ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. Программа исследования – это изложение общей концепции исследования в соответствии с основными целями работы.
В программе исследования должно быть отражено что мы собираемся исследовать, как и почему (зачем). В ней излагаются и обосновываются логика и методы исследования объекта соответственно решаемым задачам.
Функции программы исследования:
1. Быть теоретико-методологическим обоснованием всех процедур эмпирического исследования (сбора, обработки, анализа и интерпретации данных, необходимых для теоретических выводов и рекомендаций, составляющих итог исследования)
2. Быть процедурным основанием проведения эмпирического исследования
Без программы исследования, полученные результаты бесполезны, так как невозможно определить их значение и дать им должную оценку.
Структура программы исследования:
Методологический раздел программы исследования:
1. Постановка проблемы
2. Определение цели и задач исследования
3. Определение объекта и предмета исследования
4. Уточнение и интерпретация основных понятий
5. Предварительный анализ объекта исследования
6. Выдвижение гипотез
Процедурный раздел программы исследования:
7. Составление стратегического плана исследования
8. Формирование выборки
9. Определение основных процедур сбора, обработки и анализа данных
Постановка проблемы
Проблема – это некое противоречие между имеющимся вопросом и отсутствием знаний для его решения, в связи с чем необходимо провести определенные теоретические и практические действия. направленные на его решение.
Выбор проблемы должен быть обоснован тем, что ее решение послужит лучшему познанию социально-психологического явления (в этом проявляется новизна проблемы), и тем, что ее решение поможет справиться с вопросом, встающим перед обществом (в ее актуальность).
Определение цели и задач исследования.
Цель исследования – это то, ради чего оно проводится. Цель исследования конкретизируется в задачах – определенных шагах, ведущих к поставленной цели.
Определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания, то, что порождает проблему. Это может быть какой-то процесс – например, социализация, адаптация и т.д., или же группа людей – например, профессиональная, возрастная и пр.).
Предмет исследования – это те свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению в данном исследовании.
Одному объекту могут соответствовать несколько различных предметов исследования. Объект и предмет исследования полностью совпадают, если перед исследователем стоит задача познания всех закономерностей функционирования данного объекта.
Уточнение и интерпретация основных понятий.
Теоретическое уточнение основных(выражающих узловые точки проблемы) понятий – это уточнение их смысла. Осуществляется с помощью анализа использования понятия в соответствующей литературе.
Эмпирическая интерпретация основных понятий – это установление соответствия между понятиями теории и объектами (признаками) эмпирической («наблюдаемой») действительности. Пример: эмпирические показатели понятия «Позитивный климат коллектива» включают в себя: «проявление доверия друг к другу», «свободное выражение собственного мнения», «отсутствие давления», «достаточная информированность», «принятие ответственности» и так далее.
Операционализация понятия – это уточнение методов и технических приемов, которыми можно зафиксировать выделенные свойства понятия (ответ на вопрос «результаты каких действий свидетельствуют о наличии явления и доступны измерению?»).
Предварительный анализ объекта исследования.
В процессе анализа объект должен быть «разложен» на элементы, связанные в некую гипотетическую систему (она может быть в виде графической схемы), когда можно было бы увидеть взаимосвязь предмета нашего исследования и других предметов данного объекта исследования.
Выдвижение гипотез.
Гипотеза – это предположение об определенных зависимостях между эмпирическими данными. Гипотеза отвечает на вопрос «что мы ожидаем выявить в результате исследования?» (например, структуру, механизмы, характер связей, отношения между изучаемыми элементами и пр.)
Гипотеза должна: 1) отвечать теоретическим принципам исследования, 2) содержать эмпирически интерпретированные понятия, 3) быть доступной для проверки – то есть сформулирована так, чтобы быть доказанной (или опровергнутой) при имеющемся уровне теоретических знаний, используемых методиках, практических возможностях исследования в целом.
7. Составление стратегического плана исследования.
Стратегический план исследования определяется целью нашего исследования и зависит от имеющихся знаний об изучаемом объекте.
Различают три основных стратегических плана исследования:
1) Поисковый (разведывательный) план. Используется только тогда, когда знаний об объекте настолько мало, что они не позволяют сформулировать гипотезу. Предполагается анализ литературы, работа с экспертами и исследование, чаще всего с использованием опросных методов(интервью, анкеты), методов анализа документов (например, контент-анализ) или метод наблюдения. Основной целью поискового исследования является более полное знакомство с объектом исследования и выдвижение описательных или каузальных гипотез.
2) Описательный план.
Применяется, когда знаний об объекте исследования достаточно для того, чтобы сформулировать описательную гипотезу (т.е. о структурно-функциональных связях или классификационных характеристиках).
3) Объяснительный (причинно-следственный, экспериментальный) план.
Применяется, когда знаний достаточно, чтобы сформулировать причинно-следственную гипотезу. Реализуется только с помощью эксперимента. Проведение эксперимента требует особого способа сбора и анализа данных.
Формирование выборки.
Сформировать выбору означается отобрать сравнительно небольшое количество испытуемых/респондентов, являющихся частью генеральной совокупности, изучение которых может дать нам определенный объем информации о генеральной совокупности.
Выборка должна быть репрезентативной, т.е. должна обладать параметрами в той же мере и в тех же пропорциях, что и генеральная совокупность.
Выборка также может строиться на основе выделения некоторых психологических характеристик. Например, мы проводим исследование объектов, обладающих высоким уровнем агрессивности, и уже у них выявляем социально-психологические характеристики поведения.
Объем выборки зависит от гомогенности генеральной совокупности и от используемых методов исследования (например, в кейс-стадии – изучении отдельных событий выборка не формируется).
Выборка может формироваться «случайно» (каждый объект генеральной совокупности имеет равный шанс попасть в выборку) или «систематически» (отбор объектов из генеральной совокупности через один и тот же «интервал»).
|