Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.

Программа исследования – это изложение общей концепции исследования в соответствии с основными целями работы.

В программе исследования должно быть отражено что мы собираемся исследовать, как и почему (зачем). В ней излагаются и обосновываются логика и методы исследования объекта соответственно решаемым задачам.

 

Функции программы исследования:

1. Быть теоретико-методологическим обоснованием всех процедур эмпирического исследования (сбора, обработки, анализа и интерпретации данных, необходимых для теоретических выводов и рекомендаций, составляющих итог исследования)

2. Быть процедурным основанием проведения эмпирического исследования

Без программы исследования, полученные результаты бесполезны, так как невозможно определить их значение и дать им должную оценку.

 

Структура программы исследования:

Методологический раздел программы исследования:

1. Постановка проблемы

2. Определение цели и задач исследования

3. Определение объекта и предмета исследования

4. Уточнение и интерпретация основных понятий

5. Предварительный анализ объекта исследования

6. Выдвижение гипотез

Процедурный раздел программы исследования:

7. Составление стратегического плана исследования

8. Формирование выборки

9. Определение основных процедур сбора, обработки и анализа данных

 

Постановка проблемы

Проблема – это некое противоречие между имеющимся вопросом и отсутствием знаний для его решения, в связи с чем необходимо провести определенные теоретические и практические действия. направленные на его решение.

Выбор проблемы должен быть обоснован тем, что ее решение послужит лучшему познанию социально-психологического явления (в этом проявляется новизна проблемы), и тем, что ее решение поможет справиться с вопросом, встающим перед обществом (в ее актуальность).



Определение цели и задач исследования.

Цель исследования – это то, ради чего оно проводится. Цель исследования конкретизируется в задачах – определенных шагах, ведущих к поставленной цели.

Определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания, то, что порождает проблему. Это может быть какой-то процесс – например, социализация, адаптация и т.д., или же группа людей – например, профессиональная, возрастная и пр.).

Предмет исследования – это те свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению в данном исследовании.

Одному объекту могут соответствовать несколько различных предметов исследования. Объект и предмет исследования полностью совпадают, если перед исследователем стоит задача познания всех закономерностей функционирования данного объекта.

Уточнение и интерпретация основных понятий.

Теоретическое уточнение основных(выражающих узловые точки проблемы) понятий – это уточнение их смысла. Осуществляется с помощью анализа использования понятия в соответствующей литературе.

Эмпирическая интерпретация основных понятий – это установление соответствия между понятиями теории и объектами (признаками) эмпирической («наблюдаемой») действительности. Пример: эмпирические показатели понятия «Позитивный климат коллектива» включают в себя: «проявление доверия друг к другу», «свободное выражение собственного мнения», «отсутствие давления», «достаточная информированность», «принятие ответственности» и так далее.

Операционализация понятия – это уточнение методов и технических приемов, которыми можно зафиксировать выделенные свойства понятия (ответ на вопрос «результаты каких действий свидетельствуют о наличии явления и доступны измерению?»).

Предварительный анализ объекта исследования.

В процессе анализа объект должен быть «разложен» на элементы, связанные в некую гипотетическую систему (она может быть в виде графической схемы), когда можно было бы увидеть взаимосвязь предмета нашего исследования и других предметов данного объекта исследования.

Выдвижение гипотез.

Гипотеза – это предположение об определенных зависимостях между эмпирическими данными. Гипотеза отвечает на вопрос «что мы ожидаем выявить в результате исследования?» (например, структуру, механизмы, характер связей, отношения между изучаемыми элементами и пр.)

Гипотеза должна: 1) отвечать теоретическим принципам исследования, 2) содержать эмпирически интерпретированные понятия, 3) быть доступной для проверки – то есть сформулирована так, чтобы быть доказанной (или опровергнутой) при имеющемся уровне теоретических знаний, используемых методиках, практических возможностях исследования в целом.

7. Составление стратегического плана исследования.

Стратегический план исследования определяется целью нашего исследования и зависит от имеющихся знаний об изучаемом объекте.

Различают три основных стратегических плана исследования:

1) Поисковый (разведывательный) план. Используется только тогда, когда знаний об объекте настолько мало, что они не позволяют сформулировать гипотезу. Предполагается анализ литературы, работа с экспертами и исследование, чаще всего с использованием опросных методов(интервью, анкеты), методов анализа документов (например, контент-анализ) или метод наблюдения. Основной целью поискового исследования является более полное знакомство с объектом исследования и выдвижение описательных или каузальных гипотез.

2) Описательный план.

Применяется, когда знаний об объекте исследования достаточно для того, чтобы сформулировать описательную гипотезу (т.е. о структурно-функциональных связях или классификационных характеристиках).

3) Объяснительный (причинно-следственный, экспериментальный) план.

Применяется, когда знаний достаточно, чтобы сформулировать причинно-следственную гипотезу. Реализуется только с помощью эксперимента. Проведение эксперимента требует особого способа сбора и анализа данных.

Формирование выборки.

Сформировать выбору означается отобрать сравнительно небольшое количество испытуемых/респондентов, являющихся частью генеральной совокупности, изучение которых может дать нам определенный объем информации о генеральной совокупности.

Выборка должна быть репрезентативной, т.е. должна обладать параметрами в той же мере и в тех же пропорциях, что и генеральная совокупность.

Выборка также может строиться на основе выделения некоторых психологических характеристик. Например, мы проводим исследование объектов, обладающих высоким уровнем агрессивности, и уже у них выявляем социально-психологические характеристики поведения.

Объем выборки зависит от гомогенности генеральной совокупности и от используемых методов исследования (например, в кейс-стадии – изучении отдельных событий выборка не формируется).

Выборка может формироваться «случайно» (каждый объект генеральной совокупности имеет равный шанс попасть в выборку) или «систематически» (отбор объектов из генеральной совокупности через один и тот же «интервал»).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.