Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Исследование агрессии. Гипотеза фрутсрации-агрессии.

Важно отметить, что точного определения агрессии не существует.

Крайние точки зрения на определение агрессии

I. Максимально широкое определение (например, в психоанализе говорится об общем агрессивном драйве, на основе которого проявляется общее агрессивное поведение).

II. Минимальное определение (Басс, бихевиористы). Игнорируется мотивационная основа агрессии. Агрессия – причинение вреда человеку.

Виды агрессии

1. Экспрессивная: гнев, целенаправленная сильная агрессия, направленная на источник беспокойства. Пример: упрямство ребёнка.

2. Враждебная агрессия. Цель – причинение вреда другому человеку.

3. Инструментальная агрессия – агрессия как средство достижения цели.

Агрессия в бытовом понимании определяется через соответствие социальным нормам, но эти нормы не являются однозначными. Агрессию также можно определить как причинение вреда объекту, который этого не хочет.

Басс выдели три шкалы агрессии:

ü физическая-вербальная

ü активная-пассивная

ü прямая-непрямая

Хекхаузен. Агрессия в обыденном языке – это множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, препятствуют его интересам.

Границы агрессивного поведения.

Различение агрессивных и неагрессивных актов путём описания соответствующих актов поведения имеет мало смысла. Поэтому в 1939 году Доллард, Миллер и другие определили агрессию как акт, целью которого является нанесение вреда организму.

Басс. Бандура. Агрессия – просто причинение вреда (бихевиористское определение 60-х годов). Это определение неудовлетворительно, так как не учитывает непреднамеренное причинение вреда.



По определению зоопсихологов и специалистов когнитивной психологии агрессия – реакция враждебности на созданную другими фрустрацию. Фрустрация – препятствие на пути к целее, ущерб интересам субъекта. Авторы данного определения не учли, была ли фрустрация обусловлена враждебными намерениями или нет, хотя это имеет решающее значение.

 

Агрессия делится на

Ø реактивную

Ø спонтанную

 

Деление агрессии по Фешбаху. Агрессия бывает:

- непреднамеренной

- экспрессивной

- враждебной

- инструментальной

a) индивидуальная;

b) социально мотивированная

Одни вид агрессии может плавно перетечь в другой. Но в любом случае различение инструментальной и враждебной агрессии необходимо. Любой вил агрессии можно разделить на просициальную и антисоциальную. Данное деление субъективно.

Нормы

1. Нормы, типы и частота агрессивных форм поведения задаются культурой. Интересно, что детей из разных культур тип и частота агрессии почти совпадают. Наблюдаются лишь различия пополу (мальчики агрессивней).

2. С возрастом происходит смена форм агрессии. Частота физического нападения уменьшается за счёт усвоение социальных форм агрессии (например, вербальной агрессии).

3. Во всех культурах ровесники и младшие дети подвергаются агрессии чаще, чем старшие.

4. Отмечено влияние специфических норм и критириев оценок агрессивных действий, роль запретов и поощрений (например, уголовный кодекс).

5. На формирование агрессии у детей сильно влияют ровесники (в детском саду уровень агрессии выравнивается).

6. Влияние родителей. Бандура отмечал, что родители неблагополучных детей часто поощряли агрессию вне дома и имели судимость.

7. Норма возмездия за агрессию (например, в уголовном праве). Подвергаясь наказанию, дети учатся тому, как надо наказывать. Человек, которого часто наказывали более агрессивен.

8. Даже если дети сразу не воспроизводят увиденную модель агрессию, они её чётко усваивают (опыт Бандуры: дети, ранее воздерживающиеся от повторения агрессивного поведения, которое не поощрялось в первой серии эксперимента, во второй серии более точно мотивировали образец агрессии; мальчики с большей готовностью имитировали агрессивное поведение).

9. Норма возмездия требует, чтобы ответная реакция на агрессию была четко отмерена.

10. Способность сопереживать снижает агрессию.

11. Бандура. 6 типов самооправдания:

ü Снижение значимости агрессии

ü Агрессия служит высшим ценностям

ü Отрицание ответственности

ü Разделение ответственности

ü Дегуманизация жертвы (гуманизированные жертвы наказывались легче, чем дегуманизированные жертвы)

ü Постепенное примирение

История исследования агрессии.

Группы теорий агрессий:

1). Теория влечения. Агрессия – устойчивая диспозиция индивида, составная часть Я-влечения. Фрейд: есть инстинктивное влечение к агрессии – танатос. Лоренц: в организме животинок и человеков должна (и просто обязана) накапливаться агрессия до момента разрядки (ВАУ!), в результате воздействия пусковых раздражителей. Мак-Дауголл: агрессия входит в перечень из 12 основных инстинктов. Агрессия установления препятствия.

2). Фрустрационная теория агрессии (ныне устаревшая).

Доллард: проводил интенсивные экспериментальные исследования агрессии. Агрессия – не автоматическая реакция возникающая в недрах организма, а следствие фрустрации, т.е. препятствий возникающих на пути к цели. Агрессия всегда следствие фрустрации. Фрустрация всегда ведёт за собой агрессию. НО: это всё не подтвердилось.

Гипотеза катарсиса. Агрессивное поведение снижает уровень побуждения к агрессии, но это не всегда имеет место.

3). Теория социального научения. Берковиц: отказался от классической бихевиористской схемы. Ввёл промежуточные переменные: гнев и пусковые раздражители. Гнев возникает, когда достижение цели блокируется, но сразу не ведёт к агрессии. Сила агрессивной реакции – сила гнева + сила между побудителем и пусковым признаком. Инструментальное обусловливание: ключевые раздражители увеличивают агрессию.

Бандура: больше ориентация на инструментальное обусловливание и центральное место он отводит научению путём наблюдения за образцом (гнев необходим, но не достаточен для появления агрессии).

Для агрессии необязателен пусковой механизм, а поведение определяется привлекательностью последствий (подкрепление и самоподкрепление).

Решбах: уточнил понятие «агрессия», выявил условия возникновения агрессии и индивидуальное различие агрессивности.

Экспериментальное изучение агрессии:

  1. 1950-ые. ТАТ (адаптирована к агрессивности).
    Данные анализа рассказов сопоставлялись с показателем агрессивного поведения.
  2. Опыты с электрическим током.
    Испытуемый получал задание раздражать другого человека током.

ü Басс. «Машина агрессии». Разрядом сообщают человеку об ошибке в исполнении задания. Испытуемый, дающий разряд, оценивал успешность выполнения задачи.

ü Тейлор. Выполнение задания на

 

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ И ОПОСРЕДСТВОВАННОСТЬ МОТИВАЦИИ ЧЕЛОВЕКА. САМОРЕГУЛЯЦИЯ И САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ. ВОЛЯ. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ПРОЦЕССА.

Произвольность и опосредованность мотивации человека. Саморегуляция и самодетерминация.

Воля.

  • Общая характеристика волевых процессов.

· История развития понятия воли.

 

Структура волевого процесса.

Билеты прошлых лет. Тенденции в исследовании воли. Соотношение волевой и произвольной регуляции (очень подробно).

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.