Лекция2 ФАРМАКОДИНАМИКА И ФАРМАКОТЕРАПИЯ. С.В. Скальский, Г.П. Чернышёв
РАБОЧАЯ
ЛЕКЦИОННАЯ ТЕТРАДЬ
ПО БАЗОВОЙ ФАРМАКОЛОГИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Омск – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
|
| РАЗДЕЛ I.
| ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
|
| Лекция 1.
| Фармакология. Фармакокинетика лекарств
|
| Лекция 2.
| Фармакодинамика и фармакотерапия. Нежелательные эффекты. Номенклатура и классификация лекарств
|
| | |
| РАЗДЕЛ II.
| СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПЕРИФЕРИЧЕСКУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ
|
| Лекция 3.
| Средства, влияющие на афферентную иннервацию
|
| Лекция 4.
| Средства, влияющие на эфферентную иннервацию.Холинергические средства
|
| Лекция 5.
| Адренергические средства
|
| | |
| РАЗДЕЛ III.
| СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ
НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ
|
| Лекция 6.
| Угнетающие ЦНС и психотропные
|
| Лекция 7.
| Анальгетики наркотические, ненаркотические и НПВС
|
| | |
| РАЗДЕЛ IV.
| СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
|
| Лекция 8.
| Препараты глюкокортикостероидных гормонов. Противодиабетические средства
|
| |
|
| РАЗДЕЛ V.
| СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
|
| Лекция 9.
| Противоаллергические и влияющие на органы дыхания
|
| Лекция 10.
| Средства, влияющие на органы пищеварения
|
| Лекция 11.
| Средства, влияющие на органы пищеварения (продолж.)
|
| Лекция 12.
| Средства, влияющие на гемостаз. Антианемические
|
| Лекция 13.
| Диуретики. Средства, влияющие на ренин-ангиотензин-альдостероновую систему
|
| Лекция 14.
| Средства, применяемые при артериальной гипертензии
|
| Лекция 15.
| Средства, применяемые при ИБС и гиполипидемические
|
| Лекция 16.
| Средства, применяемые при сердечной недостаточности и аритмиях
|
| |
|
| РАЗДЕЛ VI.
| СРЕДСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ
|
| Лекция 17.
| Химиотерапевтические средства. Антибактериальные средства, антибиотики β-лактамные
|
| Лекция 18.
| Антибиотики других групп
|
| Лекция 19.
| Синтетические антибактериальные средства.
Противотуберкулезные препараты
|
| Лекция 20.
| Противовирусные, противомикозные и
противопаразитарные средства
|
| Лекция 21.
| Методы создания и оценки лекарств. Понятие о клинической фармакологии
|
| | |
| | |
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рабочая лекционная тетрадь содержит все основные слайды, демонстрируемые на лекциях по базовой фармакологии. Разработанный авторами дизайн этих слайдов предусматривает необходимость активного сотрудничества обучающихся с лектором. Это сотрудничество направлено на установление логических взаимосвязей между фармакологическими эффектами лекарственных средств и возможностью их практического использования.
Противоположная страница предназначена для записи комментариев к каждому разбираемому на лекции слайду, а также дополнительной информации из источников, рекомендуемых для самоподготовки к практическим занятиям. Таким образом, к концу учебного года у каждого студента формируется подготовленный при его непосредственном участии учебный «продукт», достаточный для успешного освоения базовой фармакологии и полезный для последующего изучения клинических дисциплин.
Авторы выражают искреннюю заинтересованность в критических замечаниях и пожеланиях.
Август 2014 г.
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
Лекция1 ФАРМАКОЛОГИЯ. ФАРМАКОКИНЕТИКА ЛЕКАРСТВ
1.1 ФАРМАКОЛОГИЯ(фармакон-................., логос-..................) − наука о……….
• люди
• животные
• возбудители
заболеваний
1.2 ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА*(ЛС,медикаменты)−средства,
используемые для:
•профилактики, диагностики и лечения заболеваний
• реабилитации
•сохранения, предотвращения или прерывания беременности
1.3 ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ−ЛС в виде лекарственных форм
• мягких (………………………………………………………………………………
• твёрдых (……………………………………………………………………..………
• жидких (……………………………………………………………………...………
• газообразных (……………………………………………………………………….
РАЗДЕЛЫ ФАРМАКОЛОГИИ
1. Фармако……………………………………………………………………………
2. Фармако……………………………………………………………………………
3. Фармако……………………………………………………………………………
Нежелательные эффекты ЛС
1.5 ФАРМАКОКИНЕТИКА (фармакон-........................,кинетика-..........................−
раздел фармакологии, изучающий:
1. абсорбцию ЛС…………………………………………………………………….
2. распределение
3. биотрансформацию.………………………………………………………………
4. экскрецию………………………………………….………………………….…...
3+4=элиминацию.………………………………………………………………...
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛС
Для местного действия
− ……………………………….……………………………………………..
− ……………………………….……………………………………………..
Для системного (резорбтивного) действия
•энтеральные (через………………………...…………………………………..
−………………………………….……………………………………………. −………………………………….…………………………………………….
•парентеральные (минуя...………………………………………………………
−………………………………….…………………………………………….
−………………………………….…………………………………………….
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АБСОРБЦИЮ ЛС
• химическое строение ЛС
• связь с приёмом пищи
− временная
− характер пищи
• взаимодействие с другими ЛС
БИОДОСТУПНОСТЬ - фармакокинетический показатель, характеризующий абсорбцию ЛС
Доля (часть) неизмененного лекарственного средства, достигшего ткани – мишени
(в реальности – системного кровотока) относительно введённой
дозы
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛС В ОРГАНИЗМЕ
1. ……………………………………………………………….…………………
2. …………………………………………..……………………избирательное)
депонирование……………………………………………………………………
ГИСТОГЕМАТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
действие на …………………… действие на ………………………
( до ⅓ плодов испытывают эффекты ЛС)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ГИСТОГЕМАТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
действие на …………………… действие на ………………………
( до ⅓ плодов испытывают эффекты ЛС)
1.11 БИОТРАНСФОРМАЦИЯ(ПРЕВРАЩЕНИЕ,МЕТАБОЛИЗМ)–
Изменение химической структуры ЛС и их физико-химических свойств
Под влиянием ферментов организма
СУДЬБА ЛС В ОРГАНИЗМЕ
1. Не биотрансформируются, выводятся в неизменённом виде
(бензилпенициллин)
2. Биотрансформируютсяиз неактивных (пролекарства) в активные
соединения (эналаприл → эналаприлат)
3. Биотрансформируются в более «простые», водорастворимые, легко
выводящиеся метаболиты (большинство ЛС)
1.12 ФАРМАКОГЕНЕТИКА- раздел фармакологии, изучающий генетически обусловленные различия в действии ЛС на разных людей
• эффективности эналаприла у монголоидов и афроамериканцев
1.13 ЭКСКРЕЦИЯ(ВЫВЕДЕНИЕ)
Основной орган экскреции –почки
1 – ……………………….. (150 – 180л. в сутки)
2 – ……………………………………………….
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДРУГИЕ ПУТИ ЭКСКРЕЦИИ
• кишечник
• печень (желчь → кишечник)
• легкие
• потовые, слюнные, слезные железы
• с молоком кормящей матери
Практическое значение:
• знать пути экскреции
• учитывать состояние органа экскреции
ЭЛИМИНАЦИЯ И КУМУЛЯЦИЯ ЛС
ЭЛИМИНАЦИЯ - БИОТРАНСФОРМАЦИЯ + ЭКСКРЕЦИЯ
КУМУЛЯЦИЯ -…………………………- результат нарушенной элиминации
БОРЬБА с кумуляцией • …? дозу ЛС
• …? интервалы между назначениями
• прерывистый режим дозирования
Лекция2 ФАРМАКОДИНАМИКА И ФАРМАКОТЕРАПИЯ.
|