Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

II. Когнитивный баланс. Понятие когнитивного диссонанса, исследования когнитивного диссонанса.

Теория когнитивного баланса. Автором теории когнитивного баланса является Хайдер. Основная мысль такова: если существуют различные возможности расчленения и организации воспринимаемого материала, то предполагают сбалансированные простые конфигурации (в основе принцип хорошей формы гештальтпсихологов). Человек стремится к сбалансированным конфигурациям. Если ситуация не сбалансирована, то мы в воображении или в деятельности пытаемся ее сбалансировать (стремление к балансу может объяснять поведение человека). Когнитивный баланс можно объяснить на примере социальной ситуации. В качестве простейшей социальной ситуации Хайдер рассматривает такую триаду: субъект – другой человек – объект (процесс, группа людей, идея и проч.) вместе с отношениями между ними: субъект – другой человек, субъект – объект, другой человек – объект. Отношения внутри триады могут быть положительными и отрицательными (см. таблицу).

  № Типы отношений внутри триад
Субъект – объект Другой человек – объект Субъект – другой человек
+ + +
+ +
+ +
+
+ +
+
+

Из этих ситуаций сбалансированными являются: 1, 4, 6, 7. Пример: я не люблю экзамен по математике, мой друг тоже его не любит, между нами позитивные взаимоотношения (сочетание № 7). В этом нет никакого противоречия – ситуация сбалансирована.

С другой стороны может оказаться так, что я и ненавистный мне человек одинаково негативно относимся к экзамену по математике (сочетание № 8). Это уже дисбаланс: я разделяю мнение со своим врагом.



Способы снятия дисбаланса:

1. Изменить одно из отношений с «−» на «+» или с «+» на «−».

2. Уменьшить значимость одного из отношений, т.е. свести одно из отношений к нулю: если моя подруга не выносит разговоров на отвлеченные темы, а я их просто обожаю (ситуация № 3), то я могу отстраниться от ее отношения к данному предмету, нейтрализовать его, прекратив говорить с ней на отвлеченные темы, а утолять свою жажду философствования в беседах с друзьями.

3. Дифференцировать положительное и отрицательное отношения: если врач, которому я доверяю, говорит, что кофе для меня вреден (нагрузка на сердце и все такое…), а я без вкуса, запаха и действия (бодрит!) кофе не могу прожить и дня (сочетание № 3), то можно перейти на кофе без кофеина, т.е дифференцировать, разделить свое отношение к кофе на 2 типа: (1) отношение к кофе с кофеином – как у врача, отрицательное; (2) отношение к кофе без кофеина – положительное.

Теория когнитивного диссонанса. Автор – Леон Фестингер. Начнем с того, что когнитивный дисбаланс и когнитивный диссонанс – два совершенного различных по смыслу и значению термина. Одна лишь оговорка на экзамене по этому поводу может привести к необратимым последствиям!

Когнитивный диссонанс – негативное побудительное состояние, т.е. род мотивации, возникающее в ситуации когда субъект располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (в терминологии Фестингера – когнициями) об одном и том же объекте. Это состояние субъективно переживается как дискомфорт, который субъект стремится редуцировать. Состояние когнитивного диссонанса возникает, когда мы не осознаем, что действуем или действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими аттитюдами (преднастройками) и убеждениями, когда личностный смысл деятельности и поступков, в терминах А.Н. Леонтьева, неясен или же неприемлем для нас.

Когниции есть мнения, оценки, представления, намерения и т.п.

 

ДИССОНАНС (мотивация)

 

 

Когниция + Когниция −

 

 

ОБЪЕКТ

 

Когнитивный диссонанс возникает в результате действия, переживаемого субъектом именно как собственное, за которое он несет ответственность.

Т.о., сила диссонанса зависит от значимости когнитивных структур (когниций) для самого субъекта.

Исследования когнитивного диссонанса. Интересно, что когнитивный диссонанс возможен и у животных; опыты на крысах ставил Лоуренс. Эксперимент: для того, чтобы получать пищу крысе приходится подниматься за ней по подъему; она научается это делать. Потом (на серии 3) пищу убирают. В течение некоторого времени научение подниматься в горку сохраняется.

Серия.

Серия.

Серия.

Когнитивный диссонанс у крысы – противоречие между необходимостью проходить сложный путь по подъему и получить пищу.

 

Редукция когнитивного диссонанса. d(К) – проблемная когниция, когниция вызывающая диссонанс.

  1. Надо изменить один или несколько элементов в диссонансных отношениях:

d(К) → d(К)′ → К′

  1. Надо добавить новые элементы, согласующиеся с уже имеющимися:

d(К) → d(К)·Ψ → К

  1. Надо снизить значимость диссонансных элементов:

d(К) → d(К)·(−1) → К−1

Пример: Я узнал, что оказывается курение вредит здоровью – может возникнуть рак легких и т.п. 1. Надо бросать курить, перейти на lights или курить мало. Тогда я отношу себя в разряд малокурящих, а следовательно, на меня не распространяется тенденция. 2. Знакомый онколог говорит, что вероятность возникновения рака легких при курении повышается всего на 5%, а я знаю человека, который в день выкуривает по 7 пачек «Беломора» и дожил до 82-х лет (а я то курю не «Беломор», и даже меньше пачки в день). 3. Я представитель мыслящей профессии, а никотин стимулирует работу мозга и улучшает кратковременную память; все великие психологи курили: А.Н. Леонтьев, З. Фрейд (если, конечно забыть про то, что он умер от рака челюсти…) и многие другие.

Области, в которых возникает когнитивный диссонанс:

I. Конфликт после принятия решения. Это когда конфликт решается волевым путем, нужно переоценить альтернативы. Испытуемые должны были оценивать предметы домашнего обихода. В качестве стимуляции − высоко ценный предмет (из пары) забирали себе. Группы:

1) Выбор между двумя равнопривлекательными предметами (высокий диссонанс).

2) Выбор между привлекательным предметом и не очень (низкий диссонанс).

После принятия решения оказывалось, что избранная альтернатива стала более привлекательной, чем отвергнутая. Изменение было более сильным в условиях высокого диссонанса. Этот эффект получил название "эффекта расхождения". Более сложным и редким является «эффект схождения» или «сожаления», когда ценность избранной альтернативы понижается, а отвергнутой − повышается (у людей плохо переносящих диссонанс встречается как попытка отменить только что принятое решение).

II. Вынужденное совершение поступков. Когнитивный диссонанс не возникает, т.к. нарушается условие о том, что когнитивный диссонанс возникает только если субъект осознает свои действия как собственные. Пример: скучная работа за которую много платят.

III. Селекция информация.При наличии когнитивного диссонанса нарушается объективность восприятия информации. Пример: купил «Запорожец», стал читать книжки про то, какая это хорошая машина, а не анекдоты слушать.

IV. Несогласие с убеждениями социальной группы. Секта собралась встречать конец света, а он не состоялся. Кто ждал по одиночке − утратили веру, кто ждал в компании: «Господь нас помиловал и послал дешевое пиво в соседнем ларьке!» − диссонанс редуцируется в связи с взаимным влиянием.

V. Неожиданные результаты действий и их последствия. Условия:

ü Затрата многих усилий, отсутствие результата;

ü Угроза самооценке;

ü Возникновение побочных результатов.

Пример: Брем заставлял есть детей нелюбимые овощи, а потом сообщал родителям, что дети их якобы очень любят. Детям приходилось начинать более высоко оценивать эти самые овощи. Те же дети, родителям которых про поедание этих самых овощей не сообщалось, так их и не ели. «Эффект свершившегося факта».

 

 

Использованные источники.

Основная литература: литература из темы V плана семинарских занятий по курсу «Психология эмоций и мотивации» (сост. проф. В.К. Вилюнас, 2002/2003 гг).

Дополнительная литература:

Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.