ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХОТРОПНЫХ ЛС ЛС, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ (эмоции, память,
Способность к обучению и др.)
1. Седативные(успокаивающие)………………………………………………..
2. Анксиолитики(транквилизаторы)………………………………………….
3. Антидепрессанты……………………………………………………………...
4. Нейролептики(антипсихотические)………………………………………...
5. Ноотропы……………………………………………………………………….
6.21 СЕДАТИВНЫЕ(УСПОКАИВАЮЩИЕ)ЛС - средства, вызывающие легчайшее, неизбирательное усиление тормозных процессов в коре головного мозга
• бромиды……………………………………….………..
• барбитураты в ………………………… дозах
• препараты растений (………………….......……………
• комбинированные препараты (корвалол, валокардин,
броменвал)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.22 АНКСИОЛИТИКИ (ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ, АНТИНЕВРОТИЧЕСКИЕ, ПРОТИВОТРЕВОЖНЫЕ
anxiety(англ.) – состояние, характеризующееся:
основные
признаки
неврозов
| • внутренним напряжением
• тревогой
• беспокойством
• легким страхом
tranquilize(англ.) – делать спокойным
6.23 ОФЭ АНКСИОЛИТИКОВ (на примере диазепама)
• анксиолитический (транквилизирующий, анти…………………………..........,
противо ………………………………
– внутреннего напряжения
– тревоги, etc.
• седативный, снотворный
• потенцирующий………………………………………………………………......
• миорелаксирующий (центральный!)………………………………………….
• противосудорожный (при парентеральном введении)
ОПП АНКСИОЛИТИКОВ
• неврозы, тревога
• премедикация……………………………………………………………………
• как один из компонентов многокомпонентной сбалансированной общей
анестезии …………………………………………………………………………
• алкогольная абстиненция………………………………………………………..
• локальные спазмы скелетных мышц……………………………………………
• судороги любого генеза (в/в, в/м)
НЭ АНКСИОЛИТИКОВ
• сонливость, …?внимания, работоспособности
• мышечная слабость
• толерантность……………………………………………………………………
• зависимость………………………………………………………………………
• потенцирование действия алкоголя
ОТРАВЛЕНИЕ АНКСИОЛИТИКАМИ
• общие меры помощи
-……………………………………………………………
-……………………………………………………………
-……………………………………………………………
• введение антагониста флумазенила
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.27 АНТИДЕПРЕССАНТЫ- ЛС применяемые при депрессиях–
состояниях,характеризующихся:
• патологическим настроения
• тревогой
• замедлением мыслей, речи
• тоской, скукой, грустью
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ И ОПП АНТИДЕПРЕССАНТОВ
1.ТЦА(трициклические антидепрессанты)
• амитриптилин
Антидепрессанты 3-го поколения
• венлафаксин, дулоксетин
ОФЭ и ОПП АМИТРИПТИЛИНА
ОФЭ •антидепрессивный
• депрессии
- в т.ч. на почве соматических заболеваний ……………………………
• тревожность (невроз тревоги)
• посттравматические стрессовые расстройства
• хронические боли с тревожностью (антидепрессивный +
анальгетический эффекты),
• недержание мочи у детей
НЭ АМИТРИПТИЛИНА
• М-холиноблокирующий - тахикардия
- ВГД (обострение глаукомы и др.)
• α-адреноблокирующий - АД
• Н1-гистаминоблокирующий - сонливость, внимания
- аппетита, веса
ОТРАВЛЕНИЕ АМИТРИПТИЛИНОМ • Кардиотоксичность
• Делирий кома смерть……….
ВЕНЛАФАКСИНА
• нет М-х/бл.
• нет α-а/бл. =…? безопасен, чем амитриптилин
• нет Н1-г/бл.
НЭ • нейроэндокринные нарушения
• тошнота, рвота
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.32 НЕЙРОЛЕПТИКИ(АНТИПСИХОТИЧЕСКИЕ)- ЛС, применяемые при психозах- грубейших нарушениях психики с извращением восприятия реальности, нарушениями эмоций, настроения, поведения,
познавательных процессов;проявляются:
• психомоторным возбуждением (речевым и двигательным)
• продуктивной симптоматикой (бредом, галлюцинациями)
6.33 МД И ОФЭ ХЛОРПРОМАЗИНА(АМИНАЗИНА)
• нейролептический эффект
(…?психомоторного возбуждения), развивается ……………………....…
• антипсихотический эффект
(…? продуктивных симптомов – бреда и галлюцинаций),
развивается ………………………….
• потенцирующий ……………………………………………………….…….….
• противорвотный …………………………………………………………….…..
ОПП ХЛОРПРОМАЗИНА
• острый психоз
• хронический психоз (устаревшее)
• премедикация
• неукротимая рвота центрального генеза
• гипертонический криз с НМК (нарушением мозгового кровообращения)
НЭ ХЛОРПРОМАЗИНА
• заторможенность …………………………………………….…………………
• экстрапирамидные расстройства (лекарственный……………………………
• нарушение терморегуляции…………………………………………….………
• гепатотоксичность
ГАЛОПЕРИДОЛ
• …? антипсихотический эффект
• …?нейролептический (=…? заторможенность)=
= предпочтительнее хлорпромазина при
Хронических психозах
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.37 НООТРОПЫ(ноос –душа, мысль; тропизм –направленность действия)
ПИРАЦЕТАМ (НООТРОПИЛ)
ОФЭ • …? устойчивость клеток мозга к гипоксии и недостатку глюкозы
• …? кровообращение мозга
•…? связь между полушариями ГМ
= • …? повреждение клеток мозга при ЧМТ,
отравлениях алкоголем, снотворными, наркотиками
• …?ухудшение памяти у пожилых, при глубоком
атеросклерозе, у детей с умственной отсталостью
ПИРАЦЕТАМ
ОПП • сенильные и пресенильные нарушения………………………………….
• различные степени умственной отсталости у детей……………………..
• состояние после родовой травмы ………………………………………...
• состояние после ЧМТ суточная доза
• состояние после отравления алкоголем, для взрослых м.б.
снотворными, наркотиками до 12 граммов!
НЭ • беспокойство целесообразно лечение
• нарушение сна курсами с перерывами
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лекция 7 АНАЛЬГЕТИКИ НАРКОТИЧЕСКИЕ,
НЕНАРКОТИЧЕСКИЕ И НПВС
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АНАЛЬГЕТИКОВ
|