой религии нужна была античная философия?

 

а) исследовать социальную действительность

б) исследовать природу

в) найти рациональные доказательства веры

г) сформировать христианскую философию

 

 

Откуда произошел термин «гуманизм»?

 

а) из Древней Греции

б) из эпохи Возрождения

в) из эпохи Просвещения

г) из Нового времени

 

Пантеизм – это:

 

а) Главенство божественного над природой

б) Независимость природы от Бога

в) Природа и Бог слиты в единое

г) Материальность всего сущего

 

 

Антропоцентризм означает

 

а) Бог в центре всего

б) Человек в центре всего

в) Природа в центре всего

г) Разум в центре всего

 

Гуманизм – это направление в философии утверждающее:

 

а) Гелиоцентризм

б) Теоцентризм

в) Антропоцентризм
г) Атеизм

 

Кто был основоположником рационализма?

 

а) Аристотель

б) Абеляр

в) Р.Декарт

г) Б.Спиноза

 

Эмпиризм – это:

 

а) опытное познание мира

б) чувственное познание мира

в) способ моделирование мира

г) мыслительное постижение

 

Агностицизм – это:

 

а) утверждение, что мир познаваем

б) утверждение, что мы не знаем, познаваем мир или нет

в) утверждение, что мир непознаваем в принципе

г) утверждение, что уже все познано

 

Теорию «общественного договора» внесли в философию:

 

а) мыслители Древнего Китая

б) мыслители эпохи Возрождения

в) мыслители Нового времени

г) мыслители эпохи Просвещения

 

Кто был представителем немецкой классической философии?

 

а) Б. Спиноза

б) И. Кант

в) Д. Локк

г) Л. Фейербах

 

В чем проявилась диалектика Гегеля?

 

а) в учении о причине и следствии

б) в учении о форме и содержании

в) в учении о превращении Абсолютной идеи

г) в учении о морали

 

По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

 

а) сознания

б) производительных сил

в) мирового исторического процесса

г) божественное предопределение

 

Кто ввел в обиход термин « экзистенция»

 

а) Э. Гуссерль

б) Ф. Ницше

в) А. Шопенгауэр

г) С. Кьеркегор

 

Для философов жизни основными понятиями были:

 

а) ощущение жизни

б) воля к жизни

в) воля к власти

г) воля как «жизненный порыв»

 

Для Э. Гуссерля жизненный мир это:

 

а) Мир феноменов, переживаемых и интуитивно постигаемых индивидом

б) мир затронутый восприятиями человека

в) мир как трансцендентное

г) мир как мифопоэтическая таинственная многозначность

 

Укажите, какие две эпохи можно выделить в развитии европейской философии:

а) протофилософия г) неклассика

б) классика д) постклассика

в) неоклассика

 

Назовите предпосылки кризиса классической философии:

 

а) кризис рационалистического мировоззрения

б) революция в естествознании

в) фрагментарность проблемного поля философии

г) появление новых философских концепций

 

Определите черты, отличающие постклассику от классической философии:

 

а) критика созерцательности предшествующей философии

б) отрицание познаваемости мира

в) критика объективизма предшествующей философии

г) борьба материализма и идеализма

д) лингвистический поворот в философии

е) плюрализм философской мысли

 

Назовите черту, характерную как для философской классики, так и для постклассической философии:

 

а) логическая строгость выводов;

б) интерес к человеку

в) рефлексивность

г) противостояние материализма и идеализма

 

Назовите философов классической эпохи:

 

Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Лейбниц, Парменид, К. Ясперс, Николай Кузанский, Л. Фейербах, К. Поппер, Т. Кун.

 

Назовите представителей постклассической философии:

 

Аристотель, Э. Гуссерль, Дж. Локк, Р. Декарт, Л. Витгенштейн, Ю. Хабермас, И.Кант, Фома Аквинский.

Назовите основоположника феноменологии – одного из самых влиятельных направлений современной философии:

 

а) В. Дильтей в) М. Хайдегер

б) К.Ясперс г) Э. Гуссерль

 

Какой из нижеприведенных феноменов человеческого бытия является главным объектом исследования аналитической философии ХХ в.?

 

а) рисунок б) разум

в) язык г) чувства

 

Какое понятие является синонимом понятия «бытие»?

 

а) реальность

б) космос

в) материя

г) субстанция

 

Любое изменение, преобразование, процесс -- это:

 

а) эволюция

б) развитие

в) движение

г) скачок

 

Какой из законов диалектики указывает на источник развития?

 

а) единства и борьбы противоположностей

б) перехода количества в качество и обратно

в) отрицания отрицания

 

В материалистической философии душу человека ассоциируют с:

 

а) сознанием

б) бессознательным

в) с психикой

г) телом

 

Какое философское направление уделяет особое внимание человеку?

 

а) марксизм

б) позитивизм

в) герменевтика

г) экзистенциализм

 

Понятие «синергетика» появилось:

 

а) в Новое время

б) в конце ХIХ века

в) в середине ХХ века

г) в ХХI веке

 

Когда появились глобальные проблемы человечества?

 

а) в ХIХ веке

б) в ХVII веке

в) в ХХ веке

г) в ХХI веке

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.