Функции мотивов (1 классификация) 1) побуждение;
2) смыслообразование;
Функции мотивов (2 классификация)
Смыслообразующая
Направляющая
Структурирующая
Человеческая деятельность полимотивирована. Мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Смыслообразующие мотивы (ведущие мотивы) – мотивы, которые, побуждая деятельность, придают деятельности личностный смысл. Мотивы-стимулы – положительные или отрицательные факторы, дополнительно побуждающие деятельность.
Иерархия мотивов
Иерархия мотивов НЕ строится по шкале побудительности.
Смыслообразующие мотивы всегда выше, чем мотивы стимулы.
Деятельность человека полимотивирована. Ведущие мотивы занимают в иерархии более высокое положение, чем все остальные.
5. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов и виды мотивационных образований.
Общее строение деятельности.
Идея анализа деятельности была заложена Выготским. Ввёл понятие орудия, цели, мотива.
Главное, что отличает одну деятельность от другой – состоит в различии их предметов. Мотив – предмет деятельности. За ним всегда стоит потребность. Деятельности без мотива не бывает.
Основными составляющими деятельности – являются действия. Действия – процесс подчинённый представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчинённый сознательной цели. Деятельность участников совместного труда побуждается их продуктом, причём существую промежуточные результаты, которым подчиняются трудовые процессы человека, это и есть цели.
Выделение целей и формирование подчинённых им действий приводит к расщеплению функций.
Функции мотивов.
- Функция побуждения;
- Функция направления, т.е. действия являются направленными на цель;
- Смыслообразования;
- Структурирование.
То, что побуждало деятельность и то, на что направлены действия, могут не совпадать между собой. Так как деятельность не делима (!!!), то действие это не особые отдельности, которые включаются в деятельность, хотя деятельность и действия представляют собой подлинные несовпадающие между собой реальности.
Различение мотивов и целей.
Осуществляя деятельность, направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижения которых ведёт к удовлетворению потребностей. Мотивы стоят за целями, побуждая к достижению целей, в том случае, когда цели прямо не даны в ситуации, они побуждают к целеобразованию, однако, они не порождают целей. Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей их совпадение это вторичное явление, когда, либо цель приобретает собственную побудительную силу, либо результат осознания мотивов превращает их в мотив – цель.
Деятельность обычно осуществляется совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели, роль общей цели выполняет осознанный мотив – мотив-цель.
В отличие от целей, которые всегда осознаются, мотивы, как правило, не осознаются.
Однако всегда человек может дать мотивировку деятельности.
Мотивировка – объяснение оснований действия, которое не всегда содержит указание на действительный мотив (гипноз, Фрейд, зонтик). Но даже когда мотивы не сознаются субъектом, они входят в его сознание, придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает личностный смысл – значение отражаемого для самого субъекта.
Целеобразование.
Цели не изобретаются, они даны в объективных обстоятельствах.
1) Выделение и осознание целей – не автоматический акт, а длительный процесс.
2) Конкретизация цели – выделение условий её достижения. Осуществляющиеся действия отвечают задаче. Задача– цель, данная в определённых условиях. Операция– способ осуществления действия. Действия соотносительны целям, а операции условиям.
Формирование операций происходит иначе, чем целеобразовение.
Данные единицы деятельности образуют единую макроструктуру.
Переходы.
ü Деятельность может утратить мотив, тогда она превратиться в действие
ü Действие может приобрести самостоятельную побудительную силу, и стать особой деятельностью.
ü Действие может трансформироваться в способ достижения цели – операцию (когда действие включается в другое действие).
В ходе достижения общей цели может происходить выделение промежуточных целей.
Процесс формирования цели.
Центральный процесс, опосредующий влияние мотивации на результаты деятельности – это процесс выбор цели.
Объектом – целью мотивации человека часто оказывается не материальный объект, а определённый уровень исполнения или результатов:
В экспериментальном плане процесс формирования целей исследовался параллельно с изучением уровня притязаний (уже 80% 5-ти летних детей составляют предварительный план рисунка). Деятельность индивида не носит исключительно исполнительный характер, предполагая постановку цели.
(виды мотивационных образований см. вопрос № 19)
СИТУАЦИОННАЯ ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ. КОГНИТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОТИВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ. ЦЕЛИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Общая характеристика теории поля Левина.
Ситуативная мотивация – понятие тесно связано с исследованиями К.Левина, образовал школу. Исследования проводились в рамках теоретического контекста – общие представления Левина о предмете и задачах психологии.
Основные теоретические положения К.Левина о предмете и задачах психологии.
Задачи психологии
1. Основная задача состоит в том, чтобы, в конечном счете, создать такую теорию, с помощью которой можно было бы объяснить поведение любого человека в любой конкретной ситуации.
2. Теории должна быть такой, что бы на ее основе можно было предсказывать поведение человека и управлять им.
Предмет психологии.
Для того, чтобы создать такую теорию, человек должен рассматриваться в контексте того окружения, в котором человек в каждый данный момент времени находится.
Этот тезис выражается формулой:
V = f (P, U)
V – поведение
P – особенности человека
U - особенности его окружения
С помощью этой формулы Левин стремится подчеркнуть, что мы должны изучать поведение человека в конкретной ситуации — это есть функция двух переменных: конкретных особенностей человека и конкретных особенностей окружения.
Совокупность взаимовлияющих друг на друга особенностей человека и его окружения, определяющих поведение человека в конкретной ситуации в данный момент времени, Левин обозначает термином ПОЛЕ.
Отсюда происходит название его теории — «теория поля», опираясь на которую с точки зрения Левина можно решить три благородные задачи.
Блюма Вульфовна Зейгарник (1900 – 1988), ученица К.Левина исследовала ситуативное запоминание человеком собственных намерений.
Феномен был продемонстрирован Левиным в ресторане, когда официант мог не заглядывая в блокнот перечислить блюда, заказанные ими в ресторане. При воспроизведении по памяти списка блюд, заказанных уже расплатившимися людьми, – результат был иной, низкая продуктивность воспроизведения. Ситуативное запоминание происходит вследствие возникновения квазипотребности осуществить эти намерения, пока человека из не осуществил, он о них помнит.
Эксперимент.
Зейгарник предлагала выполнить последовательно от 18 до 22 коротких заданий, как можно лучше и быстрее. Пример заданий:
- вылепить из пластилина любое животное
- нарисовать вазу с цветами;
- написать название 12 городов, начинающихся на букву К;
- сосчитать количество крестиков.
При этом испытуемым не давали выполнить некоторые задания до конца, они убирались со стола, чтобы испытуемый их больше не видел. В конце испытуемого просили перечислить все задания, которые они выполняли. Вначале перечисление шло быстро, далее – заминка, неохотное воспроизводство. Подсчитывались до заминки.
Основной результат – количество воспроизведенных заданий, которые не были завершены, превышало количество решенных заданий почти в 2 раза.
Воспроизведенные незавершенные задания / Воспроизведенные завершенные задания = 1,9 – эффект Зейгарник.
Н.З. запоминаются лучше, т.к. намерения их выполнить не реализованы, а, следовательно, не удовлетворены и связанные с ними квазипотребности.
Далее Зейгарник искала дополнительные подкрепления, результаты, указывающие на существование важные факторов, влияющих на степень выраженности эффекта Зейгарник.
Факторы, влияющие на степень выраженности эффекта Зейгарник:
1. Истинные потребности испытуемого.
Испытуемые были в разной степени мотивированы участвовать в эксперименте. Некоторые – из чувства долга, другие – честолюбивые (воспринимали ситуацию, как проверка способностей, стремились показать наилучшие результаты). У честолюбивых испытуемых эффект Зейгарник составил 2,75. А у другой группы – 1,5.
2. Валентность или привлекательность заданий.
По наблюдениям за испытуемыми и по их субъективным отчетам задания разделялись на очень интересные и совсем неинтересные. Среди завершенных заданий, интересные задания запоминались в 1,7 раза больше, чем неинтересные. Факты окружения могут обладать побудительной силой, полной разрядки квазипотребности не происходит, интересное задание побуждает снова его выполнять.
3. Степень близости испытуемых к завершению заданий.
Сопоставила результаты заданий, где прерывание наступало ближе к началу с теми, где осуществлялось прерывание ближе к концу. Задания, прерванные на завершающей стадии, запоминались в 1,4 раза лучше. Этот результат связывается: Интенсивность квазипотребности может меняться в зависимости от близости человека к достижению желанной цели.
Исследования С.Фаянс об изменении квазипотребности в зависимости от близости достижения. Фаянс предлагала дошкольникам игрушки. Чем ближе располагались игрушки, тем дольше они пытались осуществлять целеполагающие действия.
4. Установка на воспроизведение.
Испытуемые по-разному относились к просьбе перечислить выполняемые задания. Одни относились к просьбе, как не имеющей для них особого значения, рассказывали об этом без особых усилий и стараний на большее воспроизводство (2,8). Другие воспринимали просьбу, как проверку памяти, – старались воспроизвести максимально возможное число заданий (1,5).
Появление в данной ситуации нового дополнительного намерения может существенно повлиять на результаты эксперимента.
У Зейгарник перечисляются другие факторы: неудовлетворенность выполненным заданием, четкость выполнения заданий и др.
Зейгарник стремится к тому, чтобы выявить все факторы поля, в которых находится каждый испытуемый, тогда можем решать задачи по предсказанию и управлению поведением человека.
А.Н.Леонтьев.Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.
Потребность (с общебиологической точки зрения) представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. В принципе эти механизмы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание.
Одной из характеристик потребности является ее предметность. Потребность в чем-то и это что-то и есть ее предмет. Еще одна характеристика потребностей - их специфическая динамика: способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь.
Динамика потребностей отражается на поведенческом уровне. При отсутствии предмета потребности во внешнем поле – активизируется поисковое поведение. У животных поисковое поведение имеет форму внешней активности, не направленной на тот или иной наличный предмет (это выражается в гиперкинезе). Потребность, которая еще не обнаружила своего предмета (этот предмет еще отсутствует или не выделен во внешнем поле) – активизирует поведение направленное на опредмечивание этой потребности. Существует несколько этапов: возникновение нужды; обнаружение нужды (актуализация потребности), поисковое поведение. Следующий этап: узнавание объекта потребности. Субъект должен как бы идентифицировать данный объект относительно актуализированной потребности (т.е. открыть, может ли данный объект удовлетворить данную потребность). Если этот вопрос получил положительный ответ, то срабатывает механизм закрепления данного объекта за данной потребностью.
Существует несколько механизмов непосредственного опредмечивания потребностей.
1. На стадии инстинктивного поведения: проявляется механизм запечатления
2. Импринтинг. Особенность: признаки объекта, удовлетворяющего какой-то потребности заложены генетически. На основе, запечатления этого объекта происходит так же быстро и легко, мгновенно, необратимо, при этом существует сензитивный период. Ключевые признаки размыты.
3. Обуславливание – формирование мотивационного отношения к новому раздражителя (при этом содержание этого отношения не совпадает с мотивационным значением безусловного раздражителя). Обуславливание обеспечивается специальными процессами эмоциональной природы (переключение эмоций с безусловного раздражителя на условный). Отмечается свойство генерализации – когда схожесть с обусловленным фактором, другого фактора, тоже вызывает реакцию. В отличии от механизмов инстинктивного опредмечивания обуславливание подвергается угашению при отсутствии подкрепления.
Все вышеприведенные механизмы проявляются у человека. Импринтинг наблюдается при влюбленности, при контакте матери и ребенка, половое запечатление.
Очень большое значение имеет механизм обуславливания при развитии мотивационной сферы человека (отмечается роль процессов познания, которые влияют как на скорость обуславливания, так и в принципе на результат (будет или не будет происходить обуславливание). Так же при формировании мотивационной сферы человека пользуются механизмом мотивационного опосредования (когда на основе мотивационно значимых элементов пытаются сформировать мотивационное отношение к другим элементам). Отличие в том, что в первом случае мотивацию формируют реально воспринимаемые события жизни, в другом – ожидания, обещания, прадвосхищения, угрозы.
|