Обратная связь
|
Многоуровневая система потребностей по Иванникову Обязательные потребности
I. Уровень организма
Базовая программа живого существа – самосохранение, самовосстановление.
Базовая потребность: потребность в энергии и стройматериалах.
Производные потребности: потребность в соответствующей температуре, потребность в кислороде, потребность в выделении, потребность в оболочке - изоляции от окружающего мира, потребность в регуляции систем организма и т.д.
Регуляция:непроизвольная.
Отношение: организм – среда, в рамках биохимического пространства.
Растения, животные, человек
| II. Видовой уровень
Базовая программа поддержания вида, как совокупности организмов.
Ставит задачу организму и природному субъекту, заключающуюся в формировании возможностей для реализации данной программы.
Задача вида: размножаться и захватить все.
Отношение: вид – другие виды, в рамках экологического пространства.
Растения, животные, человек
| III. Уровень природного субъекта
Задача вида оставлять потомство порождает потребность в сексуальном поведении.
Родительское поведение. Поведение детеныша по отношению к родителям.
Производная потребность (1): необходимо быть заметным. Демонстрационное поведение.
Потребность в статусе.
Игровая потребность– тренировка заданных способов поведения.
Задача: создать образ ситуации.
Возникает исследовательская потребность.
Потребность в безопасности (страх) или потребность в самосохранении.
Поддержание организма в функциональном состоянии(отдых, сон и т.д.)
Производная потребность (2): Поддержание систем действия в рабочем состоянии (через сон, отдых, движение). Потребность в оптимальном эмоциональном состоянии. Потребность в комфорте.
Искусственная потребность в удовольствии.
Регуляция: произвольная и непроизвольная.
Отношение: действующий природный субъект – поле деятельности, в рамках поведенческого экологического пространства.
Животные, человек
| Не обязательные потребности
IV. Уровень социального субъекта
Гражданские потребности: Потребность в принадлежности к общности, к странеи т.д. Социальный статус.
Потребность во власти. Потребность в объединении. Потребность в информации. Потребность в социальной гарантии.
Этнические потребности: потребность в принятии и признании этносом. Этнический статус.
Профессиональные потребности: принятие как профессионала, профессиональный статус. Потребность в самовыражении. Потребность в самоутверждении. Потребность в образовании.
Задача: создание образа мира.
Ей отвечает познавательная потребность.
Потребность в социальной безопасности. Потребность общения внутри группы. Потребность в социальном комфорте: принятие в группе, статус в группе, социальный климат.
Эстетические потребности: Потребность в особых способах и средствах удовлетворения потребностей.«Производя предметы потребностей, мы производим сами потребности». Социальный субъект действует ради пользы и выгоды.
Регуляция:произвольная регуляция. Субъект действия намеренно регулирует отдельные параметры действий и психических процессов.
Отношение: культурный субъект – общество, в рамках социального пространства.
Человек
| V. Уровень личности
Сфера личностных потребностей, проявляющаяся как положительные или отрицательные личностные качества.
Потребность в мировоззрении.
Потребность смысла жизни, формирование мировоззрения. Потребность в личностной безопасности (стремление избежать в любом случае безнравственного выбора).
Мотивы долга, чести, ответственности и т.д., отвечающие внутренним ценностям человека и находящие свое проявление в добрых делах.
Потребность в самооценке.
Личность (по Иванникову) – человек, способный к поступку, осуществляющий выбор на основе нравственных норм. Человек как личность действует не ради выгоды. На этом уровне уходит потребность статуса.
Регуляция: Волявыступает как средство, механизм личности отстаивать свои ценности, выступая при необходимости против потребностей организма и субъекта природной деятельности, а также потребностей социальной выгоды и полезности. Волевая регуляция основывается на изменении смысла действия.
Отношение: нравственный субъект – другие субъекты как личности, пространство морали, нравственности.
Человек
| Пояснения: В данной классификации можно легко проследить трансформацию отдельных потребностей, зарождающихся на уровне природного субъекта (например, потребность в безопасности) и находящих своё отражение уже на социальном (потребность в социальной безопасности) или даже личностном (потребность в личностной безопасности) уровне.
(П: Исследовательская потребность, отвечая задаче построения образа ситуации на уровне природного субъекта, преобразуется в познавательную потребность социального уровня, отвечая задаче построения картины мира. На личностном уровне эта потребность реализуется в поисках смысла жизни, в формировании мировоззрения.)
Некоторые потребности представлены на нескольких уровнях одновременно. Так потребность организма в строительных материалах на уровне природного субъекта выступает как потребность в пище, на уровне социального субъекта она определяется культурными нормами, на уровне личности – нравственными.
«Хозяином потребностей является человек, как личность… Потребности других уровней имеют «представительство» на более сложных уровнях отношений человека с миром».
В процессе развития, субъект не переходит на новый уровень функционирования, оставляя предыдущий, а этот новый уровень как бы наслаивается на предыдущий, который является необходимой предпосылкой, условием последующего.
Функционирование субъекта на уровнях социальных потребностей и потребностей личности можно легко сопоставить с многими теориями формирования личности в рамках психоанализа (индивид, как представитель биологического вида, социальный индивид, как представитель общества, личность – носитель общественных норм и универсальных ценностей, таких как добро, справедливость, и т.д.), гуманистической психологии (социальный субъект – приверженец социальных норм, самоактуализирующаяся личность – руководствующаяся критерием нравственного выбора) культурно-исторического подхода (интериоризация общественных норм и правил и их индивидуальное использование личностью в процессе осуществление собственной деятельности).
В многоуровневой классификации прослеживается идея обособленности человека, переходящего от социального уровня к личностному. Об этом говорит и исчезновение потребности в статусе на личностном уровне. Человек оказывается один на пути формирования личности, в процессе присвоения нравственных норм и реализации нравственного выбора. Как сказал Кьеркегор, в отличие от этического – общего, «рыцарь веры предоставлен лишь самому себе» и руководствуется только внутреннем, принимая решение, «не опирается ни на что иное». Человек как личностьс определенного возраста делает себя сам и может поменять систему своих ценностей, которые лежат в основе волевой регуляции.
КОНЦЕПЦИЯ ПЕТУХОВА
Критерии воли по Петухову:
ü Субъективный или феноменальный– принятие решения, осознание его, целенаправленное, намеренное действие.
ü Продуктивный или исполнительный– продолжение действия при встрече с препятствием, намеренное преодоление его.
ü Поведенческий – по внешним проявлениям это регуляция отдельных действий, контроль и самоконтроль
| Простой субъект
(1 мотив)
| Сложный субъект
(несколько мотивов/потребностей)
| Простой мир
(нет препятствий для удовлетворения потребностей)
| 1.Послепроизвольная регуляция (высшее развитие воли)
Непроизвольная регуляция (отсутствие воли)
| 2.Произвольная регуляция и освоение средств
| Сложный мир
(есть препятствия)
| 3. Преодоление борьбы мотивов и осознанное принятие решений
| 4.Преобразование (переосмысление) конфликтных и кризисных ситуаций
|
1. Сначала простой субъект живет в простом мире (здесь воля не нужна), потом он попадает в сложный мир и от него потребуется усилие Þ он разовьет свою волевую сферу, при этом получится, что сложный мир + хорошее развитие волевой сферы Þ человек снова окажется простым и мир тоже – у него появится послепроизвольная регуляция, когда усилия уже не требуются, а деятельность мотивирована самим процессом ее выполнения и сопровождается удовольствием
2. Сложный мир требует усилия и активности от субъекта, и эта ситуация связана с появлением произвольной регуляции поведения, которая состоит в задержке естественного процесса, требующей определенного усилия
3. Здесь волевая регуляция требуется в полном объеме, здесь препятствия выступают как конфликты, требующие разрешения. Волевая регуляция здесь – преобразование конфликтных критических ситуаций. Сначала проблема видится в том, что мотив еще не имеет достаточной побудительной силы – нужен принцип «кнута и пряника», но использовать его можно сознательно (хитро). Воля здесь наделяет мотивы достаточной побудительной силой, а действия новыми смыслами.
Наличные, вступающие в конфликт мотивы побуждают к противоречивым действиям и образуют смыслы (иногда непонятные) Þ они неосознаваемы, поэтому человек не способен к самостоятельному поступку Þ кризис личности. Здесь воля создает условия, при которых возможно осмысленное понимание возникшего конфликта.
4. Это гипотетическая ситуация, но и здесь проблема сложного субъекта состоит в иерархизации его мотивов и по готовности совершить выбор можно выделить 2 крайних типа: нерешительный(психастеник) и сорвиголова. Для выбора в обоих случаях используется монетка (орел – решка). Если же противостоящие друг другу мотивы не осознаются, то борьба между ними выступает как когнитивный диссонанс, а если осознаются – нужен критерий для их оценки (ценность). Здесь возможно второе рождение личности (основанное на осознании мотивов).
|
|