Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера Теория (1957 г) явилась продолжением разработки идеи «соц сравнения». Фестингер выступает как ученик и последователь Левина.
Исходное понятие - понятие потребности, а именно «потребность в оценивании самого себя», т.е. стремление оценивать свои мнения и способности.
Социальная реальность: многие мнения нельзя проверить эмпирическими наблюдениями, поэтому единственный способ проверки — через соц согласие, консенсус. Но консенсус м.б установлен, если люди смогут сопоставлять свои мнения с мнениями других, т.е. сравнивать их. То же относится к способностям.
Фестингер : тенденция сравнивать себя с другими уменьшается, если различие между моим мнением (способностью) и мнением (способностью) другого возрастает. Сравнение устойчиво когда собств мнения сравниваются с близкими им мнениями.
Личность меньше стремится ситуациям, где сталкивается с мнениями, далекими от ее собственных, и, напротив, ищет ситуации, где сталкивается с мнениями, близкими ей.Соответ-но и сравнение осуществляется с людьми, чьи мнения более сходны с собственными (чел, начинающий учиться игре в шахматы, скорее будет сравнивать себя с др новичками, а не с признанными мастерами).
Минимальное несходство мнений ведет к конформизму — личность легко меняет незначительно отличающееся от других мнение, чтобы приблизить свое мнение к мнению группы.
Теория соц сравнения базировалась на знании о себе и знании о другом, она носила интерперсональный хар-р и могла претендовать на статус соц-психологической теории. Фестингер перешел от нее к построению новой теории — когнитивного диссонанса (замена термов — «противоречие» на «диссонанс», а «согласованность» на «консонанс»).
Теория Фестингера не делает акцента на соц поведении. Люди стремятся к согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности.
Основные положения теории:
а) между когнитивными элементами может возникать диссонанс;
б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту;
в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное отношение к новой информации.
Пример с курильщиком: человек курит, но вместе с тем знает, что курение вредно; у него возникает диссонанс, выйти из которого можно тремя путями: а) изменить поведение, т.е. бросить курить; б) изменить знание, в данном случае — убедить себя в том, что все рассуждения, статьи о вреде курения как минимум недостоверны, преувеличивают опасность; в) осторожно относиться к новой информации относительно вреда курения, т.е. игнорировать ее.
1. Основными единицами в теории диссонанса являются «когнитивные элементы» - «любое знание, мнение, убеждение относительно среды, кого-либо, поведения или самого себя».
2. Среди всех когнитивных элементов («когниций»), необходимо различать 2 типа: относящиеся к поведению («я еду сегодня на пикник») и относящиеся к среде («идет дождь»).
Легче изменить когниции, касающиеся поведения, чем когниции, касающиеся среды (суждения относительно очевидной реальности).
В теории диссонанса не рассматриваются любые отношения между когнитивными элементами:
а) абсолютное отсутствие связи между ними, их нерелевантность др другу (знание о том, что во Флориде никогда не бывает снега, и о том, что самолеты летают с превышением скорости звука); б) отношения консонанса; в) отношения диссонанса. В теории рассматриваются только 2 последних типа отношений между когнитивными элементами.
Диссонантные отношения: «Два элемента X и Y находятся в диссонантных отношениях, если при их изолированном рассмотрении отрицание одного следует из другого, а именно не-Х следует из Y».
Пример: человек является должником (Y), но покупает новую, дорогую машину (X). Здесь возникают диссонантные отношения, поскольку из Y (того факта, что человек должник) должно было бы следовать какое-то уместное в данном случае действие X, и тогда наблюдался бы консонанс.
4 источника возникновения диссонанса:
1) из логической непоследовательности, когда «следование "не-Х", из "У"» есть доказательство чисто логической противоречивости двух суждений как когнитивных элементов. Примеры: человек верит в то, что можно достичь отдаленную планету, но не верит в то, что можно построить соотв корабль).
2) из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам, нормам. Пример: принято, что на дипломат приеме есть нужно, держа вилку в левой руке, а нож в правой, но некто оперирует вилкой при помощи правой руки).
3) из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений. Пример: амер избиратель является демократом, но вдруг голосует за республикан кандидата. Осознание, что он — демократ, не соотв конкретному действию, это порождает диссонанс в его когнитивной структуре.
4) из несоответствия прошлому опыту. Пример: кто-то вышел без зонта под дождь и думает, что не промокнет, хотя всегда в прошлом в такой ситуации он промокал до нитки.
Элементы м.б 3 типов: деятели (субъект восприятия, др люди, группы); средства (действия, институты, ответы); цели (результаты). Отношения, кот связывают эти элементы, м.б 4-х типов: позитивные, негативные, нейтральные, амбивалентные. Два элемента и отношение между ними составляют «предложение». Всего можно получить 36 типов предложений. Объединенные вместе, они представляют собой структурную матрицу.
Фестингер пытается измерить величину, величина диссонанса между двумя когнитивными элементами - есть функция от важности (значимости) элементов для индивида». Пример: если кто-то купил недорогую вещь, а потом разочаровался в ней, возникш диссонанс невелик. Если студент знает, что не готов к экзамену, а сам бросает занятия и идет в кино, то диссонанс, возникающий при этом, значительно больше.
Последствия диссонанса:
1) существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, мотивирует личность уменьшить диссонанс и достичь консонанса;
2) когда диссонанс существует, в дополнение к попыткам его уменьшить личность активно избегает ситуаций и информации, способствующих его росту.
Постановка вопроса о мотивирующей роли диссонанса выглядит также неоднозначно.
Способы уменьшения диссонанса:
1. Изменение поведенческих элементов когнитивной структуры. Пример: чел собрался на пикник, но пошел дождь. Возникает диссонанс — несоответствие «представления о пикнике» и «знания о том, что плохая погода». Уменьшить диссонанс можно, отказавшись от участия в пикнике, изменив один из когнитивных элементов, исключив из когнитивной структуры утверждение «я еду на пикник», заменив его др суждением — «я не еду на пикник».
2. Изменение когнитивных элементов, относящихся к среде. Пример: человек купил автомобиль, но он желтого цвета, и друзья пренебрежительно называют его «лимон». В когнитивной структуре возникает диссонанс между осознанием факта приобретения дорогой вещи и отсутствием удовлетворения, вызванным насмешками. «Мнение друзей» в данном случае — «элемент среды». Нужно убедить друзей, что автомобиль — совершенство. Как видно, это не изменение среды как таковой.
3. Добавление в когнитивную структуру новых элементов. Пример с курильщиком, кот не бросает курить, не может изменить когниций, относящиеся к среде (не может замолчать научные статьи, направл против курения, «страшные» рассказы), и тогда начинает подбирать спец инфо: о пользе фильтра в сигаретах, о том, что такой-то курит 20 лет, а вон какой здоровяк.
Уязвимым местом теории остается прогнозирование конкретного пути уменьшения диссонанса, избираемого личностью. Одни предпочитают изменять когнитивные элементы, относящиеся к поведению, другие — селективно принимать информацию.
Главное отличие — место диссонанса и конфликта по отношению к процессу принятия решения. Диссонанс возникает после принятия решения, он — следствие принятого решения; конфликт возникает до принятия решения.
После принятия решения при наличии альтернативы возникает диссонанс, когда диссонантными отношениями выступают негативные стороны выбранного и позитивные стороны отвергнутого решения. Величина диссонанса зависит при этом не только от важности принятого решения, но и от степени привлекательности отвергнутого.
Критика:
- противоречивое и неоднозначное решение вопроса о мотивирующем значении диссонанса. Речь идет о разных вещах: то о мотивирующем значении диссонанса для поведения, то о мотивирующем его значении для перестраивания когнитивной структуры.
- оперирование лишь парой изолированных когнитивных элементов, рассмотрение лишь их отношений. Встает вопрос о праве на существование определенной модели в системе социально-психологического знания.
- возражения в отношении психологики. Люди в повседневных поступках руководствуются необязательно требованиями логики, но иными «резонами», формула «не-Х следует из Y» остается допускающей слишком произвольные толкования.
- задача — объяснение мотивации чел поведения — оказалась невыполненной.
|