Формирование различных подходов и теорий воли – мотивационный подход– воля наделялась функцией побуждения задуманных человеком действий. Этот подход берет свое начало от Аристотеля и присутствует почти во всех исследованиях сегодняшнего дня (Декарт, Гоббс, Гартли, Пристли, Виндельбандт, Вундт, Рибо, Левин, Узнадзе, Рубинштейн, Божович, Корнилов, Ланге)
– подход свободного выбора– выбор мотивов, целей и действий (Спиноза, Мейман, Кант, Джемс, Франкл, Гальперин, Норакидзе)
– регуляционный подход– анализ регуляции исполнительной части действия и различных психических процессов; сформировался в XIX веке под влиянием работ И. М. Сеченова, который считал волевые действия и волевую регуляцию реальностью, но не видел необходимости в таком образовании, как воля Þ можно найти тот реальный нервно-психический механизм, который объясняет произвольное поведение и произвольную регуляцию самих психических процессов (Сеченов, Басов, Веккер, Селиванов, Ассаджиоли, Мэй)
Два типа теорий:
– гетерономные – сведение воли к различным психическим реальностям (мышлению, эмоциям, мотивам, вниманию)
– автономные– считают волю самостоятельным процессом, аналогичным мышлению, эмоциям, памяти и пр
3. Изменение самой задачи, в рамках которой ставится проблема воли. Аристотель обратился к понятию воля для объяснения порождения разумных действий человека. Л. С. Выготский проблему воли поставил в связи с задачей овладения собой, т. е. своим поведением и своими психическими процессами. Такая постановка проблемы воли является более общей по сравнению с аристотелевской – порождение разумного действия есть частный случай задачи овладения собой. Таким же частным случаем является и задача преодоления препятствий.
В XX веке судьба понятия воли оказалась весьма драматичной: оно прошло путь от основной категории души (разум, чувство, воля) до почти полного вытеснения его из психологии. В 30-х годах прошлого века понятие воли практически исчезло из западной психологии. Причина была в том, что воля отвечала за порождение действий, а XX век нашел новые понятия для объяснения побуждения к действию: понятия потребности и мотива. Проблема выбора отделилась от психологии, породив новую философскую проблему свободы воли, а исследование эмоций и особенно задача их произвольной намеренной регуляции породили новую область психологии – создание техники саморегуляции различных процессов человека.
Два варианта подхода к проблеме воли в современной психологии:
– как проблема самодетерминации(мотивационный подход и подход «свободного выбора»)
– как проблема саморегуляции(регуляционный подход)
Положение о неудовлетворительном состоянии проблемы воли в современной психологии является общепризнанным:
– среди исследователей нет единства в определении воли и связанных с ней понятий волевого действия, волевой регуляции, волевого усилия
– отсутствует единство в выделении реальности, которая обозначается термином «воля»
– практически не отрефлексирована та ситуация, в рамках которой ставится проблема воли
Понятие воли не обозначает какую-то реальность, а является теоретическим конструктом, введенным в науку для объяснения этой реальности
Выход из сложившейся ситуации может быть только одним – перестать догадываться о природе воли, а начать изучать те реальности, которые и породили проблему воли.
Задача порождения действия субъективно необходимого и осознанно принимаемого к исполнению, но мотивационно необеспеченного, т. е. действия с недостаточным побуждением (дефицитом) к началу.
Два варианта в решении этой задачи:
▪ искать (создавать, выдумывать) особое образование психики человека, способное ликвидировать дефицит или избыток побуждения
▪ в реальном процессе мотивации найти звено (операцию, процесс), способное произвольно менять побуждение к действию
Механизмы волевой регуляции:
▪ волевое усилие – для преодоления препятствий человек мобилизует все свои возможности и через это волевое усилие осуществляет действие. Объяснения этого механизма никто не дает, потому что волевое усилие есть такой же теоретический конструкт, как и сама воля
▪ специальные мотивы волевых действий по Ш. Н. Чхартишвили – общественные ценности, которые человек принимает как свои и действует ради них
Виды действий (вслед за Д. Н. Узнадзе):
– импульсивные – следуют из переживаемых субъективных желаний (голод, жажда и пр.)
– волевые – определяются необходимостью создавать в процессе труда предметы, представляющие ценность для общества (машины, телевизоры, велосипеды и т. д.). Эти ценности человек как социальное существо принимает как свои, и они становятся мотивами его волевых трудовых действий. При такой позиции не совсем ясно, как эти мотивы обеспечивают торможение неприемлемых действий
▪ особая потребность преодолевать препятствиепоП. В. Симонову – вырастает из природного рефлекса свободы, описанного И. П. Павловым
Недостатки:
– нет доказательства ее наличия у человека
– непонятно, почему эта потребность не всегда и не у всех работает
– не объяснено торможение ненужных, но субъективно привлекательных действий
– против этой потребности говорят и факты поведения животных и человека при встрече с препятствием. В этой ситуации возможны четыре разных реакции: ступор, агрессия на преграду, попытка обойти препятствие и, наконец, попытка преодолеть ее
Анализ литературы:
– тесная связь волевой регуляции и мотивации действий
– при инициации волевых действий (или торможении субъективно неприемлемых) происходит какая-то активность в плане сознания человека
Þ поиск механизма восполнения дефицита побуждения (или торможения избыточного) в самом процессе порождения побуждения к действиюÞ необходимо выделить такое звено этого процесса мотивации, произвольно регулируя которое по своему намерению, человек может менять и побуждение к действию Þ смыслообразование цели и действия
Инициация действия возможна только потому, что смысл действия переносит побудительность от актуализированной потребности и ее предмета (мотива, по А. Н. Леонтьеву) на цель. Только поэтому это действие может начать выполняться – цель действия приобретает смысл потребности, ради предмета которой и совершается действие
Понятие волевой регуляции. Куда отнести волевую регуляцию?
Непроизвольная регуляция – характеризуется достаточностью условий для автоматического исполнения действий и решения различных задач (автоматически совершается выбор действий, всегда достаточно мотивации, автоматически регулируются различные параметры действий и соответствующих им психических процессов и при необходимости преодолеваются препятствия).
Произвольная регуляция – субъект действия вынужден намеренно регулировать отдельные параметры действий и психических процессов. В этом сходство произвольной и волевой регуляции, и поэтому будем считать, что волевая регуляция есть разновидность произвольной регуляции
Четыре варианта решения вопроса критерия волевой регуляции:
– полное совпадение обоих понятий по содержанию.
– произвольность понимается как первая начальная стадия развития воли и волевой регуляции.
– волевая регуляция есть часть произвольной регуляции, а именно – произвольная регуляция действий в условиях преодоления препятствий
– волевая и произвольная регуляции рассматриваются как два независимых вида регуляций с отличительными признаками волевой регуляции как моральной регуляции
Иванников: волевая регуляция как часть произвольной регуляции. Отличительный признак – уровень, на котором совершается регуляция
Произвольность возникает на уровне уже природного субъекта и становится основной формой регуляции поведения на уровне социального субъекта. Поскольку волевое действие часто является поступком, который характеризует личность, а средством волевой регуляции является изменение смысла действия (личностное образование), будем считать, что волевая регуляция есть личностный уровень произвольной регуляции. Не всякая регуляция и решение на уровне личности есть волевая регуляция. (Я хочу быть неволевым!)
Þ Воля как высшая психическая функция, которая, в зависимости от решаемой задачи, проявляется то как произвольная мотивация действий; то как произвольное решение человека по выбору мотива, цели и действия в ситуации двух и более альтернатив; то как произвольная регуляция личностными средствами различных психических процессов и исполнительных действий. Специфика волевой регуляции тогда заключается в уровне регуляции (решение личности) и в использовании личностных средств регуляции.
Как и любая высшая психическая функция, воля оказывается системно построенной, в работе которой задействованы эмоции и мотивация, мышление и воображение, внимание и память. Воля, как и другие ВПФ, оказывается социальной по происхождению и осознанной по способу функционирования.
Системность построения воли объясняет, почему в истории науки волю сводили к мотивам, эмоциям, мышлению или вниманию. Все эти процессы реально участвуют в волевой регуляции, что и было замечено разными исследователями, правда, в виде преувеличенного значения отдельных процессов.
При такой договоренности воля становится средством (механизмом) личности отстаивать свои ценности, выступая при необходимости против потребностей организма и субъекта природной деятельности, а также потребностей социальной выгоды и полезности.
Два механизма волевой регуляции:
– намеренное изменение смысла действия, как кратковременная помощь в осуществлении решений личности.
– развитая сфера личностных потребностей, проявляющаяся как положительные или отрицательные личностные качества и мотивы долга, чести, ответственности и т. д., воплощающиеся в добрых делах, или как отрицательные качества личности, воплощающиеся в злых делах человека.
Иванников: волевая регуляция осуществляется через намеренное осознанное изменение смысла действия или через создание нового, дополнительного смысла действия, когда первый смысл заставляет принимать действие к исполнению, а второй, намеренно созданный, восполняет дефицит побуждения
Восемь способов изменения смысла действий
9. Намеренная переоценка значимости мотива. Смысл действия (по А. Н. Леонтьеву) определяется отношением цели действия к мотиву, когда цель становится для человека не только будущим результатом, но временным представителем мотива. Слабая привлекательность для человека мотива затрудняет этот процесс смыслообразования или ускоряет его при значимом мотиве: намеренное приуменьшение или преувеличение значимости мотива, через дискредитацию положительных свойств мотива или приписывание ему хороших положительных свойств, привлекая, в том числе, для этого нужные оценки других людей
К. Левин описал поведение мальчика, неожиданно для себя обнаружившего в комнате печенье. Мальчику хотелось съесть это печенье, но он знал, что его за это накажут. И тогда он убедил себя, что печенье черствое и невкусное и поэтому его не надо есть
|