НЕОБИХЕВИОРИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИСТОКИ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ. План:
1) «Теория оперантного бихевиоризма» Б.Ф. Скиннера
2) Теория фрустрации/агрессии Д.Долларда и Н.Миллера
3)Подход А. Бандуры к анализу социального поведения.
4) «Теория взаимодействия исходов» Д.Тибо и Г.Келли
5) Теория социального обмена Дж.Хоманса
Необихевиоризм представляет собой распространение принципов, разработанных в традиционном бихевиоризме и необихевиоризме, на новый круг объектов — объекты социально-психологического знания. Основной проблемой бихевиористской ориентации является научение. Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения.
В 30-е гг. 19 в. произошло разделение в психолог школе бихевиоризма. Выделилась линия необихевиоризма, отмеченная усложнением традиционной бихевиористской схемы S—R за счет введения промежуточных переменных.
В области соц психологии сталкиваемся с 2-мя тенденциями:
1)Радикальная линия (представлена оперантным подходом Скиннера и его последователей); 2)Медиаторная линия (представлена наиболее широко и связана с авторами: Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандурра)
«Теория оперантного бихевиоризма» Б.Ф. Скиннера (1904-1990): Схема оперантного, или инструментального, обусловливания разработана Скиннером. Суть научения состоит в том, что вместо предложения стимула, вызывающего определенную реакцию, экспериментатор, наблюдая за организмом, ждет случайного появления реакции в интересующем его направлении. Ее проявление сразу же подкрепляется. Продуктом научения по данной схеме оказывается оперантное поведение, или оперант. Это реакции типа R.
Скиннер определяет разницу между респондентным (безусловно-рефлекторным и условно-рефлекторным видами) и оперантным видами поведения: респондентное поведение вызвано стимулом, предшествующим ему. Оперант — это поведение, вызванное стимулом, следующим за ним. В данном случае подкрепляется уже не стимул, а реакция организма, именно она вызывает подкрепляющий стимул.
Понятия «стимул», «реакция» являются базовыми для данного направления в целом. Сторонники скиннеровского подхода определяют стимул как физическое, или материальное, событие, которое должно быть наблюдаемым и манипулируемым.
Дискриминативный стимул: стимул, не вызывающий прямо условной реакции, но как бы сигнализирующий организму о ней.
Термин драйв: в скиннеровском подходе драйв определяется как внутренняя сила, активизирующая поведение в сторону подкрепления.
Важной парой категорий выступают категории генерализации (обобщения) и дискриминации (различения). Генерализация - это тенденция реакции, полученной на один определенный стимул, ассоциироваться с другим (подобным), но похожим стимулом. Дифференциация- умение человека различать подобные стимулы
Следующим важным понятием является понятие подкрепления. Определения подкрепления в скиннеровском подходе представляют тавтологию. Позитивные подкрепления определяются как стимулы, которые, будучи представленными, усиливают реакции; негативные подкрепления — это стимулы, которые усиливают реакции, будучи устраненными.
Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер перенес на поведение людей - скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность человека, следовательно, нет обучения как сознательного процесса. Скиннер исключает внутренний мир человека, производит бихевиоризацию психики. Мышление, память, мотивы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Личность – собрание поведенческих стереотипов: человек взаимодействует со средой и – как часть интеракции – получает обратную связь, которая позитивно или негативно подкрепляет или наказывает поведение.
Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу созданиятехнологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Это контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.
Теория фрустрации/агрессии Д. Долларда (1900-1990) и Н.Миллера (1909-2002). Гипотеза: наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии.
Основные используемые в теории 4 понятия определяются следующим образом: Фрустрация— это любое условие, блокирующее достижение желаемой цели. Агрессия - поведение, цель которого — разрушить либо сместить фрустрирующий блок. Понятие «сдерживание» относится к отказу от агрессивного действия в силу ожидаемых негативных следствий.«Смещенная агрессия» - агрессивные действия, направленные не на источник фрустрации, а на любой другой объект («безобидный» объект). «Смещение», или перенос по Миллеру, как случай генерализации стимулов.
В 40-е годы авторы модифицировали формулировку своей гипотезы. Агрессия рассматривалась как естественное, но не неизбежное последствие фрустрации. Допускалось, что путем научения могут быть приобретены и неагрессивные ответы на фрустрацию. Однако агрессия считалась все-таки доминантной реакцией на фрустрацию, и неагрессивный ответ мог произойти только в том случае, если агрессивные реакции сталкивались ранее с невознаграждением или наказанием.
Критика данной гипотезы: 1)Есть культуры, где всё не так: агрессия не стремится сместить фрустрирующий блок.2)Многие виды агрессивного поведения не имеют в основе фрустрирующего фактора (оскорбление и угроза). 3)Наказание усиливает агрессию или не влияет на нее, но не уменьшает ее. 4)В основе агр поведения могут лежать разные мотивы, связанные с усилением Я.
Миллер и Доллард первыми в бихевиористской ориентации попытались перейти к теории соц научения и ввели понятие социального научения. Их допущения включают постулирование 4 фундаментальных факторов всякого научения: драйва, сигнала, реакции, вознаграждения. Цепочка: сигнал → внутренняя реакция → драйв → внешняя реакция → вознаграждение.
В своей схеме соц научения авторы вводят побуждение подражать, имитировать. Одним из наиболее важных классов сигналов в ситуации соц научения является поведение других. Наблюдая открытые поведенческие реакции на определенные сигналы, одни из которых ведут к вознаграждению, а другие — нет, наблюдатель приобретает, определенную иерархию ценностей сигналов.
Авторы исходят из предположения, что индивиды владеют неким изначальным «внутренним» репертуаром реакций. Новое поведение — это новые комбинации «старых» реакций.
Термин «подражание» используется в трех случаях: 1) для обозначения «тождественного» поведения. 2)«парнозависимое» поведение. 3)копирующее поведение.
Основной тезис: подражающее поведение имеет место, если индивид вознаграждается, когда он подражает, и не вознаграждается, когда не подражает. Главная функция вознаграждения, или подкрепления — редукция силы драйва. Именно поэтому природа побуждения определяет природу вознаграждения. Авторами подчеркивается роль подкрепления как необходимого предшествующего условия приобретения имитирующего поведения.
Социобихевиоральный подход А. Бандуры (1925-1988) к анализу социального поведения.
Бандура неудовлетворен предшествующими подходами касательно их неспособности решить проблему возникновения действительно новых форм поведения. По его мнению, инструментальное обусловливание и подкрепление должны рассматриваться как выбор реакции среди уже имеющихся в поведенческом репертуаре индивида.
Иначе Бандура трактует и роль подкрепления в научении. Подкрепление - фактор, способствующий научению, а не вызывающий его. Наблюдатель может научаться новым реакциям, просто наблюдая поведение модели. Б. подчеркивает, что подкреплениене играет доминантной роли в приобретении новых реакций, но отводит ему центральную роль в усилении и поддержании (сохранении) различных поведенческих тенденций.
Образцы поведения могут приобретаться, по мнению Бандуры, через прямой личный опыт, а также через наблюдение поведения других и его последствий для них, т.е. через влияние примера. Т.о. Бандура говорит о научении через наблюдение.
Схематическое представление модели взаимного детерминизма А. Бандуры:
↔ Открытое поведение ↔ Личностные факторы (вера, ожидание, самовоспитание) ↔Влияние окружения (поощрения, наказания) ↔
Компоненты научения через наблюдение:1)Процессы внимания (человек следит за поведением модели и точно воспринимает это поведение); 2) Процессы сохранения (человек помнит (долговременное сохранение) поведение модели, наблюдаемое ранее); 3)Моторно-репродуктивные процессы (человек производит закодирование в символах воспоминания о поведении модели в новую форму ответа); 4)Мотивационные процессы (если позитивное подкрепление (внешнее, косвенное или самоподкрепление) потенциально отсутствует, человек совершает моделируемое поведение).
Бандура уделяет внимание такому виду подкрепления, как наблюдаемое подкрепление. Поведение людей находится под влиянием не только прямо испытываемых последствий, но и многократно наблюдаемых действий других: вознаграждаемых, игнорируемых или наказуемых. Наблюдаемое подкрепление влияет на поведение таким же образом, как и подкрепление собственных исходов: наблюдаемые вознаграждения в целом усиливают, а наблюдаемые наказания уменьшают в наблюдателях следование поведению модели. Сравнительные исследования показывают, что люди могут управлять своим поведением посредством самоподкреплениятак же или лучше, чем посредством последствий, возникающих из внешних источников.
Объяснение агрессии: Бандура попытался реализовать сформулированные им принципы научения в исследовании агрессивного поведения.С точки зрения Бандуры, «агрессия лучше объяснима на основе вознаграждающих ее последствий, чем на основе фрустрирующих условий и наказаний, которые она навлекает». Бандура указывает, что, хотя реакция может приобретаться простым наблюдением поведения модели, готовность реализовать эту реакцию во многом определяется тем, вознаграждалась или наказывалась модель за соответствующее поведение.
|