Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Уникальность в том, что она диагностирует группу и отношения между членами этой группы.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда существует психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся стихийно как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько (например, взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др.). Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой каждая личность подчиняет свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин (графиков) и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения были проверены как экспериментально, так и на практике.

Социометрия позволяет выделить:

* индивид особенности: свойства и качества личности: статус, лидерские качества, популярность, харизматическое и ситуационное лидерство, позицию интегратора группы, стиль лидерства (авторитарный, демократический), компетентность в общении.



* групповые явления: групповая сплоченность, внутригрупповой конфликт, социально-психологический климат в группе, динамика групповых ценностей и др.

Для социометрии была разработана спец. статистическая процедура, позволяющая с высокой надежностью определять границы разделения статусного ряда на зоны популярности/непопулярности.

Социометрия позволяет наглядно убедиться в том, что группа обладает индивидуальностью и целостностью. Поэтому надо изучать не только закономерности поведения и деятельности людей, но и закономерности развития и жизнедеятельности самих этих групп.

Надежность социометрической информации означает способность с большей вероятностью обеспечивать получение искомого результата. При оценке надежности пользуются следующими критериями:

· объективность - когда результаты не зависят от личности оценивающего (более объективный метод, чем интервью, беседа); имеются угрозы – мотивация к участию, когда испытуемые скрывают истинные предпочтения и искажают ответ, или когда исследователь и условия проведения эксп не вызывают доверия и гарантии анонимности, проблемы подбора значимых критериев выбора.

· валидность (обоснованность) - когда тест измеряет именно то, что им хотят измерять (иногда одни критерии, оказавшиеся валидными в одной ситуации могут ими не быть в другой: ех, на вопрос «С кем бы вы посоветовались в трудной ситуации?» многие испытуемые некого банка ответили, что ни с кем. Это было связано с тем, что была высокая конкуренция среди сотрудников). Для определения валидности теста его результаты сравниваются с внешним критерием (предварительное наблюдение за группой, здравый смысл и логика помогают определить валидные критерии).

 

· устойчивость - когда повторное измерение рассматриваемого признака значимо не изменяет его результатов (в Сц проблема устойчивости теста упирается в проблему устойчивости отношений в группе (ведь группа всегда развивается, изменяется статусная система, возраст испытуемых, ценности…)

 

· чувствительность (точность) - чтобы повысить чувствительность теста, проводят непараметрическую Сц (неограниченное число предпочтений/выборов) и учитывают приоритетный порядок выборов.

Существуют требования к группе и процедуре исследования:

- д.б. обозначены границы группы/ выборы д.б. самостоятельными/ вопросы д.б. понятными/группа должна иметь опыт совмест. д-ти/ для выявления выборов все д.б. опрошены в терминах опред. критерия/критерии д.б. значимыми для группы.

Морено считает:

- что истинная модель Сц – непараметрическая. Просто ее труднее обрабатывать, и поэтому берут параметрическую (ограничена 3-5 выборами);

- что нельзя задавать вопросы по типу «кто твой друг?», а вопросы надо соотносить с конкретными ситуациями работы и общения.

Исследователь: не д.б. членом опрашиваемой группы/неизвестный группе человек/вызывать доверие у группы.

Инструкция в социометрии имеет 2 значения:

- разъясняет технику ответов на вопросы;

- создает мотивацию при ответах у членов группы

Способы статистической обработки полученных результатов:

Для обработки данных составляется социометрическая матрица.

Социограммы позволяют графически, наглядно представить структуру отношений в группе, выделить подгруппы популярных, непопулярных, аутсайдеров, лидеров, сделать предположение о стиле лидерства, судить о сплоченности, о псих климате.

Обозначения – взаимный выбор – двойная стрелка, выбор одного другим стрелка в сторону выбираемого, мужчина квадрат, женщина круг.

Модификация социометрии:

Коллективная социограмма - (в центре – популярные, а на периферии – непопулярные; удобно изображать в ней первые три выбора – иначе очень много стрелочек; хорошо выполненной социограммой считается та, где отсутствуют или сведены к минимуму пересекающиеся выборы; интерес представляют подгруппы, где есть своя структура связей – в виде колеса, звезды, цепи, ядра).

Самая популярная социограмма – мишень (по Нортвей - она) 1952. При ее построении учитывалось разделение группы на популярных, средних и непопулярных.

Критика:

§ Не может стандартизировать относительное расположение субъектов внутри концентрических зон.

§ В случае больших групп – ограничение обозначения связей.

Индивидуальные социограммы – позволяют провести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе (позволяют выделить в группе непопулярных отверженного и изолиров членов).

- субъект, чьи связи исследуются располагается в центре, к нему сходятся связи с теми, кто его выбрал, отверг. Пример: социограмма лидера – помогает отличить позицию лидера от позиции популярного члена группы.

Индексы – математический способ. Дают количественную оценку положения индивида в группе, а также оценку группы в целом.

Индексы бывают индивидуальные и групповые.

К числу известных разновидностей социометрического метода относятся шкала приемлемости, аутосоциометрия, коммуникометрия.

 

Недостатки метода:

а) невозможность выявления мотивов межличностных предпочтений или отвержений;

б) высокая вероятность искажения результатов из-за неискренних ответов или психологической защиты;

в) возможность использования лишь в группах, имеющих опыт группового взаимодействия.

! Социометрия – единств метод, с помощью которого можно исследовать группу как целое. Статистич процедуры позволяют проводить сравнит. исследования разных групп по широкому кругу задач – благополучия/неблагополучия климата, уровня развития группы, ценностных ориентаций группы, изучения личности с позиции групповой принадлежности.

 

Социометрия может иметь дополнительные формы.

В конце 30-х гг. XX в. Морено провел классический эксперимент по преобразованию групп в государственной учебно-воспитательной колонии для девушек г.Хадсона (штат Нью-Йорк). В этой колонии находилось около 500 девушек с делинквентным поведением из неблагополучных семей. В колонии им должны были быть созданы условия для приобретения навыков социального поведения, получения школьного образования, а также предпосылки для самостоятельной, профессиональной деятельности. В колонии были созданы благоприятные условия для этого и тем не менее отношения в колонии были напряженными: между девушками и руководством школы, групповая вражда между домами (в которых проживали девушки) и внутри них, низкий уровень успеваемости и постоянные попытки сбежать из колонии.

Хадсоновский проект Морено имел диагностический и терапевтический разделы.

Диагностический – это сбор данных с помощью:

– социометрического опроса;

– построения социограммы;

– психодраматического диагноза.

Терапевтический – раздел включал:

– психодраму и ролевую игру;

– повторный социометрический опрос;

– преобразование группы по социометрическим показателям.

Психодрама проводилась для окончательного диагноза социометрической структуры групп.

Так, разыгранные сцены стычки между вновь поступившей девушкой и «центром приятжения», лидером группы, привело к пониманию того, что просходит в группе. Один из приемов психодрамы – обмен ролями. Если после длительной психодраматической терапии социометрическая позиция той или иной девушки оставалась неблагоприятной, то производились перегруппировки.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.