ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ. ПРОБЛЕМА СОВЛАДАНИЯ. Динамика эмоций – те закономерности, по которым протекают и развиваются эмоциональные процессы. Такой аспект практически не рассматривается в современных концепциях эмоций, так как они рассматривают эмоциональную сферу как систему независимых реакций на определённые условия и ситуации.
Наиболее чётко динамика эмоций прослеживается в концепциях В.Вундта и Б.Спинозы.
В этих концепциях подчёркивается взаимодействия эмоциональных процессов в их генетическом и ситуативном развитии.
Динамика эмоций в рисунках:
K"L"J"
"N
Даже если рассматривать эмоции, как изолированные реакции на определённые воздействия, естественно встаёт вопрос о том, обнаруживают ли эти реакции некоторые временнóе развитие, или остаётся без изменения.
Вундт.
Он рассматривал этот вопрос в отношении специфического класса эмоций – аффектах. Вундт считал, что развитие заключается как в количественном, так и в качественном изменении эмоционального переживания и что специфический характер, «форма» этого изменения собственно и отличает один аффект от другого.
Подавляющее большинство обычных «умеренных» эмоциональных переживаний согласно Вундту не являются автономными, так как, возникнув, они вливаются в общий поток других переживаний, взаимодействуют и видоизменяются.
Вундт показал как пространственное взаимодействие и суммация эмоциональных впечатлений переживаемых одновременно(например, восприятие архитектурного ансамбля), так и временная суммация переживаний, следующих друг за другом (например, восприятие музыкального произведения).
(подробнее см. вопрос № 31).
Для многих теорий возможность соединения эмоций служит важнейшим принципом, объясняющим возникновение сложных эмоций из более простых (см. Спиноза, билет № 30).
В комплексе эмоциональных переживаний, соединяющихся в более сложное образование иногда можно найти элементы связанные причинно-следственными отношениями. Такая способность эмоций, порождать и обусловливать друг друга, является ещё одним моментом, характеризующим их динамику (закономерности порождения одних эмоций другими см. у Спинозы, билет № 30).
Изучение отдельных эмоциональных реакций, может привести к пониманию эмоционального поведения, важнейшей детерминантой которого является взаимосвязанных реакций, их способность изменяться, порождать друг друга. В полном своем виде эмоциональная реакция является как бы разветвленной и каждое из её ветвей означает потенциальную возможность её дальнейшего развития отвечающего наличной ситуации. Такая организация эмоциональных реакций является важным эволюционным приобретением, существенно повысившим возможность гибкого адаптивного поведения.
В представлениях об обусловленности эмоций друг другом особое место занимает положение о взаимопорождении оценивающих (удовольствие – неудовльствие) и побуждающих (желание, влечение) переживаний. Значение этих простых положений (неприятное порождает желание от него избавиться) заключается в том, что их принятие или отвержение решается вопрос об отношении эмоций и мотивации, в конечном счёте – о «выходе» эмоций в действие.
В итоге, динамика эмоций заключается в:
ü Временное развитие (по Вундту)
ü Суммация эмоций в более сложные эмоциональные образования (Вундт, Декарт)
ü Пространственное взаимодействие и суммация эмоциональных впечатлений во времени и пространстве.
ü Способность эмоций порождать и обусловливать друг друга (Спиноза).
42. Проблема тревоги и два аспекта её изучения.
Нет единого определения тревоги.
Миллер, Маурер. Тревога – приобретённое влечение.
Хорни. Тревога – реакция на опасность (реальную или воображаемую).
Березин. Тревога – ощущение неопределённости, неоправданной угрозы, результат воздействия фрустрации, механизм психического стресса (наиболее полное определение).
Отличие тревоги от страха
ü Критерий Ясперса (связь с объектом). В случае тревоги нет прямой связи с объектом. Связь не осознаётся, тревога беспредметна. Страх ВСЕГДА связан с объектом.
ü Фрейд. Критерий беспомощности. Тревога беспредметна → отсутствует мотив, направляющий деятельность → человек чувствует себя беспомощным. Страх имеет предмет → с ним можно бороться.
ü Хорни. Тревога – эмоциональное состояние. Страх – эмоция. Пример: если ребёнок более, а мать волнуется – это объективный страх. Если ребёнок здоров, а мать боится, что он может заболеть – это беспричинная тревога.
ü Гольдштейн. Тревога вызывается опасностью, которая угрожает «ядру» личности. Так как есть индивидуальные различия в структуре личности и ценностях, то тревога вызывает разные объекты (один тревожится за здоровье, другой – за отсутствие денег).
Хекхаузен. Экспериментальное исследование тревожности.
Этапы.
I. 50-е годы. Тейлор и Спенс. Разработали шкалу тревожности MAS. Отбирали вопросы, связанные с симптомами хронического страха из опросника MMPI. Результат: два типа людей (высокотревожные и низкотревожные). Высокотревожные: хорошо справляются с лёгкими задачами. Низкотревожные: хорошо справляются с трудными задачами. Тот же результат дала методика парных ассоциаций.
II. Саразон, Спенс, Спилбергер. Тревожность зависит не только от личной диспозиции (индивидуальная особенность человека, заключающаяся в его тревожности), но и от ситуации, в которой эта диспозиция актуализируется. Соотношение ситуации и личной диспозиции:
Ø Хроническая гипотеза. Выскотревожные проявляют тревожность во всех ситуациях. НЕ ВЕРНО!!!
Ø Реактивная гипотеза. Существует лишь предрасположенность к тревожности, которая проявляется лишь в кризисных ситуациях. ВЕРНО!!!
III. Девидсон, Эндрюс, Росс. Методика занижения достижений. Высокотревожные острее реагируют о сообщении о собственной неудаче.
IV. Спилбергер. Опросник «Состояния и свойства тревожности». 20 высказываний типа «я нервничаю» (это Т-состояние) или «мне не хватает уверенности в себе» (это Т-диспозиция). Т-состояние – субъективная сознательно воспринимаемая ситуация, сопровождающая активацией автономной нервной системы (вегетативная) чувства в данный момент. Т-свойство (Т-диспозиция) – это черта личности, мотив или приобретённая поведенческая диспозиция, которая определяет круг ситуаций, вызывающие тревогу.
§ Чем выше Т-свойство, тем заметнее проявляется Т-состояние
§ Чем сильнее Т-свойство, тем шире круг ситуаций, которые вызывают тревогу
§ Сила и продолжительность Т-состояний зависит от когнитивной оценки, которая завит от внешний особенностей ситуации, от Т-диспозиции, прошлого опыта, обратной информации Т-состояния.
Решение задач.
Высокотревожные Плохо справляются со сложными задачами. Боятся неудачи. При снижении избегания сосредоточение внимания на самой задаче (а не на самооценке) эффективность решения улучшается. Чем сильнее ситуация связана с самооценкой, чем выраженней Т-диспозиция, тем заметней Т-состояние. Мало ошибок в лёгких задачах, много – в трудных. Лучше делают, если их хвалят. Плохо решают в условиях ограниченного времени. Хорошо решают при ориентации на задание, плохо – при ориентации на достижение.
Низкотревожные. Хорошо справляются с трудными задачами, но делают ошибки в лёгких. Лучше решают, если их критикуют. Лучше решают, если присутствует мотивация достижения, хуже, если ориентация на задание.
V. Истербрук. Повышенная эмоциональная активность снижает зону внимания, что ухудшает решение задачи. Уменьшается поле поиска решений, так как испытуемый отвлекается на мысли о самооценке.
Области исследования тревожности.
v Мендлер. Исследование экзаменационной тревожности.
v Либерт, Моррис. Два компонента экзаменационной тревожности: когнитивный – оценка себя, мнение в себе, не изменяется на всех этапах экзамена; эмоциональное возбуждение – вегетативные реакции, к конце экзамена спадает.
Итог. Успех/неуспех на экзамене коррелирует с когнитивной оценкой (то есть с самооценкой, у высокотревожных она низкая).
|