Влияние мотивации на качество деятельности. Закон Йоркса-Додсона. Мотивы и деятельность.
3 основных направления исследования того, что может влиять на эффективность деятельности.
- Влияние устойчивых личностных особенностей на эффективность деятельности (например, низкая тревожность и т.д.).
- Влияние смыслообразующих аспектов мотивации на эффективность деятельности. Одной из функций мотивов является смыслообразование, т.е. придание деятельности субъективной значимости (по Леонтьеву). Деятельность обладающая высоким личностным смыслом выполняется эффективнее, чем деятельность безразличная. Эксперимент: Истомина В.В. изучала произвольную память у детей дошкольного возраста. Известно, что в этот период ведущей деятельностью является игровая. Провели 2 серии эксперимента. Первая серия: детям просто зачитывали слова и дали задание их запомнить. Требования взрослых не имели для детей личностного смысла, поэтому они часто отвлекались, плохо запоминали слова, деятельность была неинтересна. Вторая серия: детям предложили играть в игру (которая являлась ведущей деятельностью у ребёнка и имеет высокий личностный смысл). Ребёнку дают задание: ты завхоз детского сада, ты должен купить… и перечисляют необходимые вещи. Ребёнку интересно играть роль ® память максимально мотивирована ® эффективность запоминания вырастает в 2,5 раза по сравнению с первой серией.
Итог. Влияние мотива на деятельность зависит от места, которое занимает мотив в структуре деятельности.
- Влияние побудительных аспектов на результативность действия (закон Йоркса-Додсона). Закон был открыт в 1908 году, и включает две составляющие: 1) с увеличением мотивации эффективность деятельности изменяется в соответствие с кривой, то есть растёт до определённого уроня, но потом начинает падать; оптимум мотивации – количество мотивации, при которой достигается максимальная эффективность деятельности; 2) существуют индивидуальные различия в оптимуме мотивации; различия соотносятся с разной степенью сложности задачи (высокая цель – мотивация меньше, слабая цель – мотивация больше).
Зависимость оптимума мотивации от сложности задачи.
ü Трудная задача – оптимум мотивации минимален.
ü Средний по сложности – оптимум мотивации чуть выше.
ü Лёгкая задача – оптимум мотивации максимален.
Итог
Если велика побудительная сила, решение трудных задач ухудшается. Ещё Линдслей показал, что когда активация становится чрезмерной, появляются признаки ослабления контроля и дезорганизации, происходит нарушение адаптации к задачам.
Йоркс-Додсон. Они были первыми, кто обнаружил оптимум мотивации у животных.
Фримен. Он измерял время реакции и уровень сопротивления кожи. Он определил оптимум активации.
Стеннетт. Испытуемый должен был поворачивать ручку так, чтобы исчез звук (точка исчезновения менялась). Вводилось три уровня мотивации: слабая, средняя и сильная. Было обнаружено, что лучшие результаты были показаны при среднем уровне мотивации.
Также факт того, что при наличии тревожных и эмоциональных реакциях наблюдается ухудшение исполнения задачи, был обнаружен Хеббом и Мальмо.
Мотивация достижений.
В изучении мотивации достижений выделяют три периода:
1. До 1953 г. – предыстория.
2. 1953-1970-е – расцвет.
3. С середины 1970-х и до наших дней – кризис.
Исследования мотивации достижений начаты с появлением теории мотивации достижения, разработанной американским исследователем Мак-Клелландом и его сотрудниками. Для количественной оценки Мак-Клелланд и его коллеги на основе Тематического апперцептивного теста (ТАТ) Мюррея разработали проективную методику, впоследствии усовершенствованную Хекхаузеном. Тест Мюррея адаптирован сначала к естественным потребностям, а потом и к высшим (в том числе и к мотивации достижений).
Процедура состоит из 2-х частей:
I. Предварительный тест. Его цель – индуцировать необходимые мотивационные состояния. Длительность – 20-30 минут.
II. Предъявление ТАТ. Условия:
ü Расслабляющее – снизить мотивацию.
ü Нейтральное: «Это просто эксперимент, исследование».
ü Ориентирующее на достижение.
ü Успех. После прохождения заданий испытуемые могли сверить свои результаты с «нормами», которые были так низки, что каждый испытуемый добивался «успеха».
ü Неудача. Все как в успехе, но нормы значительно выше уровня испытуемых, что неизбежно вело их к неудаче.
ü Успех-неудача. После первого задания следовал «успех», а в заключение теста – «неудача».
Результаты исследований:
1. Были выделены условия, крайние для мотива достижений. Это условия при которых возникает или не возникает данный тип мотивации.
Расслабление Ориентация на достижение
2. Была выделена схема поведенческого процесса, ориентированного на достижение.
ИНДИВИД ПРЕПЯТСТВИЕ ЦЕЛЬ
неудачная инструментальная деятельность
Где О+/- − ожидание успеха/неудачи, Э+/- − позитивное/негативное эмоциональное состояние.
3. Условия и картинка. Условия максимального эффекта побуждения мотива достижения. Факторы:
- Низкая побудительная сила в ситуации (нейтральные и расслабляющие условия).
- Максимальная побудительная сила картинки.
Поведение избегания.
ИТОГ: две структурные составляющие мотивации достижения:
o Стремление к успеху,
o Избегание неудачи.
Мотивация достижений и уровень притязаний. Исследования. Была выявлена следующая закономерность:
ü Испытуемые, ориентированные на успех предпочитали средние или слегка завышенные цели.
ü Испытуемые, ориентированные на избегание неудачи выбирали или высокие, или заведомо невыполнимые цели; это называется экстремальный, ищущий выбор.
Испытуемые, ориентированные на успех – самостоятельность, планирование, развивают собственные способности, не боятся нового.
Испытуемые, ориентированные на избегание неудачи – конформизм, консерватизм, страх нового.
Подробнее см. таблицу.
| Индивиды
| Ориентированные на успех
| Ориентированные на избегание неудачи
| Ситуация достижения
| Активно ищут и принимают участие в таких ситуациях, не боятся ситуаций конкуренции, соревнования, в которых можно проявить максимум способностей и умений. Любят ситуации, где несут личную ответственность за исход, избегают рискованных и непредсказуемых ситуаций
| Избегают подобных ситуаций, а если попадают в них, то пассивно подчиняются их требованиям, иногда идут на неразумный риск
| Цель
| Выбирают цели несколько выше средней трудности, успех в достижении которых позволяет подтвердить свою самооценку
| Ставят перед собой очень легкие либо очень трудные цели, успех или не успех которых не влияет на самооценку
| Действие
| Настойчивы и упорны в реализации своих целей, самостоятельно достигают их
| В случае постановки реалистических целей склонны к поиску помощи и поддержки, отвлечению от деятельности
| Результат (оценивается в связи с уровнем притязаний)
| Эффективны в достижении реалистичных целей. В случае неудачи придерживаются принятой стратегии или выбирают более эффективную, при этом несколько снижают трудность задачи, а в случае успеха – повышают
| Более эффективны в достижении легких целей и менее – в достижении реалистичных (средней трудности). При неудаче отказываются от принятой стратегии в пользу менее эффективной. После успеха выбирают более легкую цель, после неудачи – более трудную
| Оценка окружающих
| Стремятся к получению обратной связи о том, насколько успешно они действовали, и реагируют на эту конкретную обратную связь
| Не стремятся получить или игнорируют информацию о результатах
| Самооценка и атрибуция причин
| Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех оценивают как результат собственных усилий, неудачу относят к стечению обстоятельств
| Чаще завышенная или заниженная, неустойчивая. Успех оценивают как стечение обстоятельств, неудачу – как подтверждение недостатка способностей; остро переживают неудачу
| Планирование временной перспективы
| Умеренное (реалистичное) планирование. У лиц с высоким уровнем достижений – ориентация на отдаленной будущее
| Глобальное либо очень узкое планирование жизненных целей. У лиц с высокими достижениями – уклонение от умеренного (реалистического) планирования
|
Тревожность и избегание неудачи. Существует тенденция по объединению исследований тревожности и избегания неудачи.
РЕЗЮМЕ:
Мотивация достижений – вид мотивации, который фактически участвует и определяет эффективность деятельности. Структурно он состоит из двух тенденций: стремление к успеху и избегание неудачи.
От чего зависит мотивация достижений. Факторы:
- Личностная детерминанта.
- Ситуационные факторы.
- Внешние обстоятельства (воспитание, религиозные убеждения, исторические условия, социо-культурный строй).
Использованные источники.
Основная литература: литература из темы VI плана семинарских занятий по курсу «Психология эмоций и мотивации» (сост. проф. В.К. Вилюнас, 2002/2003 гг).
Дополнительная литература:
Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
|