Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Формирование различных подходов и теорий воли

мотивационный подходволя наделялась функцией побуж­дения задуманных человеком действий. Этот подход берет свое начало от Аристотеля и присутствует почти во всех исследова­ниях сегодняшнего дня (Декарт, Гоббс, Гартли, Пристли, Виндельбандт, Вундт, Рибо, Левин, Узнадзе, Рубинштейн, Божович, Корнилов, Ланге)

подход свободного выборавыбор мотивов, целей и действий (Спиноза, Мейман, Кант, Джемс, Франкл, Гальперин, Норакидзе)

регуляционный подходанализ регуляции исполнительной части действия и различ­ных психических процессов; сформировался в XIX веке под влия­нием работ И. М. Сеченова, который считал волевые действия и волевую регуляцию реальностью, но не видел необходимости в таком образовании, как воля Þ можно найти тот реальный нервно-психический механизм, который объясняет произвольное поведение и произвольную регуляцию самих пси­хических процессов (Сеченов, Басов, Веккер, Селиванов, Ассаджиоли, Мэй)

Два типа теорий:

гетерономныесведение воли к различным психическим реальностям (мышлению, эмоциям, мотивам, внима­нию)

автономныесчитают волю самостоятельным процессом, анало­гичным мышлению, эмоциям, памяти и пр

3. Измене­ние самой задачи, в рамках которой ставится проблема воли. Аристотель обратился к понятию воля для объяснения порож­дения разумных действий человека. Л. С. Выготский проблему воли поставил в связи с задачей овладения собой, т. е. своим пове­дением и своими психическими процессами. Такая постановка проблемы воли является более общей по сравнению с аристоте­левской – порождение разумного действия есть частный случай задачи овладения собой. Таким же частным случаем является и задача преодоления препятствий.



В XX веке судьба понятия воли оказалась весьма драматич­ной: оно прошло путь от основной категории души (разум, чув­ство, воля) до почти полного вытеснения его из психологии. В 30-х годах прошлого века понятие воли практически исчезло из западной психологии. Причина была в том, что воля отвечала за порождение действий, а XX век нашел новые понятия для объяснения побуждения к действию: понятия потребности и мо­тива. Проблема выбора отделилась от психологии, породив но­вую философскую проблему свободы воли, а исследование эмо­ций и особенно задача их произвольной намеренной регуляции породили новую область психологии – создание техники само­регуляции различных процессов человека.

Два варианта подхода к проблеме воли в современной психологии:

как проблема самодетермина­ции(мотивационный подход и подход «свободного выбора»)

как проблема саморегуляции(регуляционный подход)

Положение о неудовлетворительном состоянии проблемы воли в современной психологии является общепризнанным:

– среди исследователей нет единства в определении воли и связанных с ней понятий волевого действия, волевой регуля­ции, волевого усилия

– отсутствует единство в выделении реальности, которая обо­значается термином «воля»

– практически не отрефлексирована та ситуация, в рамках ко­торой ставится проблема воли

Понятие воли не обозначает какую-то реальность, а является теоретическим конструктом, введенным в науку для объяснения этой реальности

Выход из сложившейся ситуации может быть только одним – перестать догадываться о природе воли, а начать изучать те ре­альности, которые и породили проблему воли.

Задача порождения действия субъективно необходимого и осознанно принимаемого к исполнению, но мотивационно необеспеченного, т. е. действия с недостаточным побуж­дением (дефицитом) к началу.

Два варианта в решении этой задачи:

▪ искать (создавать, выдумывать) особое образование психики человека, способное ликвидировать дефицит или избыток побуждения

▪ в реальном процессе мотивации найти звено (опера­цию, процесс), способное произвольно менять побуждение к действию

Механизмы волевой регуляции:

воле­вое усилиедля преодоления препятствий че­ловек мобилизует все свои возможности и через это волевое уси­лие осуществляет действие. Объяснения этого механизма никто не дает, потому что волевое усилие есть такой же теоретический конструкт, как и сама воля

специальные мотивы волевых действий по Ш. Н. Чхартишвилиобщественные ценности, которые человек принимает как свои и действует ради них

Виды действий (вслед за Д. Н. Узнадзе):

импульсивныеследуют из переживаемых субъективных желаний (голод, жажда и пр.)

воле­выеопределяются необходимостью создавать в процес­се труда предметы, представляющие ценность для общества (ма­шины, телевизоры, велосипеды и т. д.). Эти ценности человек как социальное существо принимает как свои, и они становятся мо­тивами его волевых трудовых действий. При такой позиции не совсем ясно, как эти мотивы обеспечивают торможение непри­емлемых действий

особая потребность преодолевать препятствиепоП. В. Симоновувырастает из природного рефлекса свободы, описанно­го И. П. Павловым

Недостатки:

– нет доказательства ее наличия у человека

– непонятно, почему эта потребность не всегда и не у всех работает

– не объяснено торможение не­нужных, но субъективно привлекательных действий

– против этой потребности говорят и факты поведения животных и чело­века при встрече с препятствием. В этой ситуации возможны че­тыре разных реакции: ступор, агрессия на преграду, попытка обойти препятствие и, наконец, попытка преодолеть ее

Анализ литературы:

– тесная связь волевой регуляции и мотивации действий

– при инициации волевых действий (или торможении субъективно неприемлемых) происходит какая-то активность в плане сознания человека

Þ поиск механизма восполнения дефицита побуж­дения (или торможения избыточного) в самом процессе порож­дения побуждения к действиюÞ необходимо выделить такое звено этого процесса мотивации, произвольно регулируя кото­рое по своему намерению, человек может менять и побуждение к действию Þ смыслообразование цели и действия

Инициация действия возможна только потому, что смысл действия переносит побудительность от актуализирован­ной потребности и ее предмета (мотива, по А. Н. Леонтьеву) на цель. Только поэтому это действие может начать выполняться – цель действия приобретает смысл потребности, ради предмета которой и совершается действие

Понятие волевой регуляции. Куда отнести волевую регуляцию?

Непроизвольная регуляцияхарактеризуется достаточностью условий для автоматического исполнения действий и решения различных задач (автоматически совершается выбор действий, всегда достаточно мотивации, автоматически регулируются раз­личные параметры действий и соответствующих им психических процессов и при необходимости преодолеваются препятствия).

Произвольная регуляция – субъект действия вынужден на­меренно регулировать отдельные параметры действий и пси­хических процессов. В этом сходство произвольной и волевой регуляции, и поэтому будем считать, что волевая регуляция есть разновидность произвольной регуляции

Четыре варианта реше­ния вопроса критерия волевой ре­гуляции:

полное совпадение обоих понятий по содержанию.

произвольность понимается как первая начальная стадия развития воли и волевой регуляции.

– во­левая регуляция есть часть произвольной регуляции, а именно – произвольная регуляция действий в условиях преодоления пре­пятствий

волевая и произвольная ре­гуляции рассматриваются как два независимых вида регуляций с отличительными признаками волевой регуляции как моральной регуляции

Иванников: волевая регу­ляция как часть произвольной регуля­ции. Отличительный признак – уровень, на котором совершается регуляция

Произвольность возникает на уровне уже природного субъекта и становится основной формой регуляции по­ведения на уровне социального субъекта. Поскольку волевое действие часто является поступком, который характеризует личность, а средством волевой регуляции является изменение смысла действия (личностное образование), будем считать, что волевая регуляция есть личностный уровень произвольной регуляции. Не всякая регуляция и решение на уровне личности есть волевая регуляция. (Я хочу быть неволевым!)

Þ Воля как высшая психическая функция, которая, в зави­симости от решаемой задачи, проявляется то как произвольная мотивация действий; то как произвольное решение человека по выбору мотива, цели и действия в ситуации двух и более альтер­натив; то как произвольная регуляция личностными средствами различных психических процессов и исполнительных действий. Специфика волевой регуляции тогда заключается в уровне ре­гуляции (решение личности) и в использовании личностных средств регуляции.

Как и любая высшая психическая функция, воля оказывается системно построенной, в работе которой задействованы эмоции и мотивация, мышление и воображение, внимание и память. Воля, как и другие ВПФ, оказывается социальной по происхож­дению и осознанной по способу функционирования.

Системность построения воли объясняет, почему в истории науки волю сводили к мотивам, эмоциям, мышлению или вни­манию. Все эти процессы реально участвуют в волевой регуля­ции, что и было замечено разными исследователями, правда, в виде преувеличенного значения отдельных процессов.

При такой договоренности воля становится средством (меха­низмом) личности отстаивать свои ценности, выступая при не­обходимости против потребностей организма и субъекта при­родной деятельности, а также потребностей социальной выгоды и полезности.

Два механизма волевой регуляции:

намерен­ное изменение смысла действия, как кратковременная помощь в осуществлении решений личности.

развитая сфера личностных потребно­стей, проявляющаяся как положительные или отрицательные личностные качества и мотивы долга, чести, ответственности и т. д., воплощающиеся в добрых делах, или как отрицательные качества личности, воплощающиеся в злых делах человека.

Иванников: волевая регуляция осуществ­ляется через намеренное осознанное изменение смысла действия или через создание нового, дополнительного смысла действия, ког­да первый смысл заставляет принимать действие к исполнению, а второй, намеренно созданный, восполняет дефицит побуждения

Восемь способов изменения смысла действий

9. Намеренная переоценка значимости мотива. Смысл действия (по А. Н. Ле­онтьеву) определяется отношением цели действия к мотиву, ког­да цель становится для человека не только будущим результатом, но временным представителем мотива. Слабая привлекатель­ность для человека мотива затрудняет этот процесс смыслообразования или ускоряет его при значимом мотиве: намеренное приуменьшение или преувеличение значимости мотива, через дискредитацию положительных свойств мотива или приписы­вание ему хороших положительных свойств, привлекая, в том числе, для этого нужные оценки других людей

К. Левин описал поведение мальчика, неожиданно для себя об­наружившего в комнате печенье. Мальчику хотелось съесть это печенье, но он знал, что его за это накажут. И тогда он убедил себя, что печенье черствое и невкусное и поэтому его не надо есть






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.